Главная » Архив материалов
Вильям Францевич Валькот (Уильям Уолкот, англ. William Walcot; 10 марта 1874, Одесса, Российская империя – 21 мая 1943, Хастперпойнт, Суссекс, Англия, Британская империя) – российский архитектор и художник британского происхождения, работавший в Москве в 1898–1908 годах. Автор проекта гостиницы «Метрополь» и двух особняков в Пречистенском переулке, мастер стиля модерн. По возвращении в Великобританию, стал знаменит как мастер архитектурной графики и городского пейзажа. Вильям Валькот родился в Люстдорфе (пригород Одессы, Черноморка). Старший сын шотландского торговца Еноха Шеннона (1854–1895, англ. Enoch Shannon), известного как Фрэнк Уолкот (Frank Walcot), и его жены Екатерины (1853–1940), дочери немецкого колониста Готлиба Райхерта, предки которого поселились при Екатерине II на присоединённых землях Новороссийской губернии. Рос в Европе и Южной Африке; в возрасте 17 лет вернулся в Россию для поступления в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург). Окончив академию по классу Л. Н. Бенуа, продолжил образование в Париже. Переехав в Москву, некоторое время работал в Абрамцевских керамических мастерских Саввы Мамонтова. Крупнейшая работа Валькота – фасады гостиницы «Метрополь». В 1898 г. Савва Мамонтов выкупил участки земли по Театральному проезду для строительства культурно-делового центра; ядром постройки должен был стать зал мамонтовской «Частной оперы». Публичный конкурс 1899 года присудил первую премию Л. Н. Кекушеву. Проект Валькота под девизом «Женская головка» занял четвёртое место, однако Мамонтов, отбросив мнение профессионалов, выбрал именно его. В том же 1899 году Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых махинациях, и руководство проектом перешло к Петербургскому страховому обществу; новые управляющие наняли опытного Кекушева в соавторы к Валькоту. Построенное здание имеет мало общего с валькотовским проектом 1899 года (Brumfield, фото 56), однако тема «женской головки» сохранена в интерьерах. Здание, выгоревшее в 1901 г. и выстроенное заново к 1905 г., знаменито художественным оформлением работы М. А. Врубеля, А. Я. Головина и Н. А. Андреева. «Женская головка» в замке свода повторяется в двух других московских работах Валькота – особняках Якунчиковой (1900) и Гутхейля (1903), выстроенных на соседних участках по Пречистенскому переулку. Тогда же Валькот выполнил мозаичные фризы для собственного дома Л. Н. Кекушева в Глазовском переулке (подписаны W. W.). Собственный стиль Валькота – т. н. английский модерн – существенно отличается от франко-бельгийского модерна Л. Н. Кекушева своей сдержанностью и простыми формами с четким вертикальным членением. Валькот регулярно публиковал эскизы своих проектов в профессиональной прессе, оказав влияние на поколение современных ему архитекторов. Кроме упомянутых зданий, он построил в Москве гостиницу-общежитие в Спиридоньевском переулке, 9, и доходный дом Московского торгово-строительного акционерного общества в Мясницком проезде, 4 (совместно с И. Г. Кондратенко). В 1902–1905, Валькот терпит серию неудач на публичных конкурсах. Он выиграл конкурс на проект лютеранского собора в Старосадском переулке (1902), но община начала строительство по проекту архитектора В. А. Коссова. В 1904 году Валькот проиграл конкурс на доходный дом Политехнического общества по Мясницкой Адольфу Минкусу. Здание, построенное Александром Кузнецовым в 1907 году, включает элементы валькотовского проекта (Brumfield, рис.58). Валькот вернулся в Лондон в 1908 году (по другим данным, в 1906 году, в связи с болезнью жены, которая вскоре скончалась), первоначально работал художником-графиком на южноафриканского архитектора Юстаса Фрера (1863–1944). Валькот не сумел утвердиться на родине как архитектор-практик; за всю жизнь в Великобритании, он спроектировал и построил единственное здание (61, Сент-Джеймс-стрит, Лондон, 1933). Однако Валькот стал знаменит как талантливый художник архитектурного пейзажа. Работая на ведущих британских архитекторов (Эдвин Лютьенс, Херберт Бейкер, Эстон Уэбб), в Риме, Париже, Нью-Йорке, Валькот создал множество архитектурных эскизов и городских пейзажей в манере, близкой к импрессионизму. В 1919 году Валькот издает первый альбом собственных картин и гравюр, в 1913–1922 годах - становится действительным членом британских художественных обществ. С началом Второй мировой войны Валькот потерял заказы; в 1943 году он покончил с собой (по воспоминаниям дочери Валькота, Полли Уолкот-Стюарт, был ранен во время бомбардировки Лондона и вскоре умер в небольшом городе Хастперпойнт недалеко от Лондона). |
Юлий Исидорович (Юда Израилевич) Гессен (8 марта 1871, Одесса – 22 августа 1939, Ленинград) – российский историк, литератор, автор научных работ по истории еврейского народа. Родился в Одессе, в семье управляющего Днестровской линией Русского общества пароходства и торговли Исидора Юльевича (Израиля Юделевича) Гессена (1840–1925) и Минны Ильиничны Гессен. Его дед, Юда Мунишевич Гессен (1808–1873), был купцом 2-й гильдии, попечителем одесской талмуд-торы; занимался хлеботорговлей. Автор свыше 300 научных работ. Начал литературную деятельность фельетонами в журнале «Восход» (1895). Первыми публикациями Гессена были изданный в 1898 г. биографический очерк об О. А. Рабиновиче и русский перевод «Автоэмансипации» Л. Пинскера. С 1900 г. занялся исследованием истории евреев в России на основе архивных материалов, став одним из выдающихся специалистов в этой области. В центре его научной и общественной деятельности была борьба евреев России за эмансипацию и гражданские права. В 1905–1906 гг. Гессен был секретарем Союза для достижения полноправия еврейского народа в России. Он составил записку «О жизни евреев в России» (1906), представленную затем депутатам 2-й Государственной думы и членам Государственного совета. Результаты своих исследований Гессен обобщил в книге «История евреев в России» (1914), уделив внимание главным образом политико-правовым аспектам. Его «История еврейского народа в России» (1916) при переиздании (1–2 тт., 1925–27) была дополнена главами культурно-исторического характера. По инициативе Гессена началось издание «Еврейской энциклопедии» (1–16 тт., 1908–13), в которой он был секретарем редакции, возглавлял отдел «Евреи в России с 1772 г.» и был автором многих статей. Гессен печатался в изданиях «Пережитое» и «Еврейская старина» (до 1930). После 1917 г. сотрудничал также в «Еврейском вестнике» (1928), публиковал работы по истории русского антисемитизма. В то же время был вынужден заняться историей промышленности и рабочего класса в России. В 1930–35 гг. был редактором «Вестника АН СССР», с 1935 г. занимался публикацией архивов арктических экспедиций 18 в.
Просмотров: 135 |
|
Дата: 07.03.2021
|
С Праздником, дорогие женщины! Счастья, здоровья, удачи, тепла, любви! Между тем изначально праздник 8 Марта задумывался совершенно с другим посылом – это день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. Зарождение Международного женского дня некоторые связывают с маршем пустых кастрюль в Нью-Йорке в 1857 году. Работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке впервые провели марш 8 марта в знак протеста против неприемлемых условий труда и низкой заработной платы. Они шли по улицам города, ударяя в пустые кастрюли и создавая шум. Участницы демонстрации требовали 10-часовой рабочий день и равную с мужчинами зарплату. В 1908 году по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин, в котором приняли участие около 15 тысяч работниц. Требования остались все те же: сокращение рабочего дня и равные c мужчинами зарплаты. На следующий год Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался в последнее воскресенье февраля вплоть до 1913 года. В 1910 году на Второй международной социалистической женской конференции в Копенгагене немка Клара Цеткин предложила учредить Международный женский день. По ее задумке в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая внимание к проблемам гендерного неравенства. В 1911 году первый Международный женский день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта. В России женщины впервые вышли на митинги 2 марта 1913 года, а уже на следующий год Международный женский день прошел в восьми странах – США, Великобритании, Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. Поворотным в истории борьбы за права женщин стал 1917 год, когда в России женщины получили право голоса. 8 марта (23 февраля по юлианскому календарю) было ознаменовано революционным взрывом, положившим начало Февральской революции – большевики в Петрограде воспользовались празднованием Международного женского дня для организации митингов и собраний против войны, дороговизны и тяжелого положения работниц. В 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в петроградской демонстрации 1917 года. Это событие стало катализатором Февральской революции и свержения монархии в России. В 1966 году Международный женский день стал не только праздником, но и нерабочим днем. ООН объявила 1975 год Международным годом женщин и признала 8 Марта официальным праздником. Два года спустя Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам объявить любой день Днем борьбы за права женщин и международный мир. К концу XX века Международный женский день потерял свою феминистскую окраску, став днем поздравлений женщин, девушек и даже девочек. В некоторых странах праздник был и вовсе заменен Днем матери. Тем не менее, в последние годы в России меняется восприятие Международного женского дня. В этот день в российских городах стали проходить митинги в поддержку прав женщин и против домашнего насилия. Организация Объединенных Наций объявила темой Международного женского дня в 2021 году «Женщины на руководящих позициях: достижение равного будущего в мире COVID-19». В организации объяснили, что женщины оказались в авангарде борьбы с пандемией как медицинские работники, воспитатели, ученые, общественные организаторы и политические лидеры. И, тем не менее, дорогие наши! Добра вам и вашим близким, радости, счастья, иммунитета – от всего плохого, синего неба и Черного моря! См.: https://riafan.ru/1395195-mezhdunarodnyi-zhenskii-den-zachem-nuzhen-prazdnik-i-kak-ego-otmechat
Просмотров: 122 |
|
Дата: 07.03.2021
|
Андрей Миронов (07.03.1941 – 16.08.1987) – актёр театра и кино, Народный артист РСФСР. Андрей Миронов родился 7 марта 1941 года в актерской семье Александра Менакера и Марии Мироновой. До последнего дня беременности Мария Миронова играла в Государственном театре миниатюр, и родовые схватки начались во время одного из ее выступлений. Ее привезли в родильный дом, где 7 марта у Мироновой родился мальчик, которого она решила назвать Андрей, но официальной датой его рождения записали 8 марта. Фамилия в свидетельстве о рождении Андрея была указана папина – Менакер. Школьные годы Андрея Менакера прошли в московской престижной 170-й школе на Петровке, где учились дети ученых, артистов и писателей. Тем временем Андрей еще в дошкольном возрасте изучил немецкий язык, а позднее свободно овладел английским. Родители надеялись, что их сын поступит в МГИМО, однако Андрея интересовал театр. После окончания школы в 1958 году Андрей подал документы в Театральное училище имени Щукина. В конечном итоге Андрей сдал экзамены в училище на «отлично» и был зачислен на первый курс, которым руководил актер, педагог и режиссер Иосиф Рапопорт. Во время учебы Миронов не был лидером, но очень старательно учился, так как его мечтой было получить красный диплом. Если по какому либо экзамену он получал четверку, то шел пересдавать. В 1962 году Миронов окончил училище, и надеялся попасть в труппу Театра имени Вахтангова, но его туда не взяли, что очень расстроило Андрея, и он долго не мог решиться, какой из театров ему выбрать. Но на одном из вечеров в доме драматурга Арбузова, где Андрей бывал с родителями, он познакомился с режиссером Театра сатиры Валентином Плучеком, который, узнав о том, что Андрей еще не выбрал для себя место работы, пригласил его к себе. И уже первые спектакли с участием Андрея «24 часа в сутки», «Клоп», «Баня», «Над пропастью во ржи» и «Доходное место» вызвали всеобщее восхищение зрителей и критики. Вслед за успешной театральной карьерой у Андрея Миронова начала развиваться кинематографическая. Он снялся в киноповести Александра Зархи «Мой младший брат». Это была первая серьезная роль актера в кино. А вскоре на экраны вышла комедия Генриха Оганисяна «Три плюс два», в которой Миронов сыграл одного из троих друзей – ветеринара Романа. В 1965 году Эльдар Рязанов пригласил Андрея Миронова в свою картину «Берегись автомобиля», на роль прохвоста Димы Семицветова. Фильм имел огромный успех, роль Миронова была признана критиками одной из лучших, и приглашения снова сняться в кино следовали одно за другим. Но всеобщим любимцем Андрея Миронова сделала роль жулика Геннадия Козодоева по кличке Граф в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». В этой же картине состоялся дебют Миронова как певца с песней «Остров невезения», которую посоветовал включить в картину Юрий Никулин. С этого момента Миронов стал часто исполнять песни, как в кино, так и во время творческих вечеров. Однако позднее он признавался: «Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей, я это знаю, высшее мое достижение в кино – это фильм «Бриллиантовая рука». В 1971 году в приключенческом фильме «Достояние республики» режиссера Владимира Бычкова, Андрей Миронов сыграл одну из своих самых романтических ролей – бывшего придворного учителя фехтования по прозвищу Маркиз. Его «Песенка о шпаге» мгновенно стала шлягером, вышла на миньоне и звучала почти из каждого окна. В том же 1971 году Андрей Миронов женился на актрисе Театра Сатиры Екатерине Градовой – исполнительница роли радистки Кэт в сериале «Семнадцать мгновений весны». Екатерина Градова вспоминала: «Наш брак был заключен по большой любви. Он был коротким, но не все, что коротко, не имеет своих следов и продолжения. Андрей был очень консервативен в браке. Воспитанный в лучших традициях «семейного дела», он не разрешал мне делать макияж, не любил в моих руках бокал вина или сигарету, говорил, что я должна быть «прекрасна, как утро», а мои пальцы максимум чем должны пахнуть – это ягодами и духами. Он меня учил стирать, готовить и убирать так, как это делала его мама. Он был нежным мужем и симпатичным, смешным отцом». В начале 1970-х годов популярность Андрея Миронова была невероятной, но актер был необыкновенно скромен. Брак Андрея Миронова и Екатерины Градовой оказался недолгим – в 1974 году они расстались. Андрей тем временем продолжал активно сниматься. Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России», вышедший на экраны страны в 1974 году, стал одним из лидеров проката, занял 4-е место, и собрал у экранов почти пятьдесят миллионов зрителей. Все рискованные трюки в этой картине Андрей Миронов исполнял без дублера. Итальянские актеры, снимавшиеся в фильме, находились под глубочайшим впечатлением от работы Миронова на съемочной площадке. Андрей сам вылезал из кабины пожарной машины, двигавшейся на скорости 60 километров в час, по аварийной лестнице перебирался на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влезал в салон автомобиля. Не менее сложными и опасными были и другие эпизоды. Он спускался из окна шестого этажа гостиницы «Астория» в Ленинграде, держась руками за ковровую дорожку, и висел над Невой, ухватившись за края разведенного моста на высоте двадцатиэтажного дома, в то время, как под ним внизу проплывал пароход. Гораздо реже комедийных Миронов играл драматические роли. Такими были его работы в фильме «Тени» и «Повторная свадьба», однако такие роли были, скорее – исключениями в его творческой карьере. В 1974 году Андрей Миронов познакомился с актрисой Центрального театра Советской Армии Ларисой Голубкиной. К тому времени он покинул свою первую семью, хотя официально развод еще не оформил. Голубкина тоже побывала замужем и у нее была дочь Маша. Лариса Голубкина рассказывала: «Андрей дарил мне корзины цветов еще в институте. Он мне делал предложение четыре раза на протяжении десяти лет. А я говорила: «Нет!» Потому что не хотела замуж. Я ему говорила: «Зачем мы женимся? Я тебя не люблю, и ты меня не любишь». Он говорил: «Потом полюбим. Вот поженимся и полюбим». И он добился своего... Я вышла за Андрюшу, когда мне было уже за тридцать, но я считаю, что это мой первый брак. Миронов хотел открыть в себе новые возможности, чувствовал, что его творческий потенциал не используется во всю силу. Театр в этом плане ему давал больше, чем кинематограф. Он мечтал сняться в серьезных фильмах, например, у Андрея Тарковского. Вместо этого одно за другим следовали предложения сниматься в музыкальных фильмах. В 1974 году Миронов снялся в картине «Лев Гурыч Синичкин», в 1975 году – в фильме «Соломенная шляпка», в 1976 году – в фильме «Небесные ласточки», в 1977 году – в фильме «Двенадцать стульев», в 1978 году – «Обыкновенное чудо», и в 1979 году – «Трое в лодке, не считая собаки». Осенью 1978 года во время гастролей в Ташкенте у Андрея Миронова произошел кровоизлияние в мозг. Его положили в больницу, где врачи диагностировали менингит. А в начале 1980-х годов у Миронова на теле появились фурункулы. Болезнь была настолько тяжелой, что актеру было трудно двигаться. Михаил Державин рассказывал: «В «Ревизоре», когда он падал, мы с Шурой Ширвиндтом пытались изловчиться и поймать его так, чтобы не дотронуться до больных мест под коленками, под мышками. Он страшно мучился. Дорогой парфюм заглушал аптечный запах разных мазей, которыми он спасался. Ему делали переливание крови, аутогемотерапию. Но ничего не помогало...» Миронов решился на жесточайшую операцию – лимфаденектомию. Под общим наркозом ему удалили лимфоузлы в тех местах, где была хроническая инфекция. Операция была тяжелой, но он перенес ее мужественно. 1980-е годы были самыми тяжелыми в жизни Андрея Миронова. Несмотря на хроническую аневризму сосудов головного мозга, которую врачи констатировали лишь посмертно, он продолжал активно работать в кино и театре, много гастролировал по стране, собирая аншлаги. В 1981 году он сыграл в фильме «Будьте моим мужем», а в 1982 году – в фильме «Сказка странствий». В 1984 году Миронов сыграл одну из своих лучших ролей писателя Ханина в фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». Последней работой Миронова в кино стала роль в кинокартине «Человек с бульвара Капуцинов» в 1987 году. Фильм «Человек с бульвара Капуцинов» вышел на экраны страны в 1987 году, и стал одним из лидеров проката, заняв второе место, и собрав у экранов сорок миллионов зрителей. Однако сам актер до этого успеха не дожил. Лариса Голубкина вспоминала, как за несколько дней до трагических событий Андрей Миронов узнал о смерти Анатолия Папанова: «В тот вечер случилось непредвиденное. В гримерке после спектакля собрались несколько наших друзей-актеров. У всех было замечательное настроение, и тут нам сообщили, что умер Анатолий Папанов. Неожиданно Андрей в полной тишине произнес: «А кто следующий?» Ровно через девять дней Андрюши не стало...» После смерти Папанова театр оказался в сложной ситуации. Гастроли отменить было уже невозможно, и дирекция театра попросила Андрея заменить Папанова в спектаклях. С этого момента у Миронова почти не было свободного времени. Нагрузка была тяжелейшей. Андрей постоянно репетировал, и 14 августа на сцене Рижского оперного театра, во время исполнения своей «коронной» роли Фигаро в спектакле «Женитьба Фигаро», у актера случилось обширное кровоизлияние в мозг. Александр Ширвиндт унес его на руках за кулисы. Александр Ширвиндт вспоминал: «В спектакле я играл графа. Все шло нормально, и вдруг Андрюша с полуулыбкой на лице стал идти на меня. Я подумал: «Что за импровизация такая?» А он тихо говорит мне: «Шурка! Голова!» Я его обнял и чувствую, он оседает. Выкрутиться уже было невозможно! Слышу, зал загудел, все поняли, что что-то не так. Я подхватил Андрея и на руках унес за кулисы. Кто-то крикнул: «Врача!» Миронова положили на стол, где было много искусственных цветов, приготовленных для финала спектакля. Жуткое зрелище! Он еще жив, а вокруг него... эти цветы. Андрей постоянно шептал: «Голова, болит голова...» Кто-то из лучших побуждений вложил ему в рот нитроглицерин. Если бы знать тогда, что прием нитроглицерина, сосудорасширяющего препарата, только усугубил кровотечение, произошедшее из-за разрыва сосудов головного мозга». Миронова отвезли в клинику нейрохирургии, немедленно начали реанимационные мероприятия. В течение почти двух суток поддерживалось кровяное давление и дыхание. Лариса Голубкина вспоминала: «Он был жив еще до раннего утра 16 августа. Мне сказали, в мозгу наступили необратимые нарушения. Когда врачи поняли, что от прежнего Андрея Миронова уже ничего не осталось, аппарат жизнеобеспечения отключили». Андрей Миронов был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Просмотров: 134 |
|
Дата: 07.03.2021
|
Евгения Самсоновна Истрина, урожденная Кузьменко (22 февраля [6 марта] 1883, Одесса – 4 апреля 1957, Ленинград) – лингвист-русист, историк языка, член-корреспондент Академии наук СССР (1943). Родилась 22 февраля (6 марта) 1883 года в крестьянской семье. Окончив Одесскую гимназию с золотой медалью, слушала лекции в Новороссийском университете. В 1906 году вышла замуж за профессора (с 1907 года – академика) В. М. Истрина. В 1909 году окончила Петербургские высшие женские курсы (Бестужевские курсы) и до 1916 года преподавала на них общее и сравнительное языкознание и славяноведение. С 1919 года преподавала в Петроградском педагогическом институте (затем ЛГПИ) (профессор, 1935), в 1942–1944 годах в эвакуации в Алма-Ате состояла профессором Алма-Атинского университета. С 1944 года находилась в Москве, была профессором МГУ. В 1947 году вернулась в ЛГПИ. Её первая печатная работа – рецензия на книгу профессора В. Поржезинского «Элементы языковедения и истории русского языка» в Журнале Министерства народного просвещения (март 1911). Затем вышла её книга «Руководство по истории русского языка с хрестоматией, снимками с древних рукописей и с двумя картами в красках» (Петроград, 1915), которая была переиздана в 1917 и 1923 годах. В 1923 году была напечатана ещё одна работа Е. С. Истриной, одно из классических исследований по русскому историческому синтаксису: «Синтаксическiя явленiя Синодальнаго списка 1-й Новгородской летописи» (Петроград, 1923. – IV, 204 с.) В 1934 году, совместно с профессором К. Б. Бархиным она составила учебник для высших педагогических учебных заведений «Методика русского языка в средней школе» С 1950 года участвовала в работе над 17-томным Большим академическим словарём русского языка, удостоена за этот труд посмертно Ленинской премии в 1970 году. Е. С. Истрина была одним из главных редакторов (наряду с В. В. Виноградовым и С. Г. Бархударовым) двухтомной академической «Грамматики русского языка» (М., 1953–1954, переиздана в 1960). Статьи и книги Истриной посвящены различным проблемам исторической и синхронной русистики вплоть до методики школьного преподавания и культуры речи. Скончалась 4 апреля 1957 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Просмотров: 148 |
|
Дата: 05.03.2021
|