Главная » Архив материалов
5 августа 1941 года, ровно 80 лет назад началась героическая оборона Одессы от фашистских захватчиков. В начале августа 1941 года наступление немецких и румынских войск на Украине и в Молдавии создало угрозу окружения позиций советского Южного фронта Красной армии. Его части, за исключением Отдельной Приморской армии, отступали, открывая врагу путь к Одессе. Ставка Верховного Командования решила защищать город до последней возможности. 5 августа для его прикрытия с моря был сформирован отряд кораблей Черноморского флота. 8 августа Одесса была объявлена на осадном положении. Там укомплектовали два полка морской пехоты и дивизию народного ополчения. До 10 августа войска Приморской армии вели бои на дальних подступах к Одессе, а затем отошли на передовой рубеж обороны города. 13 августа враг вышел к Черному морю, и полностью блокировал Одессу с суши, окончательно отрезав ее от войск Южного фронта. 19 августа Ставка Верховного Главнокомандования создала Одесский оборонительный район. Им командовал военный совет Черноморского флота во главе с контр-адмиралом Г. В. Жуковым. Всего 4 дивизии защитников города (34,5 тысячи человек), противостояли 14 дивизиям и 2 бригадам противника. 22 декабря 1942 года в СССР была учреждена медаль «За оборону Одессы», а в 1965 году городу-герою Одессе были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». |
В старом, ещё дореволюционном учебнике светского этикета написано: «Новый год и Рождество нежелательно встречать без ёлки, и вовсе бессмысленно встречать без шампанского». Суровые требования! ... Людвиг-Эдуард-Генрих Редерер сам лично шампанское не переваривал, но он любил посещать Одессу, а дамы, которые посещали его в Одессе, просто млели, когда он открывал бутылку французского шампанского. Вот и приходилось Редереру для подобных житейских радостей всякий раз везти со своей исторической родины, то есть из Франции, пару ящиков шампанского. Но возраст брал своё: житейских радостей хотелось всё больше и больше, а таскать на себе ящики всё тяжелее и тяжелее. Оставалось одно: заняться добычей полезного житейского ископаемого, то есть шампанского, непосредственно в Одессе на спецзаводе. Так впервые на Французском бульваре были замечены особо заинтересованные особы, заглядывающие через забор особого завода, получившего в народе обнадёживающее имя «Завод шампанских вин и дамских грёз имени Генриха Редерера». Император Николай ІІ, которому тоже были знакомы подобные житейские проблемы из-за всяких Кшесинских, балерин и тех, кто был не прочь ими стать на вечерок, в марте 1896 года легко учредил устав «Южно-Русского общества виноделия Генриха Редерера в Одессе», и с тех пор не раз повторял, что, возможно, это самый разумный шаг за всё время его правления. А для непонимающих разъяснял: «Мой предок Павел І получил от коренных одесситов взятку 3000 апельсинов – и так началась Одесса, а я получил от французского одессита 3000 бутылок шампанского – и в Одессе началась ещё и весёлая жизнь». Построенный завод, состоящий из 4 этажей (2 из которых подземные), соответствовал всем требованиям того времени. Все машины и аппараты, рабочие и специалисты-кависты прибыли из Франции. Из Франции же морем в бочках везли и виноматериал, а также бутылки, пробки и даже проволоку для изготовления уздечек. Сухие, хорошо вентилируемые погреба-подвалы были приспособлены для многолетней выдержки 2 млн бутылок шампанского. Это было оценено: шампанское, выпускаемое «Южно-Русским обществом виноделия Генрих Редерер в Одессе», было отмечено медалью в 1904 году на Всемирной выставке в Париже (марка «полусухое») и Большой серебряной медалью от Императорского общества сельского хозяйства России в 1910 году на торгово-промышленной выставке в Одессе (марка «сухое»). Революция и гражданская война разрушили главный производственный корпус, и завод прекратил свою работу. Но уже в 1919 году группе рабочих и инженеров, сочувствующих новой большевистской власти, было поручено восстановление завода. Они спустились в погреба, где хранились заготовленные ещё Редерером запасы. Снова их увидели только в 1950 году. На вопрос: «Вы готовы восстанавливать завод?», – они с трудом ответили: «Всегда готовы!» – и пали на землю, своими телами обозначив контуры нового корпуса завода. Солнечная Франция всегда была богата традициями и виноградом. Всяк, у кого дома имелась хоть одна бочка (это 99,99 % населения Франции), потихоньку изготавливал вино. Чтобы не затоваривать бочкотару, вино куда-то надо было переправлять, например, в себя. Но даже эта радикальная мера не всегда помогала. Тогда в экономной провинции Шампань первыми во Франции додумались излишки вина сливать в бутылки и переправлять в подвалы на случай внезапного прихода гостей. Но в особо урожайные годы гости не приходили, просто были не состоянии дойти. Так в подвалах скопилось изрядное количество начавшего бродить вина, которое, как подсказывал здравый смысл, надо было вылить, пока бутылки не взорвались. Но рука не поднималась. И тогда в 1652 году архиепископ Генрих Савойский, в чьём управлении находилась провинция Шампань, дабы спасти земляков от нависшей над ними угрозы взрывов, самолично решил провести операцию по обезвреживанию взрывоопасных объектов. А чтобы не пропустить ни одной бутылки, он прихватил с собой двух своих незамужних тётушек, от которых ничего никогда спрятать не удавалось. И тут сработала женская интуиция. Вино в откупориваемых бутылках пенилось, но запах и вид его были весьма приятны. С этим надо было разобраться, и тётушки хлебнули из одной из бутылок. И тут случилось непоправимое: буквально на глазах окружающих обе пожилые дамы похорошели, помолодели, а после второго глотка – просто расцвели. Это заметили многие из свиты архиепископа, но не многим в тот день повезло – тётушки приняли предложение руки только двоих потрясённых почитателей прекрасного, и архиепископу Савойскому пришлось в походных условиях проводить обряд венчания. Вскоре об этом узнала вся Франция и назвала случившее чудом – ведь как-никак одной новобрачной было 68, а другой девушке 73 года. Но с тех пор чудодейственный игривый напиток стали по названию провинции Шампань звать «шампанским» и пить все, кто хотел помолодеть и без волокиты заиметь спутника жизни. После этого опыты по совершенствованию вкусовых качеств шампанского велись в бенидектинском монастыре Шампани под руководством монаха Дома Пьера Периньона (просьба не путать «дома» с «доном», ибо «дом» – это даже не элитный дом в престижном районе, а монашеское звание). Трудолюбивые монахи беспрерывно экспериментировали в подвале с вином. Работа спорилась и шла весело, потому что постоянно приходилось дегустировать произведенное, а поскольку из закуски в подвале были только пробки, которыми занюхивали изготовленное, то стать монахом стремился каждый взрослый мужчина в Шампани, что вызывало недовольство женщин, ибо мужчина, принявший монашеский обет не имел права жениться и трезветь. В России игристые вина впервые были изготовлены в середине XVII века на Дону жителями казачьей станицы Цимлянской. Игристое Цимлянское вино было фактически русским аналогом шампанского и очень почиталось в армии в компанию 1812 года. Победы над Наполеоном великий Кутузов и его генералы отмечали именно Цимлянским вином. Но поскольку после битвы под Лейпцигом запасы чудо-напитка кончились, то французов гнали до самого Парижа, и оккупировали не сам Париж (как ошибочно считают), а подвал с запасами шампанского, освободив Париж только после того, как была опустошена последняя бутылка. Герой той Отечественной войны граф Михаил Воронцов, чтобы сторонникам Наполеона икалось, начал производить в своём имении «Ай-Даниль» шампанское, которое знатоки за качество ценили не ниже французского. Правда, после смерти Воронцова на какое-то время производство шампанского в Крыму приостановилось, и снова вернулся к опытам с ним в своём имении «Новый Свет» князь Лев Голицын, не раз бывавший в Одессе на съездах виноделов. По идее Голицын был лучшим в этом деле, и это раздражало пытавшегося его превзойти одессита Таирова. Но рассудили их спор французы. Когда на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году председатель комиссии, оценивающей экспонаты, граф Шандон попросил снять фольгу с бутылки, получившей впервые за всю историю дегустационных конкурсов шампанского единогласно Гран При (серебряную вазу) и большую Золотую медаль, под фольгой, как того все и ожидали, оказалась французская бутылка. Зал бурно зааплодировал. Но когда бутылку перевернули, чтобы на её дне прочитать название французской фирмы, завоевавшей самый почётный трофей, то под защитной этикеткой оказалась выгравирована надпись: «Новый Свет», завод Князя Голицына». Гран При уехал в Россию, давая право присваивать крымским игристым винам имя «шампанское», правда, в сочетании «Русское шампанское», которое позднее превратилось в «Советское шампанское». Так что сказки о том, что на наших игристых винах нельзя писать слово «шампанское» – домысел завистников. Эту проблему в своё время утряс последователь князя Воронцова князь Голицын. Валентин Крапива Источник: odesskiy.com
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Игорь Северянин
Просмотров: 137 |
|
Дата: 04.08.2021
|
Николай Андреевич Аркас 3 августа 1856 года основано Русское Общество Пароходства и Торговли (РОПиТ). В этот день император Александр II утвердил устав общества, и с тех пор оно постоянно работало под высочайшим покровительством императора и правительства. Уже через несколько лет общество стало крупнейшей в России пароходной компанией, а в 1913 году его флот насчитывал 80 пароходов океанского плавания и множество других судов, тоннаж которых составлял 20 % общего тоннажа торгово-пассажирского флота России. Флаг РОПиТ был хорошо известен во многих крупных портах Атлантического, Тихого и Индийского океанов. В 1918 году все имущество РОПиТ было национализировано Советской властью (как и весь морской транспорт), и общество прекратило свое существование. Мы помним об успешной деятельности общества в интересах развития внешней торговли, промышленности и сельского хозяйства страны. Предложение о создании на Черном море сразу после Крымской войны Русского Общества Пароходства и Торговли РОПиТ было исключительно своевременной и во всех отношениях удачной идеей. Причерноморье находилось в крайне тяжелом положении. Военный и торговый флот был почти полностью уничтожен. Пароходные компании пребывали на грани разорения и бездействовали. Между тем экономика когда-то богатого края вновь начала быстро развиваться. Обширные плодородные земли заселялись и осваивались. Производимая здесь продукция нуждалась в сбыте, а население в регулярных пассажирских перевозках, а в крае не было ни одной железной дороги. Поэтому создание пароходства на Черном море стало самым актуальным делом. С инициативой создания частной пароходной компании на Черном море выступил тогда еще капитан 1 ранга, а в будущем знаменитый адмирал Николай Андреевич Аркас. Это был очень опытный моряк, который прошел большую службу на кораблях и участвовал во многих боевых операциях. В 1844 году он первым открыл пароходство на Каспийском море. Правительство России охотно поддержало эту инициативу. Сразу было выделено ежегодное пособие на ремонт пароходов, и установлена ежегодная дотация в виде помильной платы, учитывающей количество пройденных пароходами миль. В решении правительства по этому вопросу указывалось на «очевидную пользу и особую важность столь обширного предприятия, еще небывалого в нашем отечестве». Уже 3 августа 1856 года устав общества был утвержден императором Александром II. Этот день стал считаться днем создания Российского Общества Пароходства и Торговли. Быстрота, с которой состоялось учреждение РОПиТ, внимание, с которым отнеслись к нему все высшие государственные инстанции, а также пособия, оказанные ему казною, убедительно свидетельствуют о понимании в правительственных кругах огромного политического и экономического значения развития пароходного дела на Юге России. С таким же пониманием, сочувствием и поддержкой отнеслись к этому начинанию и деловые круги страны. Благодаря этому акции РОПиТ раскупались очень быстро, и уже к концу 1856 года был собран капитал, достаточный для покупки пароходов на первые 8 линий. Общество ставило своей целью возобновление пароходных линий между портами Черного, Азовского и Средиземного морей, расширение внешней торговли южного края России, а также содействие развитию отечественного мореходства, промышленности и сельского хозяйства. Грузовое и пассажирское пароходное сообщение РОПиТ открыло 21 мая 1857 года пятью пароходами. В течение навигации их число постоянно увеличивалось. К концу года три первые пароходные линии из Одессы в Николаев, в Херсон и в кавказские порты содержались в полном размере, а линии из Одессы в крымские порты, перевозки по Азовскому морю, а также рейсы в порты Средиземного моря совершались в пробном режиме. Первым директором-распорядителем общества был избран Н. А. Аркас. Его штаб-квартира располагалась в Одессе, а правление общества работало в Санкт-Петербурге. С первых же дней своей работы общество встретилось с большими трудностями, связанными с недостатком образованных и опытных специалистов, заводских и ремонтных мощностей, а также огромным количеством различных бюрократических формальностей, которые очень затрудняли осуществление регулярных рейсов. Однако больше всего трудностей вызывало общее неустройство портов, в которых отсутствовали склады, погрузочные средства, обустроенные пристани и причалы. В связи с этим РОПиТ выкупало участки портовой территории и строило там склады, причалы, пристани, устанавливало погрузочные механизмы, занималось навигационным оборудованием и углублением портовых фарватеров. Первые капитаны судов набирались исключительно из офицеров военного флота. Значительные осложнения периодически возникали из-за экономических кризисов и застоев в торговле, карантинных ограничений в портах при возникновении сильных эпидемий, задержек с открытием навигации при продолжительных зимах, а также сильных штормов в осенние периоды. Были случаи гибели судов, однако, как правило, больших людских потерь удавалось избежать, а материальные в значительной мере возмещались за счет страховки. Несмотря на эти трудности, общество успешно развивалось, приобретало новые пароходы, осваивало новые линии. Очень успешным оказалось, например, пароходное сообщение с Великобританией. Пароходы вывозили зерно и другую сельскохозяйственную продукцию Юга России, а доставляли сюда рельсы для строительства железных дорог. В 1871 году было открыто пароходное сообщение с Индией и Китаем, из которых шли большие поставки чая и хлопка. В Севастополе был построен эллинг и мастерские для ремонта судов. Начавшиеся в 1876 году политические осложнения, а затем и война с Турцией означали завершение первого чрезвычайно успешного этапа в деятельности общества. С началом войны оно предоставило в распоряжение правительства все свое имущество, пароходы, склады и мастерские. Четыре парохода были срочно переоборудованы во вспомогательные крейсера и приступили к боевым действиям. Наиболее успешно действовал пароход ««Великий князь Константин» под командованием лейтенанта С.О. Макарова. Атаки его минных катеров лишили турок господства на море и заставили турецкий флот отказаться от активных действий. Пароход «Веста» вступил в неравный бой с турецким броненосцем. Умело маневрируя и эффективно используя свою артиллерию, русский пароход нанес броненосцу тяжелые повреждения и заставил его отказаться от погони. Пароход «Россия» захватил и привел в Севастополь турецкий пароход «Мерсина», на котором было более 700 человек турецкой пехоты. Война закончилась в 1878 году, но для общества военная страда продолжалась еще несколько лет. Его пароходы работали с полной нагрузкой, обеспечивая снабжение русских армий на Балканах и на Кавказе, перевозку воинских грузов, а также возвращавшихся на родину полков. Одновременно надо было вновь завоевывать утраченные за время войны рынки при значительно обострившейся конкуренции и снижении фрахтов. К этому времени флот общества в значительной мере устарел и не соответствовал новым требованиям к пассажирским и грузовым перевозкам. В то же время быстрое экономическое развитие страны требовало значительного увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, открытия новых линий и увеличения количества судов. Для привлечения финансовых средств на модернизацию пароходного парка общество взялось за постройку кораблей по заказу морского министерства. Сначала был подписан контракт на строительство в Севастополе двух броненосцев «Чесма» и «Синоп», затем трех канонерских лодок и, наконец, на строительство новейшего броненосца «Георгий Победоносец». Этот броненосец был сдан флоту в 1892 году, на этом был завершен военный этап в деятельности общества. Третий этап начался с передачи государству Севастопольского морского завода и эллинга. Новый завод и эллинг, крайне необходимые для нужд торгового флота, общество построило в Одессе. В целом этот период начался весьма успешно. Благодаря модернизации старых и закупке новых судов удалось значительно увеличить объем грузовых и пассажирских перевозок, а также открыть несколько дальних и очень выгодных линий. С 1893 года начались рейсы из Черного моря в Балтийское, с 1901 года – рейсы из Одессы во Владивосток, а с 1906 года – из Одессы в Нью-Йорк. Однако этот период успешной коммерческой деятельности оказался весьма коротким. Обострение обстановки на Дальнем Востоке потребовало переброски туда большого количества войск. Затем суда РОПиТ привлекались к обеспечению перехода 2-й Тихоокеанской эскадры З. П. Рожественского. После русско-японской войны начался период смуты, забастовок и политических волнений, а за ним и первая мировая война. Все это обернулось для общества большими трудностями и потерями. Наконец, в 1918 году все имущество общества было национализировано Советской властью. На этом закончилась деятельность РОПиТ – одной из самых крупных и очень успешных пароходных компаний России. Источник: odessitua.com См.: https://vk.com/feed
Просмотров: 160 |
|
Дата: 03.08.2021
|
2 августа 1812 года одесский полицмейстер Мавромихали собрал всех медиков на совещание по случаю эпидемии, случившейся в театральном доме (гостиница для актеров), в котором в тот момент жила гастролирующая в Одессе итальянская оперная труппа. Врачи, отправившиеся в этот дом, нашли, что, к несчастью, все их опасения подтвердились: 3 актрисы уже умерли, а служанка и дочь одной из актрис также показывали все признаки болезни. Одновременно с этим больные с такими же симптомами были найдены на Вольном рынке и в домах близ Александровского проспекта. За 3 дня умерло 8 человек. Везде признаки были одинаковы – горячка с пятнами, лёгкая передаваемость и невероятно быстрое протекание болезни. Главный Доктор Карантина Ризенко первый решился произнести слово чума. Тем более, что болезнь уже свирепствовала за Дунаем, на Кавказе и в Константинополе. 30 августа умерших было уже 30. Ришельё, градоначальник, объявил город в сомнительном положении и собрал Медицинский Совет, который положил: 1) разделить город на 5 частей, поручив каждую особому врачу; 2) осмотреть тщательно все дома, для отделения больных от здоровых; 3) уменьшить общение между народом; 4) очистить город от грязи в канавах, колодцах и пр. В крепости и городской больнице был учрежден особый карантин для сомнительных лиц. Однако столь слабые меры никак не помогли – с 1 по 12 сентября до 20 человек умирало в сутки с явными признаками чумы. Ришельё пошёл на неслыханные до того карантинные меры – он объявляет всю за-Бугскую часть Херсонской губернии в карантине – линии карантинной стражи по рекам Буг, Днестр, Кодыме, по сухопутной части Подольской губернии останавливали всякого и отправляли в ближайшие карантины, числом 4, в которых любой должен был провести 30-ти дневную обсервацию. Морское сношение, а также всякая рыбная ловля, были запрещены. Однако, население Одессы, хотя и находилось в крайней степени опасности, пыталось продолжать вести прежний образ жизни – собирались на похороны большими толпами и провожали умерших по пыльным улицам до кладбища как ни в чем ни бывало, купцы продолжали торговать и пр. Ришельё пришлось 12 сентября издать приказ, запрещающий нотариусам, маклерам и купеческим конторам заключать торговые сделки. А с 13 сентября город был окружен карантинною цепью, с запретом выпускать оттуда любого под любым предлогом. К середине осени город лишился 4 своих лучших медиков: Ризенко, Кирхнер, Пилькевич и Капелло пали жертвами болезни и собственного самопожертвования. К 16 ноября болезнь унесла уже 1720 человек, но конца эпидемии не было видно. Тогда Ришельё решается на крайнюю меру – всеобщий карантин. Он приказал сжечь все подозрительные и подвергшиеся болезни землянки, особенно наполнявшие Карантинную и Военную балки, позволил высшим классам выехать на поселение на пригородные хутора, находящиеся внутри оцепления, и объявил условия карантина: все собрания запрещены, все присутственные места и даже храмы Божьи были закрыты. Из каждого дома было запрещено выходить кому бы-то ни было. Равным образом, никто не мог войти в дом, кроме комиссара, священника, врача и повивальной бабки. Этот строгий карантин начался 22 ноября и продолжался 46 дней. Одесса представляла в те дни истинно печальное зрелище. Все здания заперты. Всюду на пустых улицах и площадях тишина. Только патрули, наблюдающие за соблюдением карантина, да повозки с красными (так обозначали повозки с больными) или черными флагами (а такое обозначение было для умерших), сопровождаемые мортусами, одетыми в кожаное высмоленное платье (для предотвращения заражения одежду смолили, особенно те, кто по долгу службы и профессии были вынуждены перемещаться по городу) с масками на лице – носы масок были вытянуты, туда клали измельчённый чеснок для обеззараживания вдыхаемого воздуха, и нагруженные мертвыми или больными, разъезжали по улицам. Мортусы были вооружены длинными шестами с крючьями на конце или арканами, при помощи которых они выволакивали из домов тела умерших. Каторжники, закованные в кандалы и в таких же черных просмоленных одеждах как у мортусов, по истечение двадцати дней после выноса из домов мертвых, входили в них и производили дезинфекцию. Из способов, применявшихся жителями для уменьшения опасности заражения нужно назвать следующие: морские купания и мытье одежды в морской воде; деньги передавали из рук в руки только вымочив их в сосуде с уксусом, для обеззараживания воздуха разжигали костры; дома жертв эпидемии отмечались красными крестами. Ришельё отправлялся каждый день к 9-ти утра к ограде Соборной церкви, где принимал доклады медиков и комиссаров. Где только не проявлялась зараза – там Ришельё, как ангел-хранитель, спешил с пособием, утешением или словами надежды. Нужно помнить, что 3/4 населения города, находясь в карантине, не имело никаких средств к существованию – их надо было кормить, для чего Ришельё принял решение конфисковать для нужд города пшеницу, находящуюся в купеческих складах. К 31 декабря 1812 года в городе заболело чумой 4038 человека, умерло 2632, то есть Одесса потеряла каждого 9-го своего жителя. Источник: odessitua.com
Просмотров: 146 |
|
Дата: 02.08.2021
|
Иван Алексеевич Стемпковский. Градоначальник Керчи в 1828-1832 годах, один из основателей и организаторов Керченского музея древностей и Одесского историко-археологического музея. 31 июля 1825 года, когда самому Городу было слегка за 30, основан Городской музей древностей, переименованный затем в Государственный историко-археологический музей. Его создание неразрывно связано с именем графа М. С. Воронцова – генерал-губернатора Новороссийского края, деятельность которого касалась вопросов, имеющих отношение к просвещению, науке и культуре. Бывший адъютант дюка Ришелье, полковник И. А. Стемпковский – археолог, который первым начал систематическое исследование древнегреческих городов Северного Причерноморья, представил в 1825 году графу Воронцову «Дельную записку о пользе учреждения в Новороссийском крае музеев для хранения различных древностей, в нем часто попадающихся». В результате, 1 июля 1825 года последовало Высочайшее императорское распоряжение о производстве работ для отыскания древностей в Новороссийском крае и об учреждении для хранения редкостей музеев в Одессе и Керчи. Директором этих музеев был назначен статский советник, археолог И. П. Бларамберг. Открытие музея в Одессе состоялось 21 августа 1825 года. Основой его являлась нумизматическая коллекция Бларамберга, который, будучи членом-корреспондентом Королевской академии наук в Берлине и Королевско-Азиатского общества в Лондоне, обладал большой коллекцией старинных монет, сосудов, надписей и книг. Первоначально музей размещался в небольшой ротонде Бларамберговой усадьбы, а в 1831 году его перенесли в одно из зданий на Приморском бульваре. В 1858 году Городской музей вошел в состав музея Одесского общества истории и древностей, просуществовав самостоятельно 33 года. Коллекции Музея Одесского общества истории и древностей всегда привлекали исследователей, и не случайно до 1917 года по своим уникальным археологическим собраниям он считался вторым после Эрмитажа. С 1858-го по 1919-й он функционировал как музей Одесского Общества Истории и Древностей. С 1920-го по 1971 гг. находился в ведомстве Министерства культуры Украины, а в 1971-м был передан Академии наук Украины, в структуре которой, с 1997 года, функционирует как научно-исследовательский институт. Современное название музея – Одесский археологический – музей получил в 1994 году... Источник: odessit.ua. См.: https://vk.com/mesto_vstrechi_odessa
Просмотров: 144 |
|
Дата: 01.08.2021
|