Александр Михайлович Ляпунов родился (25 мая) 6 июня 1857 года в городе Ярославле, в семье известного астронома М. В. Ляпунова, который на момент рождения сына занимал должность директора Демидовского лицея.
В 1870 году Александр был принят сразу в третий класс гимназии в Нижнем Новгороде, обучаясь в которой в старших классах проявил склонность к точным наукам. Окончив в 1876 году с золотой медалью гимназию, Александр поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет.
С первых дней учёбы в университете Ляпунов усердно занимался химией и увлечённо слушал лекции Д. И. Менделеева. Но вскоре понял, что имеет большую склонность к математическим наукам, и перешел на математическое отделение университета, продолжая посещать лекции Менделеева. А лекции и консультации Чебышева во многом определили характер всей последующей научной и преподавательской деятельности Ляпунова.
В 1880 году Александр Михайлович окончил Петербургский университет.
И в следующем году были опубликованы две первые работы молодого математика: «О равновесии твёрдых тел в тяжёлых жидкостях, содержащихся в сосуде определённой формы» и «О потенциале гидростатического давления».
В 1885 году Ляпунов защищает диссертацию на тему «Об устойчивости эллипсоидальных форм равновесия вращающейся жидкости» и получает степень магистра. Эта первая его большая работа сразу обратила на себя внимание математиков, механиков, физиков и астрономов во всем мире. Защита магистерской диссертации дала право Ляпунову на преподавательскую деятельность, и в том же году он был утвержден в звании приват-доцента и получил предложение занять кафедру механики в Харьковском университете, где преподавал до 1902 года и пользовался большим уважением студентов и коллег. Кроме Харьковского университета, Ляпунов читал аналитическую механику и в Харьковском технологическом институте. Начиная с 1888 года, Александр Михайлович опубликовал ряд работ, посвященных устойчивости движения механических систем с конечным числом степеней свободы.
В 1892 году он защитил на эту тему докторскую диссертацию.
В 1900 году Ляпунова избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, а в следующем 1901 году – ординарным академиком по кафедре прикладной математики. По условиям того времени избрание в академики требовало обязательного переезда в Петербург.
В 1902 году Ляпунов переехал в Петербург и целиком отдался научной работе – исследованию фигур небесных тел, т. е. исследованию форм равновесия равномерно вращающейся жидкости. Этими исследованиями он внес неоценимый вклад в мировую науку и доказал ошибочность ряда результатов ведущих зарубежных ученых.
В 1906-1914 годах выходит в свет на французском языке большой труд Александра Михайловича в четырёх частях «О фигурах равновесия однородной вращающейся жидкости, мало отличающихся от эллипсоидальных». Ляпунов создал современную строгую теорию устойчивости равновесия и движения механических систем, определяемых конечным числом параметров. Выдающаяся заслуга математика – построение общего метода для решения задач об устойчивости. Работы Ляпунова содержат целый ряд фундаментальных результатов в теории обыкновенных дифференциальных уравнений как линейных, так и нелинейных. Его научные заслуги были признаны всем миром: он состоял почетным членом Петербургского, Харьковского и Казанского университетов, почетным членом Харьковского математического общества, иностранным членом Академии в Риме, членом-корреспондентом Парижской академии наук.
В 1908 году Александр Михайлович был участником IV Международного математического конгресса в Риме.
Он принимал участие в издании полного собрания сочинений Л. Эйлера.
В 1917 году Ляпунов из-за ухудшения здоровья жены – Натальи Рафаиловны – переезжает в Одессу к брату Борису. Осенью 1918 года он приступил к чтению лекций в Новороссийском университете по курсу «О форме небесных тел», посвященного изложению его последних работ. 31 октября 1918 года его жена умерла. Не сумев пережить кончину жены, Александр Михайлович Ляпунов в тот же день выстрелом в себя пытался покончить с собой. Скончался великий математик 3 ноября 1918 года в Одессе, так и не приходя в сознание.
Просмотров: 247 |
Добавил: COSP |
Дата: 24.05.2020
|
С детства нашего мы помним, как «молотили» порты... Масса грузов шла на Кубу, в героический Вьетнам. И – в Африку... Слово предоставляется Михаилу Демурину – политическому аналитику, публицисту, общественному деятелю.
Михаил Демурин, для РИА Новости
Двадцать пятое мая в международном календаре значится как День освобождения Африки. В этот день в 1963 году на 1-й конференции африканских стран в Аддис-Абебе (Эфиопия) была создана Организация африканского единства, объединившая тогда тридцать юных государств континента. Это событие увенчало первый этап деколонизации Африки, пришедшийся на конец 1950-х – начало 1960-х годов и охвативший территории, находившиеся в британском, французском, испанском и бельгийском владении. Страны португальской Африки обрели независимость только в середине 1970-х годов.
Не буду задерживаться на перечислении общеизвестного или того, что можно посмотреть об Африке и наших отношениях со странами этого континента в любом поисковике. Лучше поделюсь некоторыми наблюдениями и мыслями в качестве непосредственного участника завершающего этапа обретения африканскими народами своей независимой государственности. Все-таки за плечами двенадцать лет (1980-е годы и начало 1990-х) работы по проблематике Юга Африки, из которых восемь пришлось провести в одной из «горячих точек» того времени – Мозамбике.
СССР и крушение колониальной системы
Советский Союз сыграл решающую роль в том, какими быстрыми темпами и в каком направлении пошел процесс крушения колониальной системы империализма. Кто-то может ухмыльнуться по поводу этого «советского штампа» – «колониальная система империализма», – но ведущие державы Запада действительно проводили в Африке, как и на других континентах, скоординированную системную политику. За примером далеко ходить не надо. Мои друзья в Мозамбике рассказывали мне о попытках их первого лидера антиколониальной борьбы Эдуарду Мондлане заручиться если не помощью, то хотя бы нейтральным отношением Вашингтона к стремлению народов португальских колоний обрести самостоятельность. Мондлане был искренен в этом желании. Будучи в принципе сторонником социалистического выбора, он тем не менее выступал за «панафриканский нейтралитет в холодной войне», считал, что созданному им Фронту освобождения Мозамбика («Фрелимо») следует избегать однозначной ориентации на СССР (как, впрочем, и Китай). Исторические обстоятельства, однако, распорядились иначе: для США более ценными в тот период были отношения со своим союзником по НАТО Португалией, а также с важным политическим партнером и источником стратегического сырья – южноафриканским режимом. Именно их линию на подавление национально-освободительных движений Вашингтон поддержал и использовал в своих целях.
Задачи противостояния мировой империалистической системе диктовали СССР приоритетность военно-политических интересов в поддержке процесса деколонизации.
Вместе с тем этими соображениями политика Советского Союза в отношении молодых государств так называемого «развивающегося мира», конечно, не ограничивалась.
История нашей страны дает немало примеров поддержки дела независимого развития других стран и народов. Достаточно вспомнить, как при Екатерине II Россия поддержала борьбу американского народа за независимость. Или как в начале XX века русское общество встало на сторону буров в Англо-бурской войне. Даже в тех случаях, когда речь шла о присоединении к России новых территорий – будь то Сибирь, Средняя Азия или Закавказье, – вопрос для населявших их народов решался не в плоскости выбора между принадлежностью к чужой империи и самостоятельным развитием. На одной чаше весов был союз с северным соседом с сохранением своей самобытности, на другой – ассимиляция другими геополитическими и цивилизационными силами.
Политика СССР в Африке: идейная составляющая и стратегический интерес
Как и во всем деле освобождения порабощенных народов, идейная составляющая политики СССР в Африке всегда присутствовала, причем на завершающем этапе существования Советского Союза влияние становилось все более взаимным. Хорошо помню захватывающий дух переустройства жизни и создания новой страны, в который мне удалось окунуться, работая в 1980 году вместе со специалистами Госплана СССР в Национальном плановом комитете Мозамбика над перспективным планом развития этой страны. Многие наши специалисты (врачи, преподаватели, геологи, агрономы, транспортники, сельхозники, военные и другие) ехали в Африку, чтобы заработать денег.
Приезжая в подобные Мозамбику страны, они попадали в атмосферу реального дела, активной созидательной жизни, труда, который дает зримую отдачу. Это многое меняло в их головах.
В эти годы такие африканские страны, как Ангола, Мозамбик, Эфиопия, а также еще не освободившиеся народы Намибии и ЮАР продолжали реально воевать за свою независимость, причем воевали они с тем же противником, который был главным противником и для нас. Участие во всем этом наших кубинских друзей, а также перебравшихся на африканский континент чилийцев – сторонников свергнутого американцами Сальвадора Альенде усиливали все те идейные и эмоциональные моменты, о которых я написал выше и которые к тому времени в СССР уже иссякли.
За десятилетие, в течение которого мне довелось наблюдать Мозамбик, я увидел реальные плоды новой власти. Да, эти результаты стали возможны благодаря немалым финансовым и материальным «вливаниям» СССР, Кубы, ГДР, других стран социалистической системы, но это были вложения и в нашу безопасность. Представьте себе на минуту, что в 1970-е и 1980-е все стратегические ресурсы Юга Африки работали бы на США и их союзников. Это и многое другое, что тогда получал СССР от сотрудничества с его многочисленными друзьями на Африканском континенте, имело немалый вес в общей копилке внешнеполитических ресурсов СССР.
В начале 1990-х эта копилка была разбита и разграблена, но не наша политика в Африке тому виной. Скорее, наоборот: то, что СССР делал в Африке, было одним из поводов для его противников усиленно работать на его разрушение.
«Соцориентация»: реальная независимость и борьба за власть
Была ли некая искусственность в том, что некоторые из все еще живших в условиях традиционного общества африканских стран вставали на путь построения основ социализма (тогда это называлось «соцориентация»)? Нет, никакой искусственности в этом не было. И не потому, что в условиях холодной войны у них не было другого выбора – он был. Просто это был бы выбор в пользу неоколониализма, нового поглощения западным миром, и примеров тому немало.
Выбор в пользу социалистической модели давал молодым африканским государствам возможность при некоторых неизбежных ограничителях самостоятельно творить свою политику, сохранять свою культуру, развивать свое общество. Причем делать это, приобщаясь ко всему тому огромному объему культуры и знаний, который открывала им наша страна. Они это очень хорошо понимали и ценили, хотя в силу особенностей политики Португалии в своих колониях, а позже «заморских территориях», и не испытывали такого антагонизма к бывшим колонизаторам, как, скажем, народы, находившиеся прежде под британской пятой.
Бытует мнение о низком образовательном и культурном уровне африканских элит. Это неверное мнение. Первые поколения борцов за независимость в значительной части происходили из обеспеченных слоев местного населения, причем не только африканских, но и индийских корней, основы образования они чаще всего получали у протестантских проповедников в самом Мозамбике или в соседней ЮАР, потом учились в Лиссабонском университете. Позже, когда их начинала преследовать португальская тайная полиция, те, кто мог себе это позволить, перемещались, например, в Сорбонну или США. Позже они ехали учиться в Москву и Ленинград, другие города нашей страны, получали хорошее гражданское и/или военное образование различного профиля.
Характерен пример одного из моих друзей тех лет – члена ЦК правящей партии. Наши встречи у него дома начинались с обеда, устроенного в соответствии с национальной традицией, и общения с его многочисленными родственниками. Только отдав дань уважения старшим, мы шли на второй этаж, где была, условно говоря, «Европа»: обширная библиотека с подборкой, в том числе журнала «Вопросы философии» за многие годы (он был выпускником философского факультета Ленинградского университета), прекрасная коллекция редких тогда видеокассет с записями лучших классических балетов – его хобби… Там уже мы говорили о политике, литературе, истории, будущем…
Отношения в «эпоху перемен» и взгляд вперед
Будущее уже через несколько лет обернулось совсем иначе, чем мы себе это представляли. Наши африканские друзья своим традиционалистским чутьем раньше нас почувствовали, что Советский Союз дает слабину. Они попытались в чем-то нас предостеречь, но, поняв тщетность этих попыток, просто опередили в приспособлении к новым условиям. Помню, как в 1989 году, приехав в третью командировку в Мапуту, я покупал лангустов в совместном мозамбикско-японском предприятии, владельцем которого была бывшая крупная работница партии «Фрелимо».
Но не это, конечно, главное. Главное, что костяк этой партии сумел завершить гражданскую войну и сохранить за собой все рычаги власти в тяжелейшее время, когда СССР исчез, Россия их бросила, а Куба была уже не в силах оказывать необходимую помощь. Только на мгновение в самом начале 1990-х в мозамбикской элите промелькнули свидетельства растерянности, кто-то предложил свалить всю вину за социалистический выбор на «давление со стороны Москвы», но это предложение в их внутренней дискуссии было отвергнуто. Все хорошо понимали, что на самом деле все обстояло иначе: те, кто привел страну к независимости, воспользовались поддержкой СССР для укрепления своей власти.
Потом наступил следующий этап истории Мозамбика и африканского континента – без СССР. К этому моменту те, кто привел свою родину к независимости и защитил ее, уже прочно закрепились не только во власти, но и в вернувшейся на капиталистические рельсы национальной экономике. Экономике, кстати говоря, богатой многими ценными полезными ископаемыми, в том числе в случае с Мозамбиком – месторождениями природного газа.
Эти элиты до сих пор помнят, благодаря кому они смогли это сделать. Помнят об этом и народы соответствующих стран: такой помощи на пути развития их независимой государственности, да и их собственного культурного возрастания, не оказала ни одна страна мира. Это дает возможность России при желании «вернуться» в Африку в той мере, в которой это было бы ей на благо в современных обстоятельствах. Африканские страны от этого тоже только бы выиграли.
Поэтому 25 мая – хороший повод вспомнить о сделанном нашей страной в Африке и для Африки. Дело освобождения народов мира, которое с первых лет своего существования и на протяжении всей своей истории делал Советский Союз, – это одно из величайших культурно-исторических свершений, которым у нас всегда будут основания гордиться.
https://ria.ru/20170525/1495006326.html
Просмотров: 173 |
Добавил: COSP |
Дата: 24.05.2020
|
Иосиф Александрович Бродский – поэт, лауреат Нобелевской премии
Родился 24 мая 1940 года в Ленинграде
Приводим статью Евгения Голубовского из мультимедийной энциклопедии «Они оставили след в истории Одессы»
Большая, серьезная биография Иосифа Бродского уже пишется. Вышла книга Льва Лосева в серии “ЖЗЛ”, два тома интервью И. Бродского журналистам, множество мемуарных свидетельств. Надеюсь, не обойдут историки короткую одесскую страницу, так как именно в нашем городе поэт ощутил острую, я бы сказал, пушкинскую тоску по свободе.
Мне довелось видеть Иосифа Бродского в Одессе. В один из холодных мартовских дней 1971 года позвонил одесский, а ныне американский, поэт Леонид Мак: “В Одессе Бродский. Сегодня будет в гостях у художника Алеши Стрельникова. Приходите. Надеюсь, почитает стихи”.
Поэзия И. Бродского – по самиздату, по журналу “Синтаксис”, который подарил мне Алик Гинзбург, была к тому времени и мной, и женой (она окончила Ленинградский университет, ее ленинградские приятели дарили машинописные листки со стихами Бродского) не просто прочитана, но и любима. Особенно после того, как в доме Ксаны Добролюбской мы провели вечер с Евгением Рейном, и в его исполнении слушали стихи поэта, в частности, пронзительный “Рождественский романс”.
Но вернусь к встрече. Бродский опоздал. Пришел на час позже назначенного Маком времени. Пришел с Леней Маком и Ритой Жарковой. Был молчалив и угрюм. Сел в дальнем углу большого стола, налил себе стакан красного вина (мы все тогда пили недорогое и неплохое одесское “Шабское”), тихо, не вслушиваясь в разговор, пил. А беседа, начатая до его прихода, продолжалась. Мак тихо предупредил, что у Иосифа неприятности, стихи он вряд ли будет читать. Так и случилось. В разговор он со временем вступил, смотрел картины Алексея, но с большим интересом этюды его отца Владимира Владимировича Стрельникова – тонкого одесского живописца, продолжавшего традиции южнорусского импрессионизма. Но стихи читать не захотел, а может, не смог.
Вскоре я узнал: в тот день Бродскому было “велено” покинуть Одессу. Как Пушкину в 1824 году.
Много позднее я провел собственное “журналистское расследование”.
Леня Мак знал, что после ссылки Бродский в Питере (Леня учился в Ленинградском университете и был знаком с поэтом еще в Питере, только так он называл город на Неве) не получает даже переводческой работы и живет впроголодь. А в Одессе запускали на киностудии фильм “Поезд в далекий август” об обороне города-героя. Искали актеров. Леня был то ли ассистентом, то ли помощником режиссера и, когда он увидел фото секретаря Одесского горкома партии Гуревича, который был душой обороны, поразился его внешнему сходству с Бродским. Уговорил создателей фильма пригласить поэта на пробы.
Режиссер фильма Вадим Лысенко рассказывал: “Сходство было необыкновенное. Большой, мощный, плечистый. Мы лишь побрили его наголо, как Гуревича, и утвердили на роль. Понимали, что афишировать, что это опальный Бродский не следует, фамилия распространенная, и мы придумали легенду – студент – выпускник Ленинградского института, первая роль в кино. По сути, отсняли весь материал с его участием. И вдруг меня вызывают в Госкомитет кинематографии, в Киев. «Уничтожить все кадры с участием Бродского, все переснять». Я чуть не плачу, это сотни метров пленки, актеры разъехались. Фильм не успеет к юбилею. Но со мной даже не стали разговаривать: «Фильм закроем. А Бродского немедленно отправьте в Ленинград»”.
Вот в день, когда пришло это известие, мы и встретились. Кто “настучал” – загадка и сегодня.
Мои попытки найти в музее киностудии пробы Бродского на роль не увенчались успехом. Альбомы есть, но Иосифа Александровича там нет. “Все, как видно, изъяли”. Но все же, все же, все же...
Оператор фильма Леонид Бурлака рассказал: “Мы посоветовались с Вадимом и решили «обмануть» начальство. Переснять все было просто невозможно. Актера мы нашли похожего уже на Бродского и сняли с ним крупные планы, там, где он снят один. А в групповых сценах, где он лишь мелькает, виден в профиль, решили тайно оставить кадры с Бродским”.
После долгих поисков Леонид Бурлака нашел мне фотоснимок кадра, где идет заседание Военного Совета Приморской армии – на нем первый слева Иосиф Бродский.
Конечно же, пребывание в Одессе для поэта не ограничилось участием в съемках фильма. Тот же Леонид Мак, собравший нас на встречу с Бродским в квартире А. Стрельникова, должен был обеспечить на те две недели, что шли съемки “инкогнито из Петербурга” жильем, не поселять же его в общежитии киностудии, знаменитом “Куряже”, где все буквально все знали друг о друге. И Леня Мак попросил Риту Жаркову, дружившую со многими художниками, подыскать пригодную для жилья мастерскую и вообще показать Иосифу работы неофициальных одесских живописцев, поводить его по Одессе, чтобы он почувствовал атмосферу города. Предоставить Иосифу Бродскому мастерскую согласился замечательный одесский художник Лев Межберг. Позднее, когда Межберг уедет в Нью-Йорк, он и там будет общаться с поэтом. И Рита Жаркова, вернувшись из Нью-Йорка, рассказывала о тамошней встрече с Бродским, о том, как они вспоминали и шабское вино, и солнечную живопись одесских художников, и улочки Молдаванки, и Приморский бульвар с памятниками Ришельє и Пушкину, который Бродский воспринял как знак Одессы, смысловой ключ города.
Если бы этим эпизодом завершилось пребывание Иосифа Бродского в Одессе, этим чувством “несвободы”, преследований, надзора, то и тогда оно бы вошло в биографию нашего города. Как и то, что здесь же, на киностудии “зарубили” сценарий Булата Окуджавы о Пушкине, здесь на улице Садовой оскорбили Александра Галича, настолько, что это стало темой его неоконченного романа... Печальные страницы. Но и о них нужно знать. И все-таки: во всякой мудрости – много печали. Кто знает, если бы не этот эпизод, написал ли бы Иосиф Бродский пронзительное стихотворение “У памятника Пушкину в Одессе”, посвященное другу Якову Гордину, ныне – редактору журнала “Звезда”. Эти стихи Бродский не включал в свои ранние сборники. Вошли они лишь в самый последний, составленный им, но вышедший через десять дней после его смерти томик “Пейзаж с наводнением”. Вся книга читается как завещание великого поэта. И среди них это стихотворение – перекличка с Пушкиным, где он, вослед гению России, осознал трагизм строки: “Прощай, свободная стихия...”.
Умер Иосиф Александрович Бродский 28 января 1996 года в Нью-Йорке.
Евгений Голубовский, журналист
"Они оставили след в истории Одессы" http://odessa-memory.info/index.php?id=270
Кадр из фильма "Поезд в далекий август" Одесской киностудии
Просмотров: 160 |
Добавил: COSP |
Дата: 24.05.2020
|
|