Себастья́н Франси́ско де Мира́нда-и-Родри́гес (исп. Sebastián Francisco de Miranda y Rodríguez; 28 марта 1750, Каракас – 14 июля 1816, Сан-Фернандо, Испания) – руководитель борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке. Революционер, национальный герой, знаковая фигура Республики Венесуэла. Автор флага Венесуэлы. Участник Великой французской революции. Парк 300-летия Санкт-Петербурга. Фото А.Кириченко
Что связывает Франсиско де Миранду с Санкт-Петербургом? И с Иосифом де Рибасом?
В центре парка 300-летия Петербурга рядом с главной аллеей парка находится памятник Себастьяну Франсиско де Миранде, уроженцу Венесуэлы, герою борьбы за независимость страны от испанского владычества, автору венесуэльского флага. Казалось бы, где Петербург, а где Венесуэла, какая тут возможна связь?! Самая прямая.
Франсиско де Миранда родился в Каракасе. Получив образование, уехал в Испанию. Служа в испанской армии, принимал участие в войне за независимость британских колоний в Северной Америке. Видимо тогда же у него и возникла мысль участвовать в борьбе за освобождение от испанской колониальной зависимости его страны. А для этого нужны деньги, в поисках которых он, спасаясь от преследования испанских властей, перебирается в США, потом в Европу, а в 1786 году прибывает в Россию через Чёрное море и по пути из Крыма через Киев и Москву в Петербург, пишет подробный дневник – ценное описание быта и нравов местных жителей той эпохи, освоения и развития новых территорий, жизни императорского двора.
Четыре месяца, которые Миранда провёл в Херсоне, Крыму и Кременчуге, составляют первый этап его путешествия, длившийся с 7 октября 1786 года по 5 февраля 1787-го по юлианскому календарю – день, когда он отправился в Киев.
Миранду обязали соблюсти неприятную санитарную меру на Карантинном острове. Сразу же после получения разрешения выйти из изолятора венесуэлец приезжает в город-крепость Херсон, расположенный на правом берегу реки Днепр. Этот город, так же, как и Севастополь, является одной из двух военно-морских баз Черноморского флота, созданных Россией после присоединения Крымского полуострова в 1783 году. Эта территория, где также была расквартирована большая армия, за счёт своего географического расположения вскоре станет центром торговли в Новороссии, а также крупным морским портом, имеющим важное военное значение.
За это время Миранда объезжает улицы возводившегося города Херсона, осматривает своим проницательным взглядом все фортификационные сооружения, крепости, военные части, адмиралтейства, верфи с военными и торговыми судами, дворцы и монастыри, церкви и мечети, руины средневековых замков, и прочие примечательные места.
В круг его русских друзей и знакомых входят высшие представители власти той эпохи разного чина и звания, среди них генерал Текели, князь Александр Вяземский, генерал-фельдмаршал Александр Суворов, полковник Николай Корсаков и капитан 1-го ранга Николай Мордвинов. Миранда также знакомится с несколькими участниками Чесменского сражения, такими как генерал-аншеф Юрий Долгоруков и шеф Бугского егерского корпуса генерал-майор Михаил Кутузов, с кем он подолгу разговаривает о военном искусстве. Помимо этого, а именно, 31 декабря, путешественник завязывает крепкую дружбу с полковником Иосифом де Рибасом (José Miguel de Ribas), адъютантом Г. А. Потемкина (http://franciscodemirandayrusia.org/ru/journey/chronology/1-personalities/). Миранда обедает в обществе вельмож и придворных, русских и иностранных дипломатов, государственных деятелей, ученых, различных представителей русской православной церкви.
Как раз на этом отрезке своего путешествия Миранда встречается с одним из самых выдающихся военных деятелей – светлейшим князем Таврическим Григорием Потёмкиным, который станет его главным покровителем и близким другом, человеком, благодаря которому будут заложены основы для развития их отношений и приобретения новых знакомств.
Франсиско де Миранда сумел расположить к себе князя Григория Потёмкина, канцлера империи Александра Безбородко, Александра Суворова и даже саму императрицу Екатерину II, что потом привело к появлению слухов о близких отношениях между революционером и императрицей. Покровительствуя латиноамериканцу, Екатерина II преследовала свою цель – она решила послать к берегам Америки российскую эскадру и заручиться поддержкой сепаратистов в испанских колониях. Императрица даже пожаловала мундир полковника русской армии, приглашала остаться служить в России. Но не это нужно было Франсиско де Миранде, да и у Екатерины II потом планы изменились, отправка флота не состоялась, но де Миранде были выделены 10 тыс. рублей. Проведя в России почти год (три месяца он жил в Петербурге на Б. Морской улице, 52), Франсиско де Миранда уехал в Европу. Впоследствии он стал одним из героев Французской революции, его имя высечено на Триумфальной арке в Париже. Но затем был схвачен испанскими властями и умер в тюрьме.
В 2012 году на аллее Дипломатов в парке 300-летия Петербурга был установлен памятник национальному герою Венесуэлы. Это копия памятника, установленного в Каракасе, выполнен скульптором Хосе Караско. Памятник был подарен президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Франсиско де Миранда был первым латиноамериканцем, установившем официальные контакты с правительством России.
См.: https://zen.yandex.ru/media/sankt_peterburg/pamiatnik-nacionalnomu-geroiu-venesuely-v-peterburge-5f2aa32e4a39e441963564d9
Просмотров: 152 |
Добавил: COSP |
Дата: 06.12.2020
|
Шпион, авантюрист, гуляка и отважный воин – таким описывали Иосифа де Рибаса современники. Для одесситов он, в первую очередь, основатель Одессы. Вся его жизнь опутана тайнами и загадками. Но даже то немногое, что мы знаем, повествует о том, насколько он был неординарной личностью.
Дал имя Одессе. По мнению известного одесского археолога и историка Андрея Добролюбского, именно Иосиф де Рибас мог назвать Одессу Одессой. Дело в том, что до сих пор не найдено ни одного документа, подтверждающего, что Екатерина II повелела переименовать порт Хаджибей. Но зная любовь императрицы к своему бравому солдату и страсть де Рибаса к античной мифологии, основание города вполне могло быть подарком ему на годовщину свадьбы, которая состоялась 27 мая 1776 года. В этот же день, только в 1794, императрицей подписан рескрипт о создании города на месте турецкой крепости. А еще через год, после личной встречи де Рибаса с Екатериной в Санкт-Петербурге, из документов пропало название Хаджибей и появилось новое – Одесса.
Знал семь языков. Йосиф де Рибас был полиглотом и знал семь языков. Все это помогало в его бесконечных странствиях и приключениях. Прекрасно разбирался в математике и инженерном деле. Даже спроектировал мост, который должны были установить в Санкт-Петербурге.
Прославился хитроумием. Де Рибас мог потягаться с античным Одиссеем в хитроумии. Есть мнение, что он и воспринимал себя в известной мере героем Гомера. Окружающие описывали его как необыкновенного смелого авантюриста. Известно высказывание Суворова о рассудительности Кутузова: «Его и Рибас не обманет». Также за отвагу и доблесть при штурме Измаила, полководец прозвал де Рибаса «дунайским героем». А великий Байрон посвятил смелости основателя Одессы немало хвалебных строк в своем «Дон Жуане».
Не известна точная дата рождения. Загадки де Рибаса начинаются уже с момента его рождения. Никто до сих пор не знает, когда именно произошло это событие. По одним данным он родился 6 июня 1749 года, по другим в 1750, а по третьим – 13 сентября 1751-го. Как и неизвестно откуда в его фамилии взялась французская дворянская приставка «де». Его отец — из знатного каталонского рода, а мать – ирландка.
Авантюрист. В 1769 году он непонятным образом входит в доверие к брату фаворита российской императрицы графу Алексею Орлову и попадает на службу Екатерине II в Черноморский флот. Считается что именно он в 1774 году помог Орлову в похищении княжны Таракановой, выдавшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумского и претендовавшей на трон империи.
Шпион. С 1770 года он выполняет тайные поручения Алексея Орлова в Италии, вывозит в Россию внебрачного сына Екатерины Великой и Григория Орлова, учившегося в Лейпциге, а затем отправляется на войну с турками, где участвует в нескольких сражениях. По возвращении занимает должность воспитателя в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, где продолжает присматривать за сыном императрицы. Все это прямо говорит об огромном доверии со стороны Екатерины II.
Награжден мальтийским крестом. В 1779 году Иосиф де Рибас награжден мальтийским крестом задолго до того, как эта награда будет официально введена в Российской империи. А сама награда была передана лично императрице великим Магистром мальтийского ордена.
Стратег. Взял изрядную долю Измаила с воды, высадив десант своей флотилии. Суворов, отмечая заслуги де Рибаса, говорил, что для него с испанцем не было ничего невозможного, и брался вместе с ним и 40 тысячами русских войск завоевать Константинополь. Это не было простыми фантазиями – вскоре Суворов, вероятно рассчитывая на дальнейшее продвижения вглубь Оттоманской империи, поручил де Рибасу разработать план взятия Константинополя.
Фаворит. Ходят слухи, что де Рибас был тайным фаворитом Екатерины и та родила от него сына. Фамилию мальчику записали Осип Сабир (Рибас наоборот). Рассказывают, что де Рибас начал брать мальчика на войну с собой, когда тому исполнилось 12 лет.
Убит завистниками. Иосиф де Рибас умер в Петербурге в 1800 году. По некоторым сведениям он был отравлен своими бывшими соратниками по заговору против императора Павла.
См.: https://myod.info/10-faktov-o-josife-deribase
Просмотров: 159 |
Добавил: COSP |
Дата: 06.12.2020
|
Юшке́вич Семен Соломонович (1868, Одесса, – 1927, Париж), русско-еврейский прозаик и драматург. Родился в зажиточной ассимилированной семье.
Учился в еврейском начальном училище, а затем в гимназии, которую не окончил. В 17 лет женился, ушел из дома. Работал помощником провизора, печатал рассказы в «Одесском листке». В 1893–1902 гг. жил в Париже, окончил медицинский факультет Сорбонны. Во время учебы подрабатывал хористом, массажистом и т. п.
В 1897 г. состоялся настоящий литературный дебют Юшкевича, когда в петербургском журнале русских народников «Русское богатство» был опубликован рассказ «Портной. Из еврейского быта» (отдельное изд.: Одесса, 1899). Тема рассказа – ужасающая нищета одесской еврейской бедноты; эту тему развивает написанная им в 1895 г. повесть «Распад», которая появилась в 1902 г. в журнале «Восход» (ежемесячный журнал, посвященный интересам евреев, издававшийся без предварительной цензуры в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге с января 1881 по апрель 1906 год), до того ни одна редакция не решалась ее напечатать. Именно эта повесть принесла Юшкевичу российскую известность и определила направление его творчества 1900-х гг. Он впервые широко ввел в русско-еврейскую литературу тему разрушения и распада традиционной еврейской семьи, жизни и мировоззрения. Рассказы, повести и романы «Ита Гайне» (1902), «Евреи» (1904), «Наши сестры» (1904), «Кабатчик Гейман» (1905), «Левка Гем» (1906), «Невинные» (1906), «Убийца» (1906) и др., мрачные и безысходные, развернули ужасающую картину мира городских еврейских низов, с его беспредельным горем, голодом, преступлениями, проституцией и сутенерами.
В своих произведениях Юшкевич поднял жизнь еврейской бедноты до уровня трагедии, создавая чистые, возвышенные, романтически приподнятые образы. «Бытописателем распада», «ассимилированным бытописателем еврейства», «сыном хаоса» называла Юшкевича критика (И. Цинберг, А. Вознесенский). Произведения Юшкевича печатались в петербургских журналах «Мир Божий», «Журнал для всех», «Образование» и др. Вышедший в 1904 г. сборник рассказов Юшкевича разошелся за год в количестве шести тысяч экземпляров, что было по тем временам исключительным явлением. Юшкевич сблизился с возглавляемым Н. Телешовым московским литературным кружком «Среда» и по предложению его руководителя начал сотрудничать с петербургским книгоиздательским товариществом «Знание». Реорганизовавший товарищество М. Горький сразу оценил талант писателя и социальную направленность его произведений, которые он как книгоиздатель старался сделать доступными читателям. Юшкевич стал одним из постоянных авторов сборников товарищества «Знание», в этом издательстве впервые вышли его сочинения (тт. 1–5, 1903–1908; тт. 6–8 – в издательстве «Просвещение», СПб., 1910–12). Повесть «Евреи» Юшкевич посвятил М. Горькому. Благодаря творчеству Юшкевича и отчасти Д. Айзмана еврейская тема утратила свою исключительность как явление лишь русско-еврейской литературы и стала полноправной в русской литературе.
После Кишиневского погрома (1903) Юшкевич с семьей уехал в Берлин. Там он обратился к драматургии: «Чужая» (1903, пьеса не была поставлена); драматическая «трилогия»: «Голод» (1905), «Король» (1906), «В городе» (1906); «Дина Гланк» (1906); «Бес» (1911) и др. – всего 15 драм и комедий. Нередко Юшкевич переделывал в пьесы свои прозаические произведения. Драматургия способствовала широкой популярности Юшкевича; его пьесы ставили санкт-петербургские и провинциальные театры: «Король» (1906, Михайловский театр; принял Александринский театр; спектакль был запрещен цензурой, несмотря на это, с 1907 г. ставился в провинции; в 1908 г. поставлен в Петербурге в театре Неметти; в 1910 г. в московском театре Корша поставлен братьями Адельгейм), «В городе» (1906 г., театр В. Комиссаржевской), «Деньги» (1907 в., театр В. Комиссаржевской), «Голод» (1907 г., Александринский театр, режиссер В. Мейерхольд), «Комедия брака» (1909 г., Малый театр А. Суворина; 1910 г., Одесский театр), «Miserere» (1910 г., МХТ, режиссер В. Мейерхольд), «Бес» (1913 г., киевский театр Соловцова), «Мендель Спивак» (1914 г., Московский драматический театр), «Город Иты» (1916 г., передвижной театр П. Гайдебурова), «Повесть о господине Сонькине» (1917 г., московский театр Южного).
Еврейская пресса отзывалась на них по-разному: с гордостью за зрительский успех, какой не доставался до того ни одному еврейскому писателю, с негодованием от «неразборчивости» автора, который бичевал еврейских буржуа со сцен театров, «пропитанных антисемитизмом» (Александринского театра, театра А. Суворина), и сами пьесы таким образом казались враждебными еврейству. Русские же писатели и критики – М. Горький, А. Блок, В. Короленко, А. Чехов, В. Немирович-Данченко – неизменно обращали внимание на каждое произведение писателя, который выносил еврейскую жизнь на всеобщее обозрение. «Таких писателей, как он, у нас еще не было», – писал Чехов. Юшкевич был интересен как беллетрист популярный, актуальный, но уязвимый с точки зрения художественной: почти все отмечали неровность, напыщенность и вычурность манеры его письма. Юшкевич был не прочь привлечь к себе внимание критики и публики скандальными заявлениями, например, о желании «преодолеть Пушкина» (а «русский человек доверчив и прямодушен и говорит: вот они, ваши евреи!» – писал Горький А. Амфитеатрову в 1910 г.). «“Колоритный писатель русского юга”, Юшкевич стал одесской достопримечательностью; он был знаменит и неизбежен в Одессе, как велосипедист и авиатор Уточкин, как зеркальная Дерибасовская...» (В. Швейцер).
Мировая война вселила в писателя беспокойство за семью, неуверенность в будущем. Но Юшкевич продолжал много работать, создал несколько пьес и повесть «Давид Левин» (1918) о бедняке, который не умел просить и кончил жизнь трагично. Юшкевич со страстью писал о еврейском мещанстве, продолжив работу над сатирическим романом «Леон Дрей» (тт. 1–3, 1908–19). В 1914–18 гг. в Петрограде вышло собрание сочинений Юшкевича в 15-ти томах.
После революции Юшкевич работал редактором в издательстве, совместно с братом П. Юшкевичем издавал в Одессе журнал «Объединение» (1917–18). В 1920 г. Юшкевич эмигрировал, жил вначале в Румынии, затем во Франции, а в 1921 г. уехал в США, где жизнь, как ему казалось, более перспективна для свободного творчества. Сотрудничал с газетой «Дер тог», с журналом «Ди цукунфт», издавал книги в переводе на идиш. В еврейских театрах Нью-Йорка ставились пьесы Юшкевича в переводе на идиш: «Miserere», «Человек воздуха» (обе – 1925), «Мендель Спивак» (1926) и др. По возвращении в Европу в 1922 г. Юшкевич жил сначала в Германии. Он по-прежнему много писал, издал в Берлине несколько книг, в том числе сборник рассказов в духе символизма «Автомобиль» (1922), роман о революции и гражданской войне «Эпизоды» (1923), сборник рассказов «Улица» (1923), где с новой интонацией продолжил тему еврейской проституции. В журнале «Иллюстрированная Россия» (1927) были посмертно опубликованы рассказы Юшкевича о красном терроре («Арест Фишмана», «Дорочкины именины»). В 1924 г. поселился Париже, в 1926 г. Юшкевич съездил в США, но через несколько месяцев вернулся в Париж.
Неопубликованные рассказы и повесть «Семь дней» были изданы друзьями и почитателями в сборнике «Посмертные произведения» (Париж, 1927) с обширными биографическо-критическими статьями П. Нилуса, В. Ходасевича, А. Левинсона (1887–1933) С. Ивановича. В последний период творчества Юшкевич отказался от гротеска, его произведения более реалистичны и почти начисто лишены сатирического оттенка. Если ранее почти все его герои были евреи, теперь все стали русскими (сборники «Автомобиль», «Посмертные произведения», в котором лишь три рассказа – «Еврейское счастье», «Америчка», «Мадам Розалия Гнесин», написанные раньше, – затрагивают еврейскую тематику).
Юшкевич снял границу между русско-еврейской и русской литературами, работая в русской литературе как еврей, а не как русский литератор еврейского происхождения. Юшкевич старался возвысить национальную тему до больших универсальных проблем, уйти от бытописательства. К тому же внутренний «еврейский быт с его веками установившимися традициями и воззрениями» (Цинберг) ему как «сыну периода распада» был просто малопонятен. Как заметил В. Ходасевич, главный предмет и цель Юшкевича – изображение человеческого страдания: судьба еврейского народа в России волновала его не только сама по себе, но и, вероятно, как средоточие мирового и особенно российского страдания.
Страстность писателя и стихийность его дарования, выразительная сатира и элементы эротизма производили сильное впечатление на читателей и театральных зрителей. А. Горнфельд писал: «... его изображение бывает иногда туманно, грубо и безвкусно, но никогда не бывает мелко, незначительно». Художественная манера Юшкевича не отличалась цельностью: от трезвого реализма, почти натурализма, он переходил к яркому романтизму, символизму, которые служили антитезой бытописанию. Большим достижением Юшкевича было развитие, вслед за Д. Айзманом, так называемого русско-еврейского наречия, «преломление семитического темперамента и внутреннего уклада сквозь формы русского словаря... Сказ, вместе косноязычный и красноречивый» (А. Левинсон).
Художественное воспроизведение лексических, синтаксических и интонационных особенностей живой речи на языке идиш средствами русского языка, в отличие от существовавших в литературе до этого грубо переведенных с «жаргона» диалогов, предвосхитило творческие находки И. Бабеля. Еще при жизни Юшкевича многие из его произведений были переведены на идиш, иврит и немецкий языки.
См.: https://eleven.co.il/jewish-literature/in-russian/15173/
Просмотров: 169 |
Добавил: COSP |
Дата: 06.12.2020
|
2 декабря 1800 года в Петербурге умер Хосе де Рибас, один из основателей Одессы. Де Рибас родился в Неаполе, в семье испанского дворянина и ирландской аристократки. В юном возрасте его зачислили на военную службу, а через несколько лет юноша познакомился с графом Алексеем Орловым, который командовал Черноморским флотом, и перешел на российскую службу. Здесь он получил имя Иосиф (Осип) Михайлович.
В России карьера де Рибаса продвигалась стремительно, и его военные заслуги не остались без внимания. За взятие Измаила де Рибасу была вручена шпага, усеянная бриллиантами, и орден Святого Георгия, которым награждали тех, «кто, лично предводительствуя войском, возьмет крепость».
В 1794 году императрица Екатерина II поручила де Рибасу создать комиссию по определению места строительства порта на Черном море, предоставив ему исключительные полномочия.
Чтобы привлечь в город население, де Рибас стал объявлять различные привилегии для переселенцев. Он предложил поселиться в Одессе албанцам, которые воевали против турок на стороне русских войск. Кроме того, он учредил «Экспедицию строения города», которая стала выдавать «открытые листы» на вечное владение земельными участками.
После смерти Екатерины II ее сын Павел I остановил строительство одесского порта, а де Рибаса отстранил от должности и отозвал в Петербург. В конце ноября 1800 года де Рибас заболел, и 2 декабря умер. Смерть его была неожиданной, и многие считали, что его отравил граф Пален – участник заговора против Павла I. Самое любопытное, что во главе этого заговора стоял сам де Рибас, однако заговорщики перепугались, что в бреду он может их случайно выдать.
Осип де Рибас был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге, и надпись на его памятнике гласит: «Адмирал Иосиф де Рибас, Российских орденов Александра Невского, победоносного Георгия, св. Равноапостольного князя Владимира 2 классов кавалер и св. Иоанна Иерусалимского командор, 1750–1800».
В Клубе одесситов Санкт-Петербурга, с учётом особенностей, обусловленных коронавирусом, объявляется памятный месяц адмирала Иосифа Михайловича де Рибаса. Следите за объявлениями.
Просмотров: 192 |
Добавил: COSP |
Дата: 06.12.2020
|
|