Михаил Исаевич Эстерлис Михаил Исаевич Эстерлис (4 мая 1923, Одесса — 22 мая 2008, Санкт-Петербург) — советский и российский спортивный журналист. В 1953 окончил отделение журналистики ЛГУ. В 1956-1967 работал в газете «Вечерний Ленинград», затем — в газете «Ленинградская правда» (ныне — «Санкт-Петербургские ведомости»). Публиковался также под псевдонимами: Владимир Михайлов, Михаил Исаев. Михаил Исаевич был преданным болельщиком "Зенита" и всегда переживал с командой взлеты и падения. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, «Знак почёта» и 16-ю медалями
Просмотров:
495
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Всеволод Евгеньевич Тимонов Всеволод Евгеньевич Тимонов (1862-1936) — инженер путей сообщения и профессор Института инженеров путей сообщения императора Александра I. Всеволод Евгеньевич Тимонов родился 9(21)августа 1862 года в городе Одессе. Образование получил в реальном училище города Одессы, Национальной школе мостов и дорог в городе Париже и Институте инженеров путей сообщения города Санкт-Петербурга (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). С 1886 года В. Е. Тимонов состоит на службе в ведомстве путей сообщения, занимая одновременно строительно-административные и педагогические должности. Тимонов В. Е. руководил первыми на Балтийском море работы по устройству молов из каменных массивов (1887), организовал и произвел первые морские землесосные работы (1889), исследовал устья pек Днепра, Дона и Волги (1890) и избрал рукава для улучшения, составил проект улучшения порожистой части Днепра и произвел опытные работы в одном из порогов (1894), исследовал берега Тихого океана для избрания места конечного Тихоокеанского порта Сибирской железной дороги и избрал место для сего порта, исследовал реки Приамурского края и выработал меры для их улучшения (1895) и т. д. С 1899 года В. Е. Тимонов стоит во главе Санкт-Петербургского округа путей сообщения. Всеволод Евгеньевич Тимонов преподавал в Институте инженеров путей сообщения различные отделы гидротехники, в том числе внутренние водяные сообщения, приморские сооружения, водоснабжение и водостоки. Тимонов В.Е. был представителем ведомства на международных технических конгрессах, а также на технических съездах в России. В. Е. Тимонов напечатал ряд своих трудов в специальных журналах, а также написал несколько статей для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона». Всеволод Евгеньевич Тимонов скончался 19 июля 1936 года в Ленинграде.
Просмотров:
556
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Анна Семёновна Пушкина-ГаннибалПредположительно присутствует на снимке: Институт благородных девиц, г. Одесса Анна Семёновна Ганнибал (Пушкина-Ганнибал) (1849—1925) — педагог, публицист, историк, литературный критик и переводчица. Публиковалась в журналах «Вестник Европы», «Военный вестник», «Новый журнал литературы, искусства и науки», газете «Новое время», ею написана глава «Ганнибалы. Новые данные для их биографии» в издании «Пушкин и его современники». Значительная часть литературного наследия А. С. Ганнибал утрачена или неизвестна. Родилась 26 августа 1849 года. Отец — Семён Исаакович Ганнибал (1791—1853), двоюродный брат Н. О. Ганнибал, матери А. С. Пушкина; таким образом, Анна Семёновна приходится А. С. Пушкину троюродной сестрой. Семён Исаакович — дворянин, губернский секретарь, участник похода русской армии против Наполеона в 1814 г. (подпоручик артиллерии). После войны вышел в отставку и работал в государственных учреждениях, а затем управляющим имениями в Тамбовской губернии, казначеем в Козлове (ныне Мичуринск) и Лебедяни, в последние годы жизни был управляющим имением графов Апраксиных в селе Добродеевка Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Анна Семёновна получила образование в Петербурге, а затем уехала в Одессу, где до выхода на пенсию (в 1905 году) преподавала географию и французский язык в Институте благородных девиц. Совершила путешествие по Западной Европе, в 1912 году посетила бывшее имение Ганнибалов мызу Суйда, сохранилось её описание этой усадьбы. В 1922 году передала находившиеся у неё документы и фамильные реликвии в Пушкинский Дом. Среди переданных предметов были: портрет её отца, печать с гербом Ганнибалов, рукописи, переписка с Б. Л. Модзалевским, Д. Н. Анучиным и Верой Ниловной Лавровой — правнучкой Исаака Абрамовича Ганнибала. После революции Анна Семёновна не получала даже пенсию, а лишь небольшие периодические выплаты от Одесской секции научных работников союза «Работпрос», и только в 1924 году (по указанию из Харькова, тогдашней столицы УССР) была взята на попечение местного собеса. Умерла в Одессе 11 апреля 1925 года, похоронена за государственный счёт. Могила Анны Семёновны Ганнибал не сохранилась — в 1963 году участок кладбища был отдан под вторичное захоронение. Одесскими краеведами впоследствии было разыскано лишь место погребения. После смерти в её квартире были найдены предметы, имеющие историческое, литературное и мемориальное значение: канцелярские принадлежности, её переводы в виде рукописей и типографских оттисков, документы, редкие литературные издания. Они перешли к воспитаннице Анны Семёновны Е. И. Кршеш, а в 1962 году переданы в Одесский музей А. С. Пушкина. В газетах 1925 года, публиковавших некрологи А. С. Ганнибал, встречается утверждение, что в её квартире были найдены неизвестные ранее рукописи Пушкина и его современников. Б. Л. Модзалевский тогда же заявил, что семейные материалы и рукописи, хранившиеся у Анны Семёновны, были ею ещё при жизни переданы в Пушкинский Дом, и газетные сообщения вряд ли соответствуют действительности.
Просмотров:
919
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Пинхос Владимирович Сабсай Пинхос (Пётр) Владимирович Сабсай (1893—1980), советский скульптор. Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1959), Народный художник СССР (1973). Действительный член АХ СССР (1947). Лауреат Сталинской премии первой степени (1942). Член ВКП(б) с 1945 года. Пинхос Сабсай родился 19 июня (1 июля) 1893 года в Одессе. Рано появившийся художественный интерес побудил будущего скульптора посещать бесплатную студию рисунка при Одесском художественном училище, а затем поступить на скульптурное отделение в 1908 году. Ограниченность материальных средств заставила Сабсая в летние месяцы работать в лепных декорационных мастерских, проводивших работы по скульптурной декорации зданий. В 1915 году Пинхос Сабсай окончил Одесское художественное училище по первому разряду и был вне конкурса принят на скульптурное отделение Петербургской Академии художеств в класс профессора А. Т. Матвеева, затем — Г. Р. Залемана. Однако в связи с Первой мировой войной вскоре был призван на военную службу. Демобилизовавшись в 1917 году, Сабсай возвращается в скульптурную мастерскую Одесского института изобразительных искусств. Там же он начинает свою педагогическую деятельность. Уже в 1918 году Пинхос Сабсай исполнил несколько скульптурных портретов В. И. Ленина, монументальный барельеф «Труд», украсивший фасад Красноармейского театра в Одессе. В 1922 году Сабсай возвращается в Ленинград в Ленинградскую Академию художеств для продолжения своего образования, которую окончил в 1925 году. В 1926 году году Сабсай переезжает в Баку. С этого периода творчество скульптора неразрывно связано с Азербайджаном. С 1928 года преподаёт в Азербайджанском художественном училище имени А. Азимзаде. В 1930 году торжественно открывается памятник Мирзе Ахундову. Наряду с монументальными памятниками в Баку, Сабсай много работает над барельефом. В 1932 году Сабсай выполняет 22-метровый барельеф с 55 фигурами «От физкультуры к труду и обороне», установленный во Дворце физкультуры в Баку, в 1933 году ряд барельефов для фойе Бакинского Рабочего театра, в 1937 году 12-метровый барельеф «Ударники бурения», посвященный бакинским нефтяникам. Самым значительными работами Сабсая среди монументальной скульптуры были памятники: Мирзе Фатали Ахундову (1930), Сергею Кирову (архитектор — Л. А. Ильин) в Парке имени С. М. Кирова (нынешняя Аллея Шахидов в Баку) (1939), за который был удостоен Сталинской премией в 1942 году, В. И. Ленину в Краснодаре (1956) и Баку (1957). Примечательны работы Сабсая, среди которых портрет А. С. Пушкина «Элегия», «Портрет знатного бурового мастера М. П. Каверочкина» (1954). Среди учеников Сабсая — виднейшие скульпторы Азербайджана, среди которых Мирали Миркасимов. Пинхос Сабсай скончался 25 июля 1980 года на 87 году жизни. Похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку.
Просмотров:
567
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Николай Александрович Лунин Николай Александрович Лунин (1907 — 1970) — командир подводной лодки Щ-421, позднее — К-21, контр-адмирал, в годы войны носил звание капитан 3-го ранга, Герой Советского Союза. Родился в Одессе в семье служащего в 1907 году. Детство и подростковые годы провёл в Мариуполе. Жил недалеко от Морвокзала. Учился в школе № 31. После окончания школы стал работать камбузником, юнгой, матросом на судах портфлота. После семилетки в 1925 году уезжает в Ростов-на-Дону учиться в морском политехникуме (ныне — Мореходное училище имени Седова). Плавал на баркентине «Вега». В 1935 году он, уже как старший помощник капитана танкера «Азнефть», был призван в Военно-Морской Флот и стал слушателем Высших курсов по подготовке командиров для подводного плавания. В 1938 году его арестовали по надуманному доносу. Через 13 месяцев Лунина освободили из-под стражи. Когда началась Великая Отечественная война, Лунин командовал (с 1940 года) подводной лодкой «Щ-421» серии X типа «Щука» на Северном флоте. Под командованием капитана 3-го ранга Лунина «Щ-421», согласно его заявлениям, потопила семь кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 49 тыс. тонн. Однако подтверждённым документально является потопление только одного парохода: 5 февраля 1942 года «Щ-421» потопила немецкий пароход «Консул Шульте» (2975 брт). В начале апреля 1942 года «Щ-421» была награждена орденом Красного Знамени. Тогда же Лунину было присвоено звание Героя Советского Союза. 28 февраля 1942 года Лунин получает новое назначение и становится командиром подводного крейсера «К-21». 18 июня 1942 года К-21 вышла в четвёртый поход с целью действия на морских коммуникациях противника в районе Вардё. 28 июня подводная лодка заняла позицию севернее острова Рольвсё с целью прикрытия конвоя PQ-17. 5 июля в 16.22 лодка установила акустический, а 17.00 — и визуальный контакт с немецкой эскадрой, состоявшей из линкора «Тирпиц», тяжёлых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», 7 эсминцев и 2 миноносцев. Лунин принял решение атаковать противника, и начал маневрирование, завершившееся торпедным залпом из четырёх кормовых аппаратов в 18.01, после чего подводная лодка начала отрыв от эскадры на глубине 30 м. Атака осложнялась хорошей видимостью и малым волнением моря (что заставляло командира, во избежание обнаружения лодки, очень ограниченно пользоваться перископом), а также высокой скоростью и маневрированием немецкой эскадры. В частности, неожиданный манёвр немецких кораблей сорвал атаку из 6-ти носовых аппаратов, поэтому противник был атакован кормой — 4-торпедным залпом из кормовых ТА, после чего лодка сразу пошла на погружение и легла на курс отхода. Непосредственно результатов атаки Лунин не наблюдал, на лодке лишь было зафиксировано два взрыва в 18.04, а также ряд глухих раскатистых взрывов в 18.31-18.38. В отчёте по итогам похода, Лунин посчитал достоверным попадание двух торпед в «Тирпиц», также допуская, что торпеды могли попасть и в эсминцы эскорта, после чего на нем взорвались глубинные бомбы (когда потопленный корабль (-и) достиг глубины, на которую были установлены взрыватели глубинных бомб). Впоследствии, уже после войны, Лунин изменил мнение и посчитал, что в «Тирпиц» попала только одна торпеда, вторая же, как он и считал ранее, попала в эсминец эскорта. По возвращении в базу, подводной лодке так и было засчитано: потопление эсминца и повреждение «Тирпица». Немецкие и другие зарубежные источники не подтверждают результативность атаки — запись о попаданиях отсутствует в сохранившихся вахтенных журналах «Тирпица» и других кораблей эскадры (в них вообще не отражён сам факт атаки, немцы её не обнаружили, почему и не стали преследовать подлодку), после атаки эскадра несколько часов продолжала идти высоким ходом, после возвращения на базу ремонт корабля не производился, отсутствуют какие-либо упоминания об атаке в воспоминаниях экипажа корабля. Также в настоящее время известна судьба всех эсминцев немецкого флота, 5 июля 1942 года потерь кораблей этого класса в немецком флоте не зафиксировано. Согласно расчётам и исследованиям к.и.н. М. Э. Морозова, К-21 не имела возможности попасть в «Тирпиц», поскольку Лунин допустил ошибки в определении параметров движения эскадры и стрелял с запредельной дистанции (около 20 кбт) под большим курсовым углом. Взрывы, услышанные на подлодке, объясняются взрывом торпед при ударе о грунт либо взрывами глубинных бомб, сброшенных одним из кораблей эскорта. 3 апреля 1943 года К-21 под командованием Лунина вышла в девятый боевой поход. 4 апреля подлодка выставила минное заграждение. 9 апреля была произведена атака миноносца шеститорпедным залпом, в подлодке слышали 2-3 взрыва, непосредственно гибель корабля не наблюдалась; в послевоенное время результативность данной атаки подтверждена не была. 12 апреля подлодка западнее острова Сенья обнаружила мачты мотоботов. Лунин принял решение всплыть и дать бой в надводном положении. Лодка всплыла вблизи целой флотилии норвежских невооруженных рыболовных мотоботов, занятых промыслом (данный район, называемый Свенсгрунн, богат рыбой). Норвежские рыбаки, подняв флаг, обозначили свою национальную принадлежность, что, тем не менее, не заставило Лунина отказаться от атаки. Первым было атаковано судно «Хавегга» с экипажем из 7 человек; в результате обстрела огнём артиллерии и стрелкового оружия были убиты трое и ранено ещё трое норвежских рыбаков, а судно было серьёзно повреждено. Далее был атакован мотобот «Барен», пытавшийся покинуть район боя; К-21 ограничилась очередью из пулемёта и сигналом, который норвежские рыбаки проинтерпретировали как запрет на отход к берегу. Следующей жертвой К-21 стал мотобот «Эйстейн», атакованный с расстояния 100 метров (рыбаки посчитали, что лодка подошла, чтобы попросить свежей рыбы). Мотобот был сильно повреждён артиллерийским огнём с близкой дистанции, пять рыбаков погибли, один был ранен. Экипаж ещё одного мотобота, «Скрейн», в составе 7 человек был под угрозой оружия заставлен перейти в подлодку. Последним был атакован мотобот «Фрейя», который в результате полученных повреждений затонул (погиб один и был ранен ещё один человек). При атаке мотоботов, помимо артиллерии, применялось также стрелковое оружие (ручной пулемет ДП, винтовки, пистолет-пулемёт ППШ, револьвер Наган), причём Лунин лично стрелял по рыбакам из ручного оружия. В ходе боя, волной был смыт за борт лодки краснофлотец А. Лабутин, подносивший снаряды к орудию. Командир лодки не принял всех необходимых мер для его спасения, посчитав утонувшим. Лабутина подобрал мотобот «Барен» и доставил в норвежский посёлок, где он был передан немецким оккупационным властям и помещён ими в концлагерь. В 1944 году ему удалось бежать, пробраться в Швецию и оттуда — в СССР. Норвежские рыбаки были доставлены в Мурманск; после войны четверо из них вернулись в Норвегию, трое погибли в советских лагерях. Действия Лунина против мотоботов не были одобрены командованием, но никакого наказания он не понёс. По итогам боя, Лунин заявил о потоплении четырёх мотоботов, по норвежским данным, был потоплен один мотобот и два серьёзно повреждены. На выставленных «К-21» минах 22 апреля 1943 подорвался немецкий пароход «Дюна» (1926 брт). Всего в ходе войны Лунину было засчитано потопление 17 кораблей и судов противника, из которых в послевоенное время было подтверждено только три (включая один норвежский мотобот). В конце 1943 года Лунин был назначен командиром дивизиона подводных лодок Северного флота. В марте 1944 года он направляется на учёбу в Военно-морской академии, которую оканчивает в 1946 году в звании контр-адмирала. После войны командовал соединениями подводных кораблей, стал кандидатом военных наук. В 1946—1950 годах был начальником штаба учебной бригады подводных лодок, командиром учебного дивизиона подводных лодок 2-ой бригады подводных лодок 8-го ВМФ. Потом проходил службу в госприёмке: в 1950—1951 годах — уполномоченным по подводным кораблям группы Постоянной комиссии Госприёмки в Ленинграде; в 1951—1956 годах — уполномоченым Балтийской группы Управления госприёмки кораблей ВМФ. С мая 1956 года по январь 1957 года Н. О. Лунин — командир отдельной бригады подводных лодок Северного флота, потом в 1958—1961 годах занимал должности заместителя начальника 1-го научно-исследовательского института ВМФ, начальника 9-го управления данного института. С апреля 1962 года контр-адмирал Н. А. Лунин — в запасе. Весной 1962 года по состоянию здоровья ушёл в отставку, но по-прежнему ходил на судах в Арктику и Антарктику капитаном дальнего плавания. В 1967 году он в последний раз побывал в Мариуполе. 17 ноября 1970 года скончался. Похоронен с воинскими почестями на Богословском кладбище в Ленинграде. Его именем назван проспект в Приморском районе Мариуполя, улицы в городах Полярный и Одесса, школа № 48 города Мурманска. На здании бывшего Азовского морского пароходства, на здании Ростовского мореходного училища имени Седова и на одном из зданий в городе Полярный Мурманской области открыты в его честь мемориальные доски. Его именем было названо учебное судно, «Адмирал Лунин». Герой увековечен в монументе Славы, воздвигнутом в одном из военных городков Северного флота. Его именем назван электропоезд «Николай Лунин» Московской железной дороги (Савеловское направление).
См.: "Википедия"
Просмотров:
746
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Генрих Осипович Графтио Генрих Осипович Графтио (14 (26) декабря 1869, Динабург (Даугавпилс) — 30 апреля 1949, Ленинград) — русский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР, академик АН СССР. Графтио Г. О. родился 14 (26) декабря 1869 года в городе Динабург в семье железнодорожника, потомка дворянского рода из Нидерландов. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе в 1892 году и Петербургский Институт Корпуса инженеров путей сообщения в 1896 году, с 1896 по 1900 год изучал гидроэлектрические станции и электрические железные дороги в Европе и США. В 1900—1917 годах проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, ГЭС «Белый Уголь» на реке Подкумок (1903), ГЭС на реке Вуоксе (около 1905), на реке Малая Иматра (1905), на реке Волхов (1911), а также, по предложению городских властей Петербурга спроектировал и организовал движения электрического трамвая в Петербурге, открытое 29 сентября 1907 года маршрутом протяжённостью чуть более двух километров (от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару, затем через Николаевский мост на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта) и продолженное позже ещё двумя созданными Графтио трамвайными линиями. Под его руководством была построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов. С 1907 года преподавал в Петербургском (Ленинградском) электротехническом институте, с 1921 года профессор этого института. В 1912 году вместе с инженером Е. Палицыным по заказу Управления внутренних водных путей разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах реки Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла. Но вмешательством «Общества электрического освещения 1886 года», снабжающим Петербург электроэнергией от своей тепловой станции, и опасавшихся негативных последствий возведения плотины землевладельцев, воплощение проекта было отложено на неопределённый срок. В 1917 году разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитэна» от Балтийского вокзала до станции «Удельная» в Санкт-Петербурге. После смены власти, весной 1918 года года возглавил Электрожелдор — управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны. Через два года стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России, созданной под патронажем Ленина, и непосредственным автором разделов плана ГОЭЛРО «Электрификация и транспорт» и «Электрификация Кавказского района». В начале 1921 года возглавил строительство Волховской ГЭС, где с 1918 года работал помощником главного инженера приостановленного в связи с Гражданской войной строительства. Был арестован 11 марта 1921 года Петроградской ЧК вместе со всем руководством Волховстроя. Освобождён как «крупный специалист» постановлением о «непричастности к делу» после личного вмешательства Ленина и Кржижановского. В 1924—1925 годах — директор Ленинградского электротехнического института. В 1927—1935 годах руководил строительством Нижнесвирской ГЭС, где впервые в практике мирового гидростроительства реализовал опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах, положив в основу строительства принцип распластанного основания. Работу по сооружению гидроэлектростанций сочетал с научными исследованиями. Под его редакцией публиковались бюллетени, а также «Материалы по исследованию р. Волхова и его бассейна» (1924—29). В 1938—1945 являлся главным инспектором по строительству гидроэлектростанций Наркомата тяжёлой промышленности СССР, затем Наркомата электростанций и электропромышленности СССР и Наркомата электростанций СССР. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования. Вернувшись в Ленинград активно участвовал в процессе восстановления энергетического потенциала города. Умер 30 апреля 1949 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.
См.: "Википедия"
Просмотров:
560
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Игнатий Николаевич Потапенко Игнатий Николаевич Потапенко (18 (30) декабря 1856, Белозёрка Херсонской губернии — 17 мая 1929, Ленинград) — русский прозаик и драматург, один из самых популярных писателей 1890-х годов. Отец Потапенко — человек с необычной биографией, сменивший три сословия: еврей, поступивший в солдаты и принявший православие, дослужился до уланского поручика и получил дворянство, а в 1860 году, когда Игнатию было 4 года, принял священный сан. Сам Потапенко получил духовное образование (Херсонское духовное училище и Одесская семинария), затем перевёлся в светские учебные заведения (Новороссийский университет в Одессе, а с 1877 Петербургский университет; в 1878—1881 — Петербургская консерватория по классу вокала, не окончил ни университет, ни консерваторию). В 1885—1890 служил в Одессе, после возвращения в Петербург профессионально занялся писательством (хотя немного печатался уже в 1880-е годы). В 1889 году Потапенко завязал знакомство в Одессе с А. П. Чеховым, с 1893 у них сложились дружеские отношения, в последующий год Потапенко и Чехов подолгу гостили друг у друга и путешествовали вместе по России. В 1894 году модный писатель, опытный ловелас Потапенко в бытность в Мелихове познакомился с Ликой (Лидией Стахиевной) Мизиновой, безнадёжно влюблённой в Чехова. Это знакомство, не без поощрения Чехова, переросло в связь, и вскоре Лика уехала в Париж с женатым Потапенко. Там у них родилась дочь, умершая в детстве; Потапенко же вернулся к жене, угрожавшей самоубийством. Узнав о ребёнке, Чехов назвал Потапенко в частном письме «свиньёй», а затем вывел его и Лику в «Чайке» в образах Тригорина и Нины Заречной. В этой пьесе Чехов задел не только личную жизнь Потапенко, но и его писательские амбиции. Несмотря на это, тот не обиделся на Чехова, деятельно способствовал постановке «Чайки» в Александринском театре и поддерживал с ним контакты до самой его смерти, а затем написал воспоминания о Чехове. Начиная с повести «На действительной службе» и романа «Здравые понятия» (1890) складывается литературная репутация Потапенко. Это традиционный реалист, отзывавшийся на всё новые и новые «злободневные вопросы» современности (теория малых дел, «женский вопрос», положение врачей в деревне и т. п.), носитель «здорового», оптимистичного взгляда на жизнь («Свежий талант» — называлась одна из первых рецензий на его сочинения; его часто противопоставляли «унылому» Чехову). Положительно о ранних его вещах высказывался Н. С. Лесков. Наконец, Потапенко не случайно определён в начале статьи о нём словаря Брокгауза и Ефрона как «один из плодовитейших современных беллетристов» — его произведения регулярно публиковались в нескольких «толстых» журналах и еженедельниках, выходило по объёмному тому Собрания сочинений в год (в издательстве Ф. Ф. Павленкова с 1891), он писал также пьесы (не без успеха шли в Малом театре и провинции). Критика постоянно сравнивала Потапенко с П. Д. Боборыкиным, которому было свойственно сочетание примерно тех же качеств. Необычайная продуктивность Потапенко (ЭСБЕ — «пишет П. так много, что это не может не отозваться на достоинстве его произведений, часто набросанных эскизно и с большими художественными недочетами») во многом была связана с необходимостью содержать две семьи (первая жена его ещё и шантажировала), а также с расходами на многочисленные интриги вроде истории с Мизиновой. В 1890-е годы Потапенко «гремел на всю Россию» и в провинции был популярен больше, чем Лев Толстой. Его романы и рассказы переводились также на иностранные языки. Критика постепенно начинала отмечать слабость и дидактичность интриги в его сочинениях, неестественность «счастливого конца», всегда сопутствовавшего героям — «средне-хорошим людям» (программный роман — «Не герой», 1891). Гораздо выше оценивались критикой его очерки из южнорусской жизни и хорошо ему знакомого быта духовенства и певчих, а также юмористические вещи. На рубеже веков, с выходом на сцену нового поколения беллетристов — Горького, Куприна, Бунина, Андреева — Потапенко начал терять читателя, хотя писал по-прежнему много вплоть до 1907 года. Попытка издавать журнал (1903—1904) привела к банкротству и судебному делу. В дальнейшем он был старейшиной театрального клуба Петербурга. События революции и Гражданской войны Потапенко переждал в своём имении под Вологдой, затем жил в Витебской губернии, Таганроге, Житомире, Киеве. В 1922 году вернулся в Петроград. В последние годы переиздавал дореволюционные сочинения, писал по старому шаблону рассказы и романы из советской жизни, последний роман — «Мёртвое море» — вышел в год кончины Потапенко. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
См.: "Википедия"
Просмотров:
571
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Леонид Георгиевич Белоусов Белоусов Леонид Георгиевич (16 марта 1909 — 7 мая 1998) — советский лётчик Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. C 1944 года летал и воевал без обеих ног. Родился в г. Одессе. Во время Гражданской войны юный Лёня, к тому времени оставшийся без отца, прибился к отряду красноармейцев-разведчиков. В качестве воспитанника полка «прослужил» три года. Затем работает на заводе, в паровозоремонтном цехе. В 1930 году поступает в Одесское пехотное училище, которое и заканчивает через три года. Однако по его окончании он не был направлен в пехотную часть, а в числе небольшой группы «пехотных» командиров направлен в Краснознамённую школу военных лётчиков в Борисоглебск. В 1935 году, как успешно закончившему программу обучения, Белоусову предоставили право выбора места службы. Вместе с друзьями он выбрал одну из частей Краснознамённого Балтийского флота, стоявшую под Ленинградом. Белоусова сразу после приезда в часть назначают командиром звена. В феврале 1938 его И-16 терпит аварию в сложных метеоусловиях, на вынужденной посадке возникает пожар. В результате аварии у Леонида Белоусова обгорело лицо. Для его восстановления он перенёс несколько пластических операций. Не окончив лечения, Белоусов возвращается в полк и участвует в войне с финнами. С ноября 1940 назначен командиром эскадрильи истребителей, базировавшейся на очень неблагоустроенном аэродроме полуострова Ханко (где и провоюет по октябрь 1941 года участвуя в Битве за Ханко). 7 ноября 1941 года его эскадрилья 13 ИАП перелетает в Кронштадт, откуда по 1942 год выполняет задачи по прикрытию «Дороги жизни». "…В один из трудных боевых дней я почувствовал, что ноги перестают меня слушаться, словно к ним привязаны железные гири. Обгоревшие во время несчастного случая на границе, они теперь снова стали донимать меня всё усиливающимися резкими болями." (Белоусов Л. Г. Веление долга. — М.: Молодая гвардия, 1958). В результате развившейся болезни началась газовая гангрена правой ноги. В тыловом госпитале в Алма-Ате пришлось ампутировать сначала правую, а затем и левую ногу, причём правую ногу выше колена. После выписки из госпиталя возвращается в Ленинград. Там, в 1944 году с помощью боевых товарищей сумел восстановить навыки лётчика сначала на самолёте По-2, затем УТИ-4, Як-7 и, наконец, Ла-5. В этом же году возвращается в свой полк, к тому времени ставший 4-м Гвардейским истребительным авиаполком. В его составе совершает боевые вылеты на прикрытие кораблей и разведку. К февралю 1945 года помощник командира по лётной подготовке и воздушному бою 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия ВВС Балтийского флота) гвардии майор Л. Г. Белоусов произвёл 300 боевых вылетов, лично сбил 3 самолёта противника. Воевал до конца войны. После окончания войны — вышел в отставку. В июле 1945 года назначен начальником Ленинградского аэроклуба (Озерки). В Одессе, на здании завода имени Январского восстания, установлена мемориальная доска. Его имя носят средние школы в городах Санкт-Петербурге и Минске.
Просмотров:
525
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Григорий Михайлович Фихтенгольц
Григорий Михайлович Фихтенгольц (5 июня 1888, Одесса — 26 июня 1959, Ленинград) — русский и советский математик, автор всемирно известного учебника «Курс дифференциального и интегрального исчисления» в трёх томах. Г. М. Фихтенгольц родился 5 июня 1888 года в Одессе. В 1911 году окончил Новороссийский университет в Одессе. После этого работал в Ленинградском электротехническом институте, а с 1918 — в Петроградском университете. С 1929 года — профессор, с 1935 — доктор физико-математических наук. После революции 1917 года вошёл в состав совета экспертов при Наркомпросе РСФСР, возглавлял комиссию по составлению школьных программ, был инициатором создания математических олимпиад. В 1922 году совместно с Я. Д. Тамаркиным перевёл на русский язык «Курс анализа бесконечно малых» Ш. Ж. де ла Вале-Пуссена. Основные труды относятся к теории функций действительного переменного, математическому и функциональному анализу, а также методике математики. В Ленинградском университете, на математико-механическом факультете им была создана школа по теории функций действительного переменного и функциональному анализу. Известен главным образом как автор курсов: «Математика для инженеров», «Курс дифференциального и интегрального исчисления», «Основы математического анализа». Особо следует отметить трехтомный «Курс дифференциального и интегрального исчисления», который служил и служит учебником и настольной книгой для целого ряда поколений математиков. Несмотря на наличие учебников, написанных более современным математическим языком, например, двухтомный труд Ричарда Куранта, курс Фихтенгольца является беспрецедентным по ясности изложения, обилию примеров и, главное, широте охвата материала. Учёный, получивший звание Заслуженный деятель науки РСФСР, был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Кафедра математического анализа Ленинградского университета основана Г. М. Фихтенгольцем (он возглавлял её до вынужденной отставки в 1953 году). Скончался 26 июня 1959 года. Г. М. Фихтенгольц работал в Ленинградском университете более сорока лет. Почти все ленинградские математики были в определённой степени его учениками. В разное время его лекции слушали С. Л. Соболев, Л. В. Канторович, И. П. Натансон, С. А. Христианович, С. Г. Михлин, Д. К. Фаддеев, и многие другие видные советские математики.
Просмотров:
572
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Яков Георгиевич Чернихов Яков Георгиевич Чернихов (5 (17) декабря 1889, Павлоград, Екатеринославская губерния, Российская империя — 9 мая 1951, Москва) — советский архитектор, художник, график, живописец, теоретик архитектуры. Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. В 1904—1914 гг. проживает в Одессе и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии Художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывает себе на жизнь, трудясь разнорабочим. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича графикой, он много рисует, работает над выработкой индивидуального графического языка. В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург. В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа. После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства. Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928—1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931 гг.) и других крупных учебных заведениях. На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.). Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант'Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии. В 1930-е—1940-е гг. Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ среди которых такие как «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и др. Последние годы жизни архитектор проживал и работал в Москве. Чернихов скончался 9 мая 1951 г.
Просмотров:
613
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Айрон Степанович Арзунян
Айрон Степанович Арзунян — инженер-изобретатель, специалист по теплотехнике, видный деятель нефтегазовой промышленности СССР. Родился в Одессе в 1909 году, его родители были армянскими беженцами из Турции. В 1935 г. окончил Одесский политехнический институт, в 1955 г. — Академию нефтяной промышленности в Москве. В 1937 г. в качестве инженера-теплотехника реконструировал котельную Одесского завода металлоконструкций имени Ф. Э. Дзержинского. Был членом художественно-политического совета двух одесских драматических театров: украинского, а затем русского. Во время Великой Отечественной войны и после неё в качестве главного инженера СМУ участвовал в строительстве бензопровода в блокадный Ленинград, а также трубопроводов „Саратов — Москва", „Дашава — Киев", „Рени — Плоешти". Строил нефтебазы и крекинг-заводы: в Камбарке, Увеке, Вапнярке, Рени, Одессе, Херсоне и др. Принимал участие в реконструкции зданий Верховного Совета УССР в Киеве и железнодорожного вокзала в Одессе. «Бензопровод, диаметром 102 мм и протяженностью 29 км, прокладывали по дну озера на глубине до 35 м. Он был сооружен за 43 дня — с 5 мая по 16 июня 1942 года. На восточном берегу озера построили две насосные станции, а на западном — резервуарные емкости и наливную эстакаду. Ежедневно трубопровод подавал 400—600 тонн топлива в Ленинград. В общей сложности было доставлено 47,4 тыс. тонн горючего, из них 32,7 тыс. тонн в 1942 году и 14,7 тыс. тонн в 1943 году. Бензопровод проработал без аварий более двадцати месяцев и отключен после снятия блокады. <...> К магистральным можно отнести проложенный в январе 1945 года сборно-разборный трубопровод, протяженностью 225 км, диаметром 100 мм и с пропускной способностью 40 м3/ч. Он подавал горючее из района Плоешти (Румыния) на перевалочную нефтебазу в Рени (СССР). Горючее перегружали в железнодорожные цистерны и отправляли на фронт.» (Р. Н. Бахтизин, Б. Н. Мастобаев, А. Е. Сощенко, А. М. Шаммазов, «Трубопроводный транспорт России»). Занимался изобретательской работой. В частности, его резервуар с безмоментной кровлей для хранения нефтепродуктов, дававший большую экономию металла, так и вошёл в специальную литературу под названием «Резервуар Арзуняна». В СССР было построено несколько таких резервуаров; в Китае эта конструкция была принята как типовая и таких резервуаров было построено сотни. Последние три десятилетия жизни преподавал в Одесском техникуме газовой и нефтяной промышленности и был в нём заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Просмотров:
500
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Михаил Давидович Шаргородский Михаил Давидович Шаргородский (1 января(?), 1904, Одесса - 1 января(?), 1973, Ленинград) — советский учёный-юрист, криминолог, доктор юридических наук, профессор. Родился 1 января (?) 1904 году в Одессе. В 1926 году закончил юридический факультет Института народного хозяйства в Одессе, был оставлен в аспирантуре, по окончании которой работал преподавателем политэкономии в Институте водного транспорта. В 1934 году переехал в Ленинград, где был вначале доцентом и деканом в Юридическом институте, профессором, заведующим кафедрой уголовного права. В годы Великой Отечественной войны, находясь в Советской Армии и работая членом Военного трибунала фронта, затем Московского военного округа, инспектором-консультантом Главного управления военных трибуналов, он занимался научной и преподавательской деятельностью. Ещё шла война, а М. Д. Шаргородский в марте 1945 г. защищает докторскую диссертацию. После окончания войны вернулся в Ленинград, где возглавил кафедру уголовного права Ленинградского юридического института, а затем и кафедру юридического факультета Ленинградского государственного университета. С первых дней создания Ленинградского общественного научно-исследовательского института Судебной Защиты М. Д. Шаргородский стал активным его участником. Он являлся членом Ученого Совета института, редактором сборников «Преступность и её предупреждение», автором ряда публикаций в трудах института. Автор более 230 работ, 27 из них переведены и изданы в других странах. На протяжении ряда лет (1957—1963) М. Д. Шаргородский был ответственным редактором журнала «Правоведение».
Просмотров:
821
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Яков Петрович Ядов (Давыдов) Яков Петрович Ядов (настоящая фамилия Давыдов, ещё псевдонимы: Жгут, Боцман Яков, Яків Отрута, Яків Боцман, Пчела) – поэт, писатель, киносценарист, эстрадный драматург, автор слов широко известной песни «Бублички». Родился в 1873 году (возможно, на Подоле, Киев?). Умер в 1940 году (иногда ошибочно указан 1942 год) в Москве. Яков Ядов работал в качестве стихотворного фельетониста в советских газетах: «Одесские известия», «Станок», «Моряк» (Одесса), «Трудовой Батум», «Пролетарий», «Всеукраинский пролетарий», «Харьковский пролетарий» и «Коммунист» (Харьков), «Красное Знамя» (Владивосток). Жил долгое время в Одессе, потом в Ленинграде. С 1930 года – в Москве. Автор нескольких сценариев первых советских агитфильмов. Впервые Яков Давыдов в качестве писателя-публициста появился в Одессе. В литературной столице революционной России Яков Петрович работал в газете «Одесские известия» и под псевдонимом «Яков Боцман» писал фельетоны в «Моряке». Там же, в Одессе он познакомился с И. Ильфом, Е.Петровым, В.Катаевым и К.Паустовским. Как он сам о себе пишет в письме к Вышинскому от 16.04.1940, ОСЭ (общество советской эстрады) решило его ликвидировать как несогласного с РАППовскими установками в области эстрады: «Видя, что силы неравны, что меня могут угробить, я уехал в Москву. В мое отсутствие, за неимением Ядова, ОСЭ ликвидировало эстраду вообще, а затем самоликвидировалось. Но в Москве я не спасся. Рапповцы устроили мой „творческий вечер", на котором разгромили меня в пух и прах, причислив к лику классовых врагов. При этом один из ораторов с циничной откровенностью заявил: — Ядова надо ликвидировать, так как из-за таких, как он, нас (то есть рапповцев) на эстраде не исполняют. Этот „творческий вечер" стоил мне кровоизлияния в мозг, к счастью, легкого. Вызванный врач настаивал на немедленном помещении меня в больницу. Но как не члена профсоюза (мне было отказано в приеме) меня ни одна больница не брала. Рапповский секретариат тогдашнего Всероскомдрама отказался мне в этом помочь. Гибель казалась неизбежной. Тогда жена обратилась с письмом к тов. Сталину с просьбой помочь её мужу выздороветь. И немедленно из секретариата тов. Сталина последовало распоряжение о предоставлении мне всех видов лечения. Меня положили в больницу, и я был спасен. (…) Затем вдруг Литфонд известил меня, что меня исключают из Литфонда, так как моя литературная продукция не имеет художественной ценности. Но аккуратно взимать 2 % с авторского гонорара, получаемого за „нехудожественную" продукцию, Литфонд продолжает до сих пор» Через некоторое время после этого обращения о помощи Якова Ядова не стало. Он умер в том же 1940 году (в некоторых материалах ошибочно указан 1942 год). К тому времени его самая знаменитая песня уже давно жила сама по себе. Это одна из тех песен, что стали символами эпохи НЭПа, пожалуй, самой веселой и разудалой эпохи советского времени, когда на сцену истории вдруг впервые в России вышли представители «мелкобуржуазной» частной торговли, полуграмотной, полунищей, полуофициальной. Песни, подобные «Бубличкам», «Жареному цыпленку» или «Мурке», стали такой неотъемлемой частью городского фольклора, что сложно поверить, что у них есть автор. Однако есть. В действительности песенка была написана Яковом Ядовым в 1926 году для куплетиста Григория Красавина. Яркий артист так называемого «блатного жанра», он был особенно популярен во времена НЭПа. Ученик и последователь знаменитого эксцентрика Михаила Савоярова, Григорий Красавин выступал на сцене так же, как и его учитель, со скрипкой, одновременно пел, играл в паузах, аккомпанировал сам себе, пританцовывал и дополнял пение мимическими импровизациями. В рассказе куплетиста, наговоренном на магнитофон (в 1956 году), история создания «Бубличков» выглядела так: «Приехав на гастроли в Одессу, я был поражен, что, пока я ехал с вокзала к Ядову на Сумскую улицу, всю дорогу меня сопровождали возгласы „купите бублики!" Мне захотелось иметь песенку с таким припевом. О своем желании я сказал Ядову и сыграл на скрипке, с которой обычно выступал, запавшую в память мелодию. Яков Петрович разразился обычным для него бурным смехом и сказал жене Ольге Петровне своим сиплым голосом: „Ставь самовар для артиста. А я буду печь бублики…" Полчаса стучала в соседней комнате машинка. В тот же вечер я с листа исполнял „Бублики" в „Гамбринусе". На следующий день Одесса запела „Бублики"…» (Москва с точки зрения: Эстрадная драматургия 20-х – 60-х годов. – М.: Искусство, 1991. – С. 361. / Публикация Г. М. Полячека.) «Правда, в рассказе Г. Красавина смущает один нюанс: из него вытекает, что Я. Ядов жил на улице Сумской. Но в центре Одессы такой улицы никогда не было, между тем Сумская улица хорошо известна как центральная магистраль Харькова. <…> Вот теперь все становится на свои места. Музыку Г. Красавин действительно взял чужую, так и не узнав никогда, кто был её подлинным автором, а родилась песня действительно в Харькове, тогдашней столице Украины, на улице Сумской», – пишет Александр Галяс. Истории песни посвящена большая статья в журнале «Нева» (2001, № 2) «Забытый и незабытый Яков Ядов», автор Владимир Бахтин. Автор приводит воспоминания исполнителя Григория Красавина об истории создания песни: "У меня была привычка собирать мелодии песенок на всякий случай. Бывало, услышу где-нибудь в кафе или в ресторане что-нибудь характерно-эстрадное, прошу пианиста дать мне ноты. Одна из этих мелодий мне пригодилась в 1926 году. (…) В процессе разговора, когда я старался выяснить, в чём состоит одесская «злоба дня», они мне сказали, что в Одессе на всех углах продают горячие бублики с утра и до вечера и с вечера до утра. Только и слышно: «Купите бублики, горячие бублики…» Вот это, сказали они, стоило бы отразить в песенке. Кто это может сделать хорошо и быстро? Только один человек — Яков Петрович Ядов! Через несколько часов мы были на Сумской улице в квартире Ядова. Якову Петровичу очень понравилась музыка. Он сразу загорелся: «Это прекрасная идея! Надо показать в этой песенке несчастную безработную девушку, мерзнущую на улице ради куска хлеба, умирающую с голода для обогащения нэпмана, так сказать, одна из „гримас нэпа"». Он задумался, потом добавил: «Идите в столовую пить чай, а я буду печь бублики». (…) "Через неделю, – продолжает свой рассказ Григорий Красавин, – в Одессе я после четырех первых своих номеров пел «Бублики». Назавтра их пела вся Одесса, а через некоторое время, когда я приехал в Ленинград, Утесов, встретив меня, сказал: «Гриша, я пою твои „Бублики". Ничего?» – «Кушай на здоровье!» – ответил я ему". Там же дается полный текст «Бубликов» по рукописи, хранящейся в архиве Г. Красавина:
Ночь надвигается, Фонарь качается, И свет врывается В ночную мглу… А я, немытая, Тряпьем покрытая, Стою, забытая, Здесь – на углу.
Горячи бублики Для нашей публики, Гони-ка рублики, Народ, скорей! И в ночь ненастную Меня, несчастную, Торговку частную, Ты пожалей.
Здесь, на окраине, Год при хозяине, Проклятом Каине, Я состою. Все ругань слушаю, Трясусь вся грушею, Помои кушаю, Под лавкой сплю.
Горячи бублики Для нашей публики, Гони мне рублики, Народ, не зря. Тружусь я ночкою, Считаюсь дочкою И одиночкою У кустаря.
Отец мой пьяница, Гудит и чванится. Мать к гробу тянется Уж с давних пор. Совсем пропащая, Дрянь настоящая – Сестра гулящая, А братик вор!
Горячи бублики Для нашей публики, Гоните рублики Вы мне в момент… За мной гоняются И все ругаются, Что полагается Мне взять патент.
Здесь трачу силы я На дни постылые, А мне ведь, милые, Шестнадцать лет… Глаза усталые, А губки алые, А щеки впалые, Что маков цвет. Горячи бублики Для нашей публики, Гоните рублики Мне кто-нибудь… Суженый встретится, И мне пометится… …Мой честный путь.
Твердит мне Сенечка: «Не хныкай, Женечка… Пожди маленечко - Мы в загс пойдем». И жду я с мукою, С безмерной скукою… Пока ж аукаю Здесь под дождем.
Гони мне рублики, Для нашей публики <Купите бублики>, Прошу скорей, И в ночь ненастную Меня, несчастную, Торговку частную, Ты пожалей!
Постепенно, запетая народом, песня стала значительно короче: ушли социальные темы, а какие-то фразы народная молва «отредактировала» на свой лад. Константин Паустовский вспоминал, что Ядов был по натуре человеком уступчивым и уязвимым, жил очень бедно: «В тридцатые работы у него было очень мало, да и слава его как автора „Бубликов" не способствовала яркой советской эстрадной карьере. Жить ему было бы трудно, если бы не любовь к нему из-за его песенок всей портовой и окраинной Одессы. Ядов охотно писал для них песенки буквально за гроши».(…) «…На эстраде оркестр… играл попурри из разных опереток, потом заиграл знаменитую песенку Ядова:
Купите бублики Для всей республики! Гоните рублики Вы поскорей! Ядов усмехнулся, разглядывая скатерть, залитую вином. Я подошёл к оркестру и сказал дирижёру, что в зале сидит автор этой песенки одесский поэт Ядов. Оркестранты встали, подошли к нашему столику. Дирижёр взмахнул рукой, и развязный мотив песенки загремел под дымными сводами ресторана. Ядов поднялся. Посетители ресторана тоже встали и начали аплодировать ему». Мелодия была заимствована Красавиным у приглянувшегося ему популярного фокстрота. В разных источниках автор мелодии указывается как «Г. Богомазов» или «С. Богомазов», однако есть мнение, что это был заграничный фокстрот. Песня «Бублички» с триумфом прошла по всей новой Советской стране и попала за рубеж. Иммигранты привезли её в Нью-Йорк, в еврейский район, куда, стараясь держаться вместе, селились приехавшие из России. Песню перевели на идиш. Вскоре она вошла в репертуар эстрадных певцов. Именно с песни «Бублички» на идише начали свое великое восхождение на олимп эстрады Сёстры Берри, когда были ещё детьми. Они, маленькие девочки, просто напевали услышанную где-то у соседей песенку про бублики (бейгеле), но пение услышал профессиональный музыкант и, поразившись вокальными данными, позвал записать исполнение на радио. Владимир Бахтин в своей статье пишет: "…Кстати, первоначальный вариант «Мурки» – это жестокий романс, отнюдь не блатная песня. Не назвал «Мурку» «Муркой» и Константин Паустовский. В уже цитированной «Повести о жизни» он пишет: «Даже всеведущие жители города (Одессы – Вл. Б.) не могли припомнить, к примеру, кто написал песенку „Здравствуй, моя Любка, здравствуй, дорогая!"». Трудно поверить в то, что Паустовский ошибся. Просто не хотел произносить это одиозное имя. Может быть, потому и об авторстве Ядова умолчал? Отметим и такой факт. Все писавшие о Ядове уверенно говорят о нем как о создателе многих популярнейших песен 20-х годов, однако, кроме «Бубликов», никто не назвал ни одной. Естественно предположить, что в уме они держали «Мурку» и «Гоп со смыком» или хотя бы одну из них, но выговорить не решались. Время же рождения этих песен соответствует расцвету таланта Ядова". Добавим сюда не менее известную песню того же времени «Цыплёнок жареный…», или «Фонарики» и ещё многие другие. Кто автор этих песен, простых и душевных, чуть ироничных, чуть лиричных, щемящих, так похожих на стилистику «Бубличков», песен, навсегда оставшихся в памяти народной и передаваемых из поколения в поколение? 17 мая 1957 года вдова Я. П. Ядова Ольга писала из Москвы в Ленинград Донату Мечику (отцу Сергея Довлатова), который был учеником Якова Петровича: «…я очень одинока. Литфонд иногда обо мне вспоминает. Единственная меня не забывает, это Елена Иосифовна Утесова. Одно желание – это хочется, чтобы имя, вернее, творчество Ядова было увековечено. Вот и все… Вы знаете, какие большие деньги зарабатывал Яша, а в день его смерти осталась с 10-ю рублями, а накануне еще у нас были гости…» (цитируется по: Владимир Бахтин. Забытый и незабытый Яков Ядов. Журнал «Нева», 2001, № 2). По всей видимости, именно Якову Ядову принадлежит авторство многих «народных» песен НЭПовского времени: «Мурка», «Цыпленок жареный», «Фонарики»... Яков Ядов является автором популярных песен в исполнении Вадима Козина с его же музыкой «Любушка» («Краше нет на свете нашей Любы…») (см. текст песни), 1939, и «Смейся, смейся громче всех…» (см. текст песни), 1940; в исполнении Утесова («Лимончики»); многих куплетов и юморесок для артистов эстрады, сценариев клоунад. Его скетчи, фельетоны, песни на его стихи исполнялись буквально во всех театральных кабаре. Особенно много было написано текстов для исполнения актёром Григорием Марковичем Красавиным.
См.: «Википедия»
Просмотров:
973
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Владимир Александрович Горб
Горб Владимир Александрович (31 декабря 1903, Одесса, Российская
Империя – 20 октября 1988, Ленинград, СССР) – советский живописец, график,
педагог, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры
имени И. Е. Репина ,Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член
Ленинградской организации Союза художников РСФСР, один из видных представителей
ленинградской школы живописи.
Горб Владимир Александрович родился 31 декабря 1903 года в Одессе.
В 1920 году Владимир Горб поступает в Одесский художественный институт.
Занимается у К. Костанди, П. Волокидина, Т. Фраермана, М. Замечека.
В 1926 году после окончания института Владимир Горб приезжает в
Ленинград и поступает в ленинградский Вхутеин (Высший художественно-технический
институт, название носил с 1922 по 1930 год). Занимался у Аркадия Рылова,
Александра Карева, Павла Наумова, Александра Савинова, Кузьмы Петрова-Водкина,
Дмитрия Киплика.
В 1930 году Владимир Горб окончил ленинградский Вхутеин. Дипломная
работа – «Защита Ленинграда. Строительство» (участие в
росписи клубного зала). В 1933–1935 годах Владимир Горб занимался в аспирантуре
института под руководством Александра Савинова.
Владимир Горб участник выставок с 1925 года.
Писал портреты, пейзажи, жанровые композиции, натюрморты. Работал в технике
масляной живописи, акварели, карандашного рисунка. Персональная выставка
художника состоялась в Ленинграде в (1967) году.
Наибольшее признание получили портреты
современников, исполненные художником в 1920–1940 годах, в том числе известных деятелей
науки и искусства. Лучшие из них отличают лаконизм выразительных средств,
глубина и особая деликатность в передаче характера и духовного мира модели,
стремление найти и удержать на холсте характерные черты внешнего облика. В 1950–1980
годы Владимир Горб много работал в жанре пейзажа и натюрморта.
Владимир Горб был членом Ленинградской
организации Союза художников РСФСР с 1937 года.
Свыше полувека Владимир Горб посвятил
педагогической работе, сначала в Таврическом художественном училище (1930–1931),
затем в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств (1937–1947,
директор в 1942–1947)
и Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина
(1931–1979),
профессором которого он являлся с 1972 года.
В феврале 1942 года Владимир Горб руководил
эвакуацией Средней художественной школы из блокадного Ленинграда сначала в
Тбилиси, а затем в Самарканд. В 1944 году после снятия блокады руководил
возвращением учеников школы сначала в Загорск, а в июле в Ленинград.
В 1970 году за многолетнюю плодотворную
художественную и педагогическую деятельность Владимиру Горбу было присвоено
почетное звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Горб Владимир Александрович скончался 20
октября 1988 года в Ленинграде на восемьдесят пятом году жизни. Его
произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея, в музеях и
частных собраниях в России, КНР, Украине, Японии, Германии, Италии и других
странах.
Просмотров:
688
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Василий Иванович Колчак
Василий Иванович Колчак (1837, Одесса – 4 апреля 1913,
Санкт-Петербург) – генерал-майор, участник Крымской войны.
Родился в 1837 году в Одессе. Образование получил в Ришельевском лицее.
В 1854 году поступил на службу юнкером в морскую артиллерию.
Во время Севастопольской кампании в 1855 году был отправлен
конвоировать транспорт пороха с 1 тысячей пудов из Николаева в Севастополь.
После сдачи пороха в Севастополе получил назначение на Малахов курган, где
состоял помощником командира батареи на гласисе около башни. 4 августа того же
года за сожжение фашин и туров, приготовленных французами для заложения
ложементов перед гласисной батареей на Малаховом кургане, награждён знаком
отличия Военного ордена. При последнем штурме Малахова кургана 26 августа был
ранен, взят в плен французами и отправлен на Принцевы острова в Мраморное море.
После возвращения из плена В. И. Колчак окончил курс в институте горных
инженеров и был командирован на уральские горные заводы для практических
занятий металлургией. В 1863 году назначен на Обуховский сталелитейный завод
для приёма орудий и снарядов. Произведённый в 1889 году в генерал-майоры,
Колчак вышел в отставку, но остался на Обуховском заводе заведующим
сталепудлинговой мастерской и продолжал служить на заводе до 1899 года, когда
вышел в отставку.
Кроме специальных работ, в «Морском сборнике» были
напечатаны его статьи: «На Малаховом кургане» и «История Обуховского
сталелитейного завода в связи с прогрессом артиллерийской техники» (обе в 1894
году). В 1904 году Колчаком изданы его воспоминания о Севастопольской кампании
под названием «Война и плен».
Скончался 4 апреля 1913 года в
Санкт-Петербурге.
Сын Василия Ивановича – Александр Васильевич
Колчак, адмирал, участник русско-японской и Первой мировой войн, во время
Гражданской войны был руководителем Белого движения и Верховным Правителем
России.
Просмотров:
532
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Александр Грин (Александр Степанович Гринецкий)
Александр Грин (настоящее имя Александр Степанович Гриневский, 23
августа 1880 – 8 июля 1932) – русский писатель, прозаик, представитель
направления романтического реализма. Сам себя относил к символистам.
Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 года в городе
Слободской Вятской губернии.
С детства Грин любил книги о мореплавателях и
путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал
попытки убежать из дома.
В 1896 г. по окончании четырёхклассного Вятского городского училища уехал
в Одессу. Некоторое время бродяжничал в поисках работы. Устроился матросом на
судно, курсировавшее по маршруту Одесса – Батуми – Одесса. Вскоре решил
оставить карьеру моряка. Перепробовал много профессий – был рыбаком,
чернорабочим, лесорубом, золотоискателем на Урале.
Проходил службу солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном
батальоне, расквартированном в Пензе. Летом 1902 г. дезертировал, но был пойман
в Камышине. После побега познакомился с эсерами. Зимой 1902 г. они устроили
Грину повторный побег, после которого он перешёл на нелегальное положение и
начал вести революционную деятельность. В 1903 г. был арестован за
пропагандистскую работу среди матросов в Севастополе. За попытку побега был
переведён в тюрьму строгого режима, где провел около двух лет. В 1905 г.
освобожден по амнистии.
В 1906 г. в Петербурге Грин снова был арестован и выслан на четыре года
в г. Туринск Тобольской губернии. В Туринске Грин пробыл всего 3 дня: в книге
«Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания» приводится
забавная история, как он, напоив исправника и полицейских, которые не устояли
перед дармовой водкой, совершил побег. Бежал в Вятку, раздобыл чужой паспорт,
по которому уехал в Москву. Здесь рождается его первый политически
ангажированный рассказ «Заслуга рядового Пантелеева», подписанный А. С. Г.
Тираж был конфискован в типографии и сожжен. Псевдоним А. С. Грин впервые
появился под рассказом «Случай» (1907). В 1908 г. у Грина выходит первый
сборник «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах».
Сочиняя новые и новые рассказы, Грин постепенно находит свой стиль,
сделавший его затем столь популярным и любимым. Первая романтическая новелла,
по словам самого писателя, появилась в 1909 г. и называлась «Остров Рено».
Затем последовали и другие произведения этого направления – «Колония Ланфиер»
(1910), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915). В этих
произведениях формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К.
Зелинским будет названа Гринландия.
Из-за конфликта с властями Грин с конца 1916 г. был вынужден скрываться
в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград. Весной
1917 г. он пишет рассказ-очерк «Пешком на революцию», свидетельствующий о
надежде писателя на обновление. Однако вскоре действительность разочаровывает
писателя.
В 1919 году Грин служил в Красной Армии связистом и заболел сыпным
тифом. Тяжелобольного писателя привезли в 1920 г. в Петроград, где при
содействии М. Горького ему удалось получить академический паёк и жильё – комнату
в «Доме искусств», где Грин жил рядом с В. Пястом, В. А. Рождественским, Н. С.
Тихоновым, М. Шагинян.
Во время гражданской войны он печатает свои произведения в журнале
«Пламя». В революционные годы в Петрограде Грин начал писать «повесть-феерию»
«Алые паруса» (опубликована в 1923 году). Эта повесть является самым известным
его произведением. Считается что прообразом Ассоль является жена Грина, Нина
Николаевна.
В 1924 году в Ленинграде был напечатан роман Грина «Блистающий мир». В
том же году Грин переехал в Феодосию. В 1927 году принял участие в коллективном
романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
В 1929 году всё лето провёл в Старом Крыму, работая над романом «Дорога
никуда», а в 1930 г. полностью переехал в город Старый Крым. В конце апреля
1931 года, будучи уже серьёзно больным, Грин ходил в Коктебель в гости к
Волошину. Этот маршрут до сих пор известен и популярен среди туристов как
«тропа Грина».
Роман «Недотрога», начатый им в это время, так и не был закончен.
Умер Грин 8 июля 1932 года в городе Старый Крым. Был похоронен там же
на городском кладбище. На его могиле скульптором Татьяной Гагариной установлен
памятник «Бегущая по волнам».
С 1941 г. его книги не печатались, в 1950 г. Грин посмертно обвинялся в
«буржуазном космополитизме». Усилиями К. Паустовского, Ю. Олеши и других он в
1956 г. был возвращен в литературу; его произведения издавались миллионными
тиражами.
Адрес в Одессе: ул. Ланжероновская, 2.
Адреса в Петрограде-Ленинграде: 1920–05.1921 года – ДИСК – проспект
25-го Октября, 15; 05.1921–02.1922 года — доходный дом Зарембы –
Пантелеймоновская улица, 11; 1923–1924 – доходный дом – улица Декабристов, 11. См.: "Википедия"
Просмотров:
710
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
|
Иосиф Моисеевич Тронский (Троцкий)
Иосиф Моисеевич Тронский (Троцкий) (16 (28) мая 1897, Одесса – 3 ноября
1970, Ленинград) – российский и советский филолог-классик, индоевропеист,
крупнейший специалист по античной литературе. Родился в семье учителя. В 1915 закончил частную
гимназию И. Р. Раппопорта и поступил на историко-филологический факультет
Новороссийского университета. Слушал курс сравнительно-исторического
языкознания и санскрита у А. И. Томсона. В 1918 был награждён золотой медалью
факультета за сочинение «Цицерон о памятниках искусства». По окончании
университета в 1919 году остался при кафедре римской словесности, одновременно
начал работать в области библиотечного дела. С 1919 по 1923 работал в главной
библиотеке Высшей школы, занимая последовательно должности заведующего кабинетом,
классификатора, помощника библиотекаря и заведующего отделом. В 1920 принимал
участие в составлении всероссийского сводного каталога иностранной периодики. С
1921 начал преподавать древние языки в Одесском институте Народного образования
и в Археологическом институте. В январе 1923 переехал в Петроград, где получил научную квалификацию
при Научно-исследовательском институте сравнительной истории литератур и языка
Запада и Востока (ИЛЯЗВ) вне штата и без оклада. 23 июня 1924 по рекомендации
Н. Я. Марра был принят на работу в Русское отделение Публичной библиотеки, в
штате которой прошёл путь от помощника библиотекаря до консультанта по общим
вопросам классификации. Был сторонником полной рекаталогизации русского фонда
до 1927 de visu (вручную). C 6 июня 1931 по 1 сентября 1934 заведовал
библиотекой Вольтера. Руководил работой аспирантов библиотеки, состоял членом
Общества библиотековедения.
В 1926–1929 читал курс античной литературы в Ленинградском
государственном университете. Затем в ходе экспериментов в области образование
преподавание классических языков было временно переведено на кафедру
романо-германских языков и практически изъято из образовательного процесса. В
1932, после отмены этого сомнительного нововведения и учреждения первой в СССР
кафедры классических языков, ознаменовавшего новый поворот в истории
отечественной филологии, вернулся к преподаванию. С самого дня основания
кафедры был её сотрудником, сперва как совместитель, с 1935 – в постоянном
штате.
В 1938 был вынужден сменить фамилию Троцкий на Тронский.
В 1938 на основании постановления Совнаркома СССР «Об ученых степенях и
званиях» Ученый Совет Ленинградского института философии, лингвистики и истории
(ЛИФЛИ) присвоил ему ученую степень кандидата филологических наук без защиты
диссертации. В январе 1939 был утвержден в ученом звании доцента по кафедре
классической филологии. 11 ноября 1941 на заседании Учёного совета ЛГУ в
блокадном Ленинграде защитил докторскую диссертацию на тему «История античной
литературы». Текст диссертации впоследствии лёг в основу одноименной монографии
(1947), которая выдержала множество переизданий, была переведена на около
десятка языков и до сих пор остаётся одной из наиболее авторитетных работ в
данной области.
Вскоре после защиты И. М. Тронский был эвакуирован вместе с
университетом в Саратов. 7 марта 1943 он был утверждён в должности исполняющего
обязанности заведующего кафедрой классической филологии ЛГУ, а в июле того же
года получил дипломы доктора филологических наук и профессора ЛГУ. По
возвращении в Ленинград в 1944 возобновил работу в Университете и Публичной
библиотеке. С июля 1950 – сотрудник Института языка и мышления РАН
(впоследствии – Институт языкознания РАН), в ленинградском отделении которого
проработал до конца жизни, с перерывом в 1952–1957.
Просмотров:
446
|
Добавил:
COSP
|
Дата:
12.02.2011
| |