Ленинград, Санкт-Петербург, или «Мои университеты»
Продолжение
Во второй раз я приехал в Ленинград в начале 90-х с детской шоу-группой «Звёздный час». Тогда только начиналась детская эстрада в стране, а мы уже привезли целую программу под названием «Одесситы всех стран, соединяйтесь!», состоявшую из песен и танцев народов Одессы и юмористического конферанса в стиле Джентельмен-шоу. В Санкт-Петербурге мы подружились с первыми детскими эстрадными студиями – «Маленькими звездочками», «Зурбаган-шоу» и театром песни «Саманта» талантливого композитора Евгении Зарицкой, с которой дружим до сих пор. Я уже говорил, что возникновения детской эстрады в СССР, где прежде можно было петь только хором, стало своего рода культурной революцией. Первые детские эстрадные конкурсы и фестивали появились именно в Санкт–Петербурге. Композитор Виктор Резников, автор многих популярных песен для «звёзд» эстрады (Аллы Пугачевой, Ларисы Долиной, Михаила Боярского), придумал еще и первый детский мини-фест. Вот тут все и началось…
В общем, я понял, что надо «заканчивать» Одессу и «поступать» в Ленинград, как сказал Жванецкий. И поступил в ЛГИТМиК или СПБГАТИ на режиссуру эстрады. Как оказалось, у моего Мастера Георгия Владимировича Иванова выучилось чуть не пол-Петербурга эстрадников, и я со многими из них познакомился, а с некоторыми крепко подружился. На нашем курсе (а образование было вторым высшим для всех) учились уже состоявшиеся люди, стремившиеся узнать что-то новое и расширить свои творческие возможности. Например, Володя Границын был руководителем Театра миниатюр при Ленконцерте. Талантливый характерный актер, конферансье, предприимчивый организатор, благодаря ему мы репетировали в помещении Детской филармонии на Думской, когда институт был в разрухе (мы все хохотали от его реприз на показах во время сессии). А певец Толя Тукиш уже тогда был Заслуженным артистом и солистом Мюзик-Холла с целой армией поклонниц. Анатолий написал песни на стихи Сергея Есенина, поставил мюзикл «Айседора», более того – организовал Фонд, который учредил медаль и установил памятник Есенину в Санкт-Петербурге. Благодаря Толе я пересмотрел весь репертуар Мюзик-Холла, а также побывал на театральном конкурсе «Золотой софит» с участием Иннокентия Смоктуновского, Юрия Яковлева, Михаила Боярского.
Но меня больше интересовала детская эстрада как возможность создать что-то новое на том этапе, когда ее, фактически, еще не было. Поэтому я встречался на Радио с женой Виктора Резникова (его, к сожалению тогда уже не стало). Людмила показала зал, который Виктор успел создать для выступлений детей. Еще ходил на Ленингардское ТВ отсматривать детские программы. Кстати, режиссер Анатолий Петров, автор программы «Золотой ключик», тоже оказался выпускником Мастера Г. В. Иванова. А в БКЗ «Октябрьском» – целый режиссерский отдел был тогда «ивановским». Вот, например, режиссер Николай Полищук – с ним мы задумали совершенно нереальный проект – Детский фестиваль-круиз вокруг Европы Одесса–Санкт-Петербург с выступлениями эстрадных коллективов во всех городах. И даже обращались с этим предложением к мэру Анатолию Собчаку, тем более, что Анатолий Александрович был очень доступен, и с ним можно было столкнуться на концерте в филармонии и обратиться абсолютно свободно (фестиваль-круиз я все-таки провел, и не раз, но по маршруту Одесса – Стамбул – с концертами, с Першим Киевским телеканалом, консулами и коллективами из разных стран). Очень помог мне режиссер БКЗ Октябрьский Женя Царёв. Он был первым режиссером тех самых мини–фестов Виктора Резникова. Сегодня Царёв – талантливый продюсер, организатор концертов «супер–звёзд». А тогда, в годы учебы, он мог позвонить и спросить: «Саш, хочешь на Джо Кокера?» «Ха, или!?» И вот я уже на международном Рок–фестивале. На «разогреве» выступают наши отечественные команды, потом, по нарастанию, американская «звезда» кантри музыки Шерил Кроу. Организация фантастическая – штабеля фирменных гитар, которые меняются после каждой песни, горы аппаратуры…и вот кульминация – Он, Джо Кокер! Сорок пять минут драйва, бешеной энергетики, эталонные аранжировки, музыканты-мультиинструменталисты высочайшего уровня, черные бэк-вокалистки – просто супер! Незабываемый концерт!
Также посчастливилось поработать в жюри петербургских конкурсов с величайшими людьми. Выдающийся композитор Андрей Петров, был тогда на пике кинопопулярности, но при этом удивительно скромным и деликатным человеком. Слегка сутулясь, как бы стесняясь обрушившейся славы, стараясь быть незаметным в жюри, на мой вопрос о Никите Михалкове с юмором и легким заиканием ответил: «Никита поклялся, что в кинематографе он исполняет только песни композитора Андрея Петрова, и больше никого». И действительно, «Я шагаю по Москве», «Жестокий романс» – песни Андрея Павловича, так и есть.
А певец Альберт Асадуллин – Орфей первой советской рок-оперы, наш «Фредди Меркьюри» – уникальный артист и нежный, добрый, скромный человек. Подружившись с ним в жюри, мы не раз встречались потом и в Одессе. Я организовал Алику творческую поездку в Средиземноморский круиз и заодно записал интервью с юными тележурналистами передачи «Звёздочка».
Учеба в Санкт-Петербурге, к сожалению, завершилась. Диплом кроме Г. В. Иванова принимали руководитель Театра-Буфф Исаак Романович Штокбант и худрук Мюзик-Холла Илья Яковлевич Рахлин. Корифеи эстрады. Но «Университеты» продолжаются всю жизнь.
Александр Степанов
На фото: Альберт Асадуллин, Анатолий Тукиш и Сергей Васильев – однокурсники. В гостях у Мастера Георгия Иванова. С Евгением Царёвым
Просмотров: 270 |
Добавил: COSP |
Дата: 21.04.2020
|
В наше непростое время изоляций и самоизоляций всё более важную роль приобретает "народная дипломатия". Прямые контакты между простыми людьми. Ну, как простыми? Умными, весёлыми, работящими, ищущими и нашедшими себя. Дружащими! К таким относится наш сегодняшний заочный одесский гость Александр Степанов.
Работник Одесской областной филармонии, режиссёр, организатор многих музыкальных событий, в том числе - детского фестиваля "Звёздочка" - закончил не только, как положено, школу имени Столярского, не только ОНМА им. А.В. Неждановой, но и Питерский театральный. Да, РГИСИ (бывш. СПбГАТИ). В 1995 году. Факультет музыкального театра и эстрадного искусства.
Тёплые чувства к Ленинграду - Санкт-Петербургу вылились в мини-мемуары... Александр, Вам - слово! Итак, часть первая...
Ленинград, Санкт-Петербург, или «Мои университеты»
Михаил Михайлович Жванецкий неоднократно говорил: «Надо «заканчивать» Одессу и «поступать» в Ленинград». Так происходило в его жизни, в судьбе многих одесситов, так случилось и со мной. Впервые я приехал в Ленинград летом 1977 года. Было мне осьмнадцать лет отроду. Я только что закончил десятый класс школы имени Столярского по классу виолончели и готовился через год поступать в Одесскую консерваторию. Родители мои много лет жили в разводе – мама и бабушка со мной в Одессе, а папа, объездив весь Советский Союз, обосновался в далеком северном Нижневартовске. И вот мой папа, Юрий Николаевич Степанов, получает ответственное задание: принять в Ленинграде новенький буксир и привести его Северным морским путем в Нижневартовск. Судостроительный завод находился в Петрокрепости, теперь это Шлиссельбург, пригород Петербурга. Вот туда я и был отправлен «по договоренности сторон». Мама и папа впервые за многие годы пришли к согласию. И вот в солнечный июньский день я выхожу из поезда Одесса-Ленинград. Старинный Витебский вокзал, откуда когда-то отправлялся первый русский пароход в Царское село (так назывался поезд в «Попутной песне» М.И. Глинки, написанной в честь того события). Папа встретил меня на перроне, и мы нырнули в бурлящий водоворот многомиллионного города. После сравнительно спокойной Одессы это первое впечатление бурной фонтанируещей жизни неповторимого города поразило и осталось на всю жизнь. До Петрокрепости пришлось долго добираться электричкой, а потом еще и речным трамвайчиком. Этим маршрутом я целый месяц следовал по расписанию: утром – в Ленинград, поздно вечером – в Шлиссельбург. Вот это было счастье! «Трамвайчик» проходил мимо острова, на котором находились руины крепости – бывшей царской тюрьмы (в ней казнен Александр Ульянов). Нева в том месте только начинает свой путь от Ладожского озера и несет воды к Финскому заливу. В Ленинград можно было добраться и на «Ракете» – катере на подводных крыльях. Мы с папой так однажды и сделали. Высадились на пристань мы недалеко от Смольного собора. Шедевр Растрелли был в те годы выставочным залом. В храме демонстрировались станки с числовым программным управлением. (Мог ли я представить, что спустя годы моя дочь исполнит здесь «Растрелли-токкату» для саксофона с органом, посвященную ей итальянским композитором Роберто Марино!)
Лето в том году стояло удивительно солнечное. Никогда больше Санкт-Петербург не одаривал меня такой волшебной погодой. Может, это было оттого, что все совершалось впервые в жизни. Я упивался полной свободой. С раннего утра и до поздней ночи бродил по улицам и переулкам, открывал для себя театры и музеи, концертные залы и дворцы. Незабываемые «Хореографические миниатюры» Якобсона в Малом, теперь Михайловском, театре ошеломили оживавшими скульптурами Родена, «Экзерсисами» на музыку Баха в джазовой обработке вокальной группы Swing Singers и «Степаном Разиным» Шостаковича и Евтушенко. Джаз-рок ансамбль «Арсенал» Алексея Козловского выступал в летнем театре ЦПКО. Виртуозные музыканты и прекрасные вокалистки исполняли программу из истории джаза, начиная от регтаймов и блюзов до композиций в стиле фьюжн.
Возвращался в Петрокрепость последней пустой электричкой, пересаживался на речной трамвайчик, тоже последний, с чувством радости и счастья. Небо даже ночью волшебно светилось, как в «Медном всаднике»:.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
А ленинградцы – какие люди! Мама поручила проведать ее знакомых, они работали на «Балтийском» заводе, а жили в маленькой квартирке на Васильевском острове, до потолка заставленной книжными полками. И еще у них была огромная коллекция грампластинок. Это они открыли мне Чюрлёниса, поставили его музыку, достали с полок художественные альбомы. От них я узнал об одесском поэте «серебряного века» Саше Черном, тогда запрещенном. Целый день провел с гостеприимными петербуржцами и ушел с подаренными пластинками. Спасибо вам!
Но самое яркое воспоминание – поездка с папой в Петергоф. Целый месяц, пока я пропадал с утра до вечера в Ленинграде, отец тяжело работал на судостроительном заводе в Петрокрепости, «дорабатывал» судно, устранял недоделки, выбивал оборудование, готовил буксир к переходу в Нижневартовск через Беломорканал, Баренцево и Карское моря. И вот наступил праздник – День работников морского и речного флота – первое воскресенье июля. В честь профессионального праздника была организована поездка передовиков на «Комете» от набережной возле Эрмитажа мимо Петропавловки и Ростральных колонн через Финский залив к причалу только что открывшегося после реставрации Петергофа. Нас встречали обновленным золотом великолепные фонтаны Большого каскада и дворцы. Запомнилось огромное количество радостных людей, приехавших со всего Советского Союза в Ленинград. Но папа был грустным – близилось наше расставание. «Сынок, а, может, пойдем вместе в Нижневартовск через северные моря – это такая красота!». «Но папа, мне же надо готовиться в консерваторию, заниматься»… и я отказался.
Больше мы не увиделись никогда.
А спустя тринадцать лет я прилетел в Нижневартовск проститься с ним уже навсегда. Папа в выходной день купался в озере. Утонул… Всё…
Александр Степанов
Просмотров: 293 |
Добавил: COSP |
Дата: 21.04.2020
|
|