Главная » Архив материалов
Родился 31 мая 1892 в Москве в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика, его семья несколько раз переезжала – сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве. Паустовский учился в Киевской классической гимназии. В 1906 впервые побывал с отцом в Одессе и увидел море. Когда он был в шестом классе, родители расстались, и гимназист начал зарабатывать репетиторством. В 1911 г. первый рассказ Паустовского «На воде» был напечатан в киевском журнале «Огни». В 1912 поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, в 1914 перевелся на юридический факультет Московского университета. После начала Первой Мировой войны, как младший сын в семье, был освобожден от армии, работал вожатым на трамвае. Но осенью 1914 г. Паустовский поступил санитаром на тыловой санитарный поезд, развозивший раненых по средней России. В 1915 его перевели в полевой военно-санитарный поезд № 255 и Паустовский вновь побывал в Одессе. Вскоре он попал в полевой отряд – с ним отступал из Польши до Белоруссии. В 1915 был опубликован его очерк «Письма с войны». Летом 1916 г. Паустовский женился на Екатерине Загорской. После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский возвращается в Москву. Он сменил много мест и профессий: работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, в 1916 был рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать роман «Романтики» (1916-1923, опубликован в 1935). После Февральской революции Паустовский возвратился в Москву, стал сотрудником газеты «Ведомости Московского градоначальства». В конце 1918 г. уехал из Москвы в Украину, был журналистом в Киеве, затем осенью 1919 перебрался в Одессу, где прожил до 1922 г. Он был сотрудником одесских газет, после прихода Красной Армии работал в Опродкомгубе, затем в газете «Моряк». В Одессе он познакомился и подружился с И. Бабелем, Э. Багрицким, И. Ильфом и другими одесскими писателями. В январе 1922 г. на пароходе «Дмитрий» он уехал в Севастополь, затем жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, печатался в газетах «Маяк» (Батуми), «Гудок Закавказья» (Тбилиси). В 1923 Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА. В 1928 вышла книга рассказов Паустовского «Встречные корабли», в том же году он написал роман «Блистающие облака», в котором были использованы автобиографические эпизоды из жизни писателя и его странствий по Черному морю и Кавказу. Паустовский печатается в газетах «На вахте», «Правда», в журналах «30 дней», «Наши достижения». В 1932 г. после успеха повести «Кара-Бугаз» Паустовский оставляет журналистику. Он много ездил, побывал на Кольском полуострове, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии. Излюбленным местом оставалась Средняя Россия, в частности Мещора. В 1934 г. выходит повесть «Колхида» (прототипом одного из героев был грузинский художник Н. Пиросмани), а в 1936 основанная на автобиографических событиях повесть «Черное море». Выходят его исторические повести «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933), «Орест Кипренский» (1936), «Исаак Левитан» (1937), «Тарас Шевченко» (1938), книги «Созвездие гончих псов» (1937), «Северная повесть» (1938). Во время Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом на Южном Фронте, в 1941 побывал в Одессе. После войны писатель начинает работу над автобиографической эпопеей «Повесть о жизни», в которую вошли шесть книг. В 1946 выходит первая – «Далекие годы». Он пишет ряд пьес: сказку «Стальное колечко» (1947), «Преодоление времени» (1949), «Пассажир из Москвы» (1949). В 1949 г. выходит и его «Повесть о лесах». Писатель практически переселяется в Тарусу, изредка бывая в Москве. Паустовский был среди тех, кто выступал за реабилитацию И. Бабеля, Н. Заболоцкого, способствовал публикации произведений полузапрещенных писателей М. Булгакова, А. Грина. Он был одним из организаторов и составителей самых резонансных литературных сборников «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). С середины 1950-х гг. к Паустовскому приходит мировая известность, он много путешествовал, был в Чехословакии, Франции, Италии, Турции, Греции, Швеции. В 1954 вышла вторая книга эпопеи – «Беспокойная юность», третья «Начало неведомого века» увидела свет в 1956. В том же году вышла и повесть о литературе «Золотая роза». Наиболее известная книга, прославившая Паустовского, – четвертая повесть из автобиографического цикла «Время больших ожиданий» – о жизни в Одессе в 1920 г. – была опубликована в 1959 году. Паустовский отказался от правок, которые требовала от него редакция «Нового мира» (сократить страницы о Бабеле, добавить мотивы труда, борьбы и политики) и опубликовал повесть в журнале «Октябрь». Отдельным изданием, после московского, книга вышла и в Одессе в 1961 г. Завершали цикл повести «Бросок на юг» (1960), и «Книга скитаний» (1963). В 1965 г. Паустовский был кандидатом на Нобелевскую премию, которую в последний момент вручили М. Шолохову. Писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени и несколькими медалями. В 1959 году ему была присуждена польская национальная премия. Писатель – романтик, замечательный стилист, художник, открывший многим молодым читателям закрытые для них страницы ранней советской и мировой литературы. Паустовский был человеком с чистой совестью, ни разу не шедший на компромиссы со сталинщиной. Таким и остался он в истории литературы, в истории нашего города, который нежно любил всю жизнь. К. Г. Паустовский умер 14 июля 1968 года, согласно его завещанию похоронен в Тарусе. В Одессе на ул. Черноморской, 6, открыт музей им. К. Г. Паустовского (филиал Литературного музея). Экспозиция музея представляет собой период жизни и работы Паустовского с 1919 по 1922 гг. в Опродкомгубу и редакции газеты «Моряк». Мир книг Паустовского, личные вещи и рукописи писателя, аудио и видео материалы (в том числе прижизненного периода) – со всем этим можно познакомиться в музее. На той же улице на доме № 8, где жил К. Г. Паустовский, установлена мемориальная доска. В Одессе, на поселке Котовского, улица названа именем писателя. 1 апреля 2010 года в саду Одесского литературного музея установлен памятник Константину Паустовскому (скульптор Олег Черноиванов), который изображает писателя в виде сфинкса. 29 мая 2012 года в селе Санжейка под Одессой писателю был также установлен памятник (скульптор С.С. Чаркин). Алена Яворская, |
Трудно назвать другого государственного деятеля XIX столетия, который сделал бы для блага Российской империи и города Одессы столько, сколько было совершено светлейшим князем Михаилом Семеновичем Воронцовым. И трудно назвать другого военачальника и администратора, о котором мы знаем так прискорбно мало. В основном по биографиям неважного государственника и посредственного экономиста А. С. Пушкина, где Воронцов традиционно изображается как злейший враг и гонитель великого поэта. Воронцов Михаил Семёнович родился 239 лет назад, 19 (30) мая 1782 года в семье русского посла в Лондоне. Получив в Англии воспитание и образование, достойное юного английского лорда, Воронцов в 1801 вернулся в Россию, чтобы поступить на службу. Участник Отечественной войны 1812 года, раненый в Бородинском сражении, и кампаний 1813-1814 годов. Командир русского оккупационного корпуса во Франции в 1815-1818 годах. В 1819 году женился на Браницкой Елизавете Ксаверьевне, свадьба состоялась в Париже. В 1823 году назначен новороссийским генерал-губернатором и наместником Бессарабии. В 1844 году назначен наместником на Кавказе, в связи с этим он покидает Одессу, но должность генерал-губернатора остается за ним, фактически краем управляет, под руководством Воронцова, Бессарабский военный губернатор Федоров Павел Иванович. В 1854 году Воронцов покидает должность Генерал-губернатора Новоросийского края. С назначением Воронцова Генерал-губернатором Новороссийского края в 1823 году начинается длинный тридцатилетний период, в течение которого Одесса беспрерывно прогрессирует, достигает замечательных успехов, как в торговом отношении, так и в смысле гражданственности вообще. Оценив по достоинству наследие своих предшественников, созданное ими за неполные 30 лет существования Одессы, Воронцов взялся за обустройство Одессы и всего огромного края. Прежде всего – забота о развитии и укреплении границы порто-франко для надежного надзора над контрабандистской «вольницей». В 1849 году, уже после Воронцова, порто-франко продлили на пять лет, затем еще раз, а в 1859 году его упразднили. Беспошлинная торговля иностранными товарами, легальная и контрабандная, привлекла в город значительное число купцов – не только отечественных, но и зарубежных. Прилив заграничных товаров сделал жизнь в городе дешевой и способствовал процветанию Одессы. Именно во времена Воронцова Одесса стала четвёртым городом империи (после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы), в своей «европейскости», цивилизационным новшествам даже преподавая урок обеим столицам – Москве и Санкт-Петербургу. При Воронцове появляются первые пароходы, маяк, интенсивно, с умом развивается сельское хозяйство – именно светлейший князь организовал Общество развития сельского хозяйства Южной России, открывается памятник герцогу де Ришелье. Светлейший князь Михаил Семёнович Воронцов умер 6 ноября 1856 г. в Одессе. От брака с графиней Елизаветой Ксаверьевной Браницкой Михаил Семенович оставил лишь сына, князя Семена Михайловича, умершего бездетным. Относительно недавно прах Михаила Семеновича Воронцова и его супруги Елизаветы Ксаверьевны перезахоронили в заново отстроенном Одесском Спасо-Преображенском соборе. По материалам портала odessit.ua.
Просмотров: 132 |
|
Дата: 30.05.2021
|
Российский и украинский режиссер, актер и сценарист, Заслуженный деятель искусств Украины, Александр Ильич Павловский родился 26 мая 1947 года в Одессе. В 1965 году он окончил специальную музыкальную школу имени П. С. Столярского, класс фортепиано, в родном городе. В 1971 году Александр Павловский стал выпускником ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Через год он устроился в штат Одесской киностудии, и сотрудничал с ней вплоть до начала 1990-х годов. Режиссер стал известен благодаря своей уникальной способности открывать зрителю новых талантливых актеров. Например, в его дипломной картине «Счастливый Кукушкин», которая была отмечена на фестивале «Молодость», появился его однокурсник Владимир Меньшов, позже получивший широкую известность. Также в этой ленте была задействована юная десятиклассница Лариса Удовиченко – ее студенты ВГИКа случайно заметили в стенах учебного заведения. "После окончания ВГИКа я приехал на Одесскую киностудию снимать дипломную работу. Мы с Володей Меньшовым (тогда его еще никто не знал) написали сценарий по рассказу Валентина Катаева «Ножи». В то время Володя служил ночным администратором в булочной. Попросту охранял объект, в четыре утра, когда привозили хлеб, он этот товар разгружал. Я туда часто приходил, и там мы и творили. Картину, вышедшую в 1971 году, назвали «Счастливый Кукушкин». Слово «счастливый» в названии, судя по всему, было запрограммировано – поговорка «Как вы лодку назовете, так она и поплывет» полностью себя оправдала. Помнится, уже утвердили для фильма актеров, в том числе исполнительницу главной роли Наташу Богунову. Но неожиданно на Одесской киностудии увидел девочку – юную Ларису Удовиченко, которая еще училась в десятом классе и одновременно постигала здесь азы актерского мастерства. Красивые глазки, круглые щечки, девочка шла в каких-то ситцевых штанах. Увидел и понял: это – она! Оставил ей контактный номер телефона, а сам позвонил Меньшову. Тогда автоматическая телефонная связь еще не существовала – все через коммутатор. В общем, зазываю Володю на пробы: «Я тут девочку нашел – совсем молоденькую, нетронутую. Не хочу, чтобы она начинала с кем-то другим, хочу, чтобы сразу с тобой… Нужно ее попробовать, но я один не буду. Хочу, чтобы мы попробовали ее вместе…». Вдруг наш разговор прервала телефонистка: «Сволочи! Я засекла ваш номер. Сейчас передам данные в милицию! Я вам покажу пробовать девочек!» (смеется). Вот таким образом Лариса и Володя снялись в «Счастливом Кукушкине». Потом Лариса поступила во ВГИК, а Володя тут же уехал играть главную роль в своей первой полнометражной картине режиссера Алексея Сахарова «Человек на своем месте». Через год Меньшова отметили на всесоюзном кинофестивале за исполнение лучшей мужской роли, и он стал популярным советским киноартистом. Я же за свою дипломную работу получил главный приз фестиваля «Молодость», о чем узнал совершенно случайно, в метро. Ехал человек, который читал газету «Известия». Информацию обо мне разместили на последней странице. Как сейчас помню, правый крайний столбец: «Сообщение ТАСС. Вчера в Киеве закончился кинофестиваль «Молодость». Главный приз получил выпускник ВГИКа Павловский за дипломный фильм «Счастливый Кукушкин»". (Из интервью А.Павловского для газеты «Юг», №39) В 1990 году Александр Павловский работал над скандальной картиной «И черт с нами!», и снова пригласил Ларису Удовиченко принять участие в съемках. Это был очередной совместный проект режиссера и сценариста Игоря Шевцова, посвященный появлению Иосифа Сталина в самый разгар праздника смеха в южном приморском городке. Александр Павловский также знаменит благодаря фильмам «Зеленый фургон», «Трест, который лопнул» и «Ребенок к ноябрю». В последнем появился тогда еще никому не известный актер Сергей Маковецкий. В 1993 – 1999 годах Александр Павловский был художественным руководителем киностудии «Аркадия», главным режиссёром муниципального телеканала города Одессы, в 1997 – 1999 годах – Главным режиссёром Одесского шоу-карнавала «Юморина». С 2000 года Александр Павловский жил в Москве, где как режиссёр работал на различных студиях. "Уехал в Москву, потому что здесь все остановилось. Я был последним режиссером, который еще снимал в Одессе, где почти замерло кинопроизводство. Делал Юморины, думая, вот-вот что-то изменится... Потом понял: нужно уезжать – «кина» нет! В Одессе остался мой брат и коллега Леонид Павловский – за десять лет он снял одну картину, а я – десять. В России. Из них – три двенадцатисерийных, одну шестнадцатисерийную. Вот ответ о малой родине. Но буду счастлив вернуться в Одессу и работать на дорогой мне киностудии. Однако для этого здесь что-то должно происходить..." (Из интервью А.Павловского для газеты «Юг», №39) В 2000-х годах режиссер начал работать преимущественно над многосерийными телевизионными проектами: «Адвокат», «В ритме танго», «Лето Индиго», «Петля», «Земский доктор. Продолжение» и другими. В 2012 году Александр Павловский снял сериал «Людмила», посвященный легендарной отечественной артистке Людмиле Зыкиной... "Одесса всегда гуляла сама по себе. Будь то в составе Российской Империи, СССР или Украины. Она – некий пуп земли. Чем больше здесь будет проходить всего культурно интересного, тем лучше...". (Из интервью А.Павловского для газеты «Юг», №39) Александр Ильич Павловский умер 16 марта 2018 года от инфаркта миокарда. Похоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища. Использованы материалы: yug.odessa.ua; .vokrug.tv См.: https://vk.com/mesto_vstrechi_odessa
Просмотров: 156 |
|
Дата: 26.05.2021
|
Его любили все. За всю мою жизнь я не встречала другого человека, у которого не было врагов (по крайней мере, так было у него в течение одесского периода его деятельности). Петра Ефимовича Тодоровского на Одесской киностудии называют не иначе как «наш Петя». И поэтому его путь в кино хочется проследить повнимательней. В режиссуру приходят по-разному. Одни, закончив режиссерский факультет ВГИКа, постепенно мужают, набираются сил. Не всегда заметно их талант пробивается через кочки кажущегося новаторства, отклоняясь то в одну, то в другую сторону, пока не находит собственного русла. А бывают такие счастливцы, которые с первого фильма громко заявили о себе, и последовательно разрабатывают свою тему. Примером этого могут служить режиссеры А.Тарковский, В. Шукшин, Э. Климов. Есть таланты, настолько ни на кого не похожие, что их появление удается осмыслить не сразу. И критики годами пытаются найти истоки их творчества, определить взрывную силу… С чего начинается художник? Где и когда попадают в его душу зерна творчества? У каждого по-разному. Но, как правило, всегда с детства. Наступает время, и каждый ребенок берет в руки карандаш, малюет круг. Но у одного это просто круг, у другого яблоко, у третьего Земля. Наверное, основное качество художника – это соединение детского восприятия со взрослым анализом мысли. В фильме режиссера Тодоровского есть такая линия, развивающаяся, казалось бы, где-то на краю основного сюжета: овдовевший вертолетчик ищет не только себе жену, но и, в первую очередь, маму своей четырехлетней дочери (фильм «Городской романс»). Он то и дело ищет подтверждения у девочки своего выбора: – А правда, тетя Тоня хорошая, веселая? – У нее только глаза веселые, а сама она злая, – отвечает маленькая героиня «Хы-Хы» века, как лакмусовая бумажка, реагирующая на добро и зло. И с изящной детской хитростью нагибается за щепкой, чтобы иметь возможность выдернуть свою ладошку из рук этой чужой тети, чтобы не быть связующим звеном между нею и папой. Подобрав щепку, девочка, догоняя взрослых, как бы случайно становится со стороны отца, берет только его одного за руку. В этой сцене столько неподдельной правды, такое проникновение в психологию ребенка, что все поступки маленькой Ани кажутся не режиссерской находкой, а как бы исходят от самой девочки. Тодоровскому, разносторонне одаренному человеку, трудно было сразу найти свое призвание. И действительно, мы видели его в роли автора сценария, в роли композитора, чьи песни звучали не только в фильмах, но и на эстраде. Он и отличный исполнитель-гитарист. Дважды снимался он и как актёр в главных ролях, оба раза в картинах режиссёра Хуциева. Что вынес Тодоровский из детства? Средняя школа с игрой в Чапаева. Пионерские лагеря с песнями у костра, с горнами, игравшими побудку. И ещё пианино, которое купили родители, и на котором мальчик как-то сразу начал играть по слуху. И даже сейчас всех, кто слышал игру Тодоровского на рояле или на гитаре, поражает прозрачность мажорных мелодий, лиричность воспоминаний. Когда началась война, Петру Тодоровскому было 16 лет. И после средней школы – сразу же вторая школа – Саратовское пехотное училище. Здесь он стал офицером, отсюда ушел на фронт. Впечатления, оставленные в молодом человеке Великой отечественной войной, остались наиболее глубокими. Будущему кинематографисту пришлось наблюдать непосильный труд женщин, будни голодного тыла, быт военного училища. Эти воспоминания беспокоили всю жизнь. Их надо было осмыслить, выплеснуть, поделиться ими с людьми. Не имевший в то время непосредственного соприкосновения с кинематографом, Тодоровский решил, что показать, иными словами, заснять всё может только кинооператор. И он решил стать оператором. Очевидно, упорство не последняя черта режиссёра. На курсе Тодоровский был старше других, вначале он отставал, но занимался много и настойчиво. Благодаря легкому характеру, личному обаянию он вскоре стал душой факультета, а на втором курсе был уже впереди других не только по мастерству, но и по всем предметам. Продолжая ходить в гимнастерке, добро и зло мерил фронтовой меркой. Не случайно позже в фильме «Верность» им был снят эпизод встречи стоящего в карауле Никитина с бабой, которая тащит из столовой ведро со щами. В этом эпизоде будущий командир, а вместе с ним и режиссер оказался перед выбором: сдать женщину в комендатуру или отпустить, пожалев ее голодных дочек. Доброта взяла верх. На «губе» оказался сам Юра Никитин. В герое фильма много автобиографичного. Вечный вопрос добра и зла всегда волнует любого художника. Один старается показать зло во всей своей неприглядности и этим предостеречь. Другой старается показать добро и его превосходство. Очевидно, Тодоровский относится к художникам второго направления. Детская чистота восприятия - основная черта всех его работ. Им нужно было делать преддипломную работу, Петру Тодоровскому и Радомиру Василевскому, тогда они снимали вместе. Задание было следующее: снять производственный репортаж. И хотя целью работы было выявить операторское мастерство, оценивался также и выбор материала, подбор кинематографической фактуры. Изголодавшиеся студенты бросились снимать хлебзавод, кондитерскую фабрику, кулинарный цех. А Тодоровский с Василевским остановили свой выбор на музее детской игрушки. Они уже тогда поняли, какую огромную роль играет игрушка в воспитании ребенка. Этот выбор не был случайным. Став режиссером, Василевский ставит именно детские фильмы. И во многих фильмах Тодоровского присутствуют дети. После окончания ВГИКа Тодоровского брали на студию «Мосфильм», но он хотел работать вместе с Василевским, а главное, они хотели работать самостоятельно. Они верили в то, что могут сказать свое новое слово, поэтому молодые операторы согласились поехать на Молдавскую киностудию, где сняли фильм «Молдавские напевы». Но вначале они работали операторами кинохроники. Эта школа дала им определенную закалку и как режиссерам. До сих пор Тодоровский с хроникальной точностью воспроизводит обстановку действия, а то и просто вставляет в сюжет хроникально снятые кадры, куски подлинной жизни. В фильме «Городской романс», чтобы показать метания полюбившей девушки, Тодоровский применяет такой прием: он объединяет организованные съемки актера с хроникальными кусками жизни города, снятой скрытой камерой. Над Москвой бушует метель, а город живет обычной жизнью. Идут в кино молодые люди, проверяет на контрольных весах свою покупку женщина, бегут из школы дети. И среди них в этой белой вьюге мелькнут иногда лицо, глаза героини фильма – Маши. Таким образом, достигается полная достоверность происходящего. Талант не формируется в вакууме. Только в общении с коллегами оттачивается перо, зреют мысли, закаляется душа. В 1956 году на Одесской киностудии собирались выпускники режиссерского факультета Игоря Савченко и параллельных с ними курсов других факультетов. Режиссёры, сценаристы, редакторы – они все учились в одно время, институтские связи крепли на производстве. И хотя Тодоровский учился несколько позже, но он был связан с ними, так как в дипломной работе Хуциева играл главную роль. Познакомившись со сценарием «Весна на Заречной улице», Тодоровский и Василевский решили, что его надо снимать так же просто и достоверно, как он написан, под хронику. Этот фильм стал школой для многих молодых работников, начинавших свой творческий путь на Одесской киностудии, той отправной точкой, откуда начиналась серьезная творческая биография многих работников. Заметной вехой в творчестве Тодоровского был фильм «Жажда». В этом фильме операторская работа заставила о себе говорить. В сценарии был такой эпизод: для того, чтобы дать воду осажденному городу, севастопольские моряки, переодетые немцами, проникают на Беляевское водохранилище и пытаются запустить машины, подающие городу воду. Водоснабжающая машина становится действующим лицом фильма. И оператор Тодоровский своим мастерством создал образ машины. Она живет своей жизнью – бездушно застывшая в немецком плену, постепенно стряхивая с себя оцепление. Вот она, неуверенная в своих силах, с перебоями начинает работать и, войдя в азарт, лихорадочно спешит перекачать воду. Железными локтями пытается прикрыть советских бойцов от пуль врага. Она запоминается зрителю не меньше, чем эффектный лейтенант (актер В. Тихонов), или Уголек с его грустными черными глазами. На II Всесоюзном фестивале кинофильмов операторская работа Петра Ефимовича Тодоровского была удостоена первой премии. За годы напряженной творческой работы совершенствовалось мастерство, зрели мысли, которыми хотелось поделиться с людьми. Рамки операторских возможностей стали тесными. При работе оператором над фильмом «Жажда» Тодоровский подружился с автором сценария, к тому времени уже известным поэтом Григорием Поженяном. Зная, что Петя мечтает сам поставить фильм, Поженян предложил ему сценарий «Никогда». Название короткое и грозное, как выстрел. Он же и помог добиться, чтобы Тодоровскому поручили постановку. Правда, в главках кинематографии решили подключить к нему выпускника режиссерского факультета Владимира Дьяченко с тем, чтобы Петя был одновременно и оператором. Особой дружбы между режиссерами не возникло, но работали они согласовано, умели договориться обо всем. Только вечно простуженный Володя часто обиженно вопрошал меня: – Почему чаще всего вы обращаетесь к Пете? Что можно было ему ответить? Все члены съемочной группы к Володе относились хорошо, но любили работать с Тодоровским, ощущали в нем лидера. Но выстрела не получилось. Причин этому было много. И автору, и режиссерам хотелось показать, какой вред нанес культ личности душам людей. Для этого главным героем сценария был взят директор крупного судостроительного завода, честный коммунист, преданный работе. Однако сценарий не поднялся до больших обобщений… Тодоровского и Дьяченко больше интересовал анализ человеческих отношений, главным для них была история человека, который не умеет считаться с другими, уважать их самостоятельность – из-за этого его начинают сторониться, и он становится одиноким. Петр Ефимович искал образных решений, основанных не на поэзии, а на сценах из повседневной реальности: директор завода, которого играет Евстигнеев, приходит на свадьбу своего сотрудника, которую разрешил устроить в своей квартире, однако чувствует себя здесь чужим. Чтобы разрядить обстановку, сам себе наливает рюмку, берет вилку и начинает, как на барабане, выстукивать ими о край стола. Делает он это виртуозно – в юности Евгений Александрович был барабанщиком. План длится долго – стучит директор в души людские, всматривается в лица своих подчиненных, и зритель все время видит выразительные печальные глаза героя. Тодоровский и Евстигнеев - две яркие творческие личности - нашли друг друга. Серьезный на экране, в жизни Евгений Александрович был веселым и заводным человеком. Помню, мы спускались в метро, ехали к приятелям, чтобы отпраздновать мой день рождения. Что они с Петей творили! На эскалаторе придумывали сценки, блестяще изображая то пьяных, то наивных учёных, то растерянных провинциалов, а то и подозрительных типов, пугая соседей. В начале шестидесятых Петя Тодоровский носился с идеей снять фильм о мальчишках, со школьной семьи ушедших на фронт: больное и незабываемое. Сразу после школы Петя попал в военное училище, оттуда – на фронт. Все увиденное и пережитое искало выхода, он хотел поделиться своими наблюдениями, показать, какими были наши молодые командиры. Он не решился писать сам, искал соавтора. И такой нашёлся. В это время опубликовали первую повесть Булата Окуджавы. Мы связались с автором и приступили к работе. К кинофильму «Верность» Тодоровский готовился задолго до начала съёмок, но и до начала работы над сценарием. В нем он выразился весь: здесь он был и соавтором сценария (совместно с Булатом Окуджавой), и режиссёром, и композитором. Музыка Тодоровского в обработке О. Каравайчука – это тот самый запоминающийся вальс, который играет баянист возле вагонного городка. И играет, и насвистывает во многих кадрах сам Тодоровский. В фильме много от биографии его создателей. И, может, именно поэтому в нем нет ни одного фальшивого кадра. И Булат Окуджава, И Петр Тодоровский страстно хотели по-своему показать войну. Их не интересовали батальные сцены. Война здесь как бы «пристреливалась» к молодым курсантам, проверяя их верность Родине, воинскому долгу, первой любви. Поезд идет к фронту, и все больше ощущается война: мелькают искалеченные ею строения и люди. А на остановке встречаются два поезда: один с молодыми ребятами – на фронт, второй, с ранеными бойцами, медсестрами и санитарками – с фронта. Сразу песни, шутки, танцы. И вдруг показывается колонна бойцов: запыленные, усталые, перевязанные. Фронт идет. Смолкает музыка, смех. Фронт идет. А они не упрекают молодость. Наоборот, пожилой боец говорит: «Давайте, танцуйте. Чего притихли?» Как-то редактор Елена Марценюк пригласила своего отца – генерала на просмотр фильма Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова», который он привез на родную студию. Они вошли в вестибюль, когда Тодоровский с кем-то увлеченно разговаривал, стоя к ним в пол-оборота. – Вот это и есть режиссер фильма, – указала Лена на Петра Ефимовича. И вдруг, к ее ужасу, отец подошел к Тодоровскому и стукнул его кулаком по спине. Тот возмущенно обернулся и тут же кинулся к Сергею Марценюку на шею. Они долго обнимали друг друга. – Так ты уже генерал?! – А ты известный режиссер?! – А помнишь?.. Воспоминаниям они предались после просмотра. Оказывается, во время войны шестнадцатилетний Сережа бежал на фронт и был определен в то же саратовское пехотное училище, что и Петр Тодоровский. И большинство показанных в фильме «Верность» событий происходило именно с ними. Они были друзьями. Актер на роль Никитина – Владимир Четверяков был очень похож на молодого Петю – это утверждали все, кто знал его в институтские годы. Во время съемок даже при самых напряженных моментах с Тодоровским было легко. После съемок никакого различия между работниками не было. В селе Старая Маячка Херсонской области при съемках фильма «Верность» была организована общая столовая, вечерами собирались у костра, пели веселые песни или частушки. Их Петя сочинял каждый день новые: Старая Маячка, хлеб да чайна, Дима был администратором, к которому собирались предъявить претензии. В фильме снова снимался Евгений Евстигнеев. Все кадры дышали такой правдивостью, что сердце щемило. Не случайно на 26-м Международном кинофестивале в Венеции в 1966 году Петр Тодоровский получил приз «Опера-прима», или, как его еще называют, «Золотой лев» за лучший режиссерский дебют. А перед этим на кинофестивале в Харькове в 1965 году фильм наградили грамотами ЦК комсомола Украины. Я бы еще присудила Петру Ефимовичу медаль «За мужество». Дело в том, что он провел большие по метражу финальные съемки трудных фронтовых эпизодов – подготовку к атаке и саму атаку. Любому режиссеру расстаться с ними казалось бы невозможным. Из-за большого метража сначала Тодоровский пытался сократить их, а потом и отказался от них вовсе. Боевых эпизодов в фильме не было, не было ни одного вражеского солдата, но война ощущалась в каждом кадре. А в конце мы увидели наших мальчишек вросшими в землю, будто барельефы – памятники такой недолгой жизни. И даже в фильме «Городской романс» (сценарий Феликса Миронера и Петра Тодоровского), вышедшем в 1970 году, есть, можно сказать, новелла о бывшем воине (актер Зиновий Гердт) с его воспоминаниями боевых дней. А фильм «Военно-полевой роман» (1983 год) весь наполнен воспоминаниями о войне, ощущениями тех переживаний…
Из книги редактора Одесской киностудии Евгении Рудых «Как делалось кино в Одессе» См.: https://vk.com/mesto_vstrechi_odessa
Просмотров: 154 |
|
Дата: 24.05.2021
|
Прим.: Редакция знает, что запятая после слова "счастье" - лишняя. Но делать ничего не будет! О, детская святая вера!
Просмотров: 115 |
|
Дата: 20.05.2021
|