Главная » 2011 » Май » 21 » Где жил де Рибас?
15:37 Где жил де Рибас? | |
24 мая члены Клуба планируют посетить могилу де Рибаса, место его последнего упокоения, последнюю квартиру. А где же жил Иосиф де Рибас в Петербурге? Есть ли место, более пригодное для отмечания Дня рождения, чем кладбище? В 1772 году, впервые прибыв в Россию, де Рибас сблизился с весьма влиятельным вельможей, доверенным лицом императрицы Екатерины II, Иваном Ивановичем Бецким, а вскоре был представлен и императрице. Он нашел подход к незаконнорожденной дочери Бецкого Анастасии Ивановне Соколовой, камеристке Екатерины. Анастасия была умной, образованной и весьма привлекательной, хотя и старше красавца Рибаса на 8 лет. В 1776 году в Царскосельском дворце состоялось бракосочетание Рибаса с Анастасией Соколовой. Невесту к венцу готовила лично Екатерина, а жениха сопровождали И. И. Бецкой и граф Б. К. Миних. Венчание состоялось в дворцовой церкви, а поздравляли молодых и вручали им подарки в янтарной комнате. И. И. Бецкой подарил молодоженам дворец – один из двух, построенных на берегу Невы, у Большого луга (Марсово поле), возле Летнего сада. Стоит заметить, что в этом дворце сам Рибас бывал очень редко, за исключением последних лет жизни. А вот его супруга прожила в нем долгую жизнь. Здесь у Рибасов родились две дочери – Анна и София. При рождении Анны повивальной бабкой была сама императрица, а после рождения Софьи, она стала для девочек крестной матерью. Такое внимание к детям Рибасов для Екатерины было неслучайным. Как известно, у нее был сын от фаворита Григория Орлова. В младенчестве он воспитывался в семье камердинера Екатерины, а повзрослев, получил имя Алексея Бобринского. Его гувернером Екатерина определила Рибаса, который официально был назначен воспитателем кадетов в Сухопутный Шляхетский корпус, в котором среди кадетов значился и А. Бобринский. Как отмечали современники, де Рибас был большим специалистом по разработке различных планов и проектов. Им, в частности, был разработан план по строительству в бывшем татарском селении Гаджибей военной гавани и Купеческой пристани, который одобрила императрица. Рибас лично претворял в жизнь этот план, стал главным начальником российского порта, который решили назвать созвучно бывшему здесь в древности греческому поселению Одисос, а позже, в 1795 г., город стали именовать Одессой. При вступлении на престол Павла I «первый одессит» был вызван в Петербург и в 1797 г. назначен членом Адмиралтейств-коллегий, а в 1799 г. произведен из вице-адмирала в полные адмиралы. Он получил назначение управляющим Лесного департамента, но вскоре был отстранен от этой должности, так как ему поручили разработать проект укрепления Кронштадта. С этим заданием он успешно справился. Покровительство Павла I, которым немногие могли похвастаться, вовсе не препятствовало тому, что Рибас разрабатывал план свержения императора, был одним из руководителей заговора. Однако он заболел и внезапно скончался в декабре 1800 г. за три месяца до убийства Павла I. Похоронили адмирала на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге. Его жена Анастасия Ивановна пережила супруга на 22 года и была похоронена на Смоленском православном кладбище. Супруги нашли упокоение на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга...
А где же расположен упомянутый дворец де Рибаса? Очень хорошо это расположение видно на картине Ф. Я. Алексеева «Вид Дворцовой набережной от Петропавловский крепости», написанной в 1794 году. В картине изображена панорама Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Поэт К. Н. Батюшков с восхищением писал: «Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее! …Как величественна и красива эта часть города!» На берегу Невы справа виден Мраморный дворец со служебным корпусом, далее – дом князей Барятинских и дворец контр-адмирала И. де Рибаса, основателя Одессы. Замыкает панораму Летний сад с его знаменитой оградой. Передний план картины занимает стена Петропавловской крепости. Обращаясь к городскому ландшафту, Алексеев создал в картине идеальный гармонический мир. Вода, воздух и архитектура сливаются в единое неразрывное целое. Поэзия и благородное сдержанное восхищение наполняют пейзаж. Современник художника восторженно писал о «гармонии и прозрачности, кои составляют главное достоинство его кисти».
Что за история у этого дворца? В начале XVIII века в северной части Большого луга, где стоят дома № 2 и № 4 по Дворцовой набережной, находились полковые казармы. Согласно атласу Мейера в 1725 году здесь располагался бассейн, а в 1731 году – караульня. В 1750 году Ф. Б. Растрелли построил здесь деревянное двухэтажное здание Оперного дома, которое просуществовало до 1773 года. В 1755 году в Оперном доме была дана первая русская опера «Цефал и Прокрис», сочинённая А. П. Сумароковым. На его месте в 1784–1787 годах был построен дом для Ивана Ивановича Бецкого, который поселился здесь только через два года. Особняк часто называли дворцом. При скромном внутреннем убранстве внешне он выглядел гораздо богаче многих жилых домов, здание включало в себя висячий сад. Дом состоял из трёхэтажного корпуса со стороны Невы и двухэтажного со стороны Царицына луга, соединённых одноэтажным флигелем и крытой галереей со стороны Летнего сада. Автор проекта этого здания неизвестен. Балов и маскарадов хозяин дворца не устраивал, имел здесь значительную коллекцию произведений искусства. В гостях у Бецкого бывали французский философ Дидро, польский король Станислав-Август. Иногда здесь устраивались вечера для воспитанников учебных заведений, подведомственных Бецкому. В 1791–1796 годах здесь жил И. А. Крылов. Писатель открыл здесь свою типографию где печатал журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». В марте 1792 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» было помещено следующее объявление: «В Санкт-Петербурге, в типографии Крылова с товарищи, в новом Его Высокопревосходительства Ивана Ивановича Бецкого доме, что у летнего сада, выходит ежемесячное издание под названием Зритель: в нём помещаются как сатирические, критические, таки стихотворные сочинения, подражания и переводы. Началось сие издание с Февраля 1792 года. …Ежели кто за благо руссудит удостоить сие издание приисылкою своего сочинения, то оное помещено будет с благодарностью». Иван Андреевич Крылов был здесь замечен не только работой над журналом. По утрам он любил ходить по своей комнате играя на скрипке совершенно голым. Окна его комнаты выходили на Летний сад. Звуки музыки привлекали прогуливающихся по саду дам, которые увидев в окне обнажённого мужчину не редко возмущались. Дошло до вмешательства полиции, которая предписала баснописцу «спускать шторы, в то время как он играет, а то по саду (в этой части) гулять нельзя». После смерти Бецкого в 1795 году дом окончательно перешёл его дочери Анастасии, вышедшей замуж за строителя Одессы адмирала И. М. де Рибаса. В 1822 году домом стали владеть её дочери. В 1830 году дом Бецкого был выкуплен в казну и передан принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому. Для принца в 1830-х годах В. П. Стасов перестроил здание, в созданном архитектором виде оно существует по сей день. Висячие сады были убраны, на их месте со стороны Лебяжьей канавки и Марсова поля надстроен новый этаж, где разместили танцевальный зал. Также Стасовым здесь была создана протестантская часовня во имя Христа Спасителя (Стасов и хозяин дома были протестантами). Дом Ольденбургских был известен своими музыкальными вечерами. После военных парадов на Марсовом поле здесь принимали сослуживцев Петра Георгиевича по Гвардейскому корпусу и других офицеров. После смерти Петра Георгиевича в 1881 году особняк перешёл во владение его сына Александра. После его женитьбы на принцессе Е. М. Лейхтенбергской на третьем этаже по проекту Г. Х. Штегемана была создана православная церковь во имя Пресвятой Богородицы. В 1917 году Александр Петрович Ольденбургский продал дом за 1 500 000 рублей временному правительству, которое в свою очередь отдало его Министерству просвещения. Собрание произведений искусств было передано Эрмитажу. После октября 1917 года здесь устроили коммунальные квартиры. С 1962 года дом Бецкого принадлежал Ленинградскому Библиотечному институту. В настоящее время здание принадлежит Университету культуры и искусств.
Место, вполне достойное для памятной доски адмиралу де Рибасу, не правда ли?
См.: http://www.kliper2.ru/archives_b/archives_1/publish_1_5.html; http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/392; http://wikimapia.org; walkspb.ru/zd/dvortsovaya2.html | |
|