Закушняк Александр Яковлевич
[26.2(10.3).1879, Одесса, — 21.4.1930, Ленинград], советский артист эстрады.
Сценическую деятельность начал в 1906 как драматический актёр.Работал в Театре новой драмы, Театре
Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. В 1910 в Одессе выступил с первыми
концертами ("Вечера интимного чтения"). В репертуаре Закушняка —
"Восстание ангелов" Франса (1923—24), "Египетские ночи"
Пушкина (1925—26), "Тарас Бульба" Гоголя (1926—27), "Катюша
Маслова" по Л. Н. Толстому (1928), "Униженные и оскорбленные"
Достоевского, "Двенадцать" Блока (1929) и др. Принципы искусства
Закушняка — виртуозное владение жестом, интонацией, искусством общения с аудиторией.
Автор, режиссёр и исполнитель, пропагандист выдающихся образцов литературы с
эстрады, Закушняк оказал большое влияние на творчество советских чтецов.
Похоронен на Волковом кладбище, на Литераторских мостках.
Максутов Дмитрий Дмитриевич
(1896–1964), советский инженер-оптик, специалист в области астрономических
приборов. Родился 23 апреля 1896 в Одессе. Окончил в 1914 Военно-инженерное
училище в Петербурге. В 1930–1952 работал в Государственном оптическом институте
в Ленинграде, где организовал и возглавил лабораторию астрономической оптики,
ставшую вскоре центром астрономического приборостроения в СССР. С 1946 Максутов
– член-корреспондент АН СССР. С 1952 работал в Пулковской обсерватории.
Основные работы Максутова
посвящены теневым и другим оптическим методам исследования и технологии
изготовления крупных оптических приборов, теории и практике изготовления
асферических поверхностей. В 1924 ученый первым предложил компенсационный метод
исследования зеркал, который был успешно применен при изготовлении зеркала
диаметром 2,6 м для рефлектора ЗТШ Крымской астрофизической обсерватории. В
1941 Максутов изобрел новую катадиоптрическую систему (т. е. объединяющую
преломляющие и отражающие элементы). Разработал менисковые системы оптических
приборов, состоящие из линзовых и зеркальных оптических элементов. Создал новый
тип телескопа, основанного на менисковой оптической системе, который сочетает в
себе многие преимущества как рефрактора, так и параболического рефлектора и, отличаясь
простотой конструкции, дает широкоугольное изображение хорошего качества.
Создал оптику для ряда уникальных астрономических инструментов. В Пулковской
обсерватории руководил проектированием и расчетом системы первичного фокуса
6-метрового азимутального телескопа, установленного впоследствии в Специальной
астрофизической обсерватории АН СССР; возглавлял работы по расчету планетного
менискового телескопа диаметром 70 см и др. Крупнейшие в мире максутовские
телескопы (диаметр мениска 70 см) установлены в Абастуманской астрофизической
обсерватории и в обсерватории Серро-Робле (Чили).
Автор книг «Астрономическая оптика»
(1946), «Изготовление и исследование астрономической оптики» (1948) и др.
Проводил большую педагогическую работу. Награжден Государственной премией СССР
(1941, 1946). Его имя занесено на карту Луны. Умер Максутов в Ленинграде 12
августа 1964.
Зелинский Николай Дмитриевич
(1861–1953), русский химик-органик, один из основоположников учения о катализе.
Родился 6 февраля 1861 в г. Тирасполе Херсонской губернии. Учился в
уездном училище Тирасполя, затем в Ришельевской гимназии в Одессе. По окончании
гимназии поступил на физико-математический факультет Новороссийского
университета (в Одессе). В 1884 окончил университет, был оставлен на кафедре в
качестве факультетского стипендиата. В следующем году был командирован на
стажировку в Германию, работал в Лейпциге у И. Вислиценуса и в Гёттингене
у В. Мейера. В 1888 вернулся в Россию, выдержал магистерский экзамен и в
1899 был зачислен приват-доцентом Новороссийского университета. В 1889 защитил
магистерскую диссертацию, а в 1891 – докторскую.
В 1893 был назначен профессором
Московского университета по кафедре органической и аналитической химии.
Заведовал аналитическим отделением химической лаборатории университета и
«половиной» органического (другая «половина» находилась в ведении
Марковникова). Здесь его научно-педагогическая деятельность продолжалась до
1911, когда он вместе с другими профессорами университета покинул его в знак
протеста против посягательств царского правительства на автономию университета.
Утратив в результате прекрасную лабораторию и по существу саму возможность
заниматься научной работой в Москве, Зелинский переехал в Петербург, где занял
место директора Центральной химической лаборатории министерства финансов и
преподавал в Политехническом институте. В 1917 вернулся в Московский
университет, работал как в старой, так и во вновь созданной лабораториях. С
1935 одновременно работал в Институте органической химии Академии наук.
Исследования Зелинского охватывают
несколько областей органической химии. Вначале ученый занимался одной из
областей стереохимии – изомерией соединений тиофенового ряда – и получил ряд
гомологов тиофена (1887). Развивая взгляды Бутлерова на динамическую природу
молекул, Зелинский синтезировал ряд стереоизомеров кислот жирного ряда. Одно из
таких соединений, дихлордиэтилсульфид, известно теперь под названием иприта –
сильнейшего отравляющего вещества. В дальнейшем перешел к исследованию и
синтезу циклических углеводородов. В 1901–1907 синтезировал многочисленные
углеводороды, содержащие от трех до девяти атомов углерода в кольце, что
послужило основой моделирования состава нефти и нефтяных фракций. Эти
исследования привели его к фундаментальному открытию в 1910 явления
дегидрогенизационного катализа, состоящего в избирательном действии платины и
палладия на циклические и ароматические углеводороды и в идеальной обратимости
реакций гидро- и дегидрогенизации только в зависимости от температуры.
Зелинский рассматривал катализ как результат контакта между взаимодействующими
молекулами и катализатором, при котором происходит деформация молекул. Под деформацией
он понимал изменение длин связей между атомами в молекуле и как следствие –
изменение прочности этих связей, причину же деформации усматривал в изменении
характера электронных оболочек атомов под влиянием активных центров на
поверхности катализатора.
Используя в качестве катализатора
активированный уголь, Зелинский совместно с инженером А. Кумантом
разработал в 1916 конструкцию знаменитого противогаза Зелинского – Куманта,
принятого на вооружение в русской армии.
Гидрогенизационный катализ был
использован Зелинским для решения важнейшего вопроса – удаления серы из
бензинов и керосинов. Эти вопросы имели огромное значение для переработки
высокосернистой нефти. Дегидрогенизационный катализ позволил изменять
содержание ароматики в бензинах (ароматизация нефти), что существенно повышало
качество бензинов прямой гонки и давало возможность выделять индивидуальные
ароматические углеводороды. Полученный таким способом бутадиен стал исходным
сырьем для производства синтетического каучука. Классические работы Зелинского
и его учеников в области катализа стали краеугольным камнем в прояснении
структурной стороны катализа. Благодаря им оказалось возможным осуществлять
взаимные превращения углеводородов различных рядов и различных скелетов друг в
друга.
Замечательные открытия сделаны
Зелинским и в области изучения сложнейших по составу и химической структуре
белковых молекул. Ученый открыл (1907) реакцию получения a-аминокислот из
альдегидов и кетонов, синтезировал ряд аминокислот и окси-аминокислот.
Зелинский является создателем
научной школы химиков-органиков. Среди его учеников – А. Н. Несмеянов,
Б. А. Казанский, А. Ф. Платэ, Н. А. Шилов и
другие. Он был одним из организаторов Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева,
состоял президентом Московского общества испытателей природы. Научная
деятельность Зелинского отмечена тремя Государственными премиями (1942, 1946,
1948), в 1934 он был удостоен Ленинской премии. В 1953 имя Зелинского было
присвоено Институту органической химии АН СССР.
Костанди Кириак Константинович
(1852–1921), русский художник, мастер живописи, представитель импрессионизма.
Родился в селе Дофиновке
неподалеку от Одессы 3 октября (21 сентября) 1852 в семье греческого эмигранта
К. К. Василькети, чье видоизмененное отчество (Константиниди),
по-видимому, и стало основой фамилии Костанди. Девяти лет от роду остался без
отца, работал сидельцем в бакалейной лавке и винном погребке в Одессе. С 1868
служил ретушером в фотомастерской. Занимался в рисовальной школе Одесского
общества изящных искусств (с 1870), а затем в петербургской Академии художеств
(1874–1882) у П.П.Чистякова; пользовался также советами И. Н. Крамского
и А. И. Куинджи.
В 1885 вернулся в Одессу. Был
членом «Товарищества передвижников» (с 1897), а также одним из
членов-учредителей близкого последним «Товарищества южно-русских художников» (с
1890; в 1892–1919 занимал пост председателя этого объединения). В 1887 побывал
в ряде стран Западной Европы, испытав глубокое воздействие французских
импрессионистов.
Жанровые картины Костанди отразили
характерный для того времени «распад» больших живописных сцен на лирические
этюды настроения («У больного товарища», 1884, Третьяковская галерея; «В люди»,
1885; «Поздние сумерки» («Баба с коровой»), 1893; «Ранняя весна», 1896; все три
работы – Музей украинского искусства, Киев; «Пастушок», «Мальчик с гусями»,
1918; «Вечер», «Скрипач», 1919; обе картины – Художественный музей, Одесса).
Как явствует уже из самих названий картин, со временем пейзаж, цветосветовая
среда все в большей степени «поглощала» в них персонажей, – тем паче, что
художник любил эффекты сумеречного освещения, размывающего четкие предметные
контуры. Оставил немало и собственно пейзажей, преимущественно окрестностей
Одессы, где зыбкая, переливчатая стихия света неизменно доминирует над
конкретным видом, обычно очень простым (этой стихии для Костанди было вполне
достаточно – знаменательно, что, живя у моря, он не написал ни одного морского
пейзажа).
Долгие
годы (с 1885) преподавал в Одесском художественном училище, проявив талант
педагога. В 1907 г.
он был избран членом Петербургской Академии Искусств.
С
1917 г. был
директором Одесского городского музея. После революции работал экспертом
местной комиссии по охране памятников старины, участвовал в реорганизации
училища и Музея изящных искусств.
Умер Костанди в Одессе 31 октября
1921. В 1922 ученики и друзья покойного художника (И. И. Бродский, П. Г. Волокидин,
М. Б. Греков, А. А. Шовкуненко и др.) основали Общество
имени К. К. Костанди; объединяя художников традиционалистской и
умеренно-модернистской ориентации, последнее просуществовало до 1930.
Гаук Александр Васильевич
(1893–1963), русский дирижер, композитор, педагог. Родился в Одессе 3 августа
1893, получил начальное музыкальное образование под руководством О.Бахмана
(выпускника Венской консерватории); по окончании гимназии занимался музыкой с
Н.Шамье. В 1910 поступил в Петербургский университет, где играл в студенческом
оркестре на ударных инструментах, брал уроки фортепиано у Е. Ф. Дауговет,
подготовившей Гаука к поступлению в Петербургскую консерваторию, где он
обучался в 1911–1917 (по классам дирижирования Н. Н. Черепнина,
фортепиано – Дауговет, Ф. М. Блуменфельда, композиции В. П. Калафати,
И. И. Витола, А. К. Глазунова). С 1917 дирижер в
петроградском Театре музыкальной драмы, в 1920–1931 – дирижер (главным образом
балета) Ленинградского театра оперы и балета. Сотрудничал с балетмейстерами Ф. В. Лопуховым
(в спектаклях «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского, «Пульчинелла»,
«Байка про Лису», «Петуха, Кота да Барана» И. Ф. Стравинского, «Красный
мак» Р. М. Глиэра, «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Болт» Д. Д. Шостаковича
и др.) и Л. С. Леонтьевым («Времена года» Глазунова). Выступал и как
симфонический дирижер. В 1930–1933 заместитель директора по художественной
части и главный дирижер Ленинградской филармонии, в 1933–1936 дирижер Большого
симфонического оркестра Всесоюзного радио (БСО), основатель (1936) и главный
дирижер (до 1941) Государственного симфонического оркестра СССР, в 1953–1962
главный дирижер БСО. В 1954 был удостоен звания «Народный артист РСФСР» (1954).
Гастролировал в Японии, Мексике, Венгрии, Румынии, ГДР.
На становление Гаука как
симфонического дирижера значительное влияние оказало знакомство с искусством
иностранных дирижеров, гастролировавших в России; его кумиром был А. Никиш.
С именем Гаука неразрывно связана
история становления отечественного симфонизма советского периода. Он был первым
интерпретатором ряда симфонических произведений Н. Я. Мясковского
(включая его 17-ю симфонию, посвященную Гауку), Ю. А. Шапорина, А. И. Хачатуряна
и др. Особое место в его репертуаре занимали кантатно-ораториальные сочинения
Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, Г. Берлиоза.
С 1927 Гаук вел преподавательскую
деятельность: до 1934 в Ленинградской консерватории (с 1930 доцент), в
1941–1943 – в Тбилисской консерватории; с 1948 вел класс дирижирования в
Московской консерватории (с 1948 профессор), среди его учеников – Е. А. Мравинский,
А. Ш. Мелик-Пашаев, Э. П. Грикуров, Е. Ф. Светланов,
Н. С. Рабинович, Е. С. Микеладзе.
Автор нескольких симфонических
произведений, 2-х концертов (для арфы и для фортепиано с оркестром),
инструментальных пьес, романсов. Восстановил (по оркестровым голосам,
хранившимся в библиотеке Ленинградской консерватории) уничтоженную автором
Первую симфонию С. В. Рахманинова и в 1944 исполнил ее в Москве;
инструментовал оперу «Женитьба» М. П. Мусоргского (1917); создал
инструментальные переложения фортепианного цикла «Времена года» и двух циклов
романсов П. И. Чайковского (1942).
Оставил воспоминания о Мясковском,
Глиэре и др. Выступал как музыкальный критик на страницах журнала «Советская
музыка», газеты «Советская культура» и др. В его книге «По страницам
воспоминаний дирижера» описаны события до 1943.
Катульская Елена Климентьевна
(1888–1966), русская певица (лирико-колоратурное сопрано).
Родилась в Одессе 21 мая (2 июня)
1888. Обучалась на музыкальных курсах Леглера (класс фортепиано, затем класс
вокала И.Супруненко). В 1905 переехала в Петербург, где занималась вокалом у И.П.Прянишникова, а в 1907–1909
занималась в Петербургской консерватории в классе Н.А.Ирецкой. Дебютировала в партии
Лакме (в одноименной опере Л.Делиба)
на сцене Мариинского театра в 1909 по приглашению управляющего Императорскими
театрами В.А.Теляковского, где пела
до 1913. В 1911 впервые выступила на сцене Большого театра и в 1913–1946 была
его солисткой, а затем (до 1951) – старшим вокальным консультантом театра.
Выступала как камерная певица (до 1958), пела в концертах С.А.Кусевицкого, в «Исторических
концертах» С.Н.Василенко. С 1911
гастролировала по городам России, по Бессарабии (с В.Р.Петровым). В 1918–1922
совершенствовалась в Оперной студии Большого театра под руководством К.С.Станиславского. В советское время
выступала также в городах Закавказья, Дальнего Востока, а также за рубежом – в
Монголии и Польше. В 1948–1966 преподавала в Московской консерватории (с 1950 в
должности профессора). Среди ее учеников – А.Д.Масленников,
Т.А.Милашкина, Н.Добриянова (Болгария),
знаменитая китайская певица Го Шучшень. В 1950 была награждена Сталинской
премией. В 1965 получила звание Народная артистка СССР. Репертуар певицы
включал свыше 45 партий, среди них лучшими считались партии Снегурочки и Марфы
(соответственно, в операх «Снегурочка» и «Царская невеста»
Н.А.Римского–Корсакова). Ее партнерами были Г. С. Пирогов, Л. В. Собинов,
И. В. Тартаков, Ф. И. Шаляпин. Катульская – автор многих
статей по вопросам вокального искусства, а также воспоминаний о
певцах-современниках.
Владимир Петрович Недялков (род. 4 января 1928, Одесса — ум. 21 июля 2009, Санкт-Петербург) — русский лингвист. Профессор, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург). Родился в 1928 году в Одессе в семье кадрового офицера. Позже проживал по месту службы отца в городах Сумы, Тбилиси, Кировабад (Гянджа), Цайтц (Zeitz, ФРГ). Учился в специальной артиллерийской школе (Ереван) и в строительном техникуме (Тбилиси). В 1946 г. поступил в 1-й Московский институт иностранных языков им. М. Тореза (ныне Московский государственный лингвистический университет) на факультет немецкого языка. Окончил в 1950 г., после чего преподавал немецкий язык в Ставропольском, а затем в Пятигорском институтах иностранных языков, а также в начальной школе. В 1959 г. поступил в аспирантуру при кафедре немецкой филологии Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (научный руководитель проф. В. Г. Адмони). В 1961 г. защитил кандидатскую диссертацию «Смысловые ряды немецких глаголов с компонентами aus-, heraus-, hinaus-» и в том же году был принят на работу младшим научным сотрудником в Ленинградское отделение Института языкознания АН СССР (ныне Институт лингвистических исследований РАН), в Группу структурно-типологического изучения языков (основатель и руководитель проф. А. А. Холодович), где и работал в Лаборатории лингвистической типологии (известной среди лингвистов как «Ленинградская/Петербургская типологическая школа») вплоть до 2009 г. В 1971 г. защитил докторскую диссертацию по книге «Каузативные конструкции в немецком языке. Аналитический каузатив» (Л.: Наука. 1971). В 1976 г. эта книга вышла в немецком переводе в ФРГ (Kausativkonstruktionen [Studien zur deutschen Grammatik, Bd. 4], Tübingen: Günter Narr Verlag). Первым учителем В. П. был профессор Игорь Евгеньевич Аничков (1897—1978), лингвист и богослов, с которым В. П. работал в Ставропольском институте иностранных языков в 1950-1953-м гг. (см. работы под номером 134, 142 и 156). К типологии В. П. приобщил профессор Александр Алексеевич Холодович (1907—1977), под руководством которого он работал с 1961-го по 1977-й г. В. П. Недялков — автор около 140 опубликованных работ по немецкому, чукотскому, нивхскому и другим языкам, а также по лингвистической типологии и методике преподавания иностранных языков в средней школе. В 1988 г. в ФРГ издана монография (в соавторстве с В. П. Литвиновым) «Resultativkonstruktionen im Deutschen» [Studien zur deutschen Grammatik. Bd. 36] (Tübingen: Günter Narr Verlag). Выполненная под руководством В. П. Недялкова коллективная монография «Типология результативных конструкций (результатив, статив, пассив, перфект)» (Л.: Наука, 1983.) вышла в английском переводе (расширенном и дополненном 6-ью новыми главами) в 1988 г. (Typology of Resultative Constructions. Amsterdam/Philadelphia: Benjamins).
Евгения Самсоновна Истрина (22 февраля (6 марта) 1883, Одесса — 4 апреля 1957, Ленинград) — лингвист-русист, историк языка, член-корреспондент АН СССР (1943). Окончила Петербургские высшие женские курсы (Бестужевские курсы, 1909), с 1919 преподавала в Петроградском педагогическом институте (профессор, 1935), в 1942—1944 в эвакуации в Алма-Ате, профессор Алма-Атинского университета, в 1944—1947 — профессор МГУ. В 1947 вернулась в Ленинградский пединститут, с 1950 участвовала в работе над 17-томным Большим академическим словарём русского языка, удостоена посмертно Ленинской премии за него (1970). Истрина — один из главных редакторов (наряду с В. В. Виноградовым и С. Г. Бархударовым) двухтомной академической «Грамматики русского языка» (М., 1953—1954, переиздана в 1960). Статьи и книги Истриной посвящены различным проблемам исторической и синхронной русистики вплоть до методики школьного преподавания и культуры речи; наиболее известная её работа — «Синтаксические явления синодального списка I Новгородской летописи» (1923), одно из классических исследований по русскому историческому синтаксису. Скончалась в 1957 году. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Пётр Исаевич Вейнберг (16 (28) июня 1831, Николаев — 3 (16) июля 1908, Санкт-Петербург) — русский поэт, переводчик, историк литературы. Родился в Николаеве в семье нотариуса, вскоре переехавшей в Одессу. Воспитывался с 1835 в пансионе В. А. Золотова, затем в гимназии при Ришельевском лицее (с 1841), позже на юридическом факультете Ришельевского лицея; оставив обучение в лицее в 1850, поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета, где и окончил курс. Дебютировал в печати ещё студентом, опубликовав в Одессе перевод драмы Жорж Санд «Клоди» («Пантеон», 1851, № 11) и перевод стихотворения Виктора Гюго «Молитва обо всех» («Харьковские губернские ведомости», 1852, 9 августа). По окончании университета переехал в Тамбов, служил чиновником особых поручений при губернаторе, редактировал неофициальную часть «Тамбовских губернских новостей» (позднее пользовался юмористическим псевдонимом Гейне из Тамбова). В 1858 переселился в Санкт-Петербург. Сблизился с литературными кругами, в 1858—1859 вёл раздел «Литературная летопись» в «Библиотеке для чтения», как помощник А. В. Дружинина участвовал в редактировании журнала, сотрудничал в других изданиях. В 1860 вместе с А. В. Дружининым, К. Д. Кавелиным и В. П. Безобразовым начал издавать еженедельный журнал «Век» и, одновременно, сотрудничал с изданием «Русская сцена». Его бестактный фельетон о Е. Э. Толмачевой, которая прочитала на литературном вечере в Перми «Египетские ночи» А. С. Пушкина, тем самым как будто нарушив все правила приличия и благопристойности, вызвал негодование демократической и либеральной печати. После скандала, связанног с фельетоном «Русские диковинки» в журнале «Век», был вынужден оставить журнал (1862) и поступил на службу в Главное интендантское управление. В 1866—1867 заведовал литературным отделом журнала «Будильник». В 1868 году Вейнберг переехал в Варшаву, где получил место профессора русской литературы в Главной школе, в 1869 переименованной в Варшавский университет. В Варшаве с 1870 редактировал официозную газету «Варшавский дневник», издал «Русские народные песни об Иване Васильевиче Грозном» (1872). Уволенный с поста редактора в 1874, вернулся в Санкт-Петербург. До 1890 состоял на службе при собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии. Вёл постоянные разделы «Новости иностранной литературы» и «За границей» в «Санкт-Петербургских ведомостях», сотрудничал в «Отечественных записках» и других изданиях. Был членом Театрально-литературного комитета, в 1893 редактировал «Театральную газету». Одновременно в течение многих лет он преподавал русскую и иностранную литературу на Высших женских педагогических курсах и драматических курсах Театрального училища, пять лет был инспектором Коломенской женский гимназии, позднее директором гимназии и реального училища имени Я. Г. Гуревича. Издал ряд сборников, имеющих значение учебных пособий («Европейский театр», «Русские писатели в классе», «Русская история в поэзии», «Европейские классики» и др.). В 1883—1885 редактировал и издавал ежемесячный журнал «Изящная литература», посвящённый переводам лучших произведений иностранных писателей, старых и новых. В 1887—1894 состоял приват-доцентом Санкт-Петербургского университета по кафедре всеобщей истории литературы, читал публичные лекции на литературные темы в Санкт-Петербурге и окрестностях. В 1897—1901 председатель Союза взаимопомощи русских писателей. В конце жизни председатель Литературного фонда. В 1905 избран почётным академиком.
Сын — физик Борис Петрович Вейнберг, внук — инженер-теплотехник, доктор технических наук, лауреат Сталинской премии, специалист в области волоконной оптики Всеволод Борисович Вейнберг, брат — писатель-сатирик и драматург Павел Исаевич Вейнберг, племянники — композитор Яков Владимирович Вейнберг и беллетрист Павел Павлович Вейнберг. Другой брат П. И. Вейнберга — адвокат, коллежский секретарь Яков Исаевич Вейнберг, был женат на сестре композитора Антона Григорьевича Рубинштейна Любови Григорьевне Рубинштейн (в замужестве Вейнберг).
Литературная деятельность: После публикации первых переводов в 1854 издал в Одессе книжку своих оригинальных и переводных стихотворений. Помещал свои стихотворения, оригинальные и переводные, а также статьи библиографические и другие в «Библиотеке для чтения», «Иллюстрации», «Искре», «Современнике», «Будильнике» и других журналах. В 1860 г., вместе с А. В. Дружининым, К. Д. Кавелиным и В. П. Безобразовым, предпринял издание еженедельного журнала «Век», продолжавшееся, однако, всего один год и переданное затем другой редакции. Затем Вейнберг снова стал печатать в петербургских журналах свои оригинальные стихотворения и иностранные переводы из Г. Гейне, Г. Гервега, Фаллерслебена, Шамиссо, Ленау, К. Гуцкова и других поэтов, и, в дополнение к переведённым прежде пьесам Шекспира, «Отелло» и «Генрих VIII», перевёл «Тимон Афинский», «Венецианский купец», «Как вам будет угодно», «Конец — всему делу венец», «Виндзорские проказницы», «Комедия ошибок» и «Бесплодные усилия любви»; кроме того — трагедию Гуцкова «Уриэль Акоста», Лессинга «Натан Мудрый», поэмы Гейне «Бимини», Лонгфелло — «Евангелина», Ленау — «Жижка», комедию Шеридана «Школа злословия», трагедию Шелли «Ченчи», и много других крупных и мелких произведений европейской поэзии (Данте, К. Ф. Д. Шубарт, Л. Уланд, Ф. Шпильгаген, Г. Зудерман, Р. Бёрнс, Э. Б. Браунинг, А. Мюссе, В. Сарду, О. Барбье, Г. Лонгфелло, Брет Гарт, Андерсен, Г. Ибсен, А. Мицкевич; всего свыше шестидесяти авторов. Эти переводы доставили ему почётное место среди лучших русских переводчиков. Отличаясь звучным и красивым стихом, переводы Вейнберга в то же время замечательны и своей близостью к подлинникам. Не ограничиваясь этой переводческой деятельностью, печатал в газетах и журналах статьи о разных произведениях русской и иностранной литературы, отдельные монографии (например, этюды о В. Гюго и Фрейлиграте), статьи о театре, о явлениях общественной жизни и т. п. Многие стихотворения и переводы Вейнберга были положены на музыку Ц. А. Кюи, А. Т. Гречаниновым, М. М. Ипполитовым-Ивановым и другими композиторами. Стихотворение «Он был титулярный советник…» (1859; первая публикация в цикле «Отпрыски сердца» за подписью Гейне из Тамбова, «Искра», 1859, № 2[2]) стало широко известным благодаря романсу А. С. Даргомыжского. В конце 1860-х и 1870-х гг. издал в русских переводах (своих и чужих) сочинения Гёте (в 6 томах) и Гейне (в 12 томах), а затем — избранные сочинение Берне, в своем переводе (2 тома).