Главная » Архив материалов
Иван Ефимович Петров (18 [30] сентября 1896, Трубчевск, Орловская губерния – 7 апреля 1958, Москва) – советский военачальник, генерал армии (1943, 1944). Герой Советского Союза (1945). Иван Ефимович Петров родился в городе Трубчевск Брянской области в семье сапожника. Русский. После смерти отца мать осталась с четырьмя детьми. Благодаря помощи старшей сестры поступил в мужскую прогимназию в Трубчевске, которую окончил в 1913 году. В том же году поступил в учительскую семинарию в городе Карачев, которую окончил осенью 1916 года. В учительской семинарии он учился на земскую стипендию, как малообеспеченный учащийся. С января 1917 года И. Е. Петров служил в Русской императорской армии. Поступил в Алексеевское юнкерское училище в Москве, которое окончил 1 июня 1917 года. По окончании училища в чине прапорщика служил командиром полуроты в запасном 156-м пехотном полку в Астрахани. Переболел дизентерией и в начале января 1918 года был уволен из армии по состоянию здоровья. В апреле 1918 года мобилизован в РККА. Участник Гражданской войны. Служил в 1-м Самарском коммунистическом отряде, участвовал в подавлении восстания анархистов в Самаре (май 1918 года), в боях против белочехов под Сызранью, Самарой, Мелекессом, Симбирском. С сентября 1918 года – помощник этапного коменданта 5-й армии. С ноября 1918 года – заведующий общим отделом ЧК при штабе 4-й армии Восточного фронта. В январе 1919 года назначен управляющим делами Уральского областного ревкома, будучи в этой должности участвовал в боях на Восточном фронте в составе 25-й Чапаевской стрелковой дивизии и 22-й Самарской стрелковой дивизии против уральских казаков генерала В. С. Толстова. Член РКП(б) с 1918 года. С мая 1920 – на Западном фронте против белополяков. Командир взвода, военный следователь и помощник командира особого отряда в Мозырской группе войск, член военного трибунала 17-й кавалерийской дивизии. Участвовал в советско-польской войне. Осенью 1920 года с 17-й кавалерийской дивизией был переброшен на Украину, участвовал в ликвидации войск С. В. Петлюры в районах Проскурова – Бердичева. В феврале 1921 года занимал должность военного комиссара 17-го кавалерийского полка этой же дивизии. С января 1922 – инструктор политотдела 5-й Витебской стрелковой дивизии. В марте 1922 года был назначен в 11-ю кавалерийскую дивизию и в её составе участвовал в многолетней борьбе с басмачеством на Туркестанском фронте. В сентябре 1922 года И. Е. Петров был назначен командиром сводного отряда 2-й бригады 11-й кавалерийской дивизии, входящей в состав 13-го стрелкового корпуса, специально созданного для борьбы с басмачами в Матчинском бекстве. Позднее лихая атака бойцов 11-й кавдивизии под командованием И. Е. Петрова у колодца Такай-Кудук, в которой 23 сентября 1922 года был уничтожен курбаши Абду-Саттар-хан вместе со всем своим отрядом, была отмечена в приказе войскам 13-го стрелкового корпуса. В 1926 и в 1931 годах И. Е. Петров окончил стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава РККА (КУКС «Выстрел»). С октября 1926 года командовал отдельным кавалерийским эскадроном 1-й стрелковой дивизии Среднеазиатского военного округа, с октября 1927 года – 2-м Туркменским кавалерийским полком Туркменской бригады. В 1929 году принял участие в военной операции Красной армии в Афганистане. С июня 1929 – командир Отдельной сводной Узбекской кавалерийской бригады. С ноября 1931 – командир 1-й Туркестанской горнострелковой дивизии САВО. С сентября 1932 года – начальник и военком Объединённой Среднеазиатской военной школы имени В. И. Ленина (с марта 1937 года – Ташкентское пехотное училище). С июня 1940 года – командир 194-й стрелковой дивизии в Сибирском военном округе (Новосибирская область), с октября – инспектор пехоты Среднеазиатского военного округа. С введением в РККА генеральских званий 4 июня 1940-го года И. Е. Петрову было присвоено звание «генерал-майор». В марте 1941 года Петров был назначен командиром 27-го механизированного корпуса, формировавшегося в Средней Азии. С началом Великой Отечественной войны корпус ускоренными темпами закончил формирование и был направлен в район Брянска. 8 июля 1941 года советским Генеральным штабом на основе опыта первых дней войны было принято решение о расформировании корпусного звена бронетанковых войск и переформировании имевшихся танковых дивизий по новым штатам. 15 июля 1941 года управление 27-го механизированного корпуса было расформировано. Генерал И. Е. Петров был назначен командиром 1-й кавалерийской дивизии, формирующейся в Одессе. По его воспоминаниям, в Одессу он прибыл 6 или 8 июля 1941 года. 20 августа 1941 года Петров стал командиром 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, с которой принял участие в обороне Одессы. Он оперативно проводит ряд мероприятий для стабилизации обстановки в полосе дивизии. Упорной обороной и активными действиями противник был остановлен, и дивизия прочно закрепилась на новом рубеже. Благодаря умелому руководству подчиненными частями, эффективному использованию наземной, береговой и корабельной артиллерии враг не смог сломить сопротивление дивизии. Командование Приморской армии поручает Петрову возглавить Южный сектор обороны (25 сд, 2 кд и один стрелковый полк 95-й стрелковой дивизии). Войска этого сектора в течение месяца стойко отражали атаки врага, что позволило командованию OOP подготовить и нанести в восточном секторе комбинированный удар по прорвавшейся группировке противника: боевые корабли высадили морской десант в составе полка морской пехоты, одновременно в тыл врага был выброшен парашютный десант, навстречу им наступали части стрелковых дивизий. В результате две дивизии румын были разгромлены и враг отброшен на 5–8 км, что лишило его возможности эффективно вести артиллерийский обстрел города и порта. Защитники Одессы были полны решимости продолжать борьбу. Однако к концу сентября положение войск Южного фронта резко ухудшилось. Фашистская группа армий «Юг» угрожала прорывом в Крым и на Кавказ. В целях прочного удержания Крыма и главной базы Черноморского флота – Севастополя – Верховное Главнокомандование 30 сентября приняло решение об эвакуации Одессы и переброске войск Одесского оборонительного района в Крым для усиления обороны. В основу плана эвакуации войск, утвержденного Ставкой, были положены предложения генерала И. Е. Петрова, вступившего 5 октября 1941 года в командование Приморской армией. Эвакуация проходила исключительно организованно, в строгом соответствии с планом, несмотря на условия, связанные с отражением возобновившегося наступления противника. До 13 октября были переброшены в Крым одна стрелковая дивизия, армейские склады, госпитали, часть артиллерии, автотранспорт и другие грузы. Главные силы армии до последнего дня продолжали удерживать занимаемый рубеж, усилили активность боевых действий, нанесли ряд мощных огневых ударов авиацией, артиллерией армии и флота. После этого в течение одной ночи под прикрытием арьергардов и партизанских отрядов внезапно оторвались от противника, быстро отошли в порт, погрузились на корабли и суда и ушли в Крым. Противник был в полном неведении. Только через 6 часов после отхода наших войск он начал артиллерийский обстрел и бомбардировку с воздуха переднего края обороны. Операция по эвакуации войск морем на другое направление, проведенная под руководством Петрова, является поучительной как по замыслу, так и методу осуществления. Для ее реализации потребовалось провести большую организаторскую работу, четко отработать взаимодействие войск и сил флота, незаметно оторваться от противника и быстро погрузить войска на большое количество кораблей и судов. Всего из Одессы было вывезено: более 80 тыс. бойцов, 15 тыс. человек гражданского населения, 500 орудий, 1158 автомашин, 163 трактора, 20 тыс. т боеприпасов и оборудование одесских заводов. Героической обороной Одессы советские войска и флот более чем на 2 месяца сковали 18 румынских дивизий и нанесли им тяжелые потери, в результате чего 4-я румынская армия была выведена на переформирование. 73-дневная героическая оборона Одессы явилась выдающимся событием начала войны и примером массового героизма советских войск. Она сыграла важную роль в срыве гитлеровских планов «молниеносной» войны, существенно облегчила условия отхода войск Южного фронта и организацию обороны на новом рубеже. Большая заслуга в этом принадлежит генералу И. Е. Петрову, который совместно с командованием Черноморского флота и Одесского оборонительного района сделал все возможное для успешного выполнения ответственной боевой задачи, поставленной партией и народом. Генерал И. Е. Петров был одним из руководителей обороны Севастополя. В ноябре – декабре 1941 года войска под командованием Петрова и моряки Черноморского флота под командованием вице-адмирала Ф. С. Октябрьского отразили два наступления 11-й немецкой армии под командованием генерал-полковника Э. Манштейна. В дальнейшем до лета 1942 года советские войска в Севастопольском оборонительном районе под командованием И. Е. Петрова успешно сковывали крупные силы немецких войск. В июне-июле 1942 года блокированный гарнизон Севастопольского оборонительного района 4 недели отражал новое наступление превосходящих сил немецких войск Э. Манштейна, но длительная блокада сделала своё дело – поступление пополнения и боеприпасов практически прекратились и в конце концов ценой больших потерь и усилий немецко-румынским войскам удалось овладеть Севастополем. После падения города И. Е. Петров, среди прочих руководителей обороны, был эвакуирован на подводной лодке. Тяжело переживая поражение и невозможность спасти защитников города, перед эвакуацией Петров попытался застрелиться, но был удержан своими соратниками от этого поступка. С августа 1942 года И. Е. Петров командовал войсками 44-й армии Закавказского фронта. С октября 1942 года – командующий Черноморской группой войск Закавказского фронта. На этих постах отличился в боях в обороне Кавказа, особенно значительную роль сыграл во время Туапсинской оборонительной операции. С марта 1943 года И. Е. Петров начальник штаба, а с мая – командующий Северо-Кавказским фронтом. Войска фронта под командованием И. Е. Петрова успешно участвовали в Новороссийско-Таманской операции, Новороссийской десантной операции, в боях при освобождении Таманского полуострова и городов Майкоп, Краснодар и Новороссийск. Войска фронта в ноябре 1943 года форсировали Керченский пролив и заняли плацдармы на Керченском полуострове, проведя исключительно трудную Керченско-Эльтигенскую десантную операцию. 20 ноября 1943 года на основании директивы Ставки ВГК от 15 ноября 1943 года фронт преобразован в Отдельную Приморскую армию. Однако 3 марта 1944 года за неудачное проведение ряда частных наступательных операций (в том числе десант на мыс Тархан и десант в Керченский порт) Петров был освобождён от должности командующего Приморской армией, зачислен в резерв Ставки ВГК и понижен в звании до генерал-полковника. С 13 марта 1944 года генерал-полковник Петров И. Е. командовал 33-й армией Западного фронта, с 12 апреля по 6 июня 1944 года он – командующий 2-м Белорусским фронтом. Однако и с этой должности он был снят после доклада члена Военного совета фронта Л. З. Мехлиса И. В. Сталину о «мягкотелости Петрова, о неспособности его обеспечить успех операции … что Петров болен и слишком много времени уделяет врачам», это произошло за несколько дней до начала Белорусской операции, к проведению которой Петров полностью подготовил войска фронта. Затем два месяца находился в Москве без нового назначения. С 5 августа 1944 года – командующий войсками 4-го Украинского фронта. Отличился в Восточно-Карпатской и Западно-Карпатской наступательных операциях, войска его фронта освободили Закарпатскую Украину, восточную Словакию и южную Польшу. 26 октября 1944 года Ивану Ефимовичу Петрову вновь присвоено воинское звание генерала армии. Однако из-за неудачного начала наступления войск фронта в Моравско-Остравской операции директивой Ставки Верховного Главнокомандования № 11041 от 17 марта 1945 года Петров был обвинён в неподготовленности наступления и в том, что не доложил о неготовности войск фронта в Ставку. В директиве было указано: «Ставка последний раз предупреждает генерала армии Петрова и указывает ему на его недочёты в руководстве войсками». А вскоре приказом Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина № 11045 от 25 марта 1945 года он был снят с должности командующего войсками фронта с резкой формулировкой: «Генерала армии Петрова И. Е. снять с должности командующего войсками 4-го Украинского фронта за попытку обмануть Ставку насчёт истинного положения войск фронта, не готовых полностью к наступлению в назначенный срок, в результате чего была сорвана намеченная на 10 марта операция. Генералу армии Петрову после сдачи войск фронта прибыть в распоряжение Ставки». В марте 1945 года И. Е. Петров был назначен начальником штаба 1-го Украинского фронта. За умелое управление войсками в Берлинской и Пражской операциях, инициативу и самоотверженность 29 мая 1945 года генералу армии Ивану Ефимовичу Петрову было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны с 9 июля 1945 года командовал войсками Туркестанского военного округа. С июля 1952 года – 1-й заместитель главного инспектора Советской Армии. С апреля 1953 года – начальник Главного управления боевой и физической подготовки Министерства обороны СССР. С марта 1955 года – 1-й заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками СССР. С января 1956 года – главный инспектор Министерства обороны СССР. С июня 1957 года – главный научный консультант при заместителе министра обороны СССР. Депутат Верховного Совета СССР 2–4-го созывов (1946–1954). Во время Ашхабадского землетрясения в ночь на 6 октября 1948 года его сын подполковник Советской армии Юрий Иванович Петров был застрелен мародёром. Мемуаров написать не успел. Написал первый военно-исторический очерк об обороне Севастополя. По просьбе Константина Симонова подготовил для него краткий очерк об участии в обороне Одессы, опубликованный писателем уже после смерти И. Петрова. Петров умер 7 апреля 1958. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Памятники И. Е. Петрову установлены в Трубчевске и Севастополе. В честь генерала Петрова названы улицы в Одессе, Севастополе, Керчи, Ташкенте, Трубчевске. Владимир Карпов описал жизнь генерала Петрова в романе «Полководец» (М.: 1990. ISBN 978-5-94538-256-5). |
Биографы пишут, что его мать Мария Шевченко и отец Юзеф Визборас (в российском варианте его непривычная литовская фамилия потеряла две последних буквы, а имя стали писать как «Иосиф») познакомились в Краснодаре. Юзеф был красным командиром, моряком, а также неплохим художником. В годы сталинского террора он был репрессирован, а в 1958-м реабилитирован посмертно. Юрий и его мама (по образованию фельдшер) были вынуждены «путешествовать» по стране в поисках заработка. Часть детства Визбора прошла в Хабаровске, потом они вернулись в Москву, где пережили Великую Отечественную войну. Еще в раннем детстве отец пытался учить мальца живописи, но тот не желал быть хлюпиком-художником или лириком-поэтом. Он мечтал о небе или футбольном поле. Но в 14 лет взял гитару и стал «брать уроки» у дворовых учителей. Тогда же случилась первая любовь и первое четверостишие. Потом, провалившись в престижные вузы, по совету друга Владимира Красновского решил поступать в педагогический. Сначала мысль эта показалась Визбору очень смешной, но друг в качестве последнего аргумента предложил хотя бы поехать посмотреть это «офигительное здание» на Пироговской. Предоставим опять слово биографам: «Внешний вид действительно произвел на Визбора впечатление, а первым человеком, встреченным внутри, оказалась девушка, которая в пустой аудитории играла на рояле джазовые вариации. Позднее с этой девушкой – Светланой Богдасаровой – Визбор написал много песен. Но тогда – в 1951-м – решение было принято, и, как ни странно, на этот раз со вступительными экзаменами Визбор справился успешно». На первом-втором курсе Визбор написал свою первую песню «Мадагаскар», положив собственные слова на музыку из спектакля Кукольного театра Сергея Образцова «Под шорох твоих ресниц». Кстати, он поначалу многие песни сочинял не на свою музыку, а при участии друзей-композиторов. Как потом напишут биографы, «визборовскую волну «педсочинительства» поддержали пришедшие чуть позже в институт Юлий Ким, Борис Вахнюк, Ада Якушева (будущая первая жена Визбора). Так фактически зарождалась советская бардовская песня». После окончания МГПИ Визбор поехал по распределению в поселок Кизема Архангельской области, где преподавал русский язык, литературу, географию, английский язык, физкультуру... Потом пошел в армию. Служил на Севере России, в Карелии, Хибинах. Там впервые попробовал себя в роли журналиста: в армейских газетах печатались его рассказы, стихи и даже «строевой гимн связистов». Сам он о своей «шатунной» жизни писал так: «Я рыбачил, стоял с перфоратором смену, менял штуцера на нефтедобыче, подучивался навигаторскому делу, водил самолет, участвовал во взрывных работах, снимал на зимовках показания приборов, был киноактером, фотографии выставлял в Доме журналистов, прыгал с парашютом, стоял на границе в наряде, служил радистом и заработал I класс, ремонтировал моторы, водил яхту, выступал с концертами, чинил радиоаппаратуру, тренировал горнолыжников, был учителем в школе, работал на лесоповале, водил в горах и на севере альпинистские и туристские группы, строил дома, занимался подводным плаваньем. Вот, пожалуй, и всё». Нет, не всё! В 1962 году он выступает инициатором создания молодежной радиостанции «Юность». С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал «Кругозор». Люди моего, советского, поколения помнят, сколько чудесных песен можно было найти на пластмассовых пластиночках, вложенных в этот журнал. А началось все с песни «На плато Расвумчорр», которая вышла как приложение к журналу. В 1966 году по своему сценарию снял документальную картину «Тува – перекресток времен». Потом стал работать в творческом объединении «Экран» Центрального телевидения. Участвовал в создании 40 картин, среди которых – несколько художественных фильмов: «Год дракона», «Прыжок». И сам немало снимался (вспомните «Возмездие», «Красную палатку», «Рудольфио», «Москва, проездом», уже упомянутые «Семнадцать мгновений весны»). В одном из лучших фильмов хрущевской оттепели – «Июльский дождь» Визбор исполнил песню Булата Окуджавы «Простите пехоте» и собственную – «Спокойно, товарищ». Юрий Визбор написал ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. В 1973 году в театре имени Ленинского комсомола в Москве, например, была поставлена его пьеса, написанная в содружестве с Марком Захаровым, «Автоград-XXI», потом они же сделали сценическую версию романа Бориса Васильева «В списках не значился», которая была поставлена тоже в «Ленкоме» и в других театрах. Он писал повести и рассказы, которые в основном были опубликованы уже после его кончины. Родоначальник бардовского движения Юрий Визбор умер, когда ему было 50 лет. Неожиданно для всех и даже для себя самого. Как говорят врачи, он «сгорел» от рака печени буквально за три месяца. Ни одна газета не напечатала некролог, но вся страна узнала об этой скорбной вести мгновенно. Юрий Визбор был похоронен на Новокунцевском кладбище.
Просмотров: 133 |
|
Дата: 17.09.2021
|
13 сентября 1951 года родился Александр Розенбаум, музыкант, поэт и композитор. Александр Яковлевич Розенбаум (70 лет) родился в Ленинграде в семье врачей. Потом он будет шутить, что появился на свет в белом халате: его родители – Яков Розенбаум и Софья Миляева – учились в Первом медицинском институте на одном курсе. Они закончили учебу в 1952 году в крайне неудачное для их профессии время: в России как раз расследовалось «дело врачей» (о заговоре кремлевских медиков с целью убийства партийных деятелей). Молодым специалистам пришлось уехать на восток Казахстана, в Зыряновск – лечить местных жителей и ссыльных, отправленных туда после пребывания в лагерях. Население этого городка, спрятанного в котловине между гор и появившегося из поселения при руднике, в середине прошлого века составляло около 50 тысяч человек. Розенбаум-старший, получивший диплом уролога, возглавил зыряновскую горбольницу, а его жена – акушер-гинеколог – устроилась на работу в профильное отделение. В Зыряновске Розенбаумы прожили шесть лет, за это время обзаведясь вторым ребенком – сыном Владимиром. Александр уже в раннем детстве начал заниматься музыкой: ссыльные своими силами открыли в Зыряновске музыкальную школу. «Я на сцене с пяти лет», – часто шутит артист в интервью. Кроме того, в детстве он занимался фигурным катанием. После возвращения из Казахстана в Ленинград, которое стало возможным с приходом к власти Н. С. Хрущева, Розенбаумы поселились на Невском проспекте в 16-метровой комнате коммуналки, где и прожили следующие девять лет. После трехкомнатной квартиры в Зыряновске это был разительный контраст, который навсегда запомнился Александру. «Я все равно живу в этом мире, мне его очень не хватает», – вспоминал потом музыкант о своем «коммунальном» детстве. Александр пошел в школу № 209 – бывший Павловский институт благородных девиц. Там учились его отец и мать, ее же впоследствии окончил младший брат, а потом – много лет спустя – их примеру последует дочь музыканта. Тогда же Розенбаум начал учиться в Детской музыкальной школе № 18 по классу фортепиано и скрипки. Его учителями были Лариса Иоффе и Мария Глушенко. «Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся мелодии, аккомпанемент к ним», – рассказывал певец в интервью. К 12-летнему возрасту стало ясно, что мальчик много времени проводит во дворе со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде курения, употребления портвейна и участия в драках. Тогда родители отдали сына в секцию бокса «Трудовые резервы», которой руководил знаменитый тренер Григорий Кусикъянц – наставник советского чемпиона Европы Валерия Попенченко. «Занятия боксом меня научили рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг», – признавался впоследствии Розенбаум, достигший уровня кандидата в мастера спорта. От фортепиано Александр переметнулся к гитаре – благодаря влиянию соседа своей бабушки, известного гитариста Михаила Минина. Тот обучил мальчика азам, а дальше он продолжал заниматься сам. В старших классах Розенбаум перешел в школу № 351 с углубленным изучением французского языка, где активно участвовал в самодеятельности, а параллельно посещал занятия в вечернем музыкальном училище по классу аранжировки. Он практически не выпускает гитару из рук, играет дома, в компании друзей, просто во дворе, пишет стихи, слушает и поет запрещенные в то время песни Галича, Высоцкого, Окуджавы, исполняет первые собственные сочинения (в основном шуточные и туристские песни). В 1968 году Александр, следуя семейной традиции, поступил в Первый медицинский институт. Не пренебрегая учебой, он продолжил выступать на музыкальных конкурсах, капустниках и вечеринках, а также в стройотряде и даже на борту кораблей Тихоокеанского флота, куда его отправляли на практику. Писал песни и для себя самого, и для многочисленных ВИА, которые тогда росли, как грибы. Запись одной из песен, которую он исполнил на городском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала на Киевский фестиваль и завоевала приз зрительских симпатий. Однако на втором курсе Розенбаума отчислили из института: по одной из версий, из-за отказа поехать «на картошку», по другой – за низкую успеваемость. В армию его не призвали: медкомиссия обнаружила проблемы со зрением. И начинающий врач пошел работать санитаром в отделение урологии. «Вкалывал, правда, на совесть – и палаты убирал, и больных мыл-переносил, и утки им подавал… И ни капли не жалею об этой практике. Отсанитарил год, поумнел и восстановился в институте. Дошло, наконец, что без серьезных академических знаний человек в медицине будет только ремесленником, а не доктором. А я все-таки хотел быть доктором», – расскажет впоследствии он в интервью. В 1973 году Розенбаум женился, но брак оказался неудачным и распался через девять месяцев после свадьбы. Зато Александр восстановился в институте, пропустив год, и завершил обучение в 1974 году. Все госэкзамены он сдал на пятерки. Розенбаум получил диплом врача-терапевта со специализацией по анестезиологии и реаниматологии, поэтому пошел работать в бригаду скорой помощи на Первую подстанцию, а в свободное время занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры имени С. М. Кирова. В 1975 году женился во второй раз – на своей однокурснице Елене Савшинской, которая впоследствии стала врачом-рентгенологом в больнице Скворцова-Степанова. Познакомились они не в институте, а в гостях у знакомых родителей Розенбаума. «Я быстро беру крепости, не люблю рассусоливаться. Выпили, закусили, потанцевали, в кино сходили, на гитаре поиграли, песни попели, и все в порядке – пошли в загс», – шутя рассказывает артист, объясняя, что к тому времени хотел остепениться, обзавестись семьей и детьми. В 1980 году Александр, накопивший достаточно опыта в сочинении и исполнении песен, ушел на профессиональную эстраду. Его раннее творчество было отчасти тематически связано с работой врача, но в большинстве своем относилось к жанру блатной песни с ее классическим героем – одесским налетчиком времен НЭПа, позаимствованным из «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Розенбаум начинает выступать со своим «одесским циклом» в клубах, НИИ. По этому поводу на него даже завели уголовное дело, вызывали в КГБ. Магнитофонные кассеты с записями его песен появляются в каждом доме. Но никто ничего не знает об исполнителе – кто он, где живет (многие думали, что за границей). Сольная карьера музыканта ведет отсчет с 14 октября 1983 года, когда он выступил в Доме культуры МВД имени Ф. Э. Дзержинского (до этого все выступления Розенбаума проходили, что называется, «без афиши» – то есть без указания имени исполнителя). В разное время артист выступал в составе групп и ансамблей «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых» и «Пульс» (под псевдонимом Аяров). В творчестве Розенбаума появляются все новые и новые темы – история России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганская жизнь (пример – песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачество («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»), Великая Отечественная война («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), мореходство («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Отдельной вехой в творческой биографии Розенбаума стала поездка в расположение советских войск в Афганистане. Еще до нее музыкант написал песню «В горах Афгани». В 1986 году на Киностудии Министерства обороны СССР она была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий. Фактически это был первый клип на композицию артиста. Характерно, что сам Александр не испытывал особой гордости по поводу этой песни – наоборот, после поездки в Афган он всячески старался избегать ее исполнения. По его словам, во время написания текста он еще не знал многих реалий той войны и описывал их так, словно дело происходило в Великую Отечественную, а потом ему стало неловко за свои ошибки. Уже побывав в Афганистане, Розенбаум пишет «Монолог пилота "Черного тюльпана"», «Караван», «Дорогу длиною в жизнь» и другие песни. «Черный тюльпан» (так называли самолеты, доставлявшие в СССР цинковые гробы с убитыми в Афганистане солдат) до сих пор считается одной из самых известных песен об афганской войне. В 1982 году Розенбаум выпустил ставшую легендарной песню «Гоп-стоп», про которую артисты Владимир Винокур и Лев Лещенко рассказывали, как, услышав ее в такси и спросив у водителя имя исполнителя, были поражены, узнав, что певец живет не за границей, а в Ленинграде. Эта и другие блатные песни, записанные Розенбаумом вместе с братьями Жемчужными, вошли в альбом «Памяти Арк. Северного». До этого у Александра уже была одна записанная пластинка – «Домашний концерт» (1981), не получившая такого отклика. Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня Розенбаума «Вальс-бостон» с мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. В 1987 году Розенбаум выпустил пластинку «Нарисуйте мне дом», названный так по вошедшей в его состав песне. Альбомы, составленные из старых и новых песен, выходили у артиста практически ежегодно. После распада СССР Розенбаум увлекся еврейской тематикой, в его музыке появились национальные мотивы. В 1996 году Розенбаум получил «Золотой граммофон» за песню «Ау». В последующие годы ему вручали эту премию еще дважды. Кроме того, более десяти раз музыкант становился лауреатом премии «Шансон года». Розенбаум неоднократно критиковал современный шансон, который, в его представлении, таковым не является. «То, что называют русским шансоном, в том виде, в каком он сейчас есть, меня не устраивает. Это подделка, сделанная на заказ нетребовательного потребителя. Я ненавижу дешевую блатоту, и когда они размахивают Высоцким и Розенбаумом в качестве предисловия к тем людям, которые идут дальше в эфир, это никуда не годится. Думаю, Владимир Семенович тоже был бы против», – говорил музыкант в интервью. В 2003 году Розенбаум был избран депутатом Государственной думы от «Единой России» и пробыл таковым до 2005 года. Все это время артист принимал активное участие в жизни Санкт-Петербурга – в частности, возглавил концертный отдел общества «Великий город» и совет Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». Впоследствии активно выступал против строительства в Северной столице башни «Охта-центра». 28 июня 2005 года в числе 50 представителей российской общественности Розенбаум подписал письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа». В 2014 году певец принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королевского батальона», посвященного гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооруженных Сил СССР в апреле 1984 года – во время Афганской войны. В фильме Розенбаум читает закадровый текст, а в конце в его исполнении звучит песня «Караван». В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.
Просмотров: 126 |
|
Дата: 13.09.2021
|
...Он обозначал Одессита в представлении широких народных масс. Одесских артистов в годы Советской власти встречали в Москве и Душанбе, Вильнюсе и Таллинне, словно клонированных двойников его опереточных героев. В периоды гастролей своим оглушительным успехом театр Музкомедии был обязан, прежде всего, ему. Что любопытно, он не был одесситом по рождению. Михаил Григорьевич родился в Харькове. Недалеко от места, где жила семья Водяных, стояла церковь. Говорят, Миша в 3 года буквально дневал и ночевал в ней, слушая хор. Как-то служитель церкви вывел его на улицу, к родителям, взволнованным длительным отсутствием сына, со словами: «Ваш сын будет знаменитым человеком». Но перед войной семья Вассерманов – все серьезных занятий – жила в Кисловодске, и ее глава Григорий Вольфович горько вздыхал: «В семье не без урода. Мой старший сын два института окончил, а младший – всё драмкружки, переодевания». Но младший Михаил поступил в Ленинградский институт театрального искусства и выжил в блокаду, уцелев единственным из семьи, а в 1943 году был вывезен и отправлен в Пятигорский музыкальный театр – и на афишах появилось имя МИХАИЛ ВОДЯНОЙ! Он просто перевел фамилию, звучавшую по-немецки! Прославился Михаил Водяной после исполнения роли Попандопуло в музыкальной кинокомедии «Свадьба в Малиновке». И судьба в конце концов сделала его одесситом! Из Пятигорска в Херсон, после во Львов, звал к себе А. И. Райкин, – но в Ленинграде после блокадных воспоминаний было тяжело, и Михаил Григорьевич оказался в Одессе! И стал не просто актером – не только душой театра, его худруком, но и прорабом – строил новое здание Музкомедии. Местные власти тогда заставляли его подписать акт приемки, хотя новостройка изобиловала недоделками. Этим «прессингом» довели его до инфаркта. Однажды в театре появилась группа людей, стремившихся во что бы то ни стало опорочить своего руководителя. Водяному инкриминировали посещение притона и растление несовершеннолетних. На самом же деле речь шла о роскошной квартире директора престижного магазина, а также баре. Там собирались довольно-таки известные в Одессе люди, многие из них были в приятельских отношениях с Водяным. Видимо, кто-то решил его подставить. Завели уголовное дело, начались допросы, показания свидетелей. Михаил Григорьевич очень переживал, нервничал, у него случались сердечные припадки. Тогда на выручку пришел Аркадий Исаакович Райкин – он приехал в Одессу, он пошел к Щербицкому… Дело развалилось – но и здоровье было развалено, из худруков ушел… Согласился на роль на одной из среднеазиатских киностудий, с проб оттуда вернулся совсем изможденным. Через несколько дней сердечный приступ нагнал на лавочке во дворе дома… Это произошло 11 сентября 1987 года. Теперь Одесская оперетта носит имя Михаила Водяного... Источник: odesskiy.com
Просмотров: 123 |
|
Дата: 13.09.2021
|
Итак, нашей Одессе – 227 лет. Юный возраст для города. Но какой насыщенный возраст!.. По сложившейся за 11 уже лет традиции Клуб одесситов Санкт-Петербурга встретил День города в одноимённом арт-кабачке «Одесса-мама». Было грустно. Вспомнились человеческие потери, принесённые тяжёлым годом. И один из отцов-основателей Леонид Коварский, и Алексей Самохин, клавишник группы «Лёня Ланжерон», и буквально на днях покинувший нас Вадим Соколов. И победивший другую болезнь, но не без последствий, любимый наш артист-импровизатор Николай Молодожён... Но жизнь всё-таки продолжается. Вместе с тем – с нами новые люди. Привет из Одессы передал давний член-корреспондент Клуба Александр Степанов, известный одесский музыкант, режиссёр, продюсер и художественный руководитель Международного фестиваля-конкурса юных талантов «Звёздочка». Выпускник школы имени Столярского и Питерского театрального, что на Моховой. Отрывки из его воспоминаний публиковались на нашем сайте, а сейчас переданный привет – вполне материален. Две книги воспоминаний «Моё одесское детство или музыкальные виражи» и «Фестивали, конкурсы и не только» передала в клуб буквально вчера прибывшая из Одессы ученица и соратница Александра Степанова – Ангелина Добровольская, ведущая актриса Санкт-Петербургского Государственного музыкально-драматического театра «Буфф» (пр. Шаумяна, 22). Успела на мероприятие прямо с осеннего сбора труппы. Спасибо! Очень рады нашему новому члену, а книги заняли место на полке. Также по традиции вечер начался с гимна Одессы, исполненного заслуженной артисткой Российской Федерации Еленой Терновой, но дистанционно, посредством мобильного телефона и приставленного микрофона, так как а) дела и не успевала и б) к дистанту все уже привыкли. Елена также приехала на днях из Одессы, всего 33 часа на автобусе... Параллельно на большом экране шла трансляция с камеры, установленной на Приморском бульваре. Впечатление, что там – нас слышали... Ну, а музыкальный вечер блестяще провели полным составом наши ветераны: Гафур, Виталий Кожевников и (а-а! вэлкам!) Алина Мегалинская. При полном аншлаге. С Праздником, дорогие друзья! Лехаим!
Просмотров: 343 |
|
Дата: 05.09.2021
|