Николай Александрович Сакеллари (29 сентября 1880 – 11 марта 1936) – основатель советской школы штурманов, видный специалист в области теории и практики кораблевождения, капитан дальнего плавания, капитан 2-го ранга Российского императорского флота, капитан 2-го ранга РККФ, профессор, доктор военных наук, заслуженный деятель науки РСФСР.
Родился 29 сентября 1880 года в Одессе.
1901 – Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (г. Одесса).
1903 – Юнкер флота. Служит на клипере «Крейсер»
1904 – Сдал экзамены за полный курс Морского корпуса, произведен в мичманы.
1904–1905 – В должности штурмана броненосца «Орел» совершил переход на Дальний Восток.
14-15 мая 1905 – В составе 2-й Тихоокеанской эскадры под руководством вице-адмирала Рожественского, принял участие в Цусимском сражении. Принял на себя командование батареей 75-миллиметровых орудий левого борта «Орла» после ранения мичмана князя Туманова.
Служил штурманом на крейсерах «Россия» и «Диана».
1913 – С отличием окончил Гидрографическое отделение Николаевской Морской академии, получил диплом гидрографа-геодезиста и звание штурманского офицера 1-го разряда.
Август 1913 – Штатный преподаватель по навигации и кораблевождению Морского корпуса с производством в чин старшего лейтенанта.
1913–1914 – И. д. флагманского штурмана штаба командира учебного отряда Морского корпуса.
1914–1915 – Флагманский штурман бригады крейсеров Балтийского флота.
1915 – Командир учебного судна «Астарта».
1916 – Командир учебного судна «Рында».
30 июля 1916 – Капитан 2-го ранга.
1916 – Переведен на преподавательскую работу в военно-морские учебные заведения.
1920 – Преподаватель военно-морского и гидрографического факультетов Военно-Морской академии. С 1924 по 1932 год Сакеллари возглавлял кафедру кораблевождения.
1924 – Штурман посыльного судна «Воровский» во время перехода из Архангельска во Владивосток.
1924-1932 – Начальник гидрографического факультета, начальник кафедры кораблевождения Морской академии. Возглавлял штурманский класс Высших курсов командного состава.
1929–1930 – Обеспечивал переход линейного корабля «Парижская Коммуна» и крейсера «Профинтерн» из Кронштадта в Севастополь.
1934 – Возглавлял штурманскую службу на ледоколе «Красин», направленном из Ленинграда через Атлантику, Панамский канал и Тихий океан на Камчатку.
1935 – Профессор Военно-морской академии им. Ворошилова.
Сакеллари был женат на Ариадне Николаевне Сакеллари (Крюковой).
Именем Н. А. Сакеллари назван полуостров в Антарктиде, а также посвящен фрагмент экспозиции в Центральном военно-морском музее.
3 октября 2012 года на Смоленском лютеранском кладбище был открыт новый памятник Сакеллари. Николай Сакеллари долгое время жил в Ленинграде, в доме №9 на канале Крунштейна (ныне Адмиралтейский канал). Скончался от болезни сердца 11 марта 1936 года в Ленинграде. Его могила наСмоленском лютеранском кладбище в 2000 году была разграблена – памятник, поставленный сразу после смерти Военно-Морской академией, был украден.
В 2002 году на могиле Сакеллари членами его семьи была установлена памятная доска, но на ней по небрежности гравера были допущены две ошибки: неправильно указаны фамилия и год рождения известного штурмана.
Новый памятник на могиле Николая Александровича Сакеллари установлен по инициативе и усилиями Морского литературно-художественного фонда имени Виктора Конецкого, генеральный директор которого, Татьяна Валентиновна Акулова-Конецкая, поблагодарила всех, кто помогал в создании и установке нового памятника, в том числе Фонд воссоздания Смоленских кладбищ.
3 октября 2012 г. почтить память профессора Н. А. Сакеллари собрались курсанты и ветераны ВМФ разных поколений, представители морских общественных организаций Санкт-Петербурга, военно-морского музея г. Кронштадта, музея «Ледокол “Красин”», Военно-Морской академии им. Н. Г. Кузнецова, Государственной морской академии им. адмирала С.О. Макарова, журналисты и писатели.
В книге «Морские сны» писатель-моряк Виктор Конецкий вспоминал: «В детстве я жил в одном доме с известным кораблеводителем Н.А.Сакеллари. Он умер, когда мне было семь лет. Помню запах его трубочного дыма, оставшийся в сырости парадной после прохода штурмана в гавань квартиры по каменному фарватеру лестницы. Мы – мальчишки – поднимались вслед за Сакеллари, фильтруя сквозь слизистые носов малейшие клочки этого томительного дыма. Ничто лучше дыма не может символизировать даль таинственных стран и даль твоей завтрашней жизни».