Лев Давидович Троцкий (Бронштейн)
26.10.1879 года [с. Яновка] - 21.08.1940 года [Койоакан] Лев Бронштейн родился пятым ребёнком в семье Давида Леонтьевича Бронштейна (1843—1922) и его жены Анны (Анетты) Львовны Бронштейн (урождённой Животовской) — зажиточных землевладельцев из числа еврейских колонистов земледельческого хутора неподалёку от села Яновка Елисаветградского уезда Херсонской губернии (ныне село Береславка Бобринецкого района Кировоградской области, Украина). Родители Льва Троцкого происходили из Полтавской губернии. В детстве разговаривал на украинском и русском, а не на широко распространённом тогда идише. Учился в училище Св. Павла в Одессе, где был первым учеником по всем дисциплинам. В годы учёбы в Одессе (1889—1895) Лев Троцкий жил и воспитывался в семье своего двоюродного брата (по материнской линии), владельца типографии и научного издательства «Матезис» Моисея Филипповича Шпенцера и его жены Фанни Соломоновны, — родителей поэтессы Веры Инбер. В 1896 в Николаеве Лев Бронштейн участвовал в кружке, вместе с другими членами которого вел революционную пропаганду. Интерес к марксизму у Бронштейна пробудила Александра Львовна Соколовская, ставшая его первой женой. За создание группы "Южнороссийский рабочий союз" супруги были арестованы в 1898 году и сосланы на четыре года в Иркутск. В Иркутске он и Александра входили в группу марксистов, которая сформировалась вокруг газеты "Искра". В сентябре 1902 года Троцкий бежал из ссылки, в октябре прибыл в Лондон и сразу же установил связь с Лениным. Лев Давидович использовал при бегстве из Сибири фальшивые документы на имя Троцкого, которое и стало известно благодаря его статьям в "Искре" и публичным лекциям. В 1903 году, на 2-м съезде РСДРП в Лондоне, он порвал с Лениным и примкнул к меньшевикам. Троцкий не соглашался с "якобинством" Ленина и его концепцией авторитарной организации партии. После "кровавого воскресенья" 9 января 1905 года, за которым последовал революционный подъем, он вернулся на родину и участвовал в деятельности первых советов в Санкт-Петербурге. Лев Троцкий играл ведущую роль в революции 1905 года, руководил октябрьской всеобщей забастовкой и последовавшим за ней восстанием, в декабре был арестован. Находясь в заключении, написал книгу "Итоги и перспективы" - памфлет, анализирующий революцию 1905 года с точки зрения теории "перманентной революции". Согласно этой теории, всемирная социалистическая революция может начаться и в отсталой стране, подобной России, однако революционное движение здесь достигнет успеха, если будут приняты "социалистические" меры (такие, как национализация банков и тяжелой промышленности), решены "демократические" задачи (например, раздел земли между крестьянами или установление нового представительного органа - учредительного собрания). На судебном процессе он превратил свою защиту в обвинение царизма. Впоследствии бежал из ссылки. В октябре 1907 году Троцкий со второй женой и сыном поселились в Вене. Троцкий много писал для немецкой и австрийской социалистической прессы. В 1908 году стал издавать в Вене русскоязычную газету "Правда", которая широко распространялась в России, в первую очередь в Санкт-Петербурге, рабочими-добровольцами. В 1914 году Троцкий опубликовал в Швейцарии памфлет "Война и Интернационал", в котором разоблачал "капитулянтство" европейских социал-демократических лидеров и призвал к образованию социалистических Соединенных Штатов Европы. Перебравшись в Париж, он писал статьи о военных действиях для киевской прессы, а также издавал ежедневную газету "Наше слово". В 1915 году он принял участие в Циммервальдской конференции - зародыше будущего 3-го Интернационала - и стал главным автором ее манифеста. В 1916 году был выслан из Франции в Испанию, где подвергся тюремному заключению и еще одной высылке. 13 января 1917 года Троцкий с семьей прибыл в Нью-Йорк, где оказал активную поддержку левому крылу социалистической партии США и вместе с Н. И. Бухариным выпускал русскоязычную газету "Новый мир", в которой приветствовал февральскую революцию 1917 года. По дороге на родину был похищен британской секретной службой и интернирован; освобожден лишь после того, как Петроградский Совет заставил Временное правительство выступить с требованием о его освобождении. В конце мая 1917 года Троцкий прибыл в Петроград и примкнул к Межрайонной организации объединенных социал-демократов (межрайонцам), но идейно-политический перевес оказался на стороне большевиков. Сам Троцкий тоже вскоре стал одним из главных большевистских лидеров и завоевал широкую популярность как оратор. Подвергнутый тюремному заключению после июльских беспорядков в Петрограде, он был освобожден после поражения корниловского мятежа, а затем избран председателем Петросовета. Находясь на этом ключевом посту, сыграл решающую роль в октябрьском перевороте. Именно он выдвинул идею назвать новое советское правительство Советом Народных Комиссаров. Сам он стал народным комиссаром (наркомом) иностранных дел. В декабре 1917 года Троцкий возглавил советскую делегацию на переговорах в Брест-Литовске. Он затягивал переговоры, надеясь на скорую революцию в Центральной Европе, и через головы участников переговоров обращался с призывами о восстании к "рабочим в военной форме" Германии и Австрии. Когда немцы решили продиктовать жесткие условия мира, Троцкий выступил против Ленина, выступавшего за мир любой ценой, но не поддержал и Бухарина, который призывал к "революционной войне". Вместо этого он выдвинул лозунг "ни войны, ни мира", т.е. призвал к прекращению войны, но предложил не заключать при этом мирного договора. В марте 1918 года Лев Троцкий занял пост военного комиссара и принял деятельное участие в создании Красной армии и гражданской войне 1918-1921 годов. В конце 1920 года Ленин поручил ему возглавить работу по восстановлению полностью разрушенной транспортной системы России. Троцкий предложил ввести на всех железных дорогах жесткую дисциплину наподобие военной. Военизация коснулась и профсоюза железнодорожников и транспортных рабочих. Зимой 1920-1921 годов "вопрос о профсоюзах" стал предметом острых дебатов, против установок Троцкого выступил Ленин, которого поддержали Зиновьев и Сталин. В 1922 году Ленин искал союза с Троцким в борьбе с опасностью бюрократизации партии, генеральным секретарем которой был избран Сталин. Троцкий согласился с предложением Ленина, однако встретился с противодействием "тройки" - Сталина, Зиновьева и Каменева и в ответ на просьбу Ленина взять на себя формальные обязанности его личного представителя выдвинул тот аргумент, что его возвышение может вызвать антисемитские нападки на советский режим. Убежденный в том, что русская революция добьется успеха, только если к ней присоединятся промышленно развитые страны Западной Европы, Троцкий работал в тесном сотрудничестве с коммунистической партией Германии для подготовки восстания, которое намеревался поддержать всей мощью Красной армии. В октябре 1923 "тройка" использовала свои контрольные функции в Интернационале и в самый последний момент выступила за отмену восстания. Неудача плана "немецкого октября" привела к кризису внутри ВКП(б). В атмосфере экономических трудностей и социального напряжения были развернуты дискуссии о внутрипартийной демократии. За ее восстановление энергично выступали Троцкий и так называемые "старые большевики", подписавшие особый манифест. В ответ на это "тройка" осудила Троцкого и "московскую оппозицию" за "фракционность". 13-й партийной конференции, которая завершила дебаты, предшествовал ряд фальсификаций результатов партийных выборов и бюрократических манипуляций. Выступая как в полной мере организованная фракция, аппарат - несмотря на то, что он представлял только меньшинство членов партии, - фактически не допустил участия в конференции оппозиции, которая была осуждена за "меньшевистский уклон". Когда 21 января 1924 года умер Ленин, Троцкого не было в Москве. Задержав его возвращение для участия в похоронах ложной телеграммой, Сталин использовал похоронную церемонию для выдвижения себя в качестве наследника Ленина и утвердил свое положение лидера, провозгласив "Завещание Ленина" о срочном приеме в партию 100 тысяч новых членов, которые могли бы стать послушным орудием аппарата. Троцкий не санкционировал предложение своих сторонников в Красной армии совершить переворот и сместить Сталина и Зиновьева, однако вскоре сам был смещен с поста военного комиссара. В 1925 году Сталин и партаппарат, поддерживавшиеся Бухариным и "правыми" в партии, выступили против Зиновьева и его союзника Каменева. После этого он разгромил "новую оппозицию", а Зиновьев заявил о своей тайной борьбе против Троцкого. Тогда в 1926 году Троцкий поторопил своих союзников объединиться с бывшими врагами, чтобы сформировать "объединенную оппозицию". Авторитет оппозиции придавали несколько тысяч "старых большевиков" - ветеранов подпольной борьбы, революции и гражданской войны. Она состояла из значительного числа наиболее известных теоретиков и политических лидеров партии. Подписанная 13 членами Центрального Комитета в апреле 1926 года, "Декларация" содержала программу, подчеркивавшую необходимость восстановления демократии и разработки политического курса на улучшение условий жизни рабочего класса и ускоренную индустриализацию. В ней содержался призыв освободить партии Коминтерна от влияния парализующей доктрины Сталина о "социализме в одной стране", которая превратила их в "пограничную стражу" осажденного советского режима. Весной 1927 года оппозиция оживилась после неудачи политики Сталина в отношении Китая (несмотря на предупреждения со стороны Троцкого и Зиновьева, Сталин заставил китайских коммунистов полностью подчиниться Чан Кайши). Однако Сталин устроил громкий скандал в связи с проникновением в ряды оппозиции бывшего белогвардейского офицера (на самого деле агента ГПУ). Троцкому удалось организовать уличные демонстрации, большой публичный митинг в Московском университете и даже напечатать и распространить "Платформу оппозиции", но 23 октября 1927 года Сталин призвал исключить его из партии. Несмотря на симпатии студентов и рабочих к Троцкому, милицейские репрессии пресекли попытки оппозиции устроить 7 ноября 1927 года массовые демонстрации в честь 10-й годовщины революции. В декабре Троцкий последний раз публично выступил на похоронах своего друга А. А. Иоффе, который, будучи неизлечимо больным, совершил самоубийство в знак протеста против сталинизма. В январе 1928 года Троцкий был насильственно депортирован в Алма-Ату. Троцкому и другим деятелям оппозиции удалось обратиться летом 1928 года с письмом к Конгрессу Коминтерна. 12 февраля 1929 года он был вновь депортирован, на этот раз в Турцию. В Турции Троцкий опубликовал два больших труда - автобиографию "Моя жизнь" и трехтомную "Историю русской революции". Но его главной задачей в те годы стала мобилизация левых сил в Германии против нараставшей нацистской опасности. Призывы Троцкого к единству в борьбе против нацистов отвергались как сталинистами, так и лидерами германской социал-демократии, видевшими врагов прежде всего друг в друге. Победа Гитлера в феврале 1933 года сразу же была расценена Троцким как крупнейшее поражение международного рабочего движения. Он заключил, что Коминтерн оказался недееспособным из-за открыто контрреволюционной политики Сталина, и призвал к образованию 4-го Интернационала. В июле 1933 года новое французское правительство во главе с Эдуардом Даладье предоставило Троцкому тайное убежище во Франции. Но в феврале 1934 года его местопребывание было раскрыто нацистами, и интенсивное давление со стороны Германии привело к его депортации из Франции. Однако лишь спустя год французам удалось найти страну, готовую принять изгнанника. В 1935 году новое лейбористское правительство Норвегии предоставило Троцкому убежище. В Норвегии он написал свой самый значительный труд - "Преданная революция". В августе 1936 года в Москве открылся первый из инсценированных службами безопасности показательных процессов, на котором Сталин оклеветал Троцкого как агента Гитлера. Уступив давлению, норвежский министр юстиции Трюгве Ли интернировал Троцкого и заявил о нежелательности его присутствия в стране. В декабре 1936 года президент Л. Карденас предоставил ему убежище в Мексике, куда он прибыл 9 января 1937 года, поселившись в Койоакане в качестве гостя Диего Риверы. В апреле 1937 года здесь работала Международная объединенная комиссия по расследованию московских процессов во главе с Дж. Дьюи. Свидетельства Троцкого содержали полное изложение его революционных идей и описание его карьеры революционера, а также опровергали клевету насчет сотрудничества с нацистами. Комиссия Дьюи опубликовала изложение этих слушаний под названием "Дело Льва Троцкого", а в 1938 году выпустила заключение по этому делу под названием "Невиновен!" В феврале 1938 года Лев Троцкий, Андре Бретон и Диего Ривера выпустили манифест "К свободному революционному искусству", выдвигавший лозунг: "Независимость искусства для революции. Революция - для полного освобождения искусства!". В это самое время агентами Сталина был убит в Париже Лев Седов - сын Троцкого и его помощник. Троцкий не оставлял попыток создать 4-й Интернационал, манифест которого (названный Троцким "Агония капитализма и задачи Четвертого Интернационала") стал известен как "Программа переходных требований". Троцкий был смертельно ранен агентом НКВД Рамоном Меркадером и скончался в Койоакане 21 августа 1940 года. см.: http://www.c-cafe.ru/days/bio/7/044.php, http://ru.wikipedia.org |
Леонид Осипович Утесов /Лазарь Иосифович Вайсбейн
( 21.03.1895 года [Одесса]- 09.03.1982 года [Москва]) Леонид Осипович Утесов (настоящее имя - Лазарь Вайсбейн) родился 21 марта 1895 года в Одессе. Учился в Одессе в коммерческом училище Файга, откуда в 1909 году был отчислен за плохую успеваемость и неудовлетворительную дисциплину. После непродолжительной работы в бродячем цирке (в качестве гимнаста) вернулся в Одессу, где учился играть на скрипке. В 1912 году устроился в Кременчугский театр миниатюр; тогда же взял сценический псевдоним Утесов. Начиная с 1913 года играл в одесской труппе К. Г. Розанова (Большой и Малый Ришельевские театры), Херсонском театре миниатюр, передвижном театре миниатюр "Мозаика" (1914). В 1917 году занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду "Эрмитаж". В 1919 году состоялся кинематографический дебют Утесова - в роли адвоката Зарудного в фильме "Лейтенант Шмидт - борец за свободу". В 1921-1928 годах играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры (Москва), Театр музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр (Ленинград), "Маринэ" (Рига). В 1925 году снялся в двух фильмах Б. Светлова - "Карьера Спирьки Шпандыря" и "Чужие". В 1928 году после поездки в Париж, где впервые услышал профессиональный джаз, собрал музыкантов и стал готовить джазовую программу. 8 марта 1929 года на сцене Малого оперного театра (Ленинград) дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой "Теа-джаз". Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались разнообразные сценки между музыкантами и дирижером. Все выступление было режиссерски объединено, начиная со знакомства с публикой и кончая прощальной песней "Пока", для трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного здания. Предтечей этой программы можно считать спектакль Утесова "От трагедии до трапеции" (первая половина 20-х годов), в котором он проявил себя как синтетический актер: на протяжении шестичасового сценического действия из революционера Федора Раскольникова он превращался в царя Менелая из оперетты "Прекрасная Елена", в дивертисменте играл соло на гитаре, появлялся в облике скрипача, пел, аккомпанируя себе на гитаре, танцевал в паре с балериной и завершал представление упражнениями на трапеции. В первые годы работы Утесова с джазом проявилось его пристрастие к так называемому блатному фольклору. Еще в 1929 году в спектакле Ленинградского театра сатиры "Республика на колесах" прозвучала песня "С одесского кичмана", которую вскоре объявили "манифестом блатной романтики" и запретили. В программу "Теа-джаз" были включены песни "Лимончики", "Гоп со смыком". Блатной фольклор в исполнении Утесова приобрел ироническую интонацию, снимавшую воровскую романтику. В своих выступлениях он часто использовал популярные мелодии с новыми текстами. В начале 30-х годов поэт-песенник Лебедев-Кумач по просьбе Утесова написал новые тексты для песен "Подруженьки" и "Мурка", вошедшие в репертуар певца как "Джаз-болельщик" и "У окошка". Вторая программа оркестра "Джаз на повороте" (1930) состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, - Русской, Украинской, Еврейской и Советской. По-новому зазвучали популярные мелодии "Во субботу день ненастный", "Виют витры" и др. В дальнейшем Утесов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так: "Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?". В 1933 году в репертуаре коллектива появляется пьеса "Музыкальный магазин" (авторы Н. Р. Эрдман, В. З. Масс), представляющая собой ряд небольших комических эпизодов, происходящих в музыкальном магазине в течение рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из "Садко" Римского-Корсакова, "Сердце красавицы" из "Риголетто" Верди и некоторые темы из "Евгения Онегина" Чайковского. Успех джазовой интерпретации классических произведений во многом определил содержание следующей программы оркестра - "Кармен и другие", в которой комически обыгрываемые эпизоды известной оперы сопровождались оджазированной музыкой Бизе. В 1934 году на экраны кинотеатров вышел фильм Г. Александрова "Веселые ребята", в котором снимался весь оркестр Утесова. Общее настроение картины определили песни Дунаевского на стихи Лебедева-Кумача: "Сердце, тебе не хочется покоя" и "Марш веселых ребят" в исполнении Леонида Утесова. Песни обрели большую популярность. Проходивший в Лондоне конгресс мира и дружбы с СССР (1937) заканчивался под "Марш веселых ребят". С 1936 года в выступлениях оркестра принимает участие Эдит Утесова (дочь певца), актриса театра им. Вахтангова. В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил программу в двух отделениях "Песни моей Родины". В первую часть вошли песни о гражданской войне ("Тачанка", "Полюшко"), вторую составили лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1938 году Утесов в качестве художественного руководителя выпустил спектакль "Два корабля", в котором прозвучали песни "Варяг", "Раскинулось море широко", "Моряки", "Краснофлотский марш", "Баллада о неизвестном моряке". В 1939 году написал свою первую книгу "Записки актера". Играл роль директора кардиологического санатория "Спасибо, сердце" в спектакле-водевиле "Много шума из тишины", где исполнил песни "Тайна", "Му-му", сразу ставшие популярными. В том же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте "Пароход", который по праву считается прообразом современных видеоклипов. Объявление о начале войны застает Утесова во время репетиции новой программы "Напевая, шутя и играя" в московском "Эрмитаже". Желая поддержать солдат, оркестр в короткий срок создает первую военную программу "Бей врага!", в которой наряду с уже известными песнями звучат новые произведения: "И не раз и не два мы врага учили", "Партизан Морозко", "Привет морскому ветру". За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: "Жди меня", "В землянке", "Темная ночь", "Одессит Мишка", сатирические антифашистские частушки "Гадам нет пощады!" В июне 1942 года Леониду Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вторая программа военных лет "Напевая, шутя и играя" явилась откликом на начало серьезных успехов Советской армии. В нее были включены песни: "Прощание", "Пароход", "Десять дочерей", "Два друга". В 1944 году оркестр представил новую джаз-фантазию "Салют", в которой прозвучали отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирические и сатирические интермедии. 9 мая 1945 при года огромном стечении народа Утесов выступил с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве. К 800-летию Москвы (1947) утесовский коллектив подготовил оркестровую фантазию "Москва", в финале которой впервые исполнялась песня Дунаевского "Дорогие мои москвичи!" В 1952 году появилась программа "Музыка толстых", центральное место в которой занимала сатира на международные темы. 25-летие коллектива (1954) было отмечено эстрадным спектаклем "Серебряная свадьба", в котором среди прочих Утесов исполнил одно из последних произведений Дунаевского "Я песне отдал все сполна". Песня вошла в фильм "Веселые звезды" (экранизация эстрадного концерта). В марте 1960 года в Московском театре эстрады была представлена программа "Тридцать лет спустя". В ней, наряду с обычным репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения - марш С. С. Прокофьева из оперы "Любовь к трем апельсинам" и пьесу Дебюсси "Reverie". Отличие от западного, якобы чисто танцевального джаза, подчеркивалось пародийным номером "Эволюция западного танца". В 1965 году Леониду Утесову было присвоено звание народного артиста СССР. Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания. 9 октября 1966 года на концерте в ЦДСА артист почувствовал себя плохо. Через некоторое время он решил покинуть сцену. В оставшиеся 16 лет жизни Утесов написал еще одну книгу "Спасибо, сердце!", руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену. В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Утесова. Музыкальные критики часто обвиняли Утесова в отсутствии певческого голоса. Леонид Осипович неизменно отвечал: "Пусть так! Я пою не голосом - я пою сердцем!" http://www.c-cafe.ru/days/bio/6/067.php
Просмотров: 959 |
|
Дата: 16.11.2010
|
Ахматова
Анна Андреевна (настоящая фамилия – Горенко) родилась в семье морского
инженера, капитана 2-го ранга в отставке на Большом Фонтане в Одессе. Через год
после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала
ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем.
"Мои первые впечатления – царскосельские, – писала она в позднейшей
автобиографической заметке, – зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда
меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый
вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую
оду"". В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала
в Евпаторию. В 1906 – 1907 гг. она училась в выпускном классе
Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 – 1910 гг. – на юридическом отделении
Киевских высших женских курсов. 25
апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви" она обвенчалась с Н.
С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее
стихотворение "На руке его много блестящих колец..." в издававшемся
им в Париже журнале "Сириус". На стилистику ранних поэтических опытов
Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В.
Я. Брюсова и А. А. Блока. Свой
медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910
по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко-
литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на
"башне" Вяч. Иванова. По свидетельству современников, "Вячеслав
очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал,
одно раскритиковал". Заключение "мэтра" было
равнодушно-ироничным: "Какой густой романтизм..." В 1911 г., избрав
литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она
начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в
"Аполлоне". С момента основания "Цеха поэтов" стала его
секретарем и деятельным участником. В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой
"Вечер" с предисловием М. А. Кузмина. "Милый, радостный и
горестный мир" открывается взору молодого поэта, но сгущенность
психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся
трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи,
"конкретные осколки нашей жизни", рождающие ощущение острой эмоциональности.
Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с
тенденциями, характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не
только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не
связанной с символическими контекстами, но и ту предельную
"истонченность". психологического рисунка, которая стала возможна на
излете символизма. Сквозь "милые мелочи", сквозь эстетическое
любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска по несовершенному –
черта, которую С. М. Городецкий определил как "акмеистический
пессимизм", тем самым еще раз подчеркнув принадлежность Ахматовой к
определенной школе. Печаль,
которой дышали стихи "Вечера", казалась печалью "мудрого и уже
утомленного сердца" и была пронизана "смертельным ядом иронии",
по словам Г. И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую родословную
Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал "знаменем" для
"искателей новых путей", имея в виду поэтов-акмеистов. Впоследствии
Ахматова рассказывала, каким откровением было для нее знаком ство со стихами
поэта, открывшего ей "новую гармонию". Линию своей поэтической
преемственности Ахматова подтвердит стихотворением "Учитель" (1945) и
собственным признанием: "Я веду свое начало от стихов Анненского. Его
творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной
целостностью". "Четки"
(1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет"
"Вечера". Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым
образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в
них то "лирический дневник", то "романлирику". По сравнению
с первым сборником в "Четках" усиливается подробность разработки
образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душам
"неживых вещей", но и принять на себя "тревогу мира". Новый
сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения
тематики, сила ее – в глубинном психологизме, в постижении нюансов
психологических мотивировок, в чуткости к движениям души. Это качество ее
поэзии с годами усиливалось. Будущий путь Ахматовой верно предугадал ее близкий
друг Н. В. Недоброво. "Ее призвание – в рассечении пластов", –
подчеркнул он в статье 1915 г., которую Ахматова считала лучшей из написанного
о ее творчестве. После
"Четок" к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не
только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова.
Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, –
М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, Но все же одобрительно
отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится
излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных
стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ
петербургской поэзии эпохи акмеизма. В
годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов,
разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на
трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" и др.).
Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь
шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной
торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный стереотип
ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения
уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и
более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы
стать одним из символов величия России". После
Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю
глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники
"Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба – 1921 года)
скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира,
мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического
ожидания "жениха", а понимание творчества как божественной благодати
одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в
"вечный" план. В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное
свойство дарования поэта: "Ахматова с годами все больше умеет быть
потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с
бесценной скупостью речи". С
1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное
собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на
продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой
сборник "Из шести книг", а два следующих – в 1960-е годы
("Стихотворения", 1961; "Бег времени", 1965). Начиная
с середины 1920-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого
Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина, что отвечало ее
художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического
стиля, а также было связано с осмыслением проблемы "поэт и власть". В
Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой
классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения. В
трагические 1930 – 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих
соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от
литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано
нравственное право сказать вместе со "стомилльонным народом": "Мы
ни единого удара не отклонили от себя". Произведения Ахматовой этого
периода — поэма "Реквием" (1935? в СССР опубликована в 1987 г.),
стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о
способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания
катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического
мировосприятия Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни
национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо".
"Отсюда, – замечал критик, – выход в историю, в жизнь народа, отсюда –
особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого,
важного дела..." Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию
Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память
культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе...
Скрещиваются разновременные повествовательные планы, "чужое слово"
уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь "вечные"
образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная
недосказанность становится одним из художественных принципов позднего
творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения –
"Поэмы без героя" (1940 – 65), которой Ахматова прощалась с
Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом. Творчество
Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание. В
1964 г. она стала лауреатом международной премии "Этна-Таормина", в
1965 г. – обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского
университета. 5 марта 1966 г. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом. см.: http://anna.ahmatova.com/biograf.htm
Просмотров: 784 |
|
Дата: 07.04.2010
|
Серге́й Юльевич Витте (17 (29) июня 1849 – 28 февраля (13 марта) 1915) – граф, российский государственный деятель, министр финансов России (1892–1903), председатель комитета министров, председатель Совета министров Российской империи (1905–1906). Происходит из немецко-балтийского рода, имеющего голландские корни, переселившегося в Прибалтику во времена шведского владычества и получившего потомственное дворянство в 1856 г. Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. В Тифлисе? Одессит – не тот, кто в Одессе родился, одессит – тот, кто в Одессе сформировался. Его отец, Юлий Федорович Витте (нем. Julius Witte, 1814–1867), член совета кавказского наместника, принадлежал к псковско-ливонскому рыцарству (дворянству), изучал металлургию и имел поместье в Пруссии. Перешёл из лютеранства в православие для женитьбы на Екатерине Андреевне Фадеевой (из рода князей Долгоруковых), дочери саратовского губернатора А. М. Фадеева, сестре известного писателя, генерал-майора Р. А. Фадеева и Е. А. Ган. Двоюродные сестры Витте — основательница Теософского общества Е. П. Блаватская и писательница Вера Петровна Желиховская. Сергей Витте учился в I кишинёвской русской гимназии. В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье С.Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора. С 1886 управляющий Юго-Западной железной дорогой. В 1889 приглашен на государственную службу, где занимал должности сначала директора Департамента железнодорожных дел Министерства финансов, затем управляющего Министерством путей сообщения (с 15 февраля по 30 августа 1892). С августа 1892 по 1903 — министр финансов, сыграл огромную роль в индустриализации России, укреплении российских финансов, развитии высшего и специального технического образования. Статс-секретарь е. в. (1896). Действительный тайный советник (1899). 16 августа 1903 назначен председателем Комитета министров. С 17 августа 1903 член Государственного совета. Возглавлял российскую делегацию на мирных переговорах с Японией в Портсмуте; за успешное завершение этих переговоров 18 сентября 1905 возведен в графское достоинство. В начале октября 1905 выдвинул программу выхода власти из созданного всеобщей политической стачкой кризиса и добился ее одобрения Николаем II; основные положения этой программы были провозглашены манифестом 17 октября 1905. С 24 апреля 1906 председатель Совета министров (в то же время оставался во главе подлежавшего упразднению Комитета министров). 22 апреля 1906 уволен от должностей председателя Совета министров и председателя Комитета министров. После отставки с поста премьера оставался членом Государственного совета и председателем Комитета финансов. Скончался в Петрограде. Посмертно были опубликованы его мемуары. см.: http://www.hrono.info/biograf/bio_we/vitte_serg.php
Просмотров: 713 |
|
Дата: 07.04.2010
|
Мы начинаем публикацию биографических материалов о великих Одесситах, ставших великими петербуржцами-ленинградцами. Многие наши земляки по ряду причин оказывались в гостеприимном городе на Неве, здесь жили, творили, любили. Как и все мы - члены КОСП, как и президент ВКО М. М. Жванецкий... Вспомним, в первую очередь, о самом первом же одессите, построившем на диких степных берегах светлый солнечный город своей мечты - нашу Одессу. Он и сейчас с нами, оставшись в петербургской земле. 210-я годовщина его смерти приходится на 2010 год. КОСП планирует памятное мероприятие. (1749 – 1800), адмирал (1799). По происхождению испанец. С 1772 на русской службе. Участник Русско-турецкой войны (1787–1791), штурма Измаила. Руководитель строительства порта и города Одесса.
Родился 6 июня 1749 года в Неаполе. Его отец, каталонский дворянин дон Мигель де Рибас, дослужился до директора в Министерстве морских и военных сил Неаполитанского королевства. Юноша службу начал в неаполитанской гвардии и был подпоручиком, когда на Средиземном море появились российские Архипелагские эскадры. Он успел повоевать с турками и показал себя хорошим офицером. Кроме того, вероятно, он оказал услугу А. Г. Орлову, поскольку в 1772 г. прибыл из Ливорно в Санкт-Петербург с его рекомендательным письмом. Петербургскую службу де Рибас начинал в чине капитана Сухопутного шляхетного кадетского корпуса и одновременно воспитателем А. Бобринского, сына Екатерины II и Г. Г. Орлова. После того как Бобринский достиг совершеннолетия, воспитатель остался не у дел, да и не считал Рибас воспитание своим призванием, хотя и получил в корпусе чин полковника. Не сразу ему удалось выдвинуться. Де Рибас обратился к Потемкину. Он удачно участвовал в переговорах, которыми завершилось присоединение Крыма к России, принимал неаполитанцев, прибывших в Россию, и показывал им новые порты Новороссии. В 1788 г. де Рибас участвовал в сражении с турецким флотом на Днепровском лимане, за что был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени. Осенью 1789 г. он предложил усилить Черноморский флот, подняв затопленные у Очакова турецкие суда. Командиром авангарда в корпусе генерала Гудовича де Рибас самостоятельно брал укрепленный замок Хаджибей, соединенный с сушей узким перешейком. На море стояла сильная турецкая эскадра. Тем не менее ночью с небольшим отрядом и несколькими пушками де Рибас прошел перешеек и решительно атаковал крепость. К стенам приставили лестницы. Турки сосредоточили огонь с суши и моря по атакующим. Тем временем на другом участке стены прорвались казаки. За четверть часа Хаджибей был взят. Суворов говорил об этом эпизоде, что, если Рибасу дать хороший полк, он захватит и Константинополь. За военные успехи де Рибаса наградили орденами Св. Георгия 3-й степени и Св. Владимира 2-й степени. В 1790 г. бригадир де Рибас создал из трофейных и поднятых со дна судов флотилию, которую привел на Дунай, захватил турецкие батареи, защищавшие вход в реку, и, рассеяв неприятельскую флотилию, овладел Тульчей и Исакчей, способствовал взятию Измаила, уничтожив под крепостью турецкие суда. Наградами за эти победы ему была шпага с бриллиантами и 800 душ крестьян. Возможно, именно де Рибас составил одобренный Суворовым план взятия Измаила. Во всяком случае, ему досталась одна из важнейших задач. В то время как 6 колонн при поддержке береговых батарей должны были атаковать стены и ворота с суши, флотилии предстояло высадить десант и наступать с менее укрепленной приречной стороны. 10 декабря с восходом солнца около 600 орудий с батарей и судов открыли огонь и прекратили его за два с половиной часа до начала штурма, заставив турок заметно ослабить ответный огонь. Рибас построил три свои колонны в две линии. В первой на 100 лодках расположились регулярные, на 45 – нерегулярные войска (последние были распределены равномерно в середине и на флангах). Вторую линию составили 58 крупных судов (бригантины, плавбатареи, дубель-шлюпки и лансоны), которые огнем артиллерии должны были прикрывать и поддерживать высадку и наступление войск. Флотилия шла к крепости на веслах, ведя огонь. Турки отвечали без особого успеха. Туман и обломки неприятельских судов мешали двигаться большим русским судам. В нескольких сотнях шагов от берега вторая линия разделилась пополам, примкнула к флангам первой и открыла огонь. Под прикрытием артиллерии в 7 часов утра началась высадка, несмотря на сопротивление 10 тысяч турок и татар. К рассвету противник отступил внутрь крепости. Но ожесточенное сопротивление продолжалось внутри города до 11 часов. Через два часа сохранялись лишь отдельные очаги обороны в ханах (гостиницах), мечетях, казармах. Каплан-Гирей попробовал организовать контратаку, но был разбит. В одном из ханов собралось несколько тысяч человек. Заметив это, де Рибас собрал сотню солдат под командой полковника Мелиссино, поставил на улице как авангард колонны, смело приблизился к хану и хладнокровно потребовал сложить оружие, если турки не хотят, чтобы всех изрубили. Осажденные повиновались. Так же Рибасу удалось заставить сдаться несколько сотен турок в двух других ханах. Он принял капитуляцию мухафиса (губернатора города) паши Мемеда, который последним с двумя с половиной сотнями человек оборонялся в Табии. Узнав, что город покорен, он согласился сложить оружие. За отличие при Измаиле Суворов особо просил наградить де Рибаса «...как принявшего в штурме самое большое участие, который, присутствуя везде, где более надобности требовалось, и ободряя мужеством подчиненных, взял великое число в плен и представил отнятые у неприятеля 130 знамен». В 1791 г. де Рибаса произвели в контр-адмиралы. Он способствовал наведению моста при переправе армии через Дунай, принимал участие в сражении при Мачине. Он был среди тех, кто участвовал в переговорах с турками и подписал мирный договор. В эту кампанию его наградили орденами Св. Георгия 2-й степени и Св. Александра Невского. Орден Св. Георгия 2-й степени был вручен де Рибасу по указу от 20 декабря 1790 г. В документе сказано: «Во уважение на усердную службу, многие труды и подвиги, понесенные им в течение минувшей кампании, когда он командуя гребною Черноморскою флотилиею, при вступлении оной в Дунай, опровергнул неприятельские укрепления, устье его заграждавшие, разбил и пленил все суда флотилии турецкой и овладел замками Тульчею и Ичакчею». В мирные годы контр-адмирал оставался командующим Черноморским гребным флотом и не раз готовил его, когда возникала опасность войны с Турцией. В 1793 г. его произвели в вице-адмиралы. Однако особенно значительны успехи де Рибаса в создании торгового порта на Черном море. Из трех проектов, где строить торговый порт, приняли вариант де Рибаса – соорудить его на месте крепости Хаджибей. В начале 1792 г. последовал указ Екатерины, а летом 1794 г. архиепископ уже освятил город и порт Хаджибей, вскоре переименованный в Одессу. Руководил постройкой де Рибас. Взяв за образцы Геную, Ливорно, Неаполь, он проектировал город, военную гавань и купеческую пристань. Там, где ставили лестницу для взятия турецкой крепости, заложили начало будущей Дерибасовской – центральной улицы Одессы. В Одессе базировался и Черноморский гребной флот. Одесса, в которой числилось в 1793 г. всего 10 человек, к 1799 г. имела, кроме гарнизона, 4573 жителя, появились первые предприятия, существовали 60 казенных и 353 обывательских строения, 234 землянки. Главным предназначением Одессы стала торговля, в основном вывоз хлеба. К концу столетия в городе насчитывалось свыше 400 лавок, жили крупные купцы-оптовики. С 1795 по 1797 гг. торговый оборот Одессы удвоился. Со временем город стал крупнейшим морским портом России на Черном море. В 1796 г. Павел I вызвал де Рибаса в Санкт-Петербург. Тот состоял членом адмиралтейств-коллегии, с 2 января 1798 г. стал генерал-кригс-комиссаром. 8 мая 1799 г. император произвел де Рибаса в адмиралы «за хорошее исправление порученной комиссии» и назначил «сверх возложенных на него должностей» управляющим Лесным департаментом, оставив в звании генерал-кригс-комиссара. Но 1 марта 1800 г. уволил со службы за злоупотребления в лесных доходах. Обиженный адмирал уже участвовал в заговоре против Павла I и в разговоре с А. И. Паленом рекомендовал традиционные итальянские средства – яд и кинжал, а затем предложил перевернуть лодку с арестованным императором на реке. Однако заболел президент Адмиралтейств-коллегии. Император 30 октября принял де Рибаса на службу и поручил ему доклады о флоте. Моряк мог занять высшую должность в морском ведомстве, но внезапно в декабре 1800 г. заболел. Пален находился при нем неотлучно, чтобы больной в бреду не выдал заговорщиков. Есть предположения, что именно он и отравил адмирала, чтобы тот, войдя в милость, не предупредил Павла I о заговоре. Скончался де Рибас 2 (14) декабря и похоронен на католическом кладбище Санкт-Петербурга. Надпись на могиле гласила по-русски: «Иосиф де Рибас, адмирал, российских орденов Александра Невского, Георгия Победоносца, Святого Владимира 2-й степени кавалер и ордена Св. Иоанна Иерусалимского командор, 1750–1800». Но главная память о де Рибасе – основанная им Одесса. см. http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/ribas.html
Просмотров: 774 |
|
Дата: 01.04.2010
|