Главная » Архив материалов
Сергей Адамович Колбасьев (3 (15) марта 1899, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя – 30 октября 1937/30 октября 1942) – русский и советский моряк, прозаик-маринист, поэт, радиолюбитель, энтузиаст джаза. Родился в Одессе в семье коллежского асессора Адама Викторовича Колбасьева и уроженки Мальты Эмилии Элеоноры (Эмилии Петровны) Каруана. Во многом благодаря матери Сергей Колбасьев с детства владел английским, французским, немецким и итальянским языками. Сохранился шутливый юбилейный диплом, которым в 1929 году, к своему 30-летию, Сергей Колбасьев наградил свою мать за «высококвалифицированные услуги и неустанные труды на благо российской литературы». Учился в петербургской гимназии Лентовской, с 1915 года, по примеру братьев отца, – в Морском кадетском корпусе. Практику проходил в 1917 году на миноносце «Свирепый», участвовал в боевых действиях против турецкого флота. После закрытия корпуса и досрочного выпуска в марте 1918 года, был направлен на Северный флот, где служил переводчиком при союзной миссии. Перед интервенцией уехал в Петроград. В составе Рабоче-крестьянского Красного Флота проходил службу на Балтийском флоте на линкоре «Петропавловск» и артиллеристом на эскадренном миноносце «Москвитянин», на котором 15 октября 1918 года ушёл по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань. По май 1919 года служил старшим помощником командира эсминца «Прыткий» в составе Волжско-Каспийской флотилии. Осенью 1919 года на линкоре «Петропавловск» участвовал в обороне Петрограда. С июля 1920 года служил командиром канонерской лодки «Знамя социализма» и, одновременно, командиром дивизиона канонерских лодок Азовской флотилии. С февраля 1920 года по февраль 1921 года был начальником оперативного отдела эскадры морских сил Чёрного моря. В феврале 1922 года по ходатайству наркома просвещения А. В. Луначарского Колбасьев был откомандирован для работы в издательстве «Всемирная литература» и уволен в запас. В 1931–1932 годах Колбасьев проходил стажировку на эсминцах «Калинин» и «Карл Маркс» в качестве штурмана, затем флаг-связиста дивизиона эсминцев. В 1937 году Колбасьеву было присвоено звание интенданта 3-го ранга, что соответствовало званию капитан-лейтенанта в военно-морском флоте. Работал переводчиком в советских дипломатических миссиях: в 1923 году в кабульском полпредстве (вернулся на родину из-за конфликта с главой миссии Ф. Ф. Раскольниковым), и в 1923–1928 годах – в торговом представительстве в Хельсинки. Затем там же, в Хельсинки, заведовал экспортом и импортом радиооборудования. Во время службы на Чёрном море летом 1921 года познакомился с Николаем Гумилёвым и решил заняться литературой. В 1921 году вернулся в Петроград. Вместе с Н. Тихоновым и К. Вагиновым вступил в литературную группу «Островитяне». В сборнике этой группы опубликовал пять первых стихотворений. По воспоминаниям Исая Рахтанова, именно благодаря Колбасьеву, владевшему английским языком, Николай Тихонов испытал сильное влияние Редьярда Киплинга. В Ленинграде Колбасьев стал членом «Литературного объединения Красной Армии и Флота». В журнале «Вокруг света» писатель опубликовал роман-игру «Факультет кругосветного путешествия» (1928), цикл морских рассказов «Поворот все вдруг» (1930), повесть «Салажонок» (1931). Около 1930 года он написал научно-популярную книжку для юношества о радиотехнике, писал очерки о социалистическом строительстве в городе и на селе. Колбасьев продолжил литературную деятельность, опубликовав книгу «Правила совместного плавания», повести «Арсен Люпен», «Джигит» и «Река». Главной темой произведений писателя была служба на кораблях Красного флота, со времён Гражданской войны до первой пятилетки. Совместно с литературным критиком Н. А. Коварским написал сценарий к фильму «Миноносец „Бауман“». «В своих рассказах Колбасьев описывает собственный опыт службы во флоте, уделяя большое внимание техническим подробностям. Его проза – чаще всего автобиографическая, – написана живо, но вовсе не плотно, не сжато; Колбасьев любит удивлять неожиданными поворотами сюжета и оживлять повествование прямой речью», – Вольфганг Казак. Есть версия, что именно Колбасьевым в 1937 или 1938 году написано известное стихотворение «В час вечерний, в час заката…», которое в советской устной традиции считалось предсмертным стихотворением Николая Гумилёва С. А. Колбасьев обладал разносторонними интересами, много читал, хорошо знал живопись и музыку, увлекался фотографией, авиа- и судомоделизмом, радиолюбительством. Модели кораблей он начал строить ещё в детстве. лет с десяти, построил настоящий флот. Модели надводных и подводных кораблей отличались тщательностью изготовления, вплоть до мелких деталей – якорей, шлюпок, поворотных орудий и такелажа, притом, длина одного из самых крупных кораблей – линкора – была около восемнадцати сантиметров. Подаренная дочери собственноручно изготовленная модель яхты (длиной около шестидесяти пяти сантиметров) была пригодна для пусков в Финском заливе, на ней можно было поднимать и спускать паруса. Коллекция моделей погибла во время блокады Ленинграда в 1942 году. Важное место в жизни С. А. Колбасьева занимало увлечение радио. Он не только собрал собственный проигрыватель для пластинок, которые привозил из зарубежных командировок, и приемник, отличавшиеся прекрасным качеством звучания, но и, совместно с писателем и инженером В. Д. Охотниковым, разработал и звукозаписывающий аппарат. В этом устройстве для записи звука использовалась склеенная в кольцо киноплёнка. Им же было создано оригинальное устройство для воспроизведения изображения, в котором картинка возникала при вращении металлического перфорированного диска. Приёмники Колбасьева позволяли принимать из-за рубежа передачи зарождавшегося тогда телевидения. Написал популярные книги для юных радиолюбителей – «Радио – нам» и «Радиокнижка», которая выдержала три издания. Колбасьев был одним из пропагандистов джазовой музыки в СССР. Он коллекционировал грампластинки, записывал музыку с радиоэфира с помощью рекордеров собственной конструкции, вёл радиопередачи о джазе и выступал с лекциями в ленинградских и московских домах культуры. Был консультантом-методистом молодёжного джаз-оркестра, опубликовал статью «Jazz» (журнал «Тридцать дней», 1934, № 12). Эта сторона его деятельности показана в кинофильме 1983 года «Мы из джаза». В декабре 1933 года и в 1934 году С. А. Колбасьев дважды был арестован как «сотрудник иностранных разведорганов» Великобритании и Финляндии (дело «Двойник»), но оба раза был освобождён. В ночь на 9 апреля 1937 года был арестован снова. Совместно с писателем М. Е. Зуевым-Ордынцем обвинён по статьям 58-1а (измена Родине) и 58-10 (контрреволюционная агитация) УК РСФСР. Как и при первых арестах, Колбасьев не признавал себя виновным, но его «контрреволюционность» подтвердили свидетели по делу: замредактора журнала «Костёр» К. Н. Боголюбов и безработный Д. Г. Стуков. В дни, когда ещё шло следствие, в передовой статье журнала «Рабочий и театр» за август 1937 года, «бывший офицер Колбасьев» был назван в числе «подонков, оказавшихся агентами фашизма». Сведения о гибели Колбасьева противоречивы. Ранее считалось, что он был расстрелян 30 октября 1937 года по решению тройки УНКВД по Ленинградской области в соответствии с актом о расстреле 65 осуждённых, в котором Колбасьев фигурировал под № 11 (акт подписан 30 октября 1937 года). Однако, согласно учётно-анкетной карточке Колбасьева, 21 января 1938 года он убыл из тюрьмы в неясном направлении. По свидетельству очевидца А. А. Вейхера, в феврале 1938 года Колбасьев среди большой группы заключённых замёрз на лесоповале в Талнахе. В 1956 году дочь писателя Галина Сергеевна получила справку о смерти отца, где говорилось, что С. А. Колбасьев умер от лимфосаркомы 30 октября 1942 года. Известно, что подобные справки в большинстве случаев фальсифицировались. |
Владимир Яковлевич Самойлов (15 марта 1924, Одесса – 8 сентября 1999, Москва) – советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1972) и двух Государственных премий СССР (1976, 1986). Владимир Самойлов родился 15 марта 1924 года в Одессе, на улице Уютной, 2. Согласно другой версии – в селе Егоровка (ныне в Раздельнянском районе Одесской области), откуда была родом его мать Евдокия. Со временем семья переехала в Одессу. Дом, где родился будущий актёр, до сих пор сохранился. Отец служил механиком на судне дальнего плавания. Окончил школу в 1941 году. Участвовал в войне, где получил тяжёлое ранение, после которого всю жизнь хромал. В 1945–1948 годах учился в Одесском государственном театральном училище (ныне Одесское театрально-художественное училище). Ещё до его окончания начал играть в театре. В 1945–1948 годах – актёр Одесского драматического театра Советской Армии Одесского военного округа (ныне – Львовский драматический театр имени Леси Украинки), в 1948–1951 – Одесского русского драматического театра им. А. Иванова, в 1951–1958 – Кемеровского областного театра драмы им. А. Луначарского, в 1958–1968 – Горьковского театра драмы им. М. Горького, в 1968–1992 – Московского драматического театра им. В. Маяковского, где работал большую часть жизни. В 1992–1999 годах работал в Московском драматическом театре им. Н. Гоголя. Сыграл в театре около 250 ролей. С 1959 года начал сниматься в кино. Сыграл более 100 ролей. Владимир Яковлевич Самойлов скончался 8 сентября 1999 года (по другим источникам – 9 сентября) в Москве на 76-м году жизни от сердечного приступа, во время репетиции короля Лира в трагедии У. Шекспира. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Просмотров: 172 |
|
Дата: 14.03.2021
|
Эдит Леонидовна Утёсова (1 (14) марта 1915, Одесса – 21 января 1982, Москва) – советская эстрадная певица, лирическое сопрано. Солистка в джаз-оркестре своего отца Леонида Осиповича Утёсова. Эдит (в быту Дита) Утёсова родилась в Одессе. Получила домашнее образование. Свободно владела английским, немецким и французским языками. В детстве, проживая с родителями в Петрограде, дружила с будущим известным советским композитором Никитой Богословским, который в восьмилетнем возрасте подарил ей ко дню рождения вальс собственного сочинения. С 1933 года занималась в драматической студии Рубена Симонова, училась в Ленинградском хореографическом училище и Театральном училище имени Б. В. Щукина, однако учёбу не окончила, и театральную карьеру ей сделать не удалось. В 1933 году по предложению отца впервые выступила вместе с ним на эстраде. С 1936 года Эдит начала выступать с оркестром Л. О. Утёсова. В том же году сыграла главную женскую роль в антирасистском музыкальном спектакле «Тёмное пятно», музыку к которому написал И. О. Дунаевский. Сам Леонид Утёсов в своей книге так описывает появление дочери в своём оркестре: «Она не собиралась быть эстрадной артисткой. Она училась игре на фортепьяно и посещала Драматическую студию Р. Н. Симонова. Я тоже хотел, чтобы моя дочь стала драматической актрисой. Особенно потому, что понимал: не надо детям повторять своих родителей. Люди безжалостно судят детей удачливых отцов. Не мне говорить об артистических достоинствах моей дочери – обычно в этих вопросах родителям верят только наполовину. Но я слышал от других о её музыкальности, вкусе и чувстве меры. <…> Не раз я замечал, что стоило Эдит Утёсовой выступить без меня, с каким-нибудь другим ансамблем, как успех увеличивался. Наверно, придумай она себе псевдоним – творческий путь её был бы более благополучным. Она пришла в наш оркестр в 1936 году, почти сразу после окончания студии, и, не успев ещё проявить себя, как драматическая актриса. А у нас она как-то сразу пришлась, что называется, ко двору и сразу стала одним из самых активных участников нашего коллектива – не только актрисой и певицей, но и моим помощником и советчиком. А часто и критиком». Эдит Утёсова проработала в оркестре отца 17 лет, несмотря на постоянную критику официальных властей и недоброжелателей за так называемую «семейственность». В середине 1950-х годов распоряжением Министерства культуры СССР была уволена из оркестра. Была замужем за кинорежиссёром Альбертом Гендельштейном. В конце жизни увлеклась поэтическим творчеством. Ряд её стихотворений был опубликован в московской печати. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Скончалась 21 января 1982 года в Москве от лейкемии, похоронена рядом с мужем на Востряковском кладбище (129 уч.). Через полтора месяца, 9 марта, не стало и её отца.
Просмотров: 190 |
|
Дата: 13.03.2021
|
Александр Григорьевич Тройницкий (12 (24) марта 1807 или 1807, Одесса – 12 (24) марта 1871 или 1871, Санкт-Петербург) – русский статистик, товарищ министра внутренних дел, член Государственного совета Российской империи. Тайный советник, почётный опекун. Александр Григорьевич Тройницкий принадлежал к дворянскому роду малороссийского происхождения, известного с начала XVIII века. Его отец Григорий Устинович Тройницкий (ок. 1774–1812) всю свою жизнь состоял на военной службе в рядах Ладожского пехотного полка, пройдя в нём путь от подпрапорщика (с 1793 года) до майора (с 1808 года). В начале Отечественной войны 1812 года он сражался с французами в корпусе генерала Н. Н. Раевского и умер от ран, полученных 11 июля в бою под Салтановкой. Мать А. Г. Тройницкого – Матрёна Фоминична, урождённая Волошина (1780-е – 1876, замужем с 28 января 1806 года), дочь капитана Елисаветградской инвалидной роты, прожила очень долгую жизнь, пережив сына и скончавшись в глубокой старости в имении Нагорное Кременчугского уезда Полтавской губернии. В семье родились ещё сыновья Алексей (1806?–?) и Николай (1811–1892). Образование получил в Ришельевском лицее: выпущен адъюнктом с чином IX класса в 1826 году (3-й выпуск). В 1829 году был приглашён преподавать историю и географию в Одесском институте благородных девиц, где потом был инспектором. С конца 1820-х годов помещал статьи в местной газете. В 1834 году был назначен управляющим городской типографией и главным редактором «Одесского Вестника» и «Journal d’Odessa»; под его редакторством обе названные газеты привлекли новые силы и сделались более содержательными. В 1857 году Тройницкий был назначен заведующим статистической частью в статистическом комитете и членом главного управления цензуры при министерстве народного просвещения. В 1858 году Тройницкий был назначен членом совета министра внутренних дел; с 1861 года – товарищем министра; в этом звании он оставался до 1867 года, когда был назначен членом Государственного совета. С 1862 года – сенатор. С 1868 года – управляющий петербургскими сиротскими заведениями, почётный опекун. Умер от холеры. Похоронен на Волковом православном кладбище Санкт-Петербурга.
Просмотров: 156 |
|
Дата: 11.03.2021
|
Борис Давидович Литвак (11 марта 1930, Одесса – 10 апреля 2014, там же) – депутат Одесского городского совета, почётный гражданин города Одессы, почётный гражданин Одесской области, Герой Украины (2007), заслуженный тренер Украины, общественный деятель, создатель Центра реабилитации детей-инвалидов «Будущее», известного как «Дом с ангелом», председатель правления Одесского областного благотворительного фонда реабилитации детей-инвалидов «Будущее». Борис Литвак появился на свет в одесском детском приёмнике 11 марта 1930 года. Его мать Анна Абрамовна Кушнир на девятом месяце беременности ушла от отца. Она работала на заводе «Кинап», благодаря чему вместе с сыном 27 сентября 1941 года смогла покинуть Одессу на последнем судне (завод был эвакуирован в Самарканд, где Борис работал слесарем). После войны семья вернулась в Одессу, Борис служил в Советской Армии в Западной Белоруссии, потом его приняли в Минск, в штатную футбольную команду Минского дома офицеров. В 1953 году уволен в запас. Более 30 лет руководил Одесской детско-юношеской спортивной школой № 2. В 1959 году, продолжая работать, поступил на заочное отделение факультета физического воспитания Одесского педагогического института им. Ушинского. После окончания института работал преподавателем физического воспитания в Одесском автомеханическом техникуме. В 1961 году был избран заместителем председателя областного совета добровольно-спортивного общества. В 1977 году стал директором детской юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 2, где работал до смерти. В 1996 году создал Одесский областной благотворительный фонд реабилитации детей-инвалидов «Будущее». Борис Литвак умер на 85-м году жизни 10 апреля 2014 г. в Одессе. «Добро нужно делать тихо. Так, чтобы об этом никто не знал», – так когда-то определил свой жизненный девиз Борис Литвак. В реабилитационном центре регулярно проходит Фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Под крылом Ангела», посвященный памяти Бориса Давидовича Литвака.
Просмотров: 167 |
|
Дата: 10.03.2021
|