Главная » Архив материалов
25 июня отмечается День единения и дружбы славян. Этот праздничный день был учрежден в конце ХХ века с целью сохранения исторической памяти славянских народов мира о своих корнях, о, во многом, общей истории предков. Сегодня славянский мир – это более 300 миллионов человек Славяне составляют большинство населения Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Словении. Есть еще Приднестровская Молдавская Республика, Донецкая и Луганская народные республики – также преимущественно славянские по своему составу. Кроме того, внушительные славянские общины проживают в Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Эстонии, Литве, Молдавии, США, Канаде, Австралии и многих других странах мира. Государственности нет у таких славянских народов, как лужичане (лужицкие сорбы) – проживают в Германии, кашубы – проживают в Польше, русины – проживают на Украине и в Венгрии. Языковая близость – единственное, что объединяет пестрый славянский мир. Славяне придерживаются разных культурных традиций, у них совершенно разная история, даже разная конфессиональная принадлежность. Среди славян есть православные (русские, украинцы, белорусы, сербы, болгары, черногорцы, македонцы), католики (поляки, хорваты, часть чехов, словаков, словенцев), протестанты (часть чехов и словаков) и даже мусульмане – сунниты (босняки, болгары-помаки). Таким образом, славянский мир – многогранен, многолик и отнюдь не един. Но политика – политикой, а славяне – это не только политические деятели и активисты, но и масса самых обычных людей, которая действительно имеет языковую и культурную близость и именно сотрудничество которой готово остудить некие «горячие головы». День единения и дружбы славян – это ответ разумной части славянского мира тем силам и внутри славянских стран, и на Западе, которые пытаются окончательно перессорить все славянские страны и народы с Россией, а затем «деславянизировать» славян. Поэтому когда проходят праздники, подобные Дню единения и дружбы славян, проводятся связанные с ними мероприятия, это демонстрирует мировому сообществу, что славяне все же еще ощущают себя единой общностью, пусть и богатой в своем многообразии. Конечно, основная роль в таких праздниках принадлежит деятелям культуры и искусства, но ведь именно они, а не ангажированные политические деятели, с полным правом могут считаться лучшими представителями своих народов. Особенно, если они лишены национального чванства, если они искренне хотят дружбы и единения славян. Илья Полонский |
Я помню, мы вставали на рассвете. Всеволод Багрицкий
Просмотров: 111 |
|
Дата: 22.06.2021
|
Его называли барин, его любили все женщины, и недолюбливали многие мужчины – Станислава Говорухина. С семидесятых годов в сценарно-редакционной коллегии работало больше женщин. Часы обеденного перерыва никто точно не соблюдал, мы дружно спускались в кафе, иногда составляли два столика, приглашали к себе Славу или сами подсаживались к нему. С удовольствием слушали его рассказы. Часто это было продолжение рабочих разговоров, но в более свободной форме, где открыто выражали эмоции, высказывались более откровенно, чем на худсоветах. Повествовал Станислав с юмором, мы все время смеялись, и входящие в кафе мужчины косились в нашу сторону, кто холодно, кто с интересом, кто осуждающе. Равнодушных не наблюдалось... Станислав Сергеевич появился на Одесской киностудии в 1966 году вместе со своим бывшим сокурсником Борисом Дуровым. Они сразу получили постановку фильма об альпинистах ««Вертикаль». На неглавную по сценарию роль пригласили Владимира Высоцкого. В Одессе его еще не знали, и на худсовете больше понравился молодой парнишка, певший под гитару студенческий фольклор. Но когда прослушали Высоцкого, разговоров на эту тему больше не возникало. Режиссеры не ошиблись. Сюжет фильма все забыли, а песни живут до сих пор... Все его первые фильмы очень зрелищны, романтичны. Однажды он мне сказал: – Большая часть нашей жизни проходит в работе, значит, она должна быть такой, чтобы интересно было и жить, и трудиться. Я вот люблю горы и море. Поэтому один фильм буду снимать в горах, второй – на море. Вторым фильмом Говорухина стал «День Ангела» по рассказу Бориса Житкова «Механик Салерно». Все съемки проходили на море. Третий фильм – «Белый взрыв» снимали в горах северного Кавказа... Наблюдала такой забавный эпизод: актеры по всей строгости альпинистских предписаний в связке с ледорубами карабкаются в гору, а сбоку по тому же маршруту в обычных ботинках с кинокамерой в руках шел оператор-хакасец Василий Кирбижеков и снимал их... Следующим фильмом Говорухина был «Робинзон Крузо» – море, экзотические острова. Сценарий писал Феликс Миронер, к тому времени он утвердился в кино в качестве хорошего сценариста. Сценарий детектива «Контрабанда» Говорухин написал сам. Все действие, а, следовательно, и съёмки разворачивались на идущем теплоходе... Не все, что хочешь сказать людям, укладывается в рамки морской и горной натуры, и Станислав Сергеевич приступает к съёмкам пятисерийного телевизионного фильма «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия»... Какой вышел фильм, объяснять не надо, фигуры Жеглова и Шарапова стали нарицательными. Редактор фильма Идея Алиевская показывала мне письмо от московской милиции с благодарностью – во время показа сериала ни одного преступления, ни в Москве, ни в области не произошло. В 1980 году по сценарию Станислава Говорухина режиссер Виллен Новак снял фильм «Вторжение», а в 1981 году Говорухин выступает как автор и как режиссер, снимая фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», а в 1985 году приступает к съёмкам семисерийного фильма «В поисках капитана Гранта» – море, яхта, пляжи Болгарии – романтика! Работники съёмочной группы рассказали мне такой случай. В Болгарии на пляже снимали эпизоды к фильму «В поисках капитана Гранта» и что-то не ладилось очень сильно – сплошные нестыковки. Станислав Сергеевич нервничал, донимал всех замечаниями. Кто огрызался, а кто не смел, но нервы были взвинчены. Наконец Говорухин не выдержал, швырнул на песок свою куртку и ушел с площадки. Обозлившийся оператор Зельма подошел к куртке и со злостью пнул ее ногой. Стоявшие рядом творческие работники последовали его примеру. За ними потянулись и остальные работники съёмочной группы, куртку увлеченно пинали со всех сторон. Вдруг кто-то поднял голову и увидел, что на краю обрыва стоит режиссёр и наблюдает за истязанием, попыхивая трубкой. Все замерли в ожидании расправы. Говорухин медленно, спокойно спустился вниз. Так же медленно и так же спокойно подошел к своей куртке и стал с остервенением топтать ее. Все оторопели. После минутной паузы раздался хохот. Смеялись все. Инцидент был исчерпан... Из книги редактора Одесской киностудии Е. М. Рудых «Как делалось кино в Одессе». См.: https://mesto-vstrechi-odessa.od.ua/art_16_barin_glava_iz_knigi.html
Просмотров: 153 |
|
Дата: 14.06.2021
|
Анна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох – пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет – с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией. Литературное имя – Анна Ахматова Анна Ахматова родилась 11 (23) июня 1889 года в Одессе, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним – Ахматова. «Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем». Анна Ахматова. Детство Анны Ахматовой прошло в Царском Селе. Как вспоминала поэтесса, читать она научилась по «Азбуке» Льва Толстого, по-французски заговорила, слушая, как учитель занимался со старшими сестрами. Свое первое стихотворение юная поэтесса написала в 11 лет. Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии «сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно». В 1905 году она была на домашнем обучении. Семья жила в Евпатории – мать Анны Ахматовой рассталась с мужем и уехала к южному побережью лечить обострившийся у детей туберкулез. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве – там она окончила Фундуклеевскую гимназию, а затем записалась на юридическое отделение Высших женских курсов. В Киеве Анна начала переписываться с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней еще в Царском Селе. В это время поэт находился во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» вышло первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались – под Киевом, в селе Никольская Слободка. После возвращения в Петербург Ахматова поступила на Высшие историко-литературные курсы. В начале своего творчества она пошла путем акмеизма – представляла новое литературное течение, которое противостояло символизму XIX века. Ахматова вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и другими поэтами провозглашала культ конкретности, материальность, «вещественность» литературных образов. В тот период она писала много стихов и быстро стала популярной в поэтических кругах. Первую известность поэтессе принесло выступление в литературном кабаре «Бродячая собака». «Такой судьбы не было еще ни у одного поколения» В 1912 году вышел первый сборник стихотворений Ахматовой «Вечер» – литературная петербургская публика восприняла его с большим интересом. В этом же году поэтесса родила сына Льва Гумилева – будущего ученого. Перед началом Первой мировой войны Ахматова опубликовала второй сборник стихотворений – «Четки». Ей казалось, что эта книга любовной лирики могла бы «потонуть» в мировых событиях того времени. Однако в течение следующего десятилетия сборник переиздавался восемь раз. В 1914 году Николай Гумилев ушел на фронт, и Анна Ахматова проводила много времени в Слепневе – имении Гумилевых в Тверской губернии. Здесь она написала большую часть стихотворений, которые вошли в следующий сборник – «Белая стая», опубликованный в 1917 году. «Белую стаю» открывало стихотворение «Думали: нищие мы…» 1915 года – тогда поэтесса заговорила о первых военных потерях: Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
Брак Ахматовой и Гумилева распался в августе 1918 года. Поэтесса вышла замуж за Владимира Шилейко – востоковеда и поэта, специалиста по Древнему Египту. В 1921 году Гумилева арестовали, а затем расстреляли – поэта обвинили в причастности к контрреволюционному заговору. Ахматова писала в дневнике: «Блок, Гумилев, Хлебников умерли почти одновременно. Ремизов, Цветаева и Ходасевич уехали за границу, там же были Шаляпин, Михаил Чехов и половина балета». Год потрясений и утрат стал плодотворным для поэтического творчества Ахматовой. В апреле 1921 года вышел сборник стихов «Подорожник», а в октябре – книга «Anno Domini MCMXXI» (в переводе с латинского – «В лето господне 1921-го»). После развода с Шилейко поэтесса впервые официально получила фамилию Ахматова – ранее в ее документах значились фамилии мужей. В 1922 году Ахматова стала женой искусствоведа Николая Пунина, однако их брак не был зарегистрирован. С середины 20-х годов новые стихи Ахматовой перестали печатать, а старые не переиздавали. В то время поэтесса начала увлекаться архитектурой старого Петербурга и творчеством Пушкина. Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения». В 30-е годы был арестован Николай Пунин, дважды арестован Лев Гумилев. В 1938 году его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» – жертв репрессий 1930-х годов – Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений – автобиографическую поэму «Реквием». В 1939 году поэтессу приняли в Союз советских писателей. Перед войной вышел шестой сборник Ахматовой – «Из шести книг». «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде», – писала поэтесса в воспоминаниях. Ахматову эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент – там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте». В Северную столицу поэтесса смогла вернуться лишь в 1944 году. «Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе… Проза всегда казалась мне и тайной, и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи – я никогда ничего не знала о прозе». Анна Ахматова. «Декадентка» и номинант на Нобелевскую премию В 1946 году было вынесено специальное Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» – за «предоставление литературной трибуны» для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Оно касалось двух советских писателей – Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Их обоих исключили из Союза писателей. «Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами. <…> Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе». Отрывок из Постановления оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» Лев Гумилев, который после отбытия наказания добровольцем пошел на фронт и дошел до Берлина, снова был арестован и приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Все его годы заключения Ахматова пыталась добиться освобождения сына, однако Льва Гумилева выпустили на свободу только в 1956 году. В 1951 году поэтессу восстановили в Союзе писателей. Никогда не имевшая собственного жилья, в 1955 году Ахматова получила от Литературного фонда дачный домик в поселке Комарово. «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Анна Ахматова. В 1962 году поэтесса завершила работу над «Поэмой без героя», которую писала в течение 22 лет. Как заметил поэт и мемуарист Анатолий Найман, «Поэма без героя» написана Ахматовой поздней об Ахматовой ранней – она вспоминала и размышляла об эпохе, которую застала. В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание – поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почетного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошел вечер, посвященный 75-летию поэтессы. На следующий год вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм – «Бег времени». Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий. В марте она ушла из жизни. Поэтессу отпели в Никольском морском соборе Ленинграда и похоронили на Комаровском кладбище. «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, – с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой». Профессор-славист Никита Струве. См.: https://www.culture.ru/persons/8260/anna-akhmatova Друзья! В эту пятницу, 11 июня, приглашаем на открытие VIII фестиваля А-КИНО в саду Фонтанного Дома! Начало в 19.00. В этом году фестиваль А-Кино будет посвящен выдающемуся итальянскому поэту, художнику и сценаристу Тонино Гуэрре. Вряд ли можно найти другого сценариста, который работал бы с таким количеством великих и столь разных режиссеров. Гуэрра был соавтором Феллини и Антониони, Рози и Тарковского, Ангелопулоса и братьев Тавиани. Обладая уникальным поэтическим даром и мастерством драматурга, он умел уловить индивидуальность другого художника и помочь ему в воплощении замысла. В прошлом году маэстро исполнилось бы 100 лет. По известным причинам, седьмой фестиваль А-КИНО прошел в сжатом виде. И мы не смогли осуществить задуманное – сделать программу посвященную Тонино Гуэрре. В этом году мы выполняем наше обещание! Стоимость билета на показы немого кино с живым аккомпанементом 200 руб. (льготного 100 руб.). На остальные сеансы ВХОД СВОБОДНЫЙ.
Просмотров: 174 |
|
Дата: 11.06.2021
|
ПЕРВЫЙ ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ОДЕССЫ 10 июня 1862 года Одесское купеческое и мещанское общества, в связи о 50-летним юбилеем служебной деятельности Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа А. Г. Строганова, вынесли решение о предоставлении ему «на вечные времена звания первого гражданина города Одессы» 2 августа по высочайшему соизволению это решение было утверждено. Александр Григорьевич Строганов родился 31 декабря 1795 в дворянской семье в Санкт-Петербурге. В детстве получил прекрасное домашнее образование. В 1810–1812 учился в Корпусе инженеров путей сообщения. В 16 лет «за успехи в науках» был произведён в прапорщики. Военную службу начал по собственному желанию в лейб-гвардии артиллерийской бригаде. Принял участие в преследовании отступавших из России наполеоновских войск, освобождении народов Европы, взятии Парижа. За отличие в боях неоднократно награждался. После войны был адъютантом у генерал-инспектора всей артиллерии, первого начальника Главного штаба князя П. М. Волконского. Летом 1820 г. назначен флигель-адъютантом его императорского величества. В том же году женился на дочери министра внутренних дел В. П. Кочубея – кавалерственной даме графине Наталье Викторовне. С 1826 выполнял ряд поручений императора, в том числе и дипломатических, и всегда отлично. Участвовал в польских событиях: в 1831 году, за отличие получил звание генерал-майора, 6ыл награждён и назначен в свиту императора. Был членом временного правления царства Польского. «За примерные труды» отмечен орденом св. Анны 1 ст. С января 1934 генерал-майор – товарищ министра внутренних дел, с декабря – генерал-адъютант императора Николая I. С ноября 1836 был Черниговским, Полтавским и Харьковским генерал-губернатором. В 1839 назначен управляющим министерства внутренних дел, одновременно возглавлял ряд комитетов и комиссий, член комитета по обустройству Закавказского края. В 1840 присвоено звание генерал-лейтенант. В последующие годы – инспектор запасной артиллерии, член Государственного совета по военному департаменту. К началу Крымской войны – военный губернатор Санкт-Петербурга. Неоднократно отмечался «за беспорочную службу». В апреле 1855 назначен Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором, а уже в октябре «за благоразумие и распорядительность во время пребывания неприятельского флота на Одесском рейде», была «объявлена признательность» императора Александра II. Пробыл на этом посту более 7 лет. По его инициативе в 1859 г. была снята просуществовавшая почти полстолетия черта порто-франко, и город навсегда соединился со своими предместьями. Его заслугой явилась подготовка преобразований городского общественного самоуправления. В 1863 вслед за Петербургом и Москвой было введено «Положение об общественном управлении Одессы». По этому положению граф был избран первым городским головой, но вынужден был отказаться от этой должности, и остался в числе впервые избранных 72 гласных городской Думы. Он сделал городу богатейший подарок. И сегодня Строгановский фонд является гордостью Научной библиотеки Одесского национального университета. После выхода в августе 1862 в отставку со своего высокого административного поста, Александр Григорьевич приобрёл на Приморском бульваре дом и прожил в Одессе еще 29 лет с новым титулом «первого гражданина города». При этом нёс скромное, но почётное звание гласного городской думы, исправно посещал все заседания, участвовал в прениях. В 1881 «За 50-летие пребывания в генеральских чинах» был награждён высшим российским орденом св. Андрея Первозванного. В дни празднования 600-летия отечественной артиллерии, как один из старейших артиллерийских генералов, получил памятную Большую серебряную медаль, посвящённую этому знаменательному событию, и подарил её Одесскому обществу истории и древностей. Современники весьма неоднозначно оценивают личность этого неординарного человека: «Человек прямой и, несомненно, светлого, направления» (А. Дерибас), «оригинальный тип подлинного учёного самодура-аристократа» (К. Скальковский). В соответствии с решением думы, в зале её заседаний в мае 1891 был выставлен портрет «первого гражданина города Одессы» графа Александра Григорьевича Строганова работы художника Н. Кузнецова. А вскоре, 2 августа, он умер на 97 году жизни. Погребение состоялось на Старом кладбище. В одной ограде там находились два памятника из лабрадора и розового гранита – над могилами графа и его сестры И. Полетике. В конце мая 1914 во вновь отремонтированном Малом зале думских заседаний, были установлены бюсты выдающихся деятелей, в том числе и графа Александра Григорьевича Строганова.
Источник: odessitua.com ; https://vk.com/mesto_vstrechi_odessa
П.С.: Бефстроганов (от фр. Bœuf Stroganoff – «говядина по-строгановски»; также «Беф-Строганов», «Беф а ля Строганов», мясо по-строгановски) – популярное блюдо, названное в честь графа Александра Григорьевича Строганова. Готовится из мелко нарезанных кусочков говядины с соусом. Первый рецепт «говядины по-строгоновски, с горчицею» был напечатан в книге «Подарок молодым хозяйкам» Елены Молоховец в 1871 г. Блюдо названо в честь графа Александра Григорьевича Строганова (1795–1891). По основной версии, блюдо создал служивший у Строганова французский повар Андре Дюпон. По другой версии, А. Г. Строганов, как и многие вельможи того времени, будучи весьма состоятельным человеком, держал в Одессе так называемый «открытый стол», на который мог зайти любой образованный и прилично одетый человек. Блюдо, вероятно, подавалось и для таких открытых столов – во-первых, в силу удобства приготовления, выдержанности стандарта блюда, во-вторых, удобного деления на порции и, в-третьих, в то же время вкусного. Один из поваров графа удачно объединил технологию французской кухни (обжаривание мяса, его подача с соусом) с приёмами русской кухни (соус подаётся не отдельно, а как русская подливка, вместе с мясом). Блюдо получило широчайшее распространение в мире? его подают в самых разных заведениях общественного питания: от ресторанов до столовых. После Второй мировой войны бефстроганов вошёл в номенклатуру международной ресторанной кухни как русское блюдо. По аналогии с этим блюдом готовят печень по-строгановски.
Просмотров: 156 |
|
Дата: 10.06.2021
|