Главная » 2011 Январь 9 » Одеситы в Санкт-Петербурге. Марк Донской
22:39 Одеситы в Санкт-Петербурге. Марк Донской |
Донской Марк Семенович 6 марта 1901, Одесса – 21 марта 1981, Москва. Советский режиссер, сценарист. Народный артист СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1971). Марк Семенович родился в Одессе, в
бедной еврейской семье. В детстве у него было два увлечения: спорт и театр. Окончил правовое отделение
Симферопольского университета, работал юристом, был профессиональным
спортсменом, выпустил сборник рассказов. В годы Гражданской войны служил в
Красной Армии, десять месяцев был в плену у белых. Демобилизовавшись, изучал психологию
и психиатрию в Крымской медицинской школе. Но врачом не стал. В 1921–1925 гг.учился на правовом
отделении факультета общественных наук Симферопольского университета,
одновременно работая в следственных органах, Верховном суде Украины, коллегии
защитников. Марк написал книгу рассказов из своей жизни под названием
"Заключенные" (1925). Книга имела успех, но Донской уже увлекся
спортом: стрельбой, футболом, а потом и боксом. Его путь в кино начался со сценария
"Последний оплот" – из истории крымского подполья. Марк привез свой
сценарий в Москву, и его сразу купили. Донской шесть лет проработал на Ленинградской киностудии - сначала
ассистентом режиссера и помощником по монтажу, затем снимая самостоятельно. Вместе с М. А. Авербахом поставил
фильмы «В большом городе» (1928) и «Цена человека» (1929), в духе своего
времени направленные на борьбу против мещанского влияния нэпа на молодежь.
Затем Донской самостоятельно снял несколько лент – «Пижон» (1929), «Чужой
берег» (1930), «Огонь» (1931). Но внимание к себе он привлек картиной «Песня о
счастье» (1934, с В. Г. Легошиным) о талантливой марийской молодежи, лишь при
Советской власти получившей возможность заниматься творческим трудом. В этой
картине Донской обнаружил свое умение романтически и поэтически приподнимать
обыденные истории, приобрел репутацию специалиста по съемкам фильмов из жизни
национальных окраин. Эту репутацию он подтвердил позднее в фильмах «Романтики»
(1941, соавтор сценария Т. З. Семушкин ) и «Алитет уходит в горы» (1950, по
роману Семушкина). В предвоенные годы Донской создает
трилогию по автобиографическим произведениям Максима Горького: «Детство
Горького» (1938), «В людях» (1939) – за оба фильма Сталинская премия за 1941
год, и «Мои университеты» (1940). Эти фильмы увековечили имя Донского в истории
мирового кинематографа. В трилогии были воплощены самобытные человеческие
характеры, поэтическое начало сочеталось с колоритными бытовыми сценами,
тонкими жизненными наблюдениями. Итальянские неореалисты почитали Донского как
своего предшественника и считали, что именно у него учились поэтизации
обыденной жизни, внезапным переходам от бытописательства к высотам
романтического восприятия действительности. В годы Великой Отечественной войны
Донской снимал переполненные эмоциями фильмы «Как закалялась сталь» (1942, по
Н. А. Островскому), «Радуга» (1944, по повести В. Л. Василевской,
премия Национального совета кинообозревателей в США; Сталинская премия за 1946
год) и «Непокоренные» (1945, по повести Б. Л. Горбатова, премия на
Венецианского кинофестиваля за 1946 год). Эти фильмы укрепили репутацию
Донского как выдающегося кинорежиссера, но в большей степени за рубежом, нежели
на родине. Наибольшего прокатного успеха в СССР
режиссер добился лентой «Сельская учительница» (1947, Сталинская премия за 1948
год), посвященный подвижническому труду русского интеллигента в деревне (в
главной роли Вера Марецкая). В 1950-е годы Донской возвращается к прозе
Горького, создав версию «Матери» (1956) и драму «Фома Гордеев» (1959, премия
Локарнского кинофестиваля 1960 года). Вместе с женой, сценаристкой Ириной,
Донской написал сценарий по мотивам рассказов Коцюбинского. Подлинным
откровением стала экранизация – «Дорогой ценой» (1958), где был показан
образный мир гуцульских крестьян, богатый поэтическими легендами, проникнутый
сгущенной метафоричностью. Совершенно неоцененная на родине, эта картина под
названием «Плачущая лошадь» с восторгом была принята во Франции. В 1960-е годы Донской обратился к
беспроигрышной теме ,экранизировав повести З. И. Воскресенской о
Ленине: «Сердце матери (1966, Государственная премия за 1968 год) и «Верность
матери» (1967). Эти фильмы отличает сдержанность чувств и политических акцентов.
В 1973 режиссер экранизировал историю знакомства и женитьбы В. И. Ленина и Н.
К. Крупской в фильме «Надежда». Но эта картина, как и последняя лента Донского
«Супруги Орловы» (1978, по ранним рассказам Горького) не снискали успеха. 6 марта 1980 года Марку Донскому
исполнилось восемьдесят лет, а через две недели, 21 марта, его не стало. Творчеству Донского был посвящен
фильм Ю. А. Швырева и Г. Н. Чухрая «Я научу вас мечтать...» (1985). См.: http://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/21141/bio/ |
|