Оскар Рудольфович Мунц
Оскар
Рудольфович Мунц (24 сентября (2 октября) 1871, Одесса – 7 января 1942,
Ленинград) – русский архитектор, педагог. Профессор, доктор архитектуры.
Родился в
Одессе в семье генерального консула Нидерландов. В 1889 году переехал в
Санкт-Петербург. Являясь подданым Нидерландов, в 1893 году по «изъявленному им
желанию» получает свидетельство о российском подданстве.
В 1896 году с
золотой медалью окончил Высшее художественное училище при Императорской
Академии художеств (мастерская Л. Н. Бенуа). Стараниями наставника был на год
отправлен в заграничную командировку, в ходе которой посетил Австрию, Германию,
Италию и Францию. Вернувшись, работал помощником таких архитекторов, как А. И.
Гоген, И. С. Китнер и Л. Н. Бенуа.
Первые
самостоятельные работы датируются 1901 годом. Работает во многих городах.
В 1930–1933
годах – архитектор треста «Аппатит». С 1933 года – руководитель мастерской
Ленпроекта.
Преподавательскую
деятельность начал в 1904 году в общем архитектурном классе ВХУ при
Императорской Академии художеств. Кроме того преподавал в Ксенинском институте,
на Женских политехнических курсах, на архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой, в
Институте гражданских инженеров (1921–1924 гг.). В 1939 году получил степень
доктора архитектуры.
Погиб в 1942
году во время блокады Ленинграда. Похоронен в братской могиле профессоров
Академии художеств на Смоленском православном кладбище.
"Гомельские
ведомости", 27 сентября 2007 года
Если
архитектура считается летописью народа в дереве и камне, то люди, которые ее
создают – это золотые страницы в этой летописи. Такой страницей в истории
нашего города является известный петербургский архитектор Оскар Рудольфович
Мунц. В этом году исполняется 65 лет со дня смерти архитектора. К сожалению,
сегодня в городе мало кто знает это имя. А ведь, в самом центре Гомеля
находится удивительное по красоте здание, являющееся сегодня памятником
архитектуры. Автором этого уникального и единственного его творения в Гомеле и
является Оскар Рудольфович Мунц.
Памятники
архитектуры являются бесценными и поучительными документами нашей истории,
нашим национальным достоянием. Бесценными в нашей истории должны оставаться и
люди, которые создают эти шедевры. Ведь, память – один из тех факторов, который
делает народ народом, а человека – человеком. Именно поэтому речь пойдет об
уникальном человеке, архитекторе, жизнь и деятельность которого также связана с
историей нашего города. Благодаря документам, которые были найдены в Российском
Государственном историческом архиве, удалось более подробно познакомиться с жизнью и деятельностью О. Р. Мунца.
Мунц О. Р.
родился в 1871 г. в Одессе. Принадлежал к старшему поколению советских зодчих.
В 1889 г. он сдает проверочный экзамен в число академистов Императорской
Академии художеств, в 1892 г. поступает в Высшее художественное училище при
Императорской академии художеств на архитектурное отделение. В 1893 г.
канцелярией распределительного отделения Санкт-петербургского градоначальника
было выдано свидетельство бывшему Нидерландскому подданному Оскару Мунцу, 21
года от роду, лютеранского вероисповедания. Свидетельство было выдано, согласно
«изъявленному им желанию, к присяге на подданство России и свободного
проживания в разных городах и селениях российской империи».
В мае 1894 г.
О. Р. Мунц окончил научный академический курс при Императорской Академии
художеств. За свои классные работы он был удостоен малой и большой серебряных
медалей. В 1896 г. окончил архитектурное отделение Императорской Академии
художеств. За отличные познания в искусстве и науках, Оскар Мунц был удостоен
звания художника-архитектора с присвоением права на чин X класса при
поступлении на государственную службу и с предоставлением производить
постройки.
Золотая
медаль, с которой окончил архитектурное отделение Академии художеств О. Мунц,
давала право на заграничную командировку. Л. Н. Бенуа, профессор Высшего
художественного училища при Академии художеств, научный руководитель Мунца,
подал заявление в художественный Совет Императорской Академии с просьбой о посылке за границу ученика его
мастерской. 8 ноября 1896 г. состоялось заседание Художественного Совета. Совет
поручил ректору Высшего художественного училища при Императорской Академии
художеств В. Маковскому просить графа И. И. Толстого созвать Совет Академии для
совместного с Художественным Советом обсуждения отправки за границу О. Р. Мунца.
Вскоре граф Толстой дает ответ Маковскому: «Совет 11 декабря 1896 г. постановил
послать за границу О. Р. Мунца на один год». Во время заграничной командировки
О. Мунц посетил Австрию, Германию, Италию и Францию. По возвращении в Россию
обосновался в Петербурге, работая вначале помощником у известных тогда зодчих
А. И. Гогена, И. С. Китнера, Л. Н. Бенуа.
Самостоятельная
творческая деятельность Мунца началась в 1901 г. В это время Гомель являлся
крупным торговым центром. Развитие и рост торгово-промышленных предприятий в
городе вызвал к жизни и интенсивной деятельности финансовые отделения – банки.
В 1903 г. в Гомеле открывается комиссионерство, преобразованное в 1904 г. в
отделение Северного банка. Правление находилось в Санкт-Петербурге. 30 июля
1910 г. от слияния Русско-Китайского и Северного банков был основан
Русско-Азиатский банк – самый крупный акционерный коммерческий банк
дореволюционной России. Председателем правления банка (он же
Директор-Распорядитель) был А. И. Путилов, назначенный по Указу императора
Николая II Директором общей канцелярии Министерства Финансов. В сфере влияния
Русско-Азиатского банка находились крупнейшие предприятия военной
промышленности и транспортного машиностроения. Банк контролировал товарищества
Путиловских заводов, Акционерные товарищества Русско-Балтийского и
Петербургского вагонных заводов и мн. др. Под его эгидой основана Русская
генеральная нефтяная компания (концерн «Рашен дженерал ойл корпорейшен»). На
1910 г. в России насчитывалось 106 отделений, агентств и комиссионерств
Русско-Азиатского банка и 22 отделения и агентства банка за границей и в
Маньчжурии.
В 1910–1912
гг. для Гомельского отделения Русско-Азиатского банка архитектором О. Р. Мунцем
было построено новое здание. Оно архитектурно оформило угол улиц Румянцевской и
Барона Нолькена (ныне Советской и Ланге). Для придания ему большей
монументальности Оскар Рудольфович завершает полукруглую угловую часть
постройки высоким глухим барабаном и куполом, которые являются как бы
своеобразной визитной карточкой, рекламой банка. В центре барабана – фигура
бога предпринимательства Меркурия и аллегорическая женская скульптура. Под
карнизом была надпись «Русско-Азиатский банк».
На основании
Декрета ВЦИК от 14 декабря 1917 г. Русско-Азиатский банк был национализирован.
После национализации в банке в разные годы действовали различные банковские
учреждения. Сохранение функции способствовало сохранению неизменности
архитектурного облика. Ныне в этом здании располагается Главное управление
Национального банка РБ по Гомельской области.
С середины
1900-ых гг. вплоть до революции в творчестве Мунца преобладают строгие линии
позднего модерна (доходный дом на Нарвской площади, дача Завадовского в
Финляндии, отделка интерьеров Екатерининского собрания в Петербурге, проекты
театра на тысячу мест, Московского вокзала и т.д.). Суровость и сила ощущается
в одном из лучших памятников архитектуры первых революционных лет – Волховской
ГЭС (январь 1918–1926 гг.), где О. Мунц использовал самый современный материал
– железобетон. Мощность Волховской гидроэлектростанции 56 тыс. кВт. Это было
первое крупное строительство молодой Советской республики и явилось важнейшей ступенью
в истории гидротехнических сооружений и промышленного зодчества. ГЭС построена
под руководством инженера Г. Графтио, архитектурная часть проекта разработана
О. Мунцем, академиками Покровским, Тихомировым А., Гундобиным Н.
В конце
20-х–30-х годов XX в. в творчестве Мунца появляются черты своеобразно новой
архитектуры: проект памятника Колумбу в Санто-Доминго, дом правительства в
Харькове, дом техники и дом треста «Апатит» для Кировска, генплан этого города.
Во 2-й пол. 30-х гг. в его творчестве наблюдаются попытки освоения наследия и
монументализации форм: Дворец труда в Сталинграде, заполярный Дом Советов в
Мурманске. Большинство зданий массового назначения (жилые дома, школы)
сохраняют рационализм и строгость архитектуры предшествующих лет.
Обладавший
острым аналитическим умом, Оскар Мунц неоднократно выступал в качестве
архитектурного критика, теоретика и историка архитектуры. Литературная и
редакторская деятельность Мунца началась в 1914 г. в редакции
«Архитектурно-художественного еженедельника» (1914–1917) и продолжалась до
самой его смерти. С 1933 г. Оскар Рудольфович Мунц – руководитель группы, а
с 1938 г. – руководитель мастерской
треста «Ленпроект». Последняя работа зодчего – проект дома-бомбоубежища (1941)
Умер О. Р. Мунц
в 1942 году в осажденном Ленинграде, в стенах Академии художеств, где он
бессменно вел преподавательскую работу с 1904 года в качестве преподавателя и
профессора архитектурного факультета.
Говорят, что
каждый камень и каждое бревно взлелеяны руками мастера, затем также с любовью
прилажено одно к другому, да благословлено молитвой. Тепло рук не исчезает
через столетия, как не исчезают чувства и душа. Так не должно и исчезнуть имя
архитектора О. Р. Мунца, который создал для нашего города настоящий
архитектурный шедевр.
Надежда Брагина
http://www.palacegomel.by/engine/print.php?newsid=52