Яков Германович Гевирц
Яков Германович
Гевирц (1879, Одесса – 1942, Ленинград). Известный русский и советский
архитектор. Учился в Академии художеств Санкт-Петербурга у Леонтия Николаевича
Бенуа (1899–1906). Победил в 1908 году в конкурсе на проект нового комплекса
зданий на Еврейском Преображенском кладбище Санкт-Петербурга, вошёл в
строительный комитет Общины, с которой сотрудничал до 1920-х годов и был
архитектором Преображенского еврейского кладбища.
Действительный
член Археологического института. Секретарь Общества архитекторов-художников
(1910-е).
С 1922 преподавал
в Академии художеств Петрограда-Ленинграда, с 1936 года – декан архитектурного
факультета.
См.: Википедия
Гевирц родился в семье одесского бухгалтера, окончил Коммерческое
училище, но любовь к археологии и зодчеству пересилила. После окончания
Академии художеств (мастерская Леонтия Бенуа) был премирован поездкой в Италию,
где навсегда подпал под обаяние классической архитектуры Европы.
Петербург этот зодчий считал продолжением Рима и Венеции. Он любил
гулять по городу, разглядывая и зарисовывая его величественные ансамбли, фасады
дворцов. Вписал и свою страницу...
Среди построек Гевирца в нашем городе следует отметить жилые дома на
Кирилловской улице и 5-й линии, на Советских (Рождественских) в Песках, дом на
Большой Монетной, № 18, на Зверинской, № 20, на пр. Добролюбова, № 19.
Сто лет назад архитектор построил один из первых кинотеатров города – «Колизей»
на Кронверкском, не сохранившийся до наших дней.
Жилые дома Якова Гевирца отличают величие и монументальность - крупные
членения, сдержанная простота и вместе с тем аристократическая возвышенная
интонация, присущая флорентийским палаццо. Горделивые львы, попирающие лапой
шар, букрании, напоминающие о бренности всего земного, нарядные гирлянды,
античные барельефы, медальоны...
Маршрут архитектора Гевирца в Академию художеств пролегал от
Александровского проспекта через Тучков мост. На 1-й линии, 36, он нередко
заглядывал в кондитерскую Au bon gout (что можно перевести с французского как
«Со вкусом» или «Там, где вкусно»), в которой познакомился с симпатичной
кассиршей Нютой, вскоре ставшей его женой.
Много сил и энергии Яков Гевирц отдавал преподавательской работе.
Профессор, декан архитектурного факультета, автор многих книг, он находил время
и для общения с детьми - их у него было двое.
Однажды кто-то подарил архитектору породистого щенка, который умещался
в кармане пальто. Гевирц и его дети возились с собачонкой, занимались её
«обучением» по советам опытного кинолога. В 1936 году пойнтер Парис завоевал
1-ю малую серебряную медаль на выставке собак Ленинградского областного
общества кровного собаководства в щенячьем классе...
Летними субботними вечерами Яков Германович приезжал к семье в Вырицу
на дачу, выстроенную по собственному проекту. Сейчас на этом участке по
Коммунальному проспекту стоят убогие советские «будки», ничем не напоминающие
торжественный – хоть и деревянный – портик Гевирцевой дачи...
Воскресным утром в начале июля 1941 года Яков Гевирц приехал на трамвае
в Стрельну, где в военно-морском училище ПВО проходил подготовку его сын.
Курсант Гевирц, увидев отца стоящим у забора, обратился к начальнику училища
генерал-майору береговой службы Гусеву с просьбой разрешить встречу. Вскоре они
расположились на лужайке перед Константиновским дворцом. Отец привёз бритвенный
прибор. «Мама поскользнулась, растянула ногу и не смогла приехать», – сказал
отец. Вокруг цвели липы, щебетали птицы, ветерок доносил звуки патефона. Какая
такая война?
Время пролетело незаметно. На прощание отец и сын обнялись и
расцеловались. Кто мог знать, что через полгода архитектора Гевирца не станет?
Он умрёт от истощения 19.1.1942 г. в подвале Академии художеств, где жили в
блокаду её сотрудники...
Вдова архитектора Анна Степановна похоронила мужа на острове Голодай.
После войны Герман, студент Горного института, обратился к ректору Академии
художеств Матвею Манизеру с просьбой установить памятник. На деньги Союза
художников и Союза архитекторов на «блокадном» участке кладбища открыли
гранитную стелу. Кроме Гевирца там значатся ещё шесть фамилий профессоров
академии, умерших в ту страшную зиму. Это кенотаф – символическая могила.
Точное место погребения архитектора так и осталось неизвестным...
См.: http://petersburg-history.narod.ru/p1430.htm