Сергей Александрович Снегов (Сергей Иосифович Штейн)
Родился в Одессе 5 августа 1910 года. Его отец Козырюк Александр Исидорович, полугрек-полунемец, большевик-подпольщик, а в 20-е годы - заместитель начальника Ростовского ЧК, оставил семью, когда будущий писатель был еще маленьким. Его мать, Зинаида Сергеевна, вторично вышла замуж за одесского журналиста Иосифа Штейна, который сыграл в судьбе Сережи огромную роль. Именно он настоял на том, чтобы мальчик, в свое время исключенный из второго класса гимназии, в 12 лет стал шестиклассником рабочей школы. Однако время и судьба подкинули юному одесситу поразительные выверты: школа надоела, и, выкрав документы, он поступает в одесский физхим на физический факультет. Но физика соседствует в его сердце с философией, его теоретические работы привлекают к себе внимание, и в 21 год специальным приказом наркома просвещения Украины, продолжая учиться на физфаке, он назначается на должность доцента кафедры философии. Перед ним открываются блестящие перспективы, но… При проверке в его лекциях обнаружено отступление от норм марксизма-ленинизма. Философию приходится оставить. Остается физика. Будущий писатель переехал в Ленинград, работал инженером на заводе «Пирометр». Но в 1936 году его арестовывали и отправили в Москву. Готовилось новое большое дело: три друга, три молодых и очень перспективных ученых, дети видных и разных родителей (революционер с дореволюционным стажем, известный меньшевик, соратник Дана, и один из лидеров партии правых эсеров) соединились для того, чтобы разрушить власть, которая дала им путевку в жизнь. Один из обвиняемых сломался, впоследствии сошел с ума и умер в лагерях. С другим будущий писатель был почти не знаком. И, возможно, всех троих спасло то, что Сергей Снегов так и прошел отказником, не наговорил на себя, хотя – редчайший случай – провел в камерах Лубянки 9 месяцев. Но так или иначе, открытого процесса не получилось. И в 1937 году, получив по решению Высшей Военной Коллегии Верховного Суда СССР (прокурор – Вышинский, судья – Никитченко, будущий главный советский судья на Нюрнбергском процессе) 10 лет лагерей, Снегов отправился по кругам ада: Бутырки, Лефортово, Соловки, Норильск… О своем детстве и молодости он рассказал в автобиографических произведениях, многие из которых до сих пор не напечатаны. В 1952 году в Норильске он знакомится со своей второй женой, приехавшей в Заполярье с мужем, военным финансистом, которого, впрочем, она оставила вскоре после приезда. За связь с ссыльным молодую девушку (она младше Снегова на 17 лет) исключили из комсомола, выгонали с работы, в управлении НКВД ей предлагали отдельное жилье, которого офицеры ждали по нескольку лет, только для того, чтобы заставить ее уйти от человека, которого она полюбила. Но Галя стояла насмерть. Между тем в Норильске происходила чистка: после уже подготовленного процесса врачей-убийц город собирался принять евреев, высланных из столиц. Чтобы очистить место, ссыльных, заведя новое дело, либо расстреливали, либо давали новые сроки и готовили к отправке в лагеря на побережье Ледовитого океана и на острова в Белом море, что фактически тоже являлось казнью, только медленной. Снегова должны были отправить на Белое море. Узнав об этом, Галя настояла на официальном браке, хотя в той ситуации это было равнозначно смертному приговору, поскольку она автоматически становилась членом семьи врага народа. Однако через три месяца после их росписи умирает Сталин... Примерно в это время стало ясно, что из трех дорог, которые открывались перед разносторонне одаренным юношей, осталась только одна - писательская. Дело в том, что одну из его научных работ, посвященную процессу производства тяжелой воды, главный инженер Норильского металлургического комбината Логинов увез в Москву, и она попала на стол Мамулову, заместителю Берии, курировавшему ГУЛАГ. Интерес врага народа к запретной теме вызвал у бдительного чекиста подозрение, что все это делается для того, чтобы передать секреты Советского Союза Трумэну. И, вернувшись из командировки, главный инженер вызвал к себе писателя, запер дверь кабинета и сказал: "Пей, сколько влезет, баб люби, сколько сможешь, но науку оставь. Пусть они о тебе забудут. Я сам скажу, когда можно будет вернуться". И он сказал, только разрешение это запоздало – к тому времени дальнейшая дорога была определена: литература. К фантастике обратился в 1964 году (повесть «Тридцать два обличия профессора Крена»). Помимо романа «Люди как боги», ставшего главным его произведением, перу Снегова принадлежит более дюжины больших повестей и рассказов. Роман «Люди как боги» состоит из трех частей: «Галактическая разведка», «Вторжение в Персей», «Кольцо обратного времени». Космическая опера всегда считалась в СССР направлением маргинальным, сомнительным и классово чуждым. Немалой смелостью надо было обладать советскому фантасту, чтобы взяться за столь «подозрительный» жанр. Сергей Александрович Снегов, одаренный физик, годами ковавший сверхоружие Страны Советов, написал произведения, недоступные для понимания того времени. Всегда смотря вперед, как и положено писателю фантасту. Ведь ещё в 40-х годах никто не догадывался, что в скором времени человечество начнет осваивать космос. Но и литературная судьба Снегова не была гладкой. Если даже в силу обстоятельств он не всегда мог говорить правду (в его семье было уже двое маленьких детей), то он и никогда не лгал. Если можно было молчать, он молчал, когда молчать было нельзя, он говорил правду. Его вызывали в обком и Комитет Государственной Безопасности, предлагая подписать письма, осуждающие Пастернака и Даниэля и Синявского - он отказался. К тому же в одной из его первых повестей «Иди до конца» есть сцена, где герой слушает «Страсти по Матфею» Баха и размышляет о Христе. Профессор Боннского университета Барбара Боде в своем ежегодном обзоре советской литературы, среди других авторов разбирая и Снегова, имея в виду эту сцену, заявила, что русские реабилитируют Христа. Литературка ответила «подвалом» «Проверь оружие, боец». На очередную реплику Боде эта же газета разразилась разгромной статьей «Опекунша из ФРГ». Снегов попал в «черные» списки. Его перестали печатать. Не от хорошей жизни писатель, по прежнему не желающий лгать, ушел в фантастику. Его первый роман «Люди как боги» отвергли подряд четыре издательства. И все же именно фантастика, переведенная впоследствии на 10, если не больше, языков, принесла писателю известность, далеко выходящую за пределы его страны. См.: http://bookbookbook.spb.ru/fantastika.html |
Николай Корнеевич Чуковский
Николай
Корнеевич Чуковский, 2.6.1905 – 4.11.1965
Просмотров: 538 |
|
Дата: 11.01.2011
|
Сергей Леонидович Рубинштейн
Сергей
Леонидович Рубинштейн (1889—1960) – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из
создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и
отделения психологии факультета философии МГУ, а также сектора психологии
Академии наук СССР. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии». С.
Л. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката, где витал дух
интеллигентства. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию.
Категорически отверг идею поступления в местный Одесский (Новороссийский)
университет (считая его «кулацким»). Высшее образование поехал получать в
Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра
перевелся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в
1914 г., и сразу защитил докторскую диссертацию по философии на тему «К
проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые учёные, как Г. Коген и П.
Наторп. В 1914 началась Первая мировая война и Рубинштейну пришлось вернуться в
Одессу. По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в
университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно.
В 1917 г. Рубинштейн становится преподавателем в гимназии, но продолжает
научную деятельность. Благодаря
отзывам Н. Н. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран
приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это
время переименовывают в Одесский институт народного образования). После смерти
Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором
кафедры психологии. В 1922 г. он сформулировал важный в психологии и педагогике
принцип единства сознания и деятельности. C 1925 г. Рубинштейн занимает
должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие
в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. – внештатный
профессор ИНО. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период
его становления как психолога». В
1930 г. переехал в Ленинград и возглавил кафедру психологии ЛГПИ им. Герцена. В
разные годы преподавал также в ЛИФЛИ, в ЛГУ читал курс психологии на кафедре
физиологии труда. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических
наук (без защиты диссертации) и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию
педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В
1939 году коллективом сотрудников ЛГПИ был выдвинут депутатом Ленсовета. До
октября 1942 г. работал в ЛГПИ. Во время блокады Ленинграда оставался в городе
до марта 1942 г., когда Ленинградский педагогический институт был частично
эвакуирован в разные города страны: с марта по октябрь 1942 г. живёт и работает
в Кисловодске. В 1942 году за работу «Основы общей психологии» (1940) был
удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки (премия
за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года). Директор
Института психологии (с 1 октября 1942 г. по 1945 г.), профессор кафедры
психологии МГУ (с 13 октября 1942 г.). Oрганизатор и первый заведующий кафедрой
психологии (1942), а затем отделения психологии (1943) на философском
факультете МГУ им. М. В. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на
филологическом факультете. Член-корреспондент Академии Наук СССР (избран 29
сентября 1943 г.). Oрганизатор и руководитель сектора психологии в Институте
философии АН СССР (с 1945 г.). В 1949 г. в ходе кампании по борьбе с
космополитизмом освобожден от руководящих должностей заведующего кафедрой
психологии МГУ (приказом по МГУ № 159 от 27 апреля 1949 г.) и заведующего
сектором психологии Института философии АН СССР, но при этом был оставлен в
штате обеих этих организаций. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозданный
заново сектор психологии в Институте философии. Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов – теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности – центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А. В. Брушлинским, К. А. Абульхановой-Славской и др.).
Просмотров: 682 |
|
Дата: 11.01.2011
|
Михаил Григорьевич Водяной (Вассерман)
23 декабря 1924, Харьков – 11 сентября 1987, Одесса – артист оперетты, руководитель Одесского театра музыкальной комедии, который теперь носит его имя. Исполнитель роли Попандопуло в кинокомедии «Свадьба в Малиновке». Народный артист СССР (1976). Вопреки одной из популярных одесских легенд Водяной не был коренным одесситом. Он родился в Харькове 23 декабря 1924 года, был вторым ребенком в обеспеченной семье начальника по снабжению и домохозяйки. Учился на актёрском факультете Ленинградского театрального института
(до 1943 года). Член КПСС с 1947 года. Актёр Пятигорского театра (1943–1945), Львовского театра оперетты (1945–1953), который позже переехал в Одессу и стал Одесским (с 1954) театром музыкальной комедии. В 1979–1983 – одновременно художественный руководитель и директор Одесского театра музыкальной комедии. В 1976 году Михаил Водяной стал первым артистом оперетты, получившим звание народного артиста СССР. В репертуаре Михаила Водяного были и Дулиттл, и Бони, и Реб Тевье, но наиболее органично и самобытно он выглядел в ролях одесситов – Яшки-Буксира и Мишки-Япончика. В ролях, в общем-то, не выписанных авторами пьес и музыки, обрекающих исполнителя на одну-две краски. И, тем не менее, Водяной сумел выжать из этого скудного материала фигуры, ставшие культовыми. Он обозначал Одессита в представлении широких народных масс. Одесских артистов в годы Советской власти встречали в Москве и Душанбе, Вильнюсе и Таллинне, словно клонированных двойников его опереточных героев. В периоды гастролей своим оглушительным успехом театр музкомедии был обязан, прежде всего, Водяному. Водяной занимался и административной работой – он много лет возглавлял Одесское отделение Союза театральных деятелей, а в 1979-м стал худруком и директором родного театра, сменив известного режиссёра Матвея Ошеровского, занимавшего эту должность с 1962 по 1977 годы. Благодаря энергии и авторитету Михаила Водяного в Одессе было построено современное здание театра, куда и переехала оперетта (ул. Пантелеймоновская, 3). В кино снимался немного. Среди фильмов с участием Михаила Водяного: «Эскадра уходит на запад», «Инспектор уголовного розыска», «Опасный возраст», «Вольный ветер». Был женат на актрисе Маргарите Дёминой, с которой прожил 35 лет.] Они вместе исполняли ведущие партии в спектаклях, вместе гастролировали с концертными программами. По инициативе Михаила Григорьевича в Одессе появилась улица Утёсова. Когда Михаилу Водяному предложили руководство театром, его жизнь превратилась в настоящий кошмар. Театр – специфический организм, где жестоко расплачиваются за провал и не прощают чужого успеха. Ненависть, как и дружба, объединяет, и вскоре в театре появилась группа людей, решивших избавиться от снискавшего народную любовь конкурента. В 1986 году в театре, в местной прессе, а затем и в «Литературной газете» развернулась травля Михаила Вассермана (Водяного). Энергичные завистники, а среди них были и ученики артиста, которым он дал путевку на сцену, при поддержке местных партийных чиновников встали на тропу войны с Мастером. Один за другим ползли слухи, обрастая невероятными подробностями, превращаясь в зловещий клубок. В отношении Михаила Григорьевича было возбуждено уголовное дело по статье 121 Уголовного кодекса УССР за развращение не достигших 16 лет. Окрыленные лозунгом «Даешь театр без Водяного!», завистники рассчитывали добить перенесшего второй инфаркт артиста, надеясь, что он растеряется под массированным напором «доказательств». Следователь особенно усердствовал, видимо, рассчитывая на повышение по службе. Один из дававших показания в защиту Водяного не сдержался: «Как вы можете целиться в сердце безоружного? Народ вам этого не простит!». Неожиданно дело стало разваливаться на глазах, «свидетельниц» и «пострадавших» выводили на чистую воду нестыковки его алиби с их «показаниями» и очные ставки с обвиняемым. Одна из истиц призналась во лжи, разрыдавшись прямо в зале суда. После того, как кампания по дискредитации пошла на убыль, здоровье его уже было сильно подорвано. В конце июля 1987 года Одесская музкомедия гастролировала в Киеве. На спектакль «Скрипач на крыше» – постановку знаменитого Бродвейского мюзикла, созданного на основе произведения Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», билеты спрашивали ещё у метро. Главную роль играл Водяной. Он шёл к ней двадцать лет. Его все время убеждали, что (при всем уважении к таланту) ему это играть не надо… Киев стоя приветствовал артиста на всех шести спектаклях. Это была его лучшая роль. Талант признанного комика неожиданно засверкал новой гранью – пронзительной и глубокой. Вместе с фатальным неудачником и добряком Тевье Водяной проживал на сцене сложную, во многом трагическую жизнь человека, который, несмотря на все удары судьбы, до конца оставался неисправимым оптимистом… Сердце, частицу которого он каждый вечер оставлял на сцене, не выдержало третьего инфаркта. «Скорая» определила сердечный приступ, но не распознала беду. 11 сентября 1987 года Михаил Водяной умер. Уголовное дело закрыли по ст. 6 п. 8 – в связи со смертью обвиняемого. Дело было закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам: в постановлении следователя прокуратуры о прекращении производства по уголовному делу точно указано, какие именно уголовные деяния М. Вассермана были установлены следствием. Хотя здоровье Михаила Водяного было сильно подорвано в последние годы жизни, его смерть от сердечного приступа оказалась внезапной, в возрасте 62 лет. Он похоронен в Одессе, на 2-м Христианском кладбище. При участии вдовы Михаила Григорьевича, народной артистки Украины Маргариты Дёминой, артисту воздвигнут необычный памятник. По воспоминаниям знаменитой примадонны Одесской музкомедии, народной артистки Украины Людмилы Сатосовой, «смерть этого жизнерадостного человека стала настоящей трагедией для всей страны. Плакали все – от мала до велика… Овдовевшая Мара [Маргарита Дёмина] тяжело перенесла эту утрату, и опереться ей было, в общем-то, не на кого: детей у них с Мишей не было». Леонид Утёсов называл Водяного полпредом Одессы в Москве. В ставшем уже классикой кинофильме «Белая акация» (по оперетте И. Дунаевского) Водяной сыграл одну из своих коронных ролей – Яшку Буксира. Когда он готовил роль Яшки Буксира, то этому нахальному одесситу и пижону никак не мог подобрать костюм. Однажды на Дерибасовской Водяной увидел не очень молодого мужчину, одетого в рубашку, на которой цвели пальмы и вообще царствовала экзотика. Водяной попросил продать ему рубашку. Конечно же, одессит отказался брать с любимого артиста деньги и подарил Яшке Буксиру, то есть Михаилу Водяному яркий «прикид». В Одесском театре музыкальной комедии в память артиста регулярно дают спектакль «Бал в честь короля», который также продолжает уже многие годы пользоваться популярностью. В эту постановку вошли сцены из спектаклей, в которых блистал когда-то Король оперетты. См.: Википедия; http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/808/bio/
Просмотров: 1099 |
|
Дата: 09.01.2011
|