Главная » Архив материалов
Анна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох – пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет – с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией. Литературное имя – Анна Ахматова Анна Ахматова родилась 11 (23) июня 1889 года в Одессе, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним – Ахматова. «Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем». Анна Ахматова. Детство Анны Ахматовой прошло в Царском Селе. Как вспоминала поэтесса, читать она научилась по «Азбуке» Льва Толстого, по-французски заговорила, слушая, как учитель занимался со старшими сестрами. Свое первое стихотворение юная поэтесса написала в 11 лет. Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии «сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно». В 1905 году она была на домашнем обучении. Семья жила в Евпатории – мать Анны Ахматовой рассталась с мужем и уехала к южному побережью лечить обострившийся у детей туберкулез. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве – там она окончила Фундуклеевскую гимназию, а затем записалась на юридическое отделение Высших женских курсов. В Киеве Анна начала переписываться с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней еще в Царском Селе. В это время поэт находился во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» вышло первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались – под Киевом, в селе Никольская Слободка. После возвращения в Петербург Ахматова поступила на Высшие историко-литературные курсы. В начале своего творчества она пошла путем акмеизма – представляла новое литературное течение, которое противостояло символизму XIX века. Ахматова вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и другими поэтами провозглашала культ конкретности, материальность, «вещественность» литературных образов. В тот период она писала много стихов и быстро стала популярной в поэтических кругах. Первую известность поэтессе принесло выступление в литературном кабаре «Бродячая собака». «Такой судьбы не было еще ни у одного поколения» В 1912 году вышел первый сборник стихотворений Ахматовой «Вечер» – литературная петербургская публика восприняла его с большим интересом. В этом же году поэтесса родила сына Льва Гумилева – будущего ученого. Перед началом Первой мировой войны Ахматова опубликовала второй сборник стихотворений – «Четки». Ей казалось, что эта книга любовной лирики могла бы «потонуть» в мировых событиях того времени. Однако в течение следующего десятилетия сборник переиздавался восемь раз. В 1914 году Николай Гумилев ушел на фронт, и Анна Ахматова проводила много времени в Слепневе – имении Гумилевых в Тверской губернии. Здесь она написала большую часть стихотворений, которые вошли в следующий сборник – «Белая стая», опубликованный в 1917 году. «Белую стаю» открывало стихотворение «Думали: нищие мы…» 1915 года – тогда поэтесса заговорила о первых военных потерях: Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
Брак Ахматовой и Гумилева распался в августе 1918 года. Поэтесса вышла замуж за Владимира Шилейко – востоковеда и поэта, специалиста по Древнему Египту. В 1921 году Гумилева арестовали, а затем расстреляли – поэта обвинили в причастности к контрреволюционному заговору. Ахматова писала в дневнике: «Блок, Гумилев, Хлебников умерли почти одновременно. Ремизов, Цветаева и Ходасевич уехали за границу, там же были Шаляпин, Михаил Чехов и половина балета». Год потрясений и утрат стал плодотворным для поэтического творчества Ахматовой. В апреле 1921 года вышел сборник стихов «Подорожник», а в октябре – книга «Anno Domini MCMXXI» (в переводе с латинского – «В лето господне 1921-го»). После развода с Шилейко поэтесса впервые официально получила фамилию Ахматова – ранее в ее документах значились фамилии мужей. В 1922 году Ахматова стала женой искусствоведа Николая Пунина, однако их брак не был зарегистрирован. С середины 20-х годов новые стихи Ахматовой перестали печатать, а старые не переиздавали. В то время поэтесса начала увлекаться архитектурой старого Петербурга и творчеством Пушкина. Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения». В 30-е годы был арестован Николай Пунин, дважды арестован Лев Гумилев. В 1938 году его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» – жертв репрессий 1930-х годов – Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений – автобиографическую поэму «Реквием». В 1939 году поэтессу приняли в Союз советских писателей. Перед войной вышел шестой сборник Ахматовой – «Из шести книг». «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде», – писала поэтесса в воспоминаниях. Ахматову эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент – там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте». В Северную столицу поэтесса смогла вернуться лишь в 1944 году. «Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе… Проза всегда казалась мне и тайной, и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи – я никогда ничего не знала о прозе». Анна Ахматова. «Декадентка» и номинант на Нобелевскую премию В 1946 году было вынесено специальное Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» – за «предоставление литературной трибуны» для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Оно касалось двух советских писателей – Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Их обоих исключили из Союза писателей. «Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами. <…> Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе». Отрывок из Постановления оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» Лев Гумилев, который после отбытия наказания добровольцем пошел на фронт и дошел до Берлина, снова был арестован и приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Все его годы заключения Ахматова пыталась добиться освобождения сына, однако Льва Гумилева выпустили на свободу только в 1956 году. В 1951 году поэтессу восстановили в Союзе писателей. Никогда не имевшая собственного жилья, в 1955 году Ахматова получила от Литературного фонда дачный домик в поселке Комарово. «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Анна Ахматова. В 1962 году поэтесса завершила работу над «Поэмой без героя», которую писала в течение 22 лет. Как заметил поэт и мемуарист Анатолий Найман, «Поэма без героя» написана Ахматовой поздней об Ахматовой ранней – она вспоминала и размышляла об эпохе, которую застала. В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание – поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почетного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошел вечер, посвященный 75-летию поэтессы. На следующий год вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм – «Бег времени». Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий. В марте она ушла из жизни. Поэтессу отпели в Никольском морском соборе Ленинграда и похоронили на Комаровском кладбище. «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, – с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой». Профессор-славист Никита Струве. См.: https://www.culture.ru/persons/8260/anna-akhmatova Друзья! В эту пятницу, 11 июня, приглашаем на открытие VIII фестиваля А-КИНО в саду Фонтанного Дома! Начало в 19.00. В этом году фестиваль А-Кино будет посвящен выдающемуся итальянскому поэту, художнику и сценаристу Тонино Гуэрре. Вряд ли можно найти другого сценариста, который работал бы с таким количеством великих и столь разных режиссеров. Гуэрра был соавтором Феллини и Антониони, Рози и Тарковского, Ангелопулоса и братьев Тавиани. Обладая уникальным поэтическим даром и мастерством драматурга, он умел уловить индивидуальность другого художника и помочь ему в воплощении замысла. В прошлом году маэстро исполнилось бы 100 лет. По известным причинам, седьмой фестиваль А-КИНО прошел в сжатом виде. И мы не смогли осуществить задуманное – сделать программу посвященную Тонино Гуэрре. В этом году мы выполняем наше обещание! Стоимость билета на показы немого кино с живым аккомпанементом 200 руб. (льготного 100 руб.). На остальные сеансы ВХОД СВОБОДНЫЙ. |
ПЕРВЫЙ ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ОДЕССЫ 10 июня 1862 года Одесское купеческое и мещанское общества, в связи о 50-летним юбилеем служебной деятельности Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа А. Г. Строганова, вынесли решение о предоставлении ему «на вечные времена звания первого гражданина города Одессы» 2 августа по высочайшему соизволению это решение было утверждено. Александр Григорьевич Строганов родился 31 декабря 1795 в дворянской семье в Санкт-Петербурге. В детстве получил прекрасное домашнее образование. В 1810–1812 учился в Корпусе инженеров путей сообщения. В 16 лет «за успехи в науках» был произведён в прапорщики. Военную службу начал по собственному желанию в лейб-гвардии артиллерийской бригаде. Принял участие в преследовании отступавших из России наполеоновских войск, освобождении народов Европы, взятии Парижа. За отличие в боях неоднократно награждался. После войны был адъютантом у генерал-инспектора всей артиллерии, первого начальника Главного штаба князя П. М. Волконского. Летом 1820 г. назначен флигель-адъютантом его императорского величества. В том же году женился на дочери министра внутренних дел В. П. Кочубея – кавалерственной даме графине Наталье Викторовне. С 1826 выполнял ряд поручений императора, в том числе и дипломатических, и всегда отлично. Участвовал в польских событиях: в 1831 году, за отличие получил звание генерал-майора, 6ыл награждён и назначен в свиту императора. Был членом временного правления царства Польского. «За примерные труды» отмечен орденом св. Анны 1 ст. С января 1934 генерал-майор – товарищ министра внутренних дел, с декабря – генерал-адъютант императора Николая I. С ноября 1836 был Черниговским, Полтавским и Харьковским генерал-губернатором. В 1839 назначен управляющим министерства внутренних дел, одновременно возглавлял ряд комитетов и комиссий, член комитета по обустройству Закавказского края. В 1840 присвоено звание генерал-лейтенант. В последующие годы – инспектор запасной артиллерии, член Государственного совета по военному департаменту. К началу Крымской войны – военный губернатор Санкт-Петербурга. Неоднократно отмечался «за беспорочную службу». В апреле 1855 назначен Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором, а уже в октябре «за благоразумие и распорядительность во время пребывания неприятельского флота на Одесском рейде», была «объявлена признательность» императора Александра II. Пробыл на этом посту более 7 лет. По его инициативе в 1859 г. была снята просуществовавшая почти полстолетия черта порто-франко, и город навсегда соединился со своими предместьями. Его заслугой явилась подготовка преобразований городского общественного самоуправления. В 1863 вслед за Петербургом и Москвой было введено «Положение об общественном управлении Одессы». По этому положению граф был избран первым городским головой, но вынужден был отказаться от этой должности, и остался в числе впервые избранных 72 гласных городской Думы. Он сделал городу богатейший подарок. И сегодня Строгановский фонд является гордостью Научной библиотеки Одесского национального университета. После выхода в августе 1862 в отставку со своего высокого административного поста, Александр Григорьевич приобрёл на Приморском бульваре дом и прожил в Одессе еще 29 лет с новым титулом «первого гражданина города». При этом нёс скромное, но почётное звание гласного городской думы, исправно посещал все заседания, участвовал в прениях. В 1881 «За 50-летие пребывания в генеральских чинах» был награждён высшим российским орденом св. Андрея Первозванного. В дни празднования 600-летия отечественной артиллерии, как один из старейших артиллерийских генералов, получил памятную Большую серебряную медаль, посвящённую этому знаменательному событию, и подарил её Одесскому обществу истории и древностей. Современники весьма неоднозначно оценивают личность этого неординарного человека: «Человек прямой и, несомненно, светлого, направления» (А. Дерибас), «оригинальный тип подлинного учёного самодура-аристократа» (К. Скальковский). В соответствии с решением думы, в зале её заседаний в мае 1891 был выставлен портрет «первого гражданина города Одессы» графа Александра Григорьевича Строганова работы художника Н. Кузнецова. А вскоре, 2 августа, он умер на 97 году жизни. Погребение состоялось на Старом кладбище. В одной ограде там находились два памятника из лабрадора и розового гранита – над могилами графа и его сестры И. Полетике. В конце мая 1914 во вновь отремонтированном Малом зале думских заседаний, были установлены бюсты выдающихся деятелей, в том числе и графа Александра Григорьевича Строганова.
Источник: odessitua.com ; https://vk.com/mesto_vstrechi_odessa
П.С.: Бефстроганов (от фр. Bœuf Stroganoff – «говядина по-строгановски»; также «Беф-Строганов», «Беф а ля Строганов», мясо по-строгановски) – популярное блюдо, названное в честь графа Александра Григорьевича Строганова. Готовится из мелко нарезанных кусочков говядины с соусом. Первый рецепт «говядины по-строгоновски, с горчицею» был напечатан в книге «Подарок молодым хозяйкам» Елены Молоховец в 1871 г. Блюдо названо в честь графа Александра Григорьевича Строганова (1795–1891). По основной версии, блюдо создал служивший у Строганова французский повар Андре Дюпон. По другой версии, А. Г. Строганов, как и многие вельможи того времени, будучи весьма состоятельным человеком, держал в Одессе так называемый «открытый стол», на который мог зайти любой образованный и прилично одетый человек. Блюдо, вероятно, подавалось и для таких открытых столов – во-первых, в силу удобства приготовления, выдержанности стандарта блюда, во-вторых, удобного деления на порции и, в-третьих, в то же время вкусного. Один из поваров графа удачно объединил технологию французской кухни (обжаривание мяса, его подача с соусом) с приёмами русской кухни (соус подаётся не отдельно, а как русская подливка, вместе с мясом). Блюдо получило широчайшее распространение в мире? его подают в самых разных заведениях общественного питания: от ресторанов до столовых. После Второй мировой войны бефстроганов вошёл в номенклатуру международной ресторанной кухни как русское блюдо. По аналогии с этим блюдом готовят печень по-строгановски.
Просмотров: 156 |
|
Дата: 10.06.2021
|
Невозможно, имея хоть какое-нибудь профессиональное отношение к морю, не зачитываться Виктором Конецким! Отсутствие в быту цитат из него вполне может рассматриваться, как пробел в образовании... Виктор Викторович Конецкий родился в Ленинграде в семье следователя. Детские и юношеские годы его были связаны с Адмиралтейским каналом в исторической части Санкт-Петербурга. Летом 1941 года он с матерью и братом находился на Украине, где и встретил начало Великой Отечественной войны. В августе Конецкие смогли добраться до Ленинграда, а потом вокруг города сомкнулось кольцо окружения. Самую тяжелую зиму 1941–1942 они провели в блокадном Ленинграде. В марте 1942 Конецкие были эвакуированы по льду Ладожского озера на Большую Землю и далее в Ташкент, где и находились до осени 1944 года. В 1945 году Виктор Конецкий поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище, а в 1948 на штурманский факультет Первого Балтийского военно-морского училища, который окончил в 1952 году. С 1953 по 1955 год служил на судах 441-го Отдельного дивизиона Аварийно-спасательной службы Северного флота. Впоследствии некоторые его наблюдения легли в основу новеллы «Путь к причалу» и одноимённого фильма. В марте 1955 года Виктор Конецкий был уволен в запас, а уже в мае в должности капитана МРС-823 участвовал в перегоне судов по Северному морскому пути из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Это был первый в истории переход каравана малых судов в условиях Арктики. В этом же году Виктор Конецкий вступил в Литобъединение при Ленинградском отделении Союза писателей СССР. Первый рассказ – «В море» – был опубликован в 1956 году, в альманахе «Молодой Ленинград», а уже в мае 1957 года вышел и первый сборник рассказов – «Сквозняк». В начале 60-х годов его приглашают в качестве сценариста для работы в кинематографе: в творческом соавторстве были созданы сценарии таких фильмов, как «Полосатый рейс», «Путь к причалу», «Тридцать три». С мая 1964 года Виктор Конецкий совмещает работу в морском флоте и литературную деятельность. Он прошёл путь от четвёртого помощника капитана до капитана дальнего плавания. Он работал на: научно-исследовательском судне «Нерей» (1965–66), теплоходах «Вацлав Воровский» (1967), «Челюскинец» (1968), «Невель» (1969), «Пионер Выборга», «Новодружеск» (1974), «Ладогалес», «Костромалес», «Ломоносово» (1975), «Эстония» (1979), «Северолес» (1979), «Индига» (1982 и 1984), «Лигово» (1985), «Кингисепп» (1986) За это время он побывал в плаваниях в различных районах Мирового океана от Арктики до Антарктики, в портах разных стран мира, четырнадцать раз прошёл Северным морским путем. Виктор Конецкий – автор более пятидесяти литературных произведений, многие из которых изданы не только в России, но и за рубежом. Повесть «Завтрашние заботы», впервые опубликованная в журнале «Знамя», сразу снискала ему читательскую любовь. Эта и другие повести, в том числе «Среди мифов и рифов», «Солёный лед», «Морские сны», переведены на несколько языков. Но самым главным творением Конецкого стал роман-странствие «За Доброй Надеждой» в восьми книгах. Этот роман создавался им с 1969 по 2000 год и в его основу легли личные впечатления писателя от работы на морском флоте. Виктор Конецкий скончался после тяжелой болезни 30 марта 2002 года. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. В подтверждение заслуг капитана и писателя ведущая российская судовладельческая компания «Совкомфлот» приняла решение назвать его именем танкер нового поколения. Связь с А. С. Пушкиным: 1) родился также 6 июня; 2) теплоход в фильме «Полосатый рейс» носил на борту гордое имя «Евгений Онегин»... Связь с Одессой: как раз – выдающийся фильм «Полосатый рейс». В 1961 году в СССР сняли комедию, которую до сих пор любят миллионы зрителей. «Полосатый рейс» оброс противоречивыми легендами. Например, говорят, что Евгения Леонова в ванне с тигром снимали за пуленепробиваемым стеклом. Ничего подобного, никакого стекла не было. Хотя снять эпизод было очень непросто. Леонов боялся тигров, понадобилось некоторое время, чтобы уговорить его сниматься. «Полосатый рейс» снимали в Сочи, в санатории Совета Министров СССР. Прогуливался там пожилой гражданин весьма почтенного вида. И вдруг видит идущего навстречу тигра. Рядом стояла пальма, абсолютно лысая… Старичок в один момент оказался на самом верху. Для того чтобы снять его с пальмы, пришлось вызывать пожарную команду с выдвижной лестницей. Наверное, все помнят эпизод, когда тигры прыгают с корабля в воду и плывут в сторону пляжа… Небольшой заливчик отгородили забором четырехметровой высоты, надставили его оградой, далеко уходившей в море, чтобы у тигров был только один путь – на пляж. Для дополнительной охраны вызвали пять нарядов милиции. Снимать решили рано утром, когда на взморье еще нет отдыхающих, но собралось 15 тысяч зевак. Первой приплыла Лойда, самая талантливая полосатая актриса. После морского купания она почувствовала необыкновенный прилив сил. Разбежалась, прыгнула, передними лапами зацепилась за край забора, подтянулась и... перемахнула через барьер! Многочисленных зрителей словно ветром сдуло во главе с милицией. Тигрица ушла в город, Маргарита Назарова – актриса и дрессировщица – бросилась ее догонять. Догнала, но не сразу. Лойда бесшумно вошла в кочегарку при лодочной станции. Дежурившего там кочегара жена потчевала завтраком. Женщина пышная, полногрудая, допивала кофе, когда неожиданно рядом с собой увидела тигриную морду. В мгновение ока она выскочила в форточку! Причем, габариты дамы, по крайней мере, в два раза превосходили «пропускную способность» форточки. Она сама удивлялась: «Да как же это я так?!». Муж подтрунивал. «Ты рыбкой, рыбкой нырнула». «А сам-то!». «Сам» с тарелкой недоеденного украинского борща, как был – в одних носках! – вскочил на горячий котел и, приплясывая, кричал: «Караул! Караул!» «Полосатый рейс» занял в прокате 1961 года 1 место – его посмотрели 32 миллиона 340 тысяч зрителей. Через 12 лет после этого на фестивале в Калькутте фильм взял главный приз. А многие артисты, прочитав сценарий «Полосатого рейса», от кинопроб отказывались. Да и сами пробы не были традиционными. В них участвовала Комиссия по охране жизни и здоровья артиста. Кроме договора артисты подписывали специальное обязательство, разработанное этой комиссией и предписывающее, как себя вести в целях безопасности. Был там, например, такой пункт: «Если к тебе в каюту неожиданно войдет тигр и, предположим, возьмет твою ногу в пасть, ни в коем случае не нужно вырываться, ибо тигр может подумать, что с ним играют, и сожмет челюсти; нужно просто небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду, ему станет неинтересно, и он уйдет». Храбрость нужна была не только для съемок, но и для того, чтобы выдержать замечания руководства. Цензоры сказали: советский капитан, член партии не имеет права трусливо вылезать в окно рубки, даже когда к нему заходит самый настоящий тигр. Так что пришлось вылезать беспартийному Смирнову. По поводу голого зада будущего народного артиста СССР Евгения Леонова тогдашний министр культуры Фурцева просто сказала: «Фу!». Понадобилась для съемок «Полосатого рейса» храбрость и совсем молодым артистам – чтобы не затеряться в компании мхатовских зубров, цирковых и комедийных звезд. Но они запомнились – и Алиса Фрейндлих в крошечной роли буфетчицы, и, конечно, Василий Лановой, назвавший эпизод на пляже из «Полосатого рейса» своей любимой ролью – потому что в ней некогда было ошибаться. Помните эпизод, когда загорающий Лановой принимает тигров за пловцов в полосатых купальниках? Актер в то время просто отдыхал в Одессе. Его уговорили сняться в эпизоде – за наличные деньги, пятьдесят рублей – большая сумма по тем временам. Хищников боялись все, кроме, конечно, дрессировщицы Маргариты Назаровой. Очень долго, например, уговаривали Евгения Леонова. А окружающие еще и не к месту острили: «Женя, тебя-то самого первого тигры сожрут! Ты такой полненький, сдобненький». В конце концов, договор на съемки подписал и он. В фильме играли 10 цирковых тигров. Льва Ваську купили в Херсонском зоопарке. Долго искали обезьяну – чтобы была умная и поддающаяся обучению. В итоге нашли в Киевском зоопарке – шимпанзе по кличке Пират. В Ленинград, а павильонные съемки проводились на «Ленфильме», его доставили самолетом. И не одного – с невестой, с Чилитой. Было им тогда года по два с половиной или около трех – пора влюбленности! Пират без нее никак не мог. Так что знакомиться исполнителю роли старпома актеру Ивану Дмитриеву пришлось с ними обоими. Пират вроде бы принял человека сразу, наметилась дружба. А вот Чилита посмотрела зло и даже укусила. Но во время съемок она обязательно должна была присутствовать в павильоне, на площадке. Стелили тряпочку в уголочке, покупали ей коробку зефира – она его очень любила. И смотрела, как возлюбленный работает Поработает Пират минут двадцать, и брови «домиком» – скучает, значит. Он обязательно должен был убедиться, что она рядом. Подведут к нему Чилиту, он ее так погладит, погладит, прижмет к себе, а после приударит легонько, мол, не мешай – работаю. Пират была необыкновенным партнером. Делал все, что требовалось и так, как ему показывали. Каждое утро Иван Дмитриев готовил ему кашку, приучал есть ложкой. Уже дней через семь-восемь Пират был готов к работе. Павильонные съемки провели буквально за несколько дней и так сэкономили крупную сумму. Есть легенда, что затеяли все это «кинопутешествие в полосочку» благодаря случайной реплике Никиты Хрущева, тогдашнего руководителя СССР. Хрущев посетил цирк на Цветном бульваре с главой какой-то африканской страны. Кому-то из них якобы очень понравились дрессировщица Маргарита Назарова и ее тигры, и было озвучено пожелание увековечить все это в кино. Никто, конечно, не мог подумать, что тигры окажутся в море. Связь звериной и морской тематики обеспечил писатель Виктор Конецкий, знавший море не понаслышке и рассказавший, что когда-то подобные приключения происходили на пути от острова Врангеля к Мурманску с двумя белыми медведями. Моряка Конецкого укрепили опытным сценаристом Алексеем Каплером, который предложил ввести в фильм любовную линию, без которой – никуда. Судно, где разворачивался задуманный в сценарии полосатый бардак, называлось весьма поэтично – «Евгений Онегин». Но вначале всю звериную команду поселили на старой ржавой развалюхе с куда более прозаичным названием – «Матрос Железняк». Тигры, лев, обезьяна и актеры знакомились друг с другом. Западных кинематографистов фильм поразил тем, что трюки с участием тигров подлинные, без монтажа и «подделок». Один американский кинокритик заявил о заслуге тех, кто сумел научить тигров «играть» по системе Станиславского. Тигры в комедии – это невероятный факт, утверждал он. В одном из эпизодов «Полосатого рейса» Евгения Леонова посадили в клетку и попросили подразнить тигров. Но хищники на актера не реагировали. Тогда дрессировщики дали в руки Евгению Павловичу поросенка и попросили посредством розового малыша возбудить тигров, поколов для этого хрюшку вилкой. Леонов кольнул, поросенок завизжал, тигры возбудились. Они бросались на клетку, готовые сломать прутья и прорваться к живности, не разбирая уже, кто так призывно хрюкает – поросенок или кто-то из съемочной группы. Приступая к работе, режиссер шутил: «Постараемся сделать веселый интересный фильм, если останемся живы...». Актерам пришлось работать в буквальном смысле бок о бок с тиграми, а некоторые трюки были не только сложны, но и небезопасны. Когда Алексей Смирнов репетировал трюк, где он держится за хвост тигра, он целый месяц вечерами часа по два сидел рядом с клеткой, разговаривал с тигром Пуршем. Это был любимый тигр дрессировщицы и актрисы Маргариты Назаровой. Именно Пурш сыграл в сцене, где герой Евгения Леонова принимает ванну. Михаил Стопкин, отвечавший за технику безопасности, был категорически против этого трюка. Так что пришлось пойти на хитрость. Он был неравнодушен к красивым зажигалкам. Актер и дрессировщик Константин Константиновский решил воспользоваться этой его слабостью. Специально зажег новую зажигалку у него на глазах. Михаил Михайлович, конечно, не устоял: – Костя, где ты взял зажигалку? – Да вот в киоске купил, – отвечает Константиновский. – Подари мне ее. – Нет, знаешь, Миш, эта зажигалка мне самому нравится. Лучше я объясню тебе, как проехать в тот киоск. Сам поезжай и купи. Там еще много разных зажигалок. Спровадив Михаила Михайловича, отсняли эту сцену. Долго смеялись, когда Леонов голышом выскочил из ванны. Вечером, когда просматривали отснятое за день, Михаил Стопкин, конечно, возмущался: «А это когда сняли?». Но дело было уже сделано. Полосатый рейс» запомнился зрителям и целым созвездием ярких второстепенных ролей. Например, роль старпома исполнял народный артист СССР Иван Дмитриев, кумир 50–60-х годов. Тельняшку главный старпом страны впервые надел задолго до съемок в «Полосатом рейсе». Всю войну молодой актер театра Балтийского флота выступал в ней перед бойцами. С тех самых пор у Ивана Петровича и появилась привычка носить форму как заправский моряк и не расставаться с тельняшкой. С десятью тиграми дрессировщицы Маргариты Назаровой во время съемок ничего плохого не случилось. Хотя актерам они нервы попортили. Поразительно, но актриса, фотографии которой повсеместно украшали афиши, снялась только в трех фильмах, несмотря на актерский талант и любовь зрителей. Маргарита Назарова была дублером пугливых звезд в фильмах ««Случай в тайге», «Укротительница тигров» и «Тигроловы». Вскоре после «Полосатого рейса» она получила предложение сниматься в фильме «Сегодня новый аттракцион». Но у нее уже были запланированы гастроли в Австралии. Отменять их она не стала. Маргарита Назарова родилась под Ленинградом, в семье лесника. Во время войны 15-летнюю девушку немцы отправили на работы в Германию. Она была служанкой в богатом доме. В школе Маргарита изучала немецкий язык, поэтому более-менее могла общаться с немцами. Однажды хозяин сказал служанке, что она очень пластичная, очень хорошо двигается, поэтому он постарается определить ее в кабаре. Вскоре так и сделал. У Маргариты Назаровой началась жизнь ночной танцовщицы. Освобождение пришло с советскими солдатами. Сын Алексей пошел по стопам матери, он дрессирует тигров во Франции. Дрессировщицей стала и внучка Маргариты Петровны Рита. См.: https://www.livelib.ru/author/19336-viktor-konetskij https://p-i-f.livejournal.com/1146451.html
Просмотров: 147 |
|
Дата: 08.06.2021
|
«Милостивый государь, Александр Сергеевич! В торговой Одессе, которая гораздо более заботится о пшенице, нежели о литературе, зреет мало по малу литературный альманах. Крестин ему еще не было, однако думаю, что мы назовем его Евксинскими, или Южными Цветами. Основание этого альманаха составят статьи в разных родах, имеющие посредственное или непосредственное отношение к Новороссийскому краю; издан он будет в пользу здешней Публичной Библиотеки, непременно к концу марта месяца. Евксинские Цветы предполагается украсить портретом герцога Ришелье, видом Аюдага и видом Одесского приморского булевара. Все сии картинки гравируются уже в Вене. Многое для нашего альманаха собрано, главного недостает; он покаместь еще корабль без снастей и ветрил: Одесса льстит себя надеждою, что певец Бахчисарайского Фонтана и Полтавы не откажется освятить своими звуками страницы первого литературного издания, возникающего на берегах Черного моря, некогда питавшего вдохновенными мечтами душу любимого поэта русских. Отрывок из Онегина был бы тот блестящий парус, который и противный ветер обратил бы для нас в попутный. ...Теперь живу в Одессе, издаю «Одесский Вестник» и скучаю: надо вам сказать, что Одесса совсем уже не такова, как была при Вас. Правда, здесь та же пыль, хотя менее грязи; те же очаровательные звуки Россини кипят и блещут в Опере; те же славяне, греки, италиянцы, турки на улицах; тот же Оттон; та же золотая луна по вечерам рисует светлый столб в ясном зеркале моря; но мало жизни, действия: здесь много разнообразия в пространстве и почти никакого во времени: всякий новый день есть полное повторение предыдущего. Одессу в настоящем ее состоянии можно сравнить с пестрою турецкою шалью: яркие цвета́, резкие черты, и во всем этом недостает мысли, единства, связи; 1 в неделю Одесса приглядится, через месяц она наскучит. Общество здесь также стало чрезвычайно монотонно, особенно с тех пор, как Милорд и чета Нарышкиных отправилась за границу». Из письма писателя, профессора русской словесности Михаила Петровича Розберга от 5 декабря 1830 года, адресованного А.С.Пушкину См.: https://vk.com/mesto_vstrechi_odessa
Просмотров: 144 |
|
Дата: 08.06.2021
|
День русского языка – международный день, посвящённый русскому языку, учреждён ООН в 2010 году, отмечается 6 июня, в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина
ПУШКИН В ОДЕССЕ Гелий Клейменов Когда друзья Пушкина, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский и А.И. Тургенев, узнали, что граф М.С. Воронцов назначен новороссийским генерал-губернатором, они стали хлопотать о переводе поэта в Одессу. Павел Вяземский, лицейский друг Пушкина, и Александр Тургенев просили министра Нессельроде утвердить решение о дальнейшей службе поэта у графа М.С. Воронцова. Тургенев писал Вяземскому: «Я два раза говорил Воронцову, истолковал ему Пушкина и что нужно для его спасения. Кажется, это пойдет на лад.< > Воронцов берет Пушкина к себе от Инзова и будет употреблять, чтобы спасти его нравственность, а таланту даст досуг и силу развиться». За разрешением Пушкину переехать из Кишинева в Одессу новый генерал-губернатор Воронцов обратился к государю. Получив согласие, он направил письмо А. И. Тургеневу, в котором обещал присмотреть за поэтом, «и всецело содействовать развитию его таланта». Летом 1823 г. Пушкин получил новое служебное назначение, и из захолустного Кишинева был переведен в шумную, многолюдную, еще молодую Одессу, которая была основана в 1794 г, всего лишь 30 лет назад. Город еще не сформировался, но как порт на южном море, благодаря постоянному присутствию большого числа иностранцев с деньгами отличался в культурном плане большим разнообразием по сравнению со многими российскими городами. Одесса становилась столицей южного края России, здесь же решил обосновать свою резиденцию новый генерал – губернатор и приступил к строительству своего дворца. Одесса привлекала гостей итальянской оперой, ресторанами с кухней из морепродуктов, первоклассным казино, сюда исправно доходили западноевропейские газеты и книжные новинки. Пушкин в стихах образно описал Одессу, в которой он прожил всего лишь год. Я жил тогда в Одессе пыльной. Поселился Пушкин в гостинице коммерсанта Рено, на верхнем этаже, в угловой комнате с балконом, с которого поэт любовался морем. Рядом с гостиницей располагались одесский театр и казино. Обедал поэт в ресторане Отона, который сам обслуживал гостя. Свой быт кратко представил в нескольких строчках: Бывало, пушка зоревая Поэт состоял в штате в министерстве иностранных дел, ему полагалось жалованье 700 руб. в год, но получал его с большой задержкой. Первую треть жалования, причитавшегося ему за январь – май 1823 г., ему вручили только 13 декабря. Приходилось жить скромнее, чем в Кишиневе, где он пользовался сердечным гостеприимством генерала Инзова. В тетрадках, после 8 декабря 1823 г. есть черновик записки: «Посылаю вам, генерал 360 рублей, которые я вам уже давно должен. Примите мою искреннюю благодарность. Извиняться я даже не смею. Я пристыжен и смущен, что до сих пор не мог уплатить вам этот долг. Но это произошло потому, что я пропадал от нищеты. Примите, генерал, уверенье в моем глубоком почтении». Обедал иногда у знакомых, довольно часто в ресторане Отона в долг, где «часы летят, а грозный счет меж тем невидимо растет». Денег не было постоянно. 25 августа Пушкин писал брату: «Изъясни отцу моему, что я без его денег жить не могу. Жить пером мне невозможно при нынешней цензуре; ремеслу же столярному я не обучался; в учителя не могу идти; хоть я знаю Закон Божий и 4 первые правила, но служу и не по своей воле – и в отставку идти невозможно. Всё и все меня обманывают – на кого же, кажется, надеяться, если не на ближних и родных. На хлебах у Воронцова я не стану жить – не хочу и полно. Крайность может довести до крайности. Мне больно видеть равнодушие отца моего к моему состоянию – хоть письма его очень любезны». Сохранился рассказ старика извозчика по прозвищу Береза: «Был тут в графской канцелярии Пушкин. Чиновник, что ли.< > Возил я его раз на хутор Рено. Следовало пять рублей; говорит, в другой раз отдам. Прошло с неделю. Выходит: вези на хутор Рено. Повез опять. Следовало уже десять рублей, а он и в этот раз не отдал. Возил я его и в третий и опять в долг: нечего было делать; и рад был бы не ехать, да нельзя: свиреп был да и ходил с железной дубинкой. Прошла неделя, другая. Прихожу я к нему на квартиру. Жил он в клубном доме, во втором этаже, вот сверху над магазином Мирабо. Вхожу в комнату. Он брился. Я к нему. Ваше благородие, денег пожалуйте, и начал просить. Как ругнет он меня, да как бросится на меня с бритвой. Я бежать, давай Бог ноги; чуть не зарезал. С той поры я так и бросил. Думаю себе: пропали деньги, и искать нечего, а уже больше не полезу. Только раз утром гляжу, – тут же и наша биржа, – растворил окно, зовет всех, кому должен. Прихожу и я: «на вот тебе по шести рублей за каждый раз, да смотри, вперед не совайся!» – Да зачем же ездил он на хутор Рено? – «А Бог его знает! Посидит, походит по берегу час, полтора, потом назад». 1000 рублей, которые Пушкин получил в качестве гонорара за «Руслана и Людмилу», пришлось отдать Н. Всеволожскому, погасившему его карточный долг, а залогом кредита была рукопись со стихами. 2 января 1822 г Пушкин писал Вяземскому: «Кавказский мой пленник кончен – хочу напечатать, да лени много, а денег мало и меркантильный успех моей прелестницы Людмилы отбивает у меня охоту к изданиям». За «Кавказского ленника» Гнедич выдал ему 500 рублей, и естественно, они все пошли на покрытие долгов еще в Кишиневе. «В Одессе Пушкин писал много, – рассказывал брат Лев Сергеевич – и произведения его становились со дня на день своеобразнее, читал он еще более. Там написал он три первые главы «Онегина». Он горячо взялся за него и каждый день им занимался. Пушкин просыпался рано и писал обыкновенно несколько часов, не вставая с постели. Приятели часто заставали его то задумчивого, то помирающего со смеху над строфою своего романа. Одесская осень благотворно действовала на его занятия. Надо заметить, что Пушкин писал постоянно только осенью». Одесса стала периодом творческого подъема поэта. Одновременно он завершал и дорабатывал «Бахчисарайский фонтан», начал первую главу «Евгения Онегина». Между второй и третьей главой «Евгения Онегина», в декабре и январе он рифмовал «Цыган». А весной «Цыгане» и «Онегин» чередовались на его столе, и рядом с ними в тетрадях появлялись черновики то «Демона», то незаконченной гражданской лирики, «Сеятель», «Недвижный страж дремал». Стихи рождались и лились, и, казалось, ему надо было лишь держать перо, а оно само выводило непревзойденные шедевры: Сижу ли с добрыми друзьями, Лишь только весной 1824 г. Пушкин рассчитался с долгами и почувствовал себя материально независимым. Его друг князь Павел Вяземский, не дожидаясь появления книги «Бахчисарайский фонтан», прислал поэту 3000 рублей. Деньги дошли до Одессы к 8 марта, а книга, печатавшаяся в Москве, до Петербурга дошла только 18 марта. А.И. Тургенев писал Вяземскому: «Фонтан здесь продается с успехом. (21 марта). Пушкин, получив такой баснословный гонорар, радостно благодарил благодетеля Вяземского: «От всего сердца благодарю тебя, милый Европеец, за неожиданное послание или посылку. Начинаю почитать наших книгопродавцев и думать, что ремесло наше право не хуже другого. Одно меня затрудняет; ты продал все издание за 3000 р., а сколько ж стоило тебе его напечатать? Ты все-таки даришь меня, бессовестный!.. Уплачу старые долги и засяду за новую поэму. Благо я принадлежу к нашим писателям 18 века: я пишу для себя, а печатаю для денег, а ничуть для улыбки прекрасного пола» (8 марта 1824 г.). Проблема пушкинистов, комментировавших связи и отношения поэта с женщинами в Одессе, чаще всего заключается в том, что в угоду своим утверждением они избегали дат и порядка событий, преднамеренно или несознательно, путая их. Для четкого понимания, что происходило, составим хронологическую таблицу связанных с поэтом фактов, даты которых удалось установить из переписки и записок современников, и приведем важные для наших размышлений документы. 9 мая 1823 г. начата первая глава «Евгения Онегина» в Кишиневе. 11 мая 1823 г. граф М.С. Воронцов назначен новороссийским генерал-губернатором и полномочным наместником Бессарабии. Весной 1823 г. Иван Ризнич вернулся в Одессу вместе с двадцатилетней женой Амалией. 3 июля 1823 г. Пушкин прибыл в Одессу. Середина июля 1823 г. Пушкин был представлен Амалии Ризнич на одном из вечеров в ее доме или в оперном театре. Как выяснилось позже, она была в это время на третьем месяце беременности. 23 июля 1823 г. в Одессу прибыл вновь назначенный генерал-губернатор М.С. Воронцов, среди встречавших был Пушкин. 25 августа 1823 г Пушкин сообщает в письме к брату о завершении поэмы «Бахчисарайский фонтан», в скобках поясняет: «новая моя поэма». 6 сентября 1823 г. в Одессу приехала к мужу Елизавета Ксаверьевна, она была на 8-м месяце беременности, жила на даче, пока отстраивался городской дом. 22 октября 1823 г. Пушкин закончил 1-ю главу «Евгения Онегина». 22 октября 1823 г. в письме к Александру Раевскому сообщает, что «моя страсть в значительной мере ослабела, а тем временем я успел влюбиться в другую, я раздумал». 23 октября 1823 г начата вторая глава «Евгения Онегина 23 октября 1823 Елизавета Ксаверьевна родила сына Семена. 26 октября 1823 г. стихотворение «Мой голос для тебя и ласковый и томный» 3 ноября 1823 г. в рукописи на полях 16-й строфы второй главы «Евгения Онегина» появляется изображение Е.К. Воронцовой со спины в декольтированном платье. Начало ноября 1823 г. – крестины сына графа М.С. Воронцова, Семена. В декабре 1823 г. на листе с LX строфой 2-й главы «Евгения Онегина» появляется портрет графини и еще шесть набросков ее изображения. А всего с октября по декабрь 1823 г. он нарисовал 17 портретов Воронцовой. 8 декабря 1823 г. закончена вторая глава «Евгения Онегина». 12 декабря 1823 г. большой бал у Воронцовых , 25 декабря 1823 г. – у Воронцовых большой обед, 31 декабря 1823 г. – у Воронцовых маскарад, 1 января 1824 г. Амалия родила сына Александра. 6 января 1824 г. – маскарад у Ланжеронов. 13 января 1824 г. – благотворительный маскарад в театре, устроенный Воронцовой и Ольгой Нарышкиной. До 8 февраля 1824 г. написано стихотворение «Все кончено: меж нами связи нет». 8 февраля Пушкин ужинал у Воронцовой 8 февраля 1824 г. начата третья глава «Евгения Онегина», которая была окончена в октябре в Михайловском. 12 февраля 1824 г. – второй маскарад у Воронцовых. 18 февраля 1824 г. – у Воронцовых бал-маскарад 12 марта 1824 г. Пушкин выехал в Кишинев по «личным делам», через три недели вернулся 20 марта 1824 г. Е.К. Воронцова уехала в имение своей матери, графини Браницкой под Белой Церковью, вернулась после 20 апреля. Была занята своей 2-хлетней дочерью, которая тяжело заболела. 24 марта 1824 г. граф Воронцов написал письмо Нессельроде, в котором настаивал на удалении Пушкина из Одессы. «Его сиятельству графу Нессельроде. Одесса, 24 марта 1824 г. Граф! Ваше сиятельство осведомлены об основаниях, по которым молодой Пушкин был послан несколько времени тому назад с письмом графа Каподистрии к генералу Инзову. При моем приезде сюда этот генерал, если можно так выразиться, вручил его мне, и он жил с тех пор постоянно в Одессе, где находился еще до моего прибытия и в то время, когда генерал Инзов был в Кишиневе. Никоим образом я не приношу жалоб на Пушкина, справедливость даже требует сказать, что он кажется гораздо сдержаннее и умереннее, чем был прежде, но собственный интерес молодого человека, не лишенного дарований, недостатки которого происходят, по моему мнению, скорее от головы, чем от сердца, заставляют меня желать, чтобы он не оставался в Одессе. Основной недостаток г. Пушкина – это его самолюбие. Он находится здесь и за купальный сезон приобретает еще множество восторженных поклонников своей поэзии, которые, полагая, что выражают ему дружбу лестью, служат этим ему злую службу, кружат ему голову и поддерживают в нем убеждение, что он замечательный писатель, между тем он только слабый подражатель малопочтенного образца (лорд Байрон), да кроме того, только работой и усидчивым изучением истинно великих классических поэтов он мог бы оправдать те счастливые задатки, в которых ему нельзя отказать {В копии зачеркнут конец фразы: "и стать отличным писателем"}. Удалить его отсюда, значит, оказать ему истинную услугу. Возвращение к генералу Инзову не поможет все равно он будет тогда в Одессе, но без надзора {В копии иначе: "ибо это вовсе не удалит его от Одессы, и в таком случае он останется вне моего надзора".}. Кишинев так близко отсюда, что ничто не помешает этим же почитателям поехать туда; да и, наконец, в самом Кишиневе он найдет в боярах и в молодых греках достаточно скверное общество. По всем этим причинам я прошу ваше сиятельство испросить распоряжений государя по делу Пушкина. Если бы он был перемещен в какую-нибудь другую губернию, он нашел бы для себя среду менее опасную и больше досуга для занятий. Я повторяю, граф, исключительно в его интересах я обращаюсь с этой просьбой. Я надеюсь, что моя просьба не будет истолкована ему во вред, и убежден, что, только согласившись со мною, ему можно будет дать более средств обработать его рождающийся талант, удалив в то же время от того, что может ему сделать столько зла. Я говорю о лести и о столкновении с сумасбродными и опасными идеями. Имею честь быть с глубоким уважением вашего сиятельства преданнейший и покорнейший слуга» 8 апреля 1824 г Воронцов обращается к другу действительному статскому советнику Николаю Михайловичу Логинову помочь ему избавиться от Пушкина «Я писал к графу Нессельроду, прося, чтоб меня избавили от поэта Пушкина. На теперешнее поведение его я жаловаться не могу, и, сколько слышу, он в разговорах гораздо скромнее, нежели был прежде, но, первое ничего не хочет делать и проводит время в совершенной лености, другое — таскается с молодыми людьми, которые умножают самолюбие его, коего и без того он имеет много; он думает, что он уже великий стихотворец, и не воображает, что надо бы еще ему долго почитать и поучиться, прежде нежели точно будет человек отличный. В Одессе много разного сорта людей, с коими эдакая молодежь охотно водится, и, желая добра самому Пушкину, я прошу, чтоб его перевели в другое место, где бы он имел и больше времени и больше возможностей заниматься, и я буду очень рад не иметь его в Одессе». 29 апреля М.С. Воронцов напомнил Н.М. Лонгинову: «О Пушкине не имею еще ответа от гр. Нессельроде, но надеюсь, что меня от него избавят. Сегодня к вечеру отправляюсь в Кишинев дней на пять». 30 апреля 1824 г. Амалия Ризнич получила загранпаспорт. В начале мая 1824 г. Амалия вместе с сыном и тремя слугами покинула Одессу. 2 мая 1824 г. М. С. Воронцов из Кишинева вновь написал К.В. Нессельроде: «По этому поводу я повторяю мою просьбу – избавьте меня от Пушкина; это, может быть, превосходный малый и хороший поэт, но мне бы не хотелось иметь его дольше ни в Одессе, ни в Кишиневе». 4 мая 1824 г. М.С. Воронцов из Кишинева снова обратился к Н.М. Логинову: «Казначеев мне сказывал, что Туманский [чиновник Воронцова, поэт и приятель Пушкина] уже получил из П[етер]бурга совет отдаляться от Пушкина, и я сему очень рад, ибо Туманский -- молодой человек очень порядочный и совсем не Пушкинова разбора. Об эпиграмме, о которой вы пишете, в Одессе никто не знает, и, может быть, П<ушкин> ее не сочинял; впрочем нужно, чтоб его от нас взяли, и я о том еще Нессельроду повторил». Между 12 и 15 мая Воронцов получил личное письмо императора Александра I от 2 мая: «Граф Михайло Семенович! Я имею сведения, что в Одессу стекаются из разных мест и, в особенности, из Польских губерний и даже из военнослужных без позволения своего начальства многие такие лица, кои с намерением или по своему легкомыслию занимаются лишь одними неосновательными и противными толками, могущими иметь на слабые умы вредное влияние.< > Будучи уверен в усердии и попечительности Вашей о благе общем, я не сомневаюсь, что Вы обратите на сей предмет особенное свое внимание и примете строгие меры. < > Пребываю в прочем к Вам благосклонный, Александр». 22-24 мая 1824 г. Пушкин нарисовал поверх стихов XXIX строфы третьей главы «Евгения Онегина» портрет Воронцовой, которая представлена почти во весь рост; подробно нарисована голова. 22 мая 1824 г. предписание графа Воронцова коллежскому секретарю Пушкину отправиться в уезды Херсонский, Елизаветградский и Александровский для сбора сведений о распространении саранчи. 23 мая 1824 г. поэт расписался в получении 400 рублей «на прогоны» и покинул Одессу Около 26 мая 1824 г. граф Воронцов получил письмо от Нессельроде от 16 мая: «Я представил императору Ваше письмо о Пушкине. Он был вполне удовлетворен тем, как Вы судите об этом молодом человеке». 31мая 1824 г. Пушкин вернулся в Одессу, в «Journal d'Odessa» от 2 июня 1824 г. в числе прибывших 31 мая в Одессу значится коллежский секретарь Пушкин Май – начало июня 1824 г. письмо Воронцова дипломату Антону Антоновичу Фонтону, с которым он находился в дружеской переписке: «Мой дорогой Фонтон! Озарите меня еще раз светом Вашего разума. Наследство нашего доброго Инзова продолжает причинять мне массу хлопот! Каждый из нас должен уплатить свою дань молодости, но Пушкин уже слишком удлиняет свою молодость. Попал он в общество кутил: женщины, карты, вино. Нужно отдать ему справедливость, что все кутежи эти сходят у него благородно, без шума и огласки. Поэтому будь это кто иной, нечего было бы и сказать. Но Его Величество живо интересуется Пушкиным, и в мою обязанность входит и заботиться о его нравственности. В Одессе задача эта не легкая. Если бы и удалось уберечь его от местных соблазнов, то вряд ли удастся сделать то же по отношению прибывающих путешественников, число которых все увеличивается и среди которых у него много друзей и знакомых. Все эти лица считают долгом чествовать его и чрезмерно превозносят его талант. Пушкина я тут не виню: такое отношение вскружило бы голову человеку и постарше. А талант у него, конечно, есть. Каюсь, но я только недавно прочел его знаменитый «Руслан», о котором столько говорили. Приступил я к чтению с предвзятой мыслью, что похвалы преувеличены. Конечно, это не Расин, но молодо, свежо и занятно. Что-то совсем особое. Кроме того, надо отдать справедливость Пушкину, он владеет русским языком в совершенстве. Положительно звучен и красив наш язык. Кто знает, может быть, и мы начнем вскоре переписываться по-русски. Если Вы не читали, прочитайте «Руслана» – стоит». 7 июня 1824 г. Пушкин подал заявление на имя А. И. Казначеева об отставке: «Будучи совершенно чужд ходу деловых бумаг, не знаю, в праве ли отозваться на предписание Его Сиятельства. Как бы то ни было, надеюсь на Вашу снисходительность и приемлю смелость объясниться откровенно на счет моего положения. 7 лет я службою не занимался, не писал ни одной бумаги, не был в сношении ни с одним начальником. Эти 7 лет, как Вам известно, вовсе для меня потеряны. Жалобы с моей стороны были бы не у места. Я сам заградил себе путь и выбрал другую цель. Ради Бога, не думайте, чтоб я смотрел на стихотворство с детским тщеславием рифмача или как на отдохновение чувствительного человека: оно просто мое ремесло, отрасль честной промышленности, доставляющая мне пропитание и домашнюю независимость. Думаю, что граф Воронцов не захочет лишить меня ни того, ни другого. Мне скажут, что я, получая 700 рублей, обязан служить. Вы знаете, что только в Москве или ПБ можно вести книжный торг, ибо только там находятся журналисты, цензоры и книгопродавцы; я поминутно должен отказываться от самых выгодных предложений единственно по той причине, что нахожусь за 2000 верст от столицы. Правительству угодно было вознаграждать некоторым образом мои утраты, я принимаю эти 700 рублей не так, как жалованье чиновника, но как паек ссылочного невольника. Я готов от них отказаться, если не могу быть властен в моем времени и занятиях. Вхожу в сии подробности, п. ч. дорожу мнением гр. Воронцова так же, как и Вашим, как и мнением всякого честного человека». Пушкин писал, что чувствует свою совершенную неспособность к службе и готов, «если граф прикажет, подать в отставку». Письмо заканчивалось заявлением о том, что у него аневризм: «Вот уже 8 лет, как я ношу с собою смерть». 7 июня в 1824 г. Одессу приехала княгиня В.Ф. Вяземская 14 июня 1824 г. Воронцовы с больной дочерью со всем высшим одесским обществом, включая А. Раевского и О. Нарышкину, отправились на яхтах в Гурзуф. Пушкин остался в Одессе. Июнь – июль 1824 г. – письмо М.С. Воронцова к Фонтону. «Мой милый Фонтон, вы никогда не угадаете, что там было. Стихи, рапорт в стихах! Пушкин писал: «Саранча летела, летела и села. Сидела, сидела – все съела и вновь улетела»… И вот я решил на другой день утром вызвать Пушкина, распечь или, вернее, пристыдить его и посадить под арест. Но ничего из этого не вышло. Вечером начал я читать другие отчеты по саранче. На этот раз серьезные, подробные и длинные-предлинные. Тут и планы, и таблицы, и вычисления. Осилил я один страниц в тридцать и задумался – какой вывод? Сидела, сидела, все съела и вновь улетела, – другого вывода сделать я не мог. < > Мне стало смешно, и гнев мой на Пушкина утих. По крайней мере, он пощадил мое время. Действительно, наши средства борьбы с этим бичом еще слишком первобытны. Понял ли он это или просто совпадение? Три дня я не мог избавиться от этой глупости. Начнешь заниматься, а в ушах все время: летела, летела, все съела и вновь улетела. Из всего мною сказанного ясно, что место Пушкина не в Одессе и что всякий другой город, исключая, конечно, Кишинев, окажется более для него подходящим. Вот и прошу я вас, мой дорогой Фонтон, еще раз проявить во всем блеске ваши дипломатические способности и указать мне, во-первых, кому написать, и, во-вторых, как написать, чтобы не повредить Пушкину». Конец июня 1824. Пушкин описал ситуацию Вяземскому: «Я поссорился с Воронцовым и завел с ним полемическую переписку, которая кончилась с моей стороны просьбою в отставку. Но чем кончат Власти, еще не известно. Тиверий рад будет придираться; а Европейская молва о Европейском образе мыслей графа Сеяна обратит всю ответственность на меня. Покаместь не говори об этом никому. А у меня голова кругом идет» Середина июня 1824 г. Пушкин в ответ на письмо А. И. Казначеева, которое не сохранилось, изложил свое отношение к создавшейся ситуации: «Вы мне говорите о покровительстве и дружбе. По-моему, это две вещи несовместимые. Я не могу и не хочу претендовать на дружбу гр. В., еще менее на его покровительство: нет ничего для меня унизительнее патронирования, и я слишком уважаю этого человека, чтобы унижаться перед ним. На этот счет у меня свои предрассудки демократические, которые стоят предрассудков гордости Аристократической. Я жажду только независимости (простите мне это слово ради его сущности), – и я ее добьюсь ценой мужества (работы) и упорства. Я уже преодолел отвращение писать и продавать свои стихи, чтобы жить. Главный шаг сделан – если я все еще продолжаю писать по капризному наитию воображения, то раз стихи написаны, я уже смотрю на них только как на товар, по столько-то за штуку. Я не понимаю ужаса моих друзей (да и не очень хорошо знаю, что такое эти мои друзья)». «Мне надоело зависеть от хорошего или плохого пищеварения начальства; мне надоело, что в моем Отечестве со мной обращаются с меньшим уважением, чем с первым попавшимся (болваном) бездельником Англичанином, который является, чтобы щеголять среди нас своей (глупостью) тупостью (небрежностью), своим бессмысленным бормотанием. Нет сомненья, что гр. В. как человек умный сумеет обвинить меня перед публикой – очень лестная победа, и я предоставлю ему досыта ею насладиться, тем более что мне так же мало дела до этой публики, как и до порицаний и восхвалений в наших журналах». 11 июля 1824 г. министр Нессельроде известил графа Воронцова о том, что «по воле императора Пушкин не только будет удален из Одессы, но и подлежит высылке в Псковскую губернию, в имение родителей под надзор местного начальства» 23 июля 1824 г. Елизавета Ксаверьевна вернулась в Одессу, гости остались в Крыму, муж отправился в служебную поездку 24 июля 1824 г. Воронцов отправляет из Симферополя графу Гурьеву предписание исключить Пушкина из списка чиновников коллегии иностранных дел и отправить на жительство в Псковскую губернию 25 июля 1824 г. Вяземская в письме к мужу сообщила: «Графиня Воронцова и Ольга Нарышкина вернулись два дня тому назад. Мы постоянно вместе и гораздо более сдружились». 29 июля 1824 г. градоначальник Одессы Гурьев объявляет Пушкину об отставке, на дорогу ему выдано 389 рублей «Нижеподписавшийся сим обязывается данному от г-на Одесского градоначальника маршруту без замедления отправиться к месту назначения в губернский город Псков, не останавливаясь нигде на пути по своему произволу; а по прибытии в Псков явиться к г-ну гражданскому губернатору. Одесса. 29 июля 1824». Пушкин подписал и другую бумагу: «По маршруту от Одессы до Пскова исчислено верст 1621. На сей путь прогонных на три лошади триста восемьдесят девять руб. четыре коп. получил коллежский секретарь Александр Пушкин». 29 июля 1824 г. Пушкин был на даче у Воронцовой. Перед отъездом Пушкина из Одессы в Михайловское графиня Воронцова подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне и перстень. 30 июля 1824 г. Е.К. Воронцова отправилась в Белую Церковь 1 августа 1824 г. Пушкин выехал из Одессы в Михайловское. С 21 августа 1824 г. Елизавета Ксаверьевна в Киевской губернии у матери. Октябрь 1824г. – стихотворение «К младенцу». Осень 1824 г. – элегия «Ненастный день потух». Вторая половиной декабря 1824 г. – первая половина марта 1825 г. в Михайловском написано стихотворение «Сожженное письмо». 3 апреля 1825 г. родилась Софья Воронцова. Летом 1825 г. умерла Амалия Ризнич. 7 июля 1825 г. – стихотворение «Желание славы». В тетрадях поэта под номером № 2382, на странице 68-69 было обнаружен черновик письма, неизвестно кому предназначенный и от какого числа, а в тетради № 2373, на странице 24 другой черновик. Эти письма были опубликованы в собраниях сочинений Пушкина под редакцией Морозова, в 1887 г. В письме упоминаются два важных факта: «Сегодня 9-я годовщина дня, когда я вас увидел в первый раз. День S.V. был решающим в моей жизни». Поклонники нравственности графини Воронцовой и господства Собаньской над душой поэта считали и доказывали, что эти письма были предназначены Каролине, и трактовали свою версию следующим образом: • 5 января 1830 г Пушкин записал в альбом Каролины свое стихотворение, • День S.V. (St. Valentin) - день Святого Валентина (2 февраля) он написал ей письмо признание. • А впервые Пушкин увидел Каролину 2 февраля 1821 г. (9 лет назад) Авторы версии предполагали, что Пушкин в это время был в Киеве, куда ездил с Раевскими из Каменки на помолвку Екатерины Николаевны Раевской, и там он мог встретиться с Каролиной Собаньской. Но как выяснилось из неопубликованного письма М. Ф. Орлова к А. Н. Раевскому от 12 февраля 1821 г. помолвки не было, и в Киеве встречи не было. Александр Лацис в процессе реконструкции событий и анализе оригинала письма пришел к выводу, что «письмо относится не к 1830-му, а к 1832-му году, и речь в нем идет не просто о годовщине, а о 9-ой годовщине. «S.V.» не день Св. Валентина, (2 февраля), как утверждала Цявловская, и не день Св. Валериана (15 декабря), как полагал Яшин, а день Св. Викентия (11 ноября). Клочок земли, к «которому он готов совершить паломничество» Лацис перевел «[Првб-р;жiе] М» как Правобережие». «Речь идет, – писал Лацис, – о Правобережье Днепра, где находилось родовое имение Воронцовой «Мошны. Так как никакого отношения к Правобережью Собаньская не имела, остается единственный возможный адресат – Воронцова». Александр Лацис предположил, что впервые Пушкин увидел графиню во время крещения ее сына Степана, которое состоялось 11 ноября 1823 г в день Святого Винсента. Удивляет, что столь много сделавшие для восстановления истины неопушкинисты забыли еще об одном очень важном празднике, который шифруется буквами S.V. – «Sainte Vierge» – день «Святой Девы», «Рождества Пресвятой Богородицы» (8 сентября). С датой празднования Рождества Богородицы связано торжество Непорочного зачатия Девы Марии 8 декабря (ровно за 9 месяцев до ее Рождества). Пушкин пишет письмо не 11 ноября, а 8 сентября 1832 г. в день Рождества Богородицы, а 9 лет назад 8 сентября 1823 г. он впервые на обеде у Воронцовых увидел беременную графиню, которая прибыла в Одессу 6 сентября. Прибывшая 4 августа 1832 г из Англии графиня, в начале сентября еще была в Петербурге. На одном из званых вечеров она встретилась с четой Пушкиных. См.: https://proza.ru/2014/12/28/1546
Просмотров: 176 |
|
Дата: 06.06.2021
|