Зальцман Исаак Моисеевич (1905,
Томашполь, Подольская губерния, – 1988, Ленинград), советский хозяйственный и
государственный деятель. Родился в семье ремесленника. В 1933 г. окончил
Одесский политехнический институт и был направлен на работу на Ленинградский
машиностроительный завод имени Кирова, где прошел путь от мастера до директора
(1938).
После начала Великой Отечественной войны в 1941 г. был назначен заместителем наркома танковой промышленности СССР,
в июле 1942 г. – наркомом танковой промышленности СССР. Зальцман – один из
организаторов эвакуации промышленных предприятий на Урал и в Сибирь. В 1943–49
гг. был директором танкового завода имени С. Кирова, эвакуированного в
Челябинск. В годы войны сыграл выдающуюся роль в производстве танков, в том
числе Т-34, основного танка, бывшего на вооружении советской армии. В 1945 г.
Зальцману было присвоено звание генерал-майора. Его заслуги отмечены
многочисленными наградами, в том числе звездой Героя социалистического труда
(1941). Лауреат Сталинской премии (1946).
В 1949 г. Зальцман был уволен с
занимаемой должности во время антисемитской кампании в Советском Союзе в
1948–53 гг. В сентябре 1949 г. Зальцман был исключен из партии «за недостойное
поведение».
В 1949–51 гг. работал инженером на
машиностроительном заводе в Муроме, с 1952 г. – начальником смены на заводе
«Трансмаш» в Орле. С конца 1950-х гг. Зальцман являлся ведущим конструктором
Ленинградского опытно-механического завода.
Гинзбург Лидия Яковлевна (1902,
Одесса, – 1990, Ленинград), литературовед. В 1926 г. окончила Институт истории
искусства в Ленинграде. Начала печататься с 1926 г. Ранние исследования
Гинзбург посвящены изучению внутритекстовых структур поэтов первой трети 19 в.
(А. Пушкина, П. Вяземского, В. Бенедиктова) и проблем философской лирики (Д.
Веневитинов). С конца 1930-х гг. в работах Гинзбург изучение текста связывается
с исследованием внетекстовых факторов: культуры, эпохи, гражданской истории
(«Творческий путь М. Ю. Лермонтова», Л., 1940; «"Былое и думы” А. И. Герцена»,
Л., 1957). Гинзбург одна из первых обращается к проблемам соотношения между
исторически складывающимся представлением о личности и ее изображением не
только в художественной литературе, но также в документальной и мемуарной прозе
(«О лирике», М. –Л., 1964; «О психологической прозе». Л., 1971).
Гессен Иосиф Владимирович (1865,
Одесса, – 1943, Лимож), юрист и политический деятель. В 1886 г. Гессен за
близость к народовольцам подвергся административной ссылке. По возвращении сдал
в 1889 г. экзамены за полный курс юридического факультета Петербургского
университета, но из-за «политической неблагонадежности» не был допущен властями
ни к подготовке при университете к профессуре, ни к адвокатской деятельности. В
1891 г. ради усыновления ребенка, рожденного от православной, принял
христианство, что открыло Гессену и путь к государственной службе (с 1894 г. –
в Туле, с 1896 г. по 1903 г. – в Петербурге). Совместно с А. Каминкой, В.
Гессеном и другими Гессен основал еженедельник «Право» (выходил с 8.11.1898 г.
по декабрь 1917 г.), самое серьезное юридическое издание в России, в котором
опубликовал ряд важных статей.
С 1905 г. Гессен стал видным
членом конституционно-демократической партии (кадеты), а с 1906 г. соредактором
ее газеты «Речь», в которой выступал под псевдонимом «Скептик». В 1907 г.,
будучи избран во 2-ю Государственную думу, демонстративно записался как
православный, но еврей по национальности. В 1919 г. Гессен эмигрировал в
Финляндию, в 1920 г. переехал в Берлин, где основал газету «Руль» (1921–31) и
издавал «Архив русской революции» (1–22 тт., Берлин, 1921–37), в котором
опубликованы некоторые документы о преследовании евреев в Первую мировую войну,
труды ряда еврейских авторов и мемуары Гессена. С приходом к власти нацистов
Гессен бежал в 1933 г. в Париж, а в 1940 г. — в Лимож (юг Франции).
Перу Гессена также принадлежат
«История русской адвокатуры» (СПб., 1914) и автобиография «В двух веках» (издан
том 1, Берлин, 1937).
Бродский Исаак Израилевич (1884,
село Софиевка, Таврическая губерния, – 1939, Ленинград), советский художник.
Родился в семье землевладельца. В 1896 г. поступил в Одесское художественное
училище, где его учителями были Л. Иорини, Г. Ладыженский, К. Костанди. В 1902
г. поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у И. Репина, от которого
воспринял манеру письма, интерес к сюжетной картине. В 1907 г. в качестве
дипломной работы выставил «Портрет Л. Бродской». Как пенсионер Академии жил в
Италии, и 1910–11 гг. – на Капри у М. Горького. Итогом его поездки стали
большие работы «Сказка», «Италия» (обе – 1911 г.). В ранних пейзажах («Теплый
день», 1908; «Опавшие листья», 1915; «Летний сад», 1916) чувствуется влияние
символизма и модерна. В это время Бродский создал первые значительные портреты
(М. Горького, Ф. Шаляпина, И. Репина). В 1917 г. он написал портрет А.
Керенского.
После революции 1917 г. Бродский
работал над образами деятелей большевистской партии, советских и партийных
вождей: В. Ленина («В. И. Ленин и манифестация», 1919; «В. И. Ленин на фоне
Кремля», 1924; «В. И. Ленин в Смольном», 1930; образ создавался на основе на
основе многочисленных зарисовок с натуры), Л. Троцкого, К. Ворошилова, М.
Фрунзе, В. Молотова, А. Жданова, Л. Кагановича и других. В 1928–1938 гг. создал
серию живописных и графических портретов И. Сталина.
Бродский впервые в советской
живописи разработал особый тип тщательно выписанной исторической картины,
производящей впечатление документальности; он обратился к жанру торжественной
многофигурной композиции с изображением основного персонажа в центре картины («Торжественное
открытие II Конгресса Коминтерна», 1920–24; «Расстрел 26 бакинских комиссаров»,
1925; «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода», 1926, и
другие работы). Фотографически точные, эти картины идеально подходили для
тиражирования и агитационной работы и считаются, наряду с официальными
портретами, классикой соцреализма.
Был профессором (с 1932 г.) и
директором (с 1934 г.) Всероссийской академии художеств в Ленинграде. Посмертно
в 1940 г. вышла автобиографическая книга Бродского «Мой творческий путь».
Баранов-Россинэ Владимир Давидович
(Baranov-Rossiné, Vladimir; настоящее имя Баранов Шулим Вольф Лейб, псевдоним
Даниэль Россинэ; 1888, село Большая Лепатиха, Таврическая губерния, – 1944 ?),
русско-французский живописец, скульптор, изобретатель, музыкант. В 1902–1903
гг. учился в Одесском художественном училище, где познакомился с Н. Альтманом;
в 1903–1907 гг. – Высшем художественном училище при Академии художеств (по
другим сведениям, в Академии художеств) в Петербурге. В 1907–10 гг. вместе с М.
Ларионовым, Натальей Гончаровой, Д. Бурлюком (1882–1967), Александрой Экстер и
другими участвовал в первых выставках русского авангарда: «Стефанос» (Москва,
1907–1908), «Звено» (Киев, 1908), «Венок-Стефанос» (Петербург, 1909),
«Импрессионисты» (Петербург, Вильно, Берлин, 1909–10). В 1909–10 гг.
Баранов-Россинэ совершил большое путешествие по Европе и обосновался в Париже,
где в 1910–14 гг. выставлялся в Осеннем салоне, Салоне независимых, а также на
выставках авангардистов в Цюрихе и Амстердаме. Был связан с кругом поэта Г.
Аполлинера, дружил с Р. Делоне и Соней Делоне, принимал активное участие в
художественной жизни французского авангарда. В 1914–17 гг. Баранов-Россинэ жил
в Норвегии; в произведениях этого периода («Всадники Апокалипсиса», «Адам и Ева»
и другие) ощутимо влияние мистического творчества Э. Мунка. В 1916 г. в
Христиании (Осло) состоялась его персональная выставка.
В 1917 г. после Февральской
революции Баранов-Россинэ вернулся в Россию. Как и многие другие художники
русского авангарда, он с энтузиазмом воспринял революционные перемены на родине
и возлагал большие надежды на свободное развитие искусства. В 1918 г. в
Художественном бюро Н. Добычиной в Петрограде состоялась персональная выставка
Баранова-Россинэ, в том же году его произведения экспонировались на московской
Выставке картин и скульптур художников-евреев. С 1918 г. Баранов-Россинэ
принимал активное участие в художественной жизни страны: был членом
Петроградской коллегии по делам искусств и художественной промышленности,
сотрудничал в Отделе изобразительных искусств Наркомпроса, которым заведовал Д.
Штеренберг, участвовал вместе с Н. Альтманом в оформлении Петрограда к 1-й
годовщине Октябрьской революции (панно «Красноармеец-барабанщик», «Марширующие
красноармейцы», «365 революционных дней»). В эти же годы он занимался
педагогической деятельностью: руководил живописной мастерской в Петроградских
свободных учебно-художественных мастерских; после переезда в Москву (1919)
преподавал во ВХУТЕМАСе, где в 1920–21 гг. был профессором и деканом. В 1923–24
гг. Баранов-Россинэ, воплощая идеи А. Скрябина о синтезе музыки и цвета,
сконструировал клавир «Оптофоник» (запатентован во Франции в 1926 г.), каждая
клавиша которого соответствовала не только определенному звуку, но и цвету,
проецируемому на экран. В Москве, а впоследствии в Париже были устроены первые
цветомузыкальные концерты.
В 1925 г. с усилением нападок на
левое искусство Баранов-Россинэ эмигрировал и поселился в Париже, где ежегодно
выставлялся в Салоне независимых. В своем творчестве он продолжал
экспериментировать: разрабатывал новый пластический принцип в живописи и
скульптуре, основанный на использовании петли Мебиуса, обращался к
сюрреалистическим образам («Весна», 1930), создавал полихромные абстрактные
фигуры из разнородных материалов («Политехническая скульптура», 1933) и т. д. В
этот период Баранов-Россинэ сделал целый ряд технических изобретений. В
частности, хромофотометр (прибор для анализа качества драгоценных камней),
«мультиперко» (прибор, позволяющий производить и очищать химические растворы;
запатентован в 1934 г.), хамелеон-метод (способ маскировки войск; запатентован
в 1939 г.).
В ноябре 1943 г. Баранов-Россинэ
был схвачен и отправлен в один из нацистских концентрационных лагерей. По
некоторым свидетельствам, он погиб в 1944 г.
Ретроспективные выставки Баранова-Россинэ прошли в
Париже (1954, 1970, 1972–73, 1984) и Лондоне (1970); его работы экспонировались
на международных выставках «Париж-Москва» (1979, Париж) и «Москва-Париж»
(1980/81, Москва), «Великая утопия» (1992, Франкфурт, Амстердам, Нью-Йорк), «От
Малевича до Кабакова» (1993/94, Кельн). Работы Баранова-Россинэ представлены в
Музее современного искусства (Нью-Йорк), Центре Помпиду (Париж), Третьяковской
галерее (Москва), Русском музее (Петербург), Музее Людвига (Кельн) и в частных
собраниях.
Анисфельд Борис Израилевич (Бер
Срулевич; 1879, Бельцы Бессарабской губернии, – 1973, Уотерфорд, штат
Коннектикут), русско-американский художник. Родился в купеческой семье. В
1895–1900 гг. учился в Одесской рисовальной школе, с 1901 г. — в Петербургской
Академии художеств у И. Репина и Д. Кардовского. Несмотря на европейскую
известность, Анисфельд был удостоен звания художника лишь в январе 1910 г.; в
1907 г. и 1909 г. руководство Академии отказывалось присвоить ему это звание за
приверженность к «новой живописи» и уступило только после вмешательства крупных
художественных деятелей, в том числе В. Матэ, Д. Кардовского, С. Дягилева, В.
Серова (в связи с этим инцидентом черносотенная пресса подвергала художника
яростным нападкам).
В 1905–1908 гг. рисовал
политические карикатуры для сатирических журналов «Адская почта», «Жупел»,
«Леший», «Сатирикон». В 1906 г. Анисфельд примкнул к «Миру искусства», на
выставках объединения показывал портреты (например, «Портрет Ф. Шаляпина»,
1916), картины на библейские сюжеты (например, «Пир Валтасара») и другие. В
1906 г. с успехом участвовал в выставке русского искусства в парижском Осеннем
салоне и был избран его действительным членом.
В 1907 г. дебютировал как
театральный художник, оформив спектакль «Свадьба Зобеиды» Г. Гофмансталя в
постановке В. Мейерхольда для театра В. Комиссаржевской. В том же году С.
Дягилев привлек Анисфельда к участию в сезонах Русского балета, где тот
исполнял декорации по эскизам Л. Бакста, ассистировал А. Головину и А. Бенуа.
Затем Анисфельд оформлял спектакли: декорации и костюмы к балетной сцене
«Подводное царство» на музыку из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» для
Дягилева (1911), к балету «Исламей» М. Балакирева в постановке М. Фокина для
Мариинского театра (1912), балетам «Прелюды» Ф. Листа и «Семь дочерей горного
короля» А. Спендиарова для заграничного турне А. Павловой (1912–13),
«Египетские ночи» А. Аренского в постановке М. Фокина (Берлин, Стокгольм,
1913–14) и другим.
С 1915 г. Анисфельд входил в
Еврейское общество поощрения художеств. В сентябре 1917 г. художник покинул
Россию, в январе 1918 г. поселился в Нью-Йорке и в том же году в Бруклинском
музее устроил выставку своих картин, которая вызвала широкий резонанс в
американской прессе. В 1918–21 гг. Анисфельд объехал с этой выставкой 20
городов Северной Америки.
В первое десятилетие своей жизни в
США Анисфельд оформил целый ряд спектаклей, в том числе «Королева Фьяметти» К.
Леру (1919), «Синяя птица» М. Метерлинка (1919), «Мефистофель» А. Вольфа
(1920), «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (1922), «Король Лагорский» Ж. Массне
(1924) для «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк); «Любовь к трем апельсинам» С.
Прокофьева (1921) для Лирической оперы (Чикаго); балеты «Азиада» и «Карнавал»
на музыку Ф. Листа (1926) для труппы М. Мордкина. Затем, несмотря на успех
своих театральных работ, Анисфельд отошел от театра.
В 1928 г. он переехал в Чикаго,
где в 1929–57 гг. преподавал в Институте искусств; в 1934–65 гг. руководил
летней школой живописи в Сентрал-сити, Колорадо.
Живописные произведения этого
периода отличаются большим разнообразием художественных приемов и тем:
реалистические пейзажи («Приближение бури», 1942; «Осенний день со штормовыми
облаками», 1954), экспрессионистские полотна («Прометей», 1952; «Судьба»,
1957), гротеск («Контраст», 1941; «Мистики», 1954), лирико-фантастические
композиции («Красная комната», 1947; «Мечтания», 1948). В 1940–50-е гг.
Анисфельд обращался также к скульптуре.
Как все художники «Мира
искусства», Анисфельд тяготел к символизму, он интересовался не столько линией,
сколько цветом, создавая в каждой работе мощные цветовые аккорды. Из
авангардных течений 20 в. лишь кубизм оказал на него определенное влияние
(«Зима в Санкт-Петербурге», 1917; эскизы костюмов к «Турандот», 1926). До конца
своих дней Анисфельд был ярым противником абстрактного искусства. Работы
Анисфельда хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Центральном
театральном музее имени А. Бахрушина, в частных коллекциях.
Альтман Натан Исаевич (1889,
Винница, – 1970, Ленинград), художник. Учился в Одесском художественном училище
(1902–1907) и в Париже (1910–11). В 1912 г. приехал в Петербург.
Альтман рано проявил глубокий
интерес к искусству, сохранив его на всю жизнь. Раннее творчество Альтмана
разнообразно: яркие живописные пейзажи, портреты, книжная графика, карикатуры,
скульптура в бронзе и гипсе, декоративные рельефы. Одна из самых известных
ранних работ Альтмана – портрет А. Ахматовой (1915), отличающийся
пластичностью, полный света и красок.
После октябрьского переворота 1917
г. Альтман возглавил секцию художественных работ коллегии по делам искусств и
художественной промышленности. В 1918–20 гг. Альтман – профессор Свободных
художественных учебных мастерских (СВОМАС). Им сделано несколько графических и
скульптурных портретов Ленина. С 1921 г. Альтман – руководитель отдела
изобразительного искусства при Народном комиссариате просвещения. В этот период
главным в творчестве Альтмана становится работа в театре. В 1922 г. он выполнил
художественное оформление спектакля по пьесе С. Анского «Диббук» в театре
«Хабима». Альтман оформил спектакли «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1921; «Доктор»
по Шалом Алейхему, 1927; «Десятая заповедь» И. Добрушина по А. Гольдфадену,
1926, и другие. В 1925 г. Альтман работает над эскизами декораций и костюмов к
кинофильму «Еврейское счастье» (по Шалом Алейхему). В 1924–28 гг. Альтман –
главный художник ГОСЕТа. Живописный портрет Ш. Михоэлса (1926) относится к
числу самых больших достижений Альтмана-портретиста.
В 1933 г. Альтман создал серию
иллюстраций на библейские темы («Адам и Ева», «Авраам, Сарра и служанка», «Каин
и Авель», «Лот и его дочери» и другие). В 1936 г. поселился в Ленинграде (см.
Санкт-Петербург). К этому времени он почти оставил живопись и занялся книжной
графикой и работой в театре. Альтман оформил спектакли «Бар-Кохба» Ш. Галкина,
«Горит» И. Л. Переца (1940), «Заколдованный портной» по Шалом Алейхему (1940).
Во время Второй мировой войны Альтман, наряду с интенсивной театральной
работой, уделял много времени антифашистской карикатуре. После войны создал
серию иллюстраций к повести Шалом Алейхема «С ярмарки» и его рассказам (1948,
1956), написал ряд портретов, оформил много спектаклей, выполнил театральную
композицию по мотивам «Заколдованного портного» Шалом Алейхема; не связанный
режиссерским замыслом, Альтман создал свободное художественно-драматургическое
произведение, необычно решая проблемы пластики, композиции, ритма.