Петр Соломонович Столярский, как известно, был одним из величайших педагогов столетия. Жак Тибо, например, говорил: «Его педагогика – то, чем должно гордиться мировое искусство». Да, собственно, достаточно просто перечислить лишь некоторых из самых выдающихся его учеников: Натан Мильштейн, Михаил Фихтенгольц, Самуил Фурер, Елизавета Гилельс, Борис Гольдштейн, Альберт Марков, конечно же, Давид Ойстрах.
Пиня Столярский появился на свет 30 ноября 1871 года в местечке Липовцы Киевской губернии. Дед его был состоятельным столярных дел мастером, Шлемой Столярским, изготавливающим прекрасные игрушки, а также самостоятельно построившим большой деревянный дом для многочисленной и шумной семьи. Отец, в свою очередь, был увлеченным музыкантом-клейзмером, создал семейный ансамбль, обслуживающий свадьбы и похороны и пользующийся бешеной популярностью в округе. В нем трудился и маленький Пиня, с трех лет поражавший слушателей виртуозным владением смычком. В 1885 году Столярский стал заниматься у известного музыкального педагога Отакара Шевчика, который говорил ему «сперва научись чисто играть гамму, а потом будешь кушать конфетки». Уже познавшему вкус славы Пине подобные слова показались оскорбительными, и он в слезах выбежал из комнаты.
«Тяжелое трудовое детство» во многом сформировало Столярского-педагога. Так, он считал оптимальным возрастом для начала занятий 3–5 лет, когда «мягкие косточки» лучше привыкают к инструменту. Перед посетителями его школы обычно представала такая картина: повсюду футляры, струнные музыкальные инструменты, пюпитры и папки с нотами, на полу – детские игрушки. Пятилетние детишки берут в руки то одну игрушку, то другую и играют с ними. Вот кто-то из малышей потянулся к скрипке, ему интересно, как она звучит. К малышу наклоняется человек. Он ласково, как будто забавляясь вместе с ребенком, показывает, как получше взять скрипку и смычок. Это Петр Соломонович.
Гуляя по одесским улицам и завидев даму с маленьким ребёнком, он вмиг терял свою благородную солидность и одним прыжком бросался наперерез: «Мадам, позвольте посмотреть ручку вашего вундеркинда?» Он брал ручку, осторожно мял её, ощупывал, подносил к своим близоруким глазам и огорчённо вздыхал: «Ах, нет, мадам, – живите спокойно!»
Ученики Столярского вспоминают: задолго до получения «вожделенной» скрипки они проходили этапы знакомства с педагогом, изучения нотной грамоты, развития слуха. Потом им «милостиво позволялось» взять в руки инструмент, но Столярский предусмотрительно не натирал смычок канифолью, поэтому юные гении играли… без звука (это делалось для того, чтобы не травмировать уши и души детей скрипом, издаваемым еще неумелыми ручками). Лишь убедившись в правильности постановки рук, маэстро «давал добро» на настоящую игру, и то под неусыпным контролем взрослых. Классическим стал его афоризм: «Мне не нужны талантливые дети – мне нужны талантливые родители».
Для Столярского языком детства был идиш, и поэтому, говоря по-русски, он так сумел аранжировать одесский язык – что сегодня кажется: это он его и сделал таким. Ученики всегда с почтением говорили о своём наставнике: «Вы хотите понимать всё, что говорит Пётр Соломонович? Тогда за любые деньги достаньте русско-столярский словарь».
Пётр Соломонович запечатлён на страницах у Паустовского и Бабеля под вымышленными именами. Бабелевский Загурский в «Пробуждении» это Столярский:
«Все люди нашего круга – маклеры, лавочники, служащие в банках и пароходных конторах – учили детей музыке <...> Нагруженный футляром и нотами, я три раза в неделю тащился на улицу Витте, бывшую Дворянскую, к Загурскому. Дверь в святилище открывалась. Из кабинета Загурского, шатаясь, выходили головастые, веснушчатые дети с тонкими шеями, как стебли цветов, и припадочным румянцем на щеках. За стеной, надрываясь, пел, дирижировал учитель, с бантом в рыжих кудрях, с жидкими ногами. Управитель чудовищной лотереи – он населял Молдаванку и чёрные тупики Старого рынка призраками пиччикато и кантилены».
У Паустовского в романе «Время больших ожиданий» Столярский (там он Наум Токарь) объясняет урок:
«Как вы играете эту вещь! Где мягкость? Где файность? Где сладость? Представьте себе, что ваша мама Розалия Иосифовна сварила своё знаменитое варенье из черешен, и вы ожидаете, что сейчас будете его кушать. У вас даже текут слюнки. Вот как надо играть эту вещь! Предвкушая!..»
Утёсов, которому довелось закончить «университеты» имени Столярского, говорил:
«Какой олух утверждает, что конвейер изобрёл в Америке Форд? Конвейер запустил в Одессе Столярский. Но это была не фабрика машин, а фабрика бриллиантов. Вы мне не верите? Так станьте возле того дурного автомобиля Форда и пять минут послушайте, как он звучит, а потом полминуты послушайте скрипочку Яши Хейфеца, и вы поймёте, в чём разница. Я не про звучание – об этом смешно говорить. Я про фамилии – Форд и Хейфец – ну, что вам ласкает слух? Вот!»
Но классики, как у них принято, всё немного приукрашали и, конечно, недоговаривали. Правда жизни была пышней, аппетитней. Вот рассказ великого Давида Ойстраха. Он готовился к своему первому конкурсу, естественно, нервничал. Но как переживал Столярский – этого не описать.
– Додик, ты же можешь сыграть лучше!
– Наверное, могу...
– Так чего же ты ждёшь, чего?
– Конкурса.
– Ой, ты дождёшься!
Так продолжалось изо дня в день. Но однажды, когда Ойстрах в очередной раз сыграл учителю программу, Столярский упавшим голосом сказал:
– Ой, Додик, ты мене сегодня возмутил! – отвернулся и заплакал, закрыв глаза рукой.
– Неужели так плохо?! – в ужасе спросил будущий гений.
– Ой, нет, Додик. Ты мене возмутил на ДА!
В 1937 году на конкурсе скрипачей им. Изаи в Брюсселе ученики Столярского взяли шесть премий. Вы можете спросить: «А сколько вообще было премий?». Вот столько и было. Они взяли всё! В этом же году был арестован один из его учеников. НКВД нагрянуло к Петру Соломоновичу, как заведено, ночью, как положено, с понятыми. Следователь умело снимал показания:
– Припомните, гражданин Столярский, не имел ли ваш ученик связей с немцами?
– Вы такой человек, – перешёл на полушёпот Столярский, – что всё видите насквозь. Таки да он связан с немцами. Вы, наверное, хотите, чтобы я уже выложил всё начистоту?..
– Да-да, говорите всё! Вы можете назвать фамилии?
– Или я не могу назвать фамилии. Запишите, список будет большой. Сначала он имел связи с Брамсом, потом были Шуберт и Шуман, но это так, мелочи. А вот Бах – это был главный!
Следователь всё записал и довольный помчался докладывать по инстанциям. Когда захлопнулась дверь, дочка Столярского Нелли испуганно сказала:
– Папа, зачем ты так шутишь? Они же снова придут, когда разберутся.
– Во-первых, они разберутся нескоро. Надо было чему-нибудь учиться, а у них такой энтузиазм, что на «учиться» времени всегда не хватало. А, во-вторых, почему у меня должна болеть голова об их делах – это их хлеб.
Однажды Столярского пригласили в Кремль на приём. Об этом событии потом рассказывал Яша Слободкин, виолончелист, тоже попавший в число приглашённых:
«Мы шли по ковровым дорожкам, проложенным так искусно, что никто никуда не мог свернуть. Я страшно волновался. Вдруг слышу за спиной голос Столярского: «Яша, шо ты мне блодаешься под ногами! Дай я уже пойду немножко прежде!». Приём вёл Лазарь Каганович. Когда дошла очередь до Столярского, он почему-то подмигнул всем и весело сказал:
– Первой музыкальной школе-десятилетке в СССР, которая организована в Одессе, правительство присваивает имя Столярского!
Раздались аплодисменты. Столярский встал, вытер платком рот и воскликнул:
– За то, что сделали школу имени мене, да здравствует Лазарь Моисеевич Каганович... и все эти остальные шишки!
Среди «остальных шишек» был, на минуточку, Сталин :)
В духе «эпохи построения социализма» Петр Соломонович называл свою школу «фабрикой талантов». А когда отправлялся с многочисленными учениками для выступлений в разные города Союза, говорил, что «везет вагон талантов». А однажды изрёк: «Нас наградили за нашу работу, но мы не должны забывать то место, из которого вышли»
• Не спеши, не веди смычок так быстро. Представь себе, что это твоя зарплата. Ты должен не сразу ее израсходовать, а распределить на длительное время.
• Кого ты хочешь перегнать? Играть на скрипке – это не прыгать на лошади. Покажи мне красивую музыку.
• Что такое воробей? Это соловей, который не выучил свои трели.
• Не надо думать, что слово «скрипка» происходит от слова «скрип».
• Играй мне Баха, а не Оффенбаха.
• Скрипку нужно держать гордо.
• Берите пример с Канделя! Товарищ Кандель никогда не говорит глупости, он делает их! (про ректора консерватории).
• Чем лучше руки двигаются, тем больше они отгоняют от человека всякие болезни.
• Вполне сочувствую простуде, но самое лучшее лекарство – взять скрипку в руки и не менее трех часов играть упражнения и этюды. Организм сразу разогреется, да и микробы подохнут от звуков скрипки.
• Скрипке нельзя изменять...
29 апреля 1944 года Петр Столярский умер.
http://kykolnik.livejournal.com/905257.html