Главная » Архив материалов
В Одессе объявлен траур... |
Ушел Михал Михалыч Жванецкий… Наверное, нужно хлопать, как провожают великих артистов – аплодисментами. Есть такая традиция. Сквозь слёзы. Моряк, ну, портовик, – для моряков. Вряд ли писатель – для писателей. А на самом деле – последний классик великой русской литературы. Даже не южно-русской её школы, а всей. Органичный продолжатель дела Бабеля, Олеши, Катаева, Ильфа, Петрова, Багрицкого, Кирсанова, Славина. Но и Паустовского, но и Куприна. Да, и поэтов, и драматургов. Потому, что выразить всё, да ещё и минимумом слов, – это нужно было уметь. Для одесситов он – Одессит! «Полномочный представитель Одессы в Москве», как ранее был Леонид Утёсов. А знаете, что есть неуловимо-общее у Жванецкого и Утёсова? Отсутствие однофамильцев!.. Не замечали? А для нас, оленинградившихся, он – такой как мы. «Нужно закончить Одессу, поступить в Ленинград…» Собственно, так мы и сделали на этой дороге. Не свернули на юг (сами знаете куда), не понеслись на запад (сами знаете куда). И только потом – опять не свернули на юг. В Москву. Поэтому есть Питер Ахматовой, есть Питер Жванецкого. Красносельский район, проспект Ветеранов, Ульянка, улица Стойкости, улица Солдата Корзуна, проспект Народного Ополчения…. а также – весь блистающий Петербург-Петроград-Ленинград с театрами, музеями и дворцами. И огромной, на всю жизнь, прививкой вкуса и такта… И Всемирный клуб одесситов с его нашим филиалом. Почетным Президентом которого (филиала) он тоже является. И резидентом, ибо лично был, вскоре после нашего открытия, и благословил. Как и благословил, также лично, на наше пятилетие. Разумеется, эта должность остаётся за ним – навсегда. Страшное слово «навсегда» уже применимо.
Просмотров: 170 |
|
Дата: 06.11.2020
|
Лучший портрет Чайковского стал и последним прижизненным, написанным за девять месяцев до смерти гениального композитора. Его автор - художник-передвижник из Одессы Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1930). «Художник Кузнецов написал в Одессе удивительнейший портрет мой. Портрет писался спешно, и потому в нём, может быть, нет желательной законченности в деталях, но по экспрессии, жизненности, реальности он, если не ошибаюсь, в самом деле, замечателен». С мнением Петра Ильича, вероятнее всего, согласился Павел Михайлович Третьяков, иначе как бы портрет оказался вместо фойе Одесского театра у знаменитого мецената?… «Никогда я ещё не испытывал ничего подобного тому, что испытываю теперь. Меня чествуют здесь, как какого-то великого человека, чуть ли не спасителя Отечества». П. И. Чайковский об Одессе и одесситах
Пётр Ильич Чайковский приехал в Одессу 12 января 1893 года по приглашению директора одесского отделения Императорского Российского Музыкального общества Льва Куперника и антрепренёра одесского Городского театра Ивана Грекова. Композитор согласился участвовать в подготовке премьеры своей оперы «Пиковая дама» и дирижировать двумя симфоническими концертами. Одесситы с большим нетерпением ждали приезда маэстро. «Билеты на концерты брались с бою, несмотря на высокую цену, назначенную Музыкальным обществом, которое нуждалось в средствах и хотело поправить их. Интервьюеры взапуски бегали за Чайковским и осаждали его вопросами, на которые он, для вящей точности, давал письменные ответы», – писал в своих мемуарах журналист Абрам Кауфман. Музыканты одесского Городского театра с энтузиазмом ожидали первой репетиции «Пиковой дамы», шли на неё, как на праздник. «Задолго до назначенного часа все оркестранты были на своих местах… Как только Пётр Ильич вышел из-за кулис на сцену, раздался гром аплодисментов и крики «Ура!», оркестр грянул туш, и композитор, к немалому своему изумлению, был подхвачен на руки. Его долго качали. Все присутствующие в театре встали, аплодисменты продолжались около 15 минут. Пётр Ильич прошёл в первый ряд кресел, оттуда наблюдая за репетицией и делая замечания», – рассказывал оркестрант Сергей Левин. Во время репетиций в зале находился одесский художник Николай Кузнецов, рисовавший Чайковского, который чутко реагировал на происходящее на сцене. Пётр Ильич случайно увидел наброски и согласился позировать для портрета на парадной лестнице театра. Картина кисти Кузнецова стала единственным написанным с натуры прижизненным портретом Чайковского. Премьера «Пиковой дамы», состоявшаяся 19 января 1893 года, имела огромный успех. «Вся публика, как один человек, поднималась с мест при каждом выходе Чайковского и благодарила за музыку, а он, растроганный до слёз, в свою очередь, благодарил её», – писали газеты. После премьеры Иван Греков подарил композитору клавир оперы в плюшевом переплёте с двумя серебряными досками. На одной из них размещалась надпись «Пиковая дама», серебряный венок и карта дамы пик, на другой – три карты веером: тройка треф, семерка бубен и туз пик. В Одессе Петр Ильич дирижировал не двумя, как было условлено, а пятью симфоническими концертами. Три выступления были благотворительными – в пользу бедных учащихся Ришельевской гимназии, музыкантов оркестра и «Славянского общества». «Благодаря любезности композитора и небогатые люди будут иметь возможность услышать его произведения под его личным управлением», – писала газета «Одесские новости». На концертах исполнялись: фантазия «Буря», Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, Andante cantabile из Первого квартета, сюита из балета «Щелкунчик», элегия памяти Самарина, вальс из «Серенады» для струнного оркестра, увертюра «1812 год» и романсы. Оркестранты и члены Музыкального общества Одессы в благодарность подарили маэстро лавровый венок и дирижёрскую палочку из чёрного дерева с золотой рукояткой-лирой и бриллиантом. Артистка Мария Заньковецкая от имени труппы Украинского драматического театра преподнесла композитору венок с позолоченными листьями и надписью «Смертные – бессмертному». «Никогда мне не приходилось так уставать от дирижирования, как в Одессе... Но зато никогда и нигде меня не возносили, не фетировали, как там», – признавался Пётр Чайковский в письме брату Модесту. Уезжая из Одессы 25 января 1893 года, композитор обещал вернуться осенью, чтобы принять участие в постановке оперы «Иоланта». Но этим планам не суждено было осуществиться. Менее чем через год Чайковского не стало. «В 1893 году пришла печальная весть о смерти Чайковского. Как громом поразило нас это известие», – вспоминал Сергей Левин. Одесса искренне почтила память композитора. Были организованы концерты, на которых исполнялись произведения Чайковского, состоялась премьера «Иоланты». «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», – писал П. И. Чайковский. Желание композитора сбылось. Прошло более ста лет со дня его смерти, а музыка Петра Ильича звучит, вдохновляет и завораживает слушателей до сих пор. Использованы материалы книг В. С. Максименко «Городской театра Одессы: 1809-2009», С. М. Когана «Дирижер И. В. Прибик и Одесский оперный театр», И. С. Волощука «Возрождаем театр-сказку». См.: https://opera.odessa.ua/ru/repertuar/arhiv/vechir-romansiv-petra-chaykovskogo/chaykovskiy-v-odesi/
Просмотров: 145 |
|
Дата: 06.11.2020
|
Добрый день, Уважаемая администрация Клуба одесситов Санкт-Петербурга! Пишет вам одесская команда Зеленого театра! Сейчас мы работаем над реализацией городского литературного проекта. Проект назвали «Чтение на дом». Если коротко описать проект, то, наверное, стоит начать с того, что отчасти этот проект появился из-за существующей боли понимания того, что есть закоренелый имидж Одессы, который показывает наш город через призму пляжных клубов, летних развлечений, высоких цен и прочего. Мы стараемся сохранить и передать интересные и важные истории литературной Одессы, которые стали уходить на второй, третий и даже четвертый план из-за засилья в городе новостроек, ночных клубов и ресторанов. Мы верим, что наш проект уже меняет восприятие города и его ценность в глазах жителей и приезжих. Это проект о любви к литературе и истории Одессы. Вместе с историками и краеведами мы находим и фиксируем здания, улочки и прочие места о которых когда-либо упоминали писатели и поэты. На этих местах устанавливаем информационные таблички. Установка каждой таблички сопровождается выставкой иллюстраторов, публичными лекциями и чтениями. А еще команда Зеленого своими силами приводят в порядок и убирает зоны, в которых устанавливает знаки. Мы уже установили 5 табличек в городе и продолжаем собирать средства на дальнейшую разработку целого туристического литературного маршрута, который изложим в вот таком сборнике-путеводителе, а перед началом следующего сезона Зеленого театра постараемся все реализовать еще и в онлайн-приложении. Сейчас нам очень нужна информационная поддержка, чтобы об этом проекте узнало больше людей и кому проект откликнется – смог поддержать нас любой суммой. Заранее спасибо! С ув.! Зеленый театр!
Итак: Сегодня мы бы хотели обратить внимание на литературный проект одесского Зеленого театра. Удивительно, как молодое поколение одесситов изо всех сил старается сберечь историю города и память о тех, кто в нем творил! Суть проекта заключается в разработке литературного туристического маршрута. Команда театра, вместе с историками и краеведами находит и фиксирует здания, улочки, и прочие места о которых когда-либо упоминали писатели и поэты. Установка каждой таблички сопровождается приведением в порядок места, в котором будет установлен знак, выставкой иллюстраторов, публичными лекциями и чтениями. Уже установлены 5 табличек в городе и продолжаются собираться средства на дальнейшую разработку маршрута. Давайте поможем собрать необходимую сумму: https://biggggidea.com/ Читання доДому from Alexandra Iliashenko on Vimeo.
Просмотров: 194 |
|
Дата: 02.11.2020
|
Михаил Пелопидович Латри (19 (31) октября 1875, Одесса – 11 февраля 1942, Париж) – живописец, художник по керамике, представитель киммерийской школы живописи. Михаил Латри родился в Одессе в семье старшей дочери И. К. Айвазовского Елены Ивановны и врача одесской городской больницы Пелопида Саввича Латри. Значительную часть детства провёл в Феодосии, где попал под влияние творчества своего деда, который был его первым учителем живописи. В 1896 году, после окончания Ришельевской гимназии, по рекомендации деда поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, в пейзажный класс Архипа Куинджи. В 1897, после ухода из Академии А. Куинджи, прервал учёбу и отправился в путешествие по Греции, Италии, Турции, Франции. Учился в Мюнхене у Ш. Холлоши и Ферри-Шмидта. В 1899 году вернулся в Санкт-Петербург и был зачислен в Высшее художественное училище вольнослушателем. В 1902 году окончил курс со званием художника, получив звание художника за картину «Осенний ветер» (1.11.1902). Писал импрессионистские пейзажи маслом, темперой и акварелью, многие картины посвятил Крыму и Греции. Участвовал в выставках Академии Художеств (с 1912), «Новом обществе художников» (1912–1913), членом-учредителем которого он был, а также в составе крупнейшего творческого объединении молодых художников – «Мир искусства». Картины репродуцировались в журналах «Мир искусства» и «Огонек». В 1905 году переехал в имение Баран-Эли возле Феодосии, где оборудовал специальную керамическую мастерскую и на последующих выставках выставлял именно керамические произведения. Так, он показал художественную керамику в передвижном «Салоне Издебского» 1909–1910 годов. В этот же период Михаил Латри активно участвовал в деятельности Феодосийского Общества любителей художеств, был общественным директором Феодосийской картинной галереи. В 1920 году с первой волной русской эмиграции Михаил Латри покинул Крым и обосновался в Греции. Руководил Королевским керамическим заводом в Афинах. Исполнил пейзажи Афин, островов Делос и Миконос, принимает участие в археологических раскопках древнего Делоса и Миконоса. В 1924 году смена политической обстановки в Греции заставила Михаила Латри переехать в Париж. Организовал крупную декоративно-художественную мастерскую, разрабатывал эскизы, по которым изготавливались вазы, сервизы, панно, лаковые ширмы. Русский символизм перекликался у Латри с декоративными мотивами набиравшего силу Арт деко. В 1935 году провёл персональную выставку в Реймсе, на которой были представлены графические работы и акварели Парижского периода. Умер 11 февраля 1942 года в Париже. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа. В 1962 и 1975 годах в Феодосии прошли мемориальные выставки творчества Михаила Латри. Наиболее представительная коллекция его работ хранится в Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского. Его произведения также находятся в таких музейных собраниях как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Лувр.
Просмотров: 150 |
|
Дата: 31.10.2020
|