Вадим Васильевич Костроменко
24 мая в Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского (СПб) прошёл творческий вечер московской студии KED’s – показ и обсуждение документального фильма «Человек с Французского бульвара» (2013). Фильм представляли автор сценария и продюсер Екатерина Елохова, режиссеры Александр Колбовский и Татьяна Дубасова (оператор Юрий Поляруш).
Фильм – очень одесский. И по духу, и по настроению. Посвящен Одесской киностудии и «хранителю ее традиций» кинорежиссеру, оператору, директору музея Одесской киностудии Вадиму Костроменко.
Вадим Васильевич Костроменко родился 26 сентября 1934 года в г. Артёмовске Донецкой области. С 1952 по 1957 год учился на операторском факультете ВГИКа, в мастерской профессора Б. И. Волчека. С марта 1957 года работал на Одесской киностудии - сначала оператором (снял 13 фильмов, в т. ч. «Верность», реж. Пётр Тодоровский), затем кинорежиссёром (поставил 12 фильмов, в т. ч. «Секретный фарватер», «Квартет Гварнери», «Всадники»). В 2005 году Международный институт культуры (Турин) присвоил ему звание профессора культурологии. С 1996 года – директор Музея кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины. Председатель правления Одесского отделения Союза кинематографистов Украины.
Этот человек – один из немногих, кто регулярно ходит на работу в Одесскую киностудию. Пустую, холодную, разрушающуюся, но навсегда хранящую тепло своих традиций. В том числе – собственными усилиями Вадима Васильевича, хранителя её Музея. Уникального музея уникальной студии.
Четыре главы фильма – рассказы об истории одесского кино, о перчатке Веры Холодной, кинокамере Александра Довженко, плаще Высоцкого, в котором он снимался в фильме «Место встречи изменить нельзя», кинопробах к фильму о мушкетерах, ну, и конечно, о картинах самого Вадима Костроменко, которые он снимал как оператор и режиссер, о его друзьях и соратниках, о фильме «Верность» Петра Тодоровского, оператором которого был Костроменко. С 50-х годов Костроменко и Тодоровского связывала крепкая дружба.
Музыкальным фоном к фильму звучит узнаваемая гитара самого Петра Тодоровского, с его личного разрешения и благословения использованная. Успел. Фильм демонстрировался на годовщину его ухода из жизни.
Пронзительный фильм. На фоне осенней Одессы. О закате великой киностудии, о закате самого того времени. И светлый. Потому, что творили счастливые люди. И достаточно оптимистичный. Последние кадры говорят, что жизнь продолжается, времена, наверное, меняются. Заметный по фильму, хотя и не выпяченный, флёр упадка постепенно устраняется. Мы надеемся на это.
В ходе вечера творческая группа – Александр Колбовский, Екатерина Елохова – подробно рассказали, как и почему родился этот фильм, отчего возникла звенящая потребность всё это снять, запечатлеть – сохранить. Подвижническая работа достойна всяческого уважения. Страна должна успеть узнать своих героев.
Ну, а закончился вечер дружеским ужином с авторским коллективом в арт-кабачке «Одесса-мама». В духе и под настроение фильма. Добро пожаловать в одесский Питер, надеемся на развитие творческих отношений.
Выступает творческая группа фильма "Человек с Французского бульвара"
В процессе исследования меню кабачка "Одесса-мама"...
Трейлер фильма...