Александр Евгеньевич Пресняков
Александр Евгеньевич Пресняков (21 апреля (3 мая) 1870, Одесса – 30 сентября 1929, Ленинград) – российский историк, член-корреспондент АН СССР (1920). Родился в семье Евгения Львовича Преснякова, инженера-путейца, члена правлений различных железных дорог, автора статей по экономике путей сообщения. Окончил гимназию в Тифлисе (1889), историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1893; автор сочинения «Царственная книга, её состав и происхождение»). Ученик С. Ф. Платонова, был оставлен при кафедре русской истории университета для подготовки к профессорскому званию. Магистр русской истории (1909; тема диссертации: «Княжое право в Древней Руси»). Доктор русской истории (1918; тема диссертации: «Образование Великорусского государства. Очерки по истории XIII—XV столетий»). Преподавал в частных гимназиях Таганцевой и Стоюниной, в Екатерининском сиротском институте, на Педагогических курсах при петербургских женских гимназиях. С 1907 – приват-доцент, с 1918 – профессор по кафедре русской истории Санкт-Петербургского (затем – Петроградского, Ленинградского) университета. Также преподавал историю русского права на Высших женских курсах, был одним из организаторов Женского педагогического института. Был профессором Института красной профессуры (с 1927), Педагогического института им. А. И. Герцена. Основные темы научных интересов Преснякова в предреволюционный период – история политических отношений на Руси до XVI в., источниковедческие вопросы летописания XVI в., история общественной мысли XIX в. Отвергал теорию «родового княжеского владения» в Киевской Руси, полагая, что в основе княжеской собственности лежит «семейное, отчинное право». Разрабатывал историю «княжого права»: считал, что одним из важнейших направлений деятельности древнерусских князей было создание рядом с обычно-правовыми союзами членов племени особого «союза княжой защиты», в который входили и княжеская дружина, и население княжеских сёл. Считал, что княжая защита была «общеисторическим явлением у всех европейских народов». Исследовал процесс централизации в тесной связи со всем комплексом международных отношений Северо-Восточной Руси; процесс объединения русских земель с позиции внутренней истории не только Московского великого княжества, но и удельных – Тверского, Рязанского и Нижегородского. Был противником резкого противопоставления истории Киевской и Владимиро-Суздальской Руси. Доказывал, что семейно-вотчинные разделы волостей-княжений во Владимиро-Суздальской Руси всегда были лишь продолжением семейно-вотчинных разделов Киевской Руси. После 1918 продолжал исследования в области истории средневековой Руси, в частности, занимался теоретическими вопросами феодализма в России. Но при этом уделял значительное внимание истории XIX века, автор исторических портретов российских императоров, обстоятельного исследования по истории движения декабристов, основанного на источниках. В работах по историографии Пресняков одним из первых сформулировал концепцию «петербургской исторической школы» как школы «восстановления прва источника и факта вне зависимости от историографической традиции» в противовес московской (по своему характеру историко-социологической). Пресняков был
одним из организаторов (в 1921) и директором (с 1922) Исторического
научно-исследовательского института при Петроградском университете (институт
фактически существовал до 1925). Затем был директором Ленинградского отделения
Института истории РАНИОН (1927—1928). Член-корреспондент РАН (с Скончался незадолго до так называемого «Академического дела», во время которого были арестованы многие его коллеги, в том числе и учитель С. Ф. Платонов. Наиболее известные ученики А. Е. Преснякова – Б. А. Романов, С. Н. Чернов. Б. А. Романов, С. Н. Чернов. |
Александр Фёдорович Ланжерон
Александр Фёдорович Ланжерон (Луи Александр; 13 января 1763, Париж — 4 июля 1831, Санкт-Петербург) — граф, подполковник французской армии, полковник голландской армии, генерал от инфантерии армии российской (1811). Происходит из аристократического французского рода; эмигрант, имел титулы графа де Ланжерон, маркиза де ла Косс, барона де Куньи, де ла Ферте и де Сасси. На военной службе во Франции находился с 1779. В 1782 году в чине подпоручика участвовал в войне за независимость США на стороне американцев. После революции становится эмигрантом. Из полковников французской армии принят на российскую службу тем же чином 7 мая 1790 в Сибирский гренадерский полк. Участвовал волонтером в войне со Швецией 1788—90. За сражение под Бьёрком был 8 сентября 1790 награждён орденом Св. Георгия 4-го кл. Участник войны с Турцией. В 1790 отличился при штурме Измаила, в 1791 — под Мачином. По повелению Екатерины II служил в австрийских войсках, принимал участие в сражениях против французских республиканцев под Мобежем, Шарлеруа, Маастрихтом. 30 июля 1795 определён в Малороссийский гренадерский полк, 28 июня 1796 произведён в бригадиры, 22 мая 1797 — в генерал-майоры с назначением шефом Уфимского мушкетерского полка. 25 октября 1798 пожалован в генерал-лейтенанты. С 13 мая 1799 по 12 апреля 1806 состоял шефом Ряжского мушкетерского полка. В 1805 сражался с французами под Аустерлицем. Участвовал в русско-турецкой войне 1806-12 гг. 29 августа 1809 разбил авангард армии верховного визиря у крепости Журжа, участвовал в блокаде Силистрии. За победу у д. Дерекпой был 19 сентября 1810 награждён орденом Св. Георгия 3-го кл. С 7 августа 1810 — начальник 22-й дивизии. Командовал Молдавской армией во время болезни и после смерти генерала Н. М. Каменского — до прибытия М. И. Кутузова. 22 августа 1811 — произведён в генералы от инфантерии за сражение при Рущуке. В начале 1812 командовал 1-м корпусом Дунайской армии адмирала П. В. Чичагова. Участвовал в сражении у Брест-Литовска, на Березине, затем преследовал неприятеля до Вислы. В 1813 находился при взятии Торна (11 марта 1813 награждён орденом Св. Георгия 2-го кл.). В сражении при Кенигсварте, где командовал левым флангом войск, отбил у неприятеля пять орудий и взял в плен четырёх генералов и 1200 нижних чинов. Участвовал в битве при Бауцене. С августа находился с корпусом в составе Силезской армии и участвовал в сражениях под Зибенейхеном, Левенбергом, Гольдбергом, при Кацбахе, Гартау и Бишофсверде. За участие во всех этих делах пожалован Александром I шифром (вензелем) на эполеты. В Лейпцигском сражении 5 октября атаковал левое крыло неприятеля, а 7-го войска его корпуса ворвались в город и гнали неприятеля до Люценских ворот. В январе 1814 вступил с войсками во Францию, отличился при Суассоне, под Краоном и Лаоном, при взятии Реймса, командовал всей кавалерией под Фер-Шампенуазом. После взятия Парижа Александр I при встрече с Ланжероном сказал: «Mr. le Comte, vou avez perdu cela ä la hauteur de Monmartre, et je l'ai trouve» (Господин граф, это Вы потеряли на высотах Монмартра, а я нашел) - и вручил ему орден Андрея Первозванного. 16 ноября 1815 назначен херсонским военным губернатором, градоначальником Одессы и управляющим по гражданской части Екатеринославской, Херсонской и Таврической губерний. С 1 июля 1826 — член Верховного уголовного суда над декабристами. В Одессе граф воплотил в жизнь ряд важных начинаний, сделанных ранее Ришельё, одним из которых было введение порто-франко. При нём же появилась и первая городская газета — «Мессаже де ля Руси меридиональ», было открыто заведение минеральных вод в городском саду, разбит ботанический сад, сыгравший огромную роль в озеленении как собственно Одессы, так и всего края. К числу
наиболее значительных деяний Ланжерона в Одессе, без сомнения, можно отнести
открытие в Конечно, граф
и сам осознавал, что его административных талантов для управления огромным
краем явно недостаточно. Одесским градоначальником Ланжерон был лишь до 11 февраля 1829 Ланжерон назначен шефом Ряжского пехотного полка. Участник русско-турецкой войны 1828-29 гг. В целом, граф Александр Федорович оставил после себя в Одессе добрую память. Его дом, со знаменитыми пушками у входа, давший название Ланжероновской улице, долгое время служил одной из ярких одесских достопримечательностей, не говоря уже о тех десятках забавных легенд и анекдотических историй, связанных с жизнью его хозяина. До наших дней сохранилась триумфальная арка, ведшая на дачу графа, именуемая одесситами аркой Ланжерона и открывающая ныне дорогу на пляж его имени. Это память о человеке незаурядном и, несмотря на суровость его жизни, остроумном и обаятельном, который искренне любил Одессу, сделал для её процветания то, что было в его силах, а потому оставшийся почитаемым для всех последующих поколений одесситов. Умер и похоронен в Санкт-Петербурге.
Просмотров: 465 |
|
Дата: 28.12.2010
|
Аркадий Северный (Аркадий Дмитриевич Звездин)
Аркадий Северный (настоящее имя – Аркадий Дмитриевич Звездин; 12 марта 1939, Иваново – 12 апреля 1980, Ленинград) – исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. Обладал очень оригинальным тембром голоса и экспрессивной артистической подачей песни. Мог ярко обыграть песню в любой стилистике, от романсовой до джазовой. Родился 12 марта 1939 года в городе Иваново (Ивановской области). Отец, Дмитрий Иосифович, был руководящим работником в Иваново. Мать, Елена Макаровна, – домохозяйкой. Семья была большая, дружная – пять детей (дочь Людмила и сыновья Валентин, Лев, Михаил и средний – Аркаша). В 1956 году окончил среднюю школу № 25 города Иваново. В 1957 году
Аркадий уехал в Ленинград и поступил на лесоинженерный факультет
Лесотехнической академии имени С. М. Кирова (ЛТА). Жил в студенческом общежитии
на ул. Пархоменко. Проходил студенческую производственную практику в Лужской
лесотехнической школе (май-июль В 1965 году Аркадий Звездин закончил Лесотехническую академию и начал работать экономистом в ленинградской конторе объединения «Экспортлес». В 1968—1969 годах служил в Советской Армии, лейтенантом ВВС в вертолётном полку под Ленинградом. Позже об этом периоде своей жизни сам Аркадий запустил в народ легенду, что службу ему якобы пришлось проходить в небе Вьетнама. В декабре 1969 года Аркадий заключил брак с Валентиной Бойцовой. 14 июня 1971 года у них родилась дочь Наталья. Поскольку Аркадий не особо лояльно относился к советской Системе, то за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи – со стилягами, фарцовщиками, диссидентами, и, наконец, с музыкальными коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного института Рудольф Фукс. Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу загорелся идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом 1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организует домашнюю запись Аркадия под ансамбль. В соответствии с модой тех лет, в репертуаре были, в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним Аркадия – «Северный». В начале 1970-х годов судьба вновь сводит Аркадия Звездина и Рудольфа Фукса. Фукс решает возобновить записи песен в исполнении Аркадия, а вскоре приходит к мысли сделать из Аркадия Северного легендарную личность советского магнитиздата в амплуа «старого одессита». Рудольф Фукс сочиняет сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года производит её запись в исполнении Аркадия Северного. Запись получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР. Вдохновленный успехом, Фукс осуществляет запись ещё одной «одесской программы», написанной по его же сценарию, а затем ещё целый ряд сценарных концертов, открывая, по существу, новый жанр в магнитиздате, своего рода «театр у микрофона». Кроме того, в этот же период, в 1972—74 годах, Аркадий записывает под гитару немало других домашних концертов, состоящих не только из блатных песен, но и из уличной лирики, романсов, студенческих, и прочих «неподцензурных» песен. Особо следует выделить запись известной скабрёзной поэмы XIX века «Лука Мудищев», которую сделал знакомый Фукса, известный ленинградский коллекционер Сергей Иванович Маклаков. В 1974 году Фукс снова организует запись Аркадия Северного под небольшой ансамбль, а вскоре начинает подготовку к новому грандиозному проекту – концертам Аркадия Северного с «одесским джазом». Первая пробная запись состоялась в январе 1975 года на квартире басиста ВИА «Поющие гитары» Владимира Васильева, а в феврале была произведена запись концерта Аркадия Северного с ансамблем в актовом зале института «Ленпроект», по месту работы Рудольфа Фукса. Запись получила название «Первый одесский концерт», быстро разошлась по всей стране и имела большой успех. В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организует и Сергей Маклаков. Ансамбль состоял из музыкантов ресторана «Парус», которые под именем «Братья Жемчужные» уже записывались у Маклакова в конце 1974 года. Запись Жемчужных с Северным, получившая впоследствии название «Ой, мамочка!», была произведена на квартире коллекционера Дмитрия Михайловича Калятина. У Аркадия с Калятиным завязывается дружба, а с осени того же 1975 года Аркадий поселяется у него на квартире. Дело в том, что к этому времени Аркадию было негде жить, он ушёл из семьи и из дома, лишился работы в «Экспортлесе». У Калятиных Северный прожил около полутора лет. За это время Д. М. Калятиным было произведено много записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные, так и лирические песни и романсы. В свою очередь С. И. Маклаков и Р. И. Фукс продолжают свои проекты оркестровых записей Аркадия. В 1976 году произведены записи с ансамблями «Братья Жемчужные», «Четыре брата и лопата», «Альбиносы», «Светофор», «Крёстные отцы». Концептуально выдержанными можно назвать, пожалуй, лишь несколько записей, организованных Фуксом – «Памяти Вертинского», «На проспекте 25 Октября», концерты на одесскую тематику – «Памяти Кости-аккордеониста», «Третий одесский». Остальные концерты были весьма эклектичны, как в музыкальном, так и в репертуарном плане. Как, впрочем, и весь жанр «улично-ресторанной» эстрады, в котором и выступал тогда Аркадий Северный. В 1976 году Аркадий предпринимает несколько попыток избавиться от своего уже развившегося недуга – алкогольной зависимости. К сожалению, лечение и в ленинградском Институте имени Бехтерева, и в московской клинике на Каширском шоссе приводит лишь к кратковременной ремиссии. Примерно с середины 1976 года Аркадий уже нигде не работает и полностью переходит на богемный образ жизни подпольного артиста. Его личные отношения с семьёй Калятиных всё более и более осложняются. В начале 1977 года происходит непонятная история с ленинградским коллекционером Виктором Набокой. В январе он записывает два концерта Аркадия Северного с ансамблем «Обертон», один из которых был сделан в оригинальном рок-н-ролльном стиле. Но вскоре вдруг в адрес Аркадия звучат обвинения, что он украл у Набоки оригиналы записей. Что на самом деле лежало в основе этой истории – до сих пор остается неизвестным. Вскоре после этого Аркадий уезжает из Ленинграда, но есть ли связь между его отъездом и этой историей – тоже неизвестно. Как раз в это время киевскому коллекционеру Фреду Ревельсону удается через Р. Фукса найти Аркадия и пригласить его на гастроли в Киев, куда Аркадий и прибывает в апреле 1977 года. Здесь была произведена запись концерта с ансамблем Григория Бальбера. А вскоре Северный получает приглашение от одесского коллекционера Владислава Коцишевского и в конце апреля приезжает в Одессу. В Одессе Аркадий записывается у Коцишевского под ансамбль «Черноморская чайка», собранный специально для этих записей. Сначала в трех концертах совместно с омским автором-исполнителем Владимиром Шандриковым, а позже, летом 1977-го, – в двух сольных концертах. Один из них – «Тётя Шура» – многими признан как образец классики в жанре уличной лирики. Осенью 1977 года Аркадий вновь направляется на лечение в московскую клинику. На этот раз удаётся добиться ремиссии на год. После лечения Аркадий возвращается в Ленинград, где С. И. Маклаков вновь организует его записи с братьями Жемчужными. Теперь они осуществляются на более солидном музыкальном уровне (концерты «Диксиленд», «Проводы 1977 года»), а также более оригинальны в репертуарном плане. В основном исполняются не фольклорные песни, а песни на стихи самодеятельного питерского поэта Владимира Раменского, друга Аркадия Северного и Сергея Маклакова. Из стихов Владимира Раменского составлен репертуар и других концертов этого периода – с ансамблями «Чайка» и «Химик». Два концерта с «Химиком» были организованы и записаны в феврале-марте 1978 года Владимиром Тихомировым и Владимиром Раменским. Перед этим Северный совершил непродолжительную гастрольную поездку в Нарву, где выступал в «Старом кафе» с исполнением песен на стихи В. Раменского. Вскоре Северный вновь уезжает в Одессу к своей новой гражданской жене Зинаиде. Весной и летом этого года Аркадий вновь плодотворно сотрудничает с В. Коцишевским, записывается у него под гитару, а также с ансамблями «Черноморская чайка» и «Шесть плюс один». Осенью Аркадий оказывается в Москве, и в это же время происходит рецидив его болезни. В столице организуется несколько ресторанных выступлений Северного, одно из них – для игроков хоккейной сборной СССР. Вскоре Аркадий расстается с Зинаидой, что, видимо, ещё более усугубляет его недуг. Записей в этот период производится совсем немного – с ансамблем «Аэлита» в Феодосии (?) и концерт песен на стихи Есенина в Одессе. К этому времени Северный окончательно становится профессиональным «подпольщиком» и бродягой. Его образ жизни, в сущности, совершенно невероятен для советской действительности. Не имея ни прописки, ни паспорта, не говоря уже об официальном месте работы, Северный свободно разъезжает по стране и практически открыто участвует в записях с репертуаром, совершенно неприемлемым для Советской власти. В начале 1979 года Аркадий возвращается в Ленинград. Здесь он тесно сходится с компанией «деловых» знакомых В. Раменского и В. Тихомирова, занимающихся обивкой дверей, довольно выгодным в советские времена бизнесом. На квартире одного из них, Валерия Шорина, Аркадий живёт несколько месяцев. Весной С. И. Маклаков организует очередную его запись с «Братьями Жемчужными»; правда, ансамбль на этот раз выступает под названием «Божья обитель». Примерно в это же время Аркадия находит и его первый «импресарио» – Рудольф Фукс. Он организует выступление Северного с Георгием Ордановским и рок-группой «Россияне» (запись, к сожалению, не сохранилась). Вскоре Аркадий получает приглашение на гастроли в город Тихорецк, куда и отправляется в начале лета. В Тихорецке руководитель местной студии звукозаписи Станислав Сафонов организует запись Северного с ансамблем «Встреча» при участии хорошо известного в жанре певца и органиста Анатолия Мезенцева. После Тихорецка Северный едет в станицу Кущёвскую, где местным коллекционером Н. Пушкарским производится запись с ансамблем «Казачок», а затем в Ростов-на-Дону. Там Аркадий дает несколько ресторанных концертов. В конце лета он приезжает в Одессу, где записывается его «золотой диск» – большой концерт с «Черноморской чайкой» из одесской классики, так называемый «херсонский концерт». Затем Аркадий уезжает в Москву. Во время пребывания в Москве Северный вновь выступает с ресторанными концертами, которых, по воспоминаниям разных людей, было довольно много. Молва приписывала Северному и специальные концерты для высокопоставленных советских и партийных деятелей, но точных подтверждений этому нет. Живёт он в этот период на разных квартирах, пока, наконец, не поселяется у Анатолия Писарева. Здесь он живёт до самой весны 1980 года, записывая много домашних концертов, в том числе – с песнями, сочиненными самим А. Писаревым. В феврале по приглашению С. И. Маклакова Аркадий ненадолго приезжает в Ленинград, где записывается концерт с «Братьями Жемчужными» («Олимпийский концерт», или «Трезвость»), а также домашний концерт у Владимира Раменского. После чего возвращается в Москву, но в начале апреля вновь приезжает в Ленинград. Здесь на квартире В. Шорина у него неожиданно происходит обширное кровоизлияние в мозг. 12 апреля 1980 года, в 1 час 35 минут Аркадий Дмитриевич Звездин скончался в больнице имени Мечникова. Похоронен на кладбище Ленинградского крематория. Творческое наследие А. Северного состоит из более чем ста магнитофонных альбомов. Их список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи Северного можно считать разысканными на настоящий момент. Неизвестные ранее записи время от времени «всплывают» до сих пор.
Просмотров: 1090 |
|
Дата: 26.12.2010
|
Джордж Гамов (Георгий Антонович Гамов)
Джордж Гамов (George Gamow) (1904-1968) (также Георгий Антонович Гамов), американский физик и астрофизик. Создатель явления "утечка умов". Родился 4 марта 1904 года в Одессе. В 1922-1923 годах учился в
Новороссийском университете в Одессе, затем — в Петроградском (Ленинградском). В
1926 году окончил Ленинградский университет, а в 1928 году — аспирантуру. В 1928-1931
годах был стипендиатом в Гёттингенском, Копенгагенском и Кембриджском
университетах. В 1931-1933 годах работал старшим научным сотрудником Физико-технического
института АН СССР и старшим радиологом Государственного радиевого института в
Ленинграде. В 1933 году принимал участие в работе Сольвеевского конгресса в
Брюсселе, после которого не вернулся в СССР. В 1934 году эмигрировал в США. До 1956
года — профессор университета Джорджа Вашингтона, с 1956 года — университета
штата Колорадо. Работы Гамова посвящены квантовой механике, атомной и ядерной физике, астрофизике, космологии, биологии. В 1928 году, работая в Гёттингенском университете, он сформулировал квантовомеханическую теорию a-распада (независимо от Р. Герни и Э. Кондона), дав первое успешное объяснение поведения радиоактивных элементов. Показал, что частицы даже с не очень большой энергией могут с определенной вероятностью проникать через потенциальный барьер (туннельный эффект). В 1936 году совместно с Э.Теллером установил правила отбора в теории b-распада. Заинтересовавшись связью между ядерными процессами и космологией, в 1937-1940 годах построил первую последовательную теорию эволюции звезд с термоядерным источником энергии. В 1942 году совместно с Теллером предложил теорию строения красных гигантов. В 1946-1948 годах разработал теорию образования химических элементов путем последовательного нейтронного захвата и модель "горячей Вселенной" (Теорию Большого Взрыва), в рамках которой предсказал существование реликтового излучения и оценил его температуру. Эта теория Гамова была подтверждена американскими исследователями А. Пензиасом и Р. Вильсоном, которые в 1978 году стали Нобелевскими лауреатами. В 1954 году интересы Гамова переместились в
область биологии. Он первым предложил концепцию генетического кода, постулировав,
что в его основе лежат триплеты нуклеотидов. Эта гипотеза получила дальнейшее
подтверждение с последующим развитием молекулярной генетики. В октябре 1968 года Роберту Холли (Robert W. Holley), Xар Коране (Har Gobind Khorana) и Маршаллу Ниренбергу (Marshall W. Nirenberg) была присуждена Нобелевская премия за расшифровку генетического кода. Но Георгий Антонович Гамов об этом уже не узнал. Гамов является
автором научно-популярных книг — "Мистер Томпкинс в Стране Чудес"
("Mr. Tompkins in Wonderland", 1939); трилогии "Рождение и
смерть Солнца" ("The Birth and Death of the Sun", 1940); "Биография
Земли" ("Biography of the Earth", 1941); "Создание
Вселенной" ("The Creation of the Universe", 1952); "Раз, два,
три… бесконечность" ("One, Two, Three… Infinity", 1947); "Тридцать
лет, которые потрясли физику" ("Thirty Years that Shook Physics",
1966); "Моя мировая линия: неофициальная автобиография" ("My
World Line: An Informal Autobiography", 1970). В 1956 году он получил от
ЮНЕСКО премию Калинга за вклад в популяризацию науки. Умер Джордж Гамов в
Болдере (штат Колорадо) 19 августа 1968 года. Энциклопедия "Кругосвет"
Просмотров: 561 |
|
Дата: 26.12.2010
|
Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг)
Саша Чёрный (1880-1932)
(псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия Александр Михайлович Гликберг; другие
псевдонимы - Сам по себе, Мечтатель), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился
1 (13) октября 1880 года в Одессе в семье еврея-провизора. Крещенный отцом в
возрасте 10 лет, чтобы иметь возможность поступить в гимназию вне "процентной
нормы", обучения не закончил (неоднократно отчислялся за неуспеваемость). В
1902-1904 годах служил в Новоселицкой таможне, с 1905 года - чиновник в
Петербурге, где благодаря женитьбе на ученице видного профессора философии А. И.
Введенского и родственнице известных купцов Елисеевых получил возможность
заняться самообразованием. В 1906-1907
годах прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. На Первой мировой
войне был санитаром. В марте 1917 года Временным правительством назначен
заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую
Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в
Вильно) осенью 1918 года уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о "Литве"
и цикл "Русская Помпея", впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо
звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 году - в Берлин; со второй
половины 1923 до начала 1924 года - в Италии, в семье Л. Н. Андреева (впечатления
от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах "Из
римской тетради" и "Римские офорты"). С 1924 года жил в Париже, сотрудничал
в газетах "Последние новости", парижском "Сатириконе" и
других периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции
и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями. Начал
печататься в Житомире в 1904 году. В 1900-е годы активный сотрудник
прогрессивных сатирических журналов "Зритель", "Молот", "Маски",
"Сатирикон" и др. Дерзкая политическая сатира Черного "Чепуха"
(1905; "Трепов - мягче сатаны") принесла ему известность. Первый
сборник стихов поэта "Разные мотивы" (1906), содержащий наряду с
лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник "Сатиры"
(1910) с ироническим посвящением "всем нищим духом", представивший
оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность,
пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах
общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма. Во
втором сборнике, "Сатиры и лирика", проявилось тяготение Черного к "чистой"
лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам. Уйдя весной 1911
года из "Сатирикона", где он был одним из поэтических лидеров с 1908
года, Черный печатается в газетах "Киевская мысль", "Русская
молва", в журналах "Современный мир", "Аргус", "Солнце
России", "Современник" и др. Выступает как детский писатель (книги
"Тук-Тук", 1913, "Живая азбука", 1914). Щемящей тоской по
утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны книга стихов
Черного "Жажда" (1923), поэма "Кому в эмиграции жить хорошо"
(1931-1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине - малыша в
кроватке. Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий
стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Черного, его принципиальная
антибуржуазность (стихотворение "На могилах", 1912, после посещения
Веймара: "Гете и Шиллер на мыле и пряжках, / На бутылочных пробках, / На
сигарных коробках / И на подтяжках... / Мещане торгуют титанами..."), повлиявшие
на формирование В. В. Маяковского, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных
художников Серебряного века. Среди других
его произведений - поэма "Ной" (1914), печально предрекающая
современному поколению новый "всемирный потоп"; стихотворный цикл "Война"
(1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи, повести,
рассказы (кн. "Сон профессора Патрашкина", 1924; "Дневник фокса
Микки", 1927; "Кошачья санатория", 1928; "Белка-мореплавательница",
1933 и др.) и пьеса "Возвращение Робинзона" (1922) для детей; произаический
сборник "Несерьезные рассказы" (1928), с "легкой улыбкой, беззлобным
смехом, невинной проказливостью" (А. И. Куприн) воскрешающий петербургский,
московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному
безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть "Чудесное
лето" (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных
лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Особое место в
творчестве Черного занимают "Солдатские сказки" (опубл. в 1933 году),
написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к
сказу Н. С. Лескова и М. М. Зощенко. Оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля,
К. Гамсуна и др. Цикл музыкальных произведений на слова Черного создал Д. Д. Шостакович. Умер Черный в Ла Фавьер, близ местечка Лаванду (Франция) 5 августа 1932 года. Энциклопедия "Кругосвет"
Просмотров: 705 |
|
Дата: 26.12.2010
|