Главная » 2010 Ноябрь 21 » Одесситы в Санкт-Петербурге. Александр Маринеско
18:36 Одесситы в Санкт-Петербурге. Александр Маринеско |
Александр Иванович Маринеско (2 (15) января
1913,
Одесса —
25
ноября 1963,
Ленинград) — командир Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок
Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по «Атаке века». Родился в
Одессе в семье румынского рабочего Иона Маринеску, мать — украинка. Окончил 6 классов трудовой школы, после чего
стал учеником матроса.
За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по
окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1
класса. В 1930 году поступил в Одесский
мореходный техникум и, окончив его в 1933 году,
плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». В ноябре 1933 года
по путёвке комсомола
(по другим данным, по мобилизации) был направлен на специальные курсы
комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ Щ-306
(«Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года
в связи с введением персональных воинских званий А. И. Маринеско получил
звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы
переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова, он служил помощником
командира на Л-1, затем командиром ПЛ М-96,
экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 занял первое место, а
командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта. В первые
дни Великой Отечественной войны подлодка М-96
под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин,
стояла на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. В августе
1941 года
подлодку планировали перебросить на Каспийское море в качестве учебной, затем от
этой идеи отказались. В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в
члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе ПЛ азартных
карточных игр (комиссар дивизиона, допустивший подобное, получил десять лет
лагерей с отсрочкой исполнения приговора и был направлен на фронт). 14 февраля 1942 года
подлодка во время обстрела была повреждена артиллерийским снарядом, ремонт
занял полгода. Лишь 12 августа 1942 года М-96 вышла в очередной боевой поход. 14 августа 1942 года лодка атаковала немецкую тяжёлую
плавбатарею (нем. schwerer Artillerie-Träger) SAT-4 «Хелене» (400 брт).
По наблюдению командира Маринеско, в результате атаки корабль пошёл на дно. Но
в 1946 году «потопленный» корабль был передан Балтийскому флоту.
Возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивались топливо и патроны
регенерации), Маринеско не предупредил советские дозоры, а при всплытии не
поднял военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили
собственные катера. В ноябре 1942 года
М-96 вышла в Нарвский залив для высадки группы разведчиков в
операции по захвату шифровальной машины «Энигма»
в штаб немецкого полка. Но шифровальной машины в нём не оказалось. Тем не
менее, действия командира на позиции оценили высоко, и А. И. Маринеско
наградили орденом Ленина. В конце 1942 года А. И. Маринеско
было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены
ВКП(б),
но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона
капитан 3-го ранга Сидоренко всё же отметил, что его подчинённый «на берегу
склонен к частым выпивкам». В апреле 1943 года
А. И. Маринеско назначен командиром ПЛ С-13,
на которой он прослужил до сентября 1945 года.
В 1943 году С-13 в боевые походы не выходила, а командир попал в
очередную «пьяную» историю. В поход подлодка под его командованием вышла только
в октябре 1944 года. В первые же сутки похода, 9 октября, Маринеско обнаружил и атаковал транспорт «Зигфрид»
(553 брт).
Атака четырьмя торпедами с небольшой дистанции не удалась, по транспорту
пришлось вести артиллерийский огонь из 45-мм и 100-мм орудий подлодки. По
наблюдению командира, в результате попаданий корабль (водоизмещение которого
Маринеско в докладе завысил до 5000 тонн) начал быстро погружаться в воду.
В действительности, повреждённый германский транспорт был позднее отбуксирован
противником в Данциг
и к весне 1945 года восстановлен. За данный поход Маринеско получил орден
Красного Знамени. С 9 января по 15 февраля 1945 года
А. И. Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение
которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». Перед этим походом командующий
Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц решил предать
Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке
(в предновогоднюю ночь командир на двое суток покинул корабль, экипаж которого
за это время «отличился» выяснением отношений с местным населением), но
исполнение этого решения задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить
вину в боевом походе. Таким образом, С-13 стала единственной «штрафной»
подлодкой советского флота. 30 января 1945 года С-13
атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлофф», на котором
находилось 10582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного
дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из
состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых
военнослужащих и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей.
Транспорт, бывший океанский лайнер «Вильгельм Густлофф», шёл без конвоя
(торпедолов учебной флотилии TF-19 вернулся в порт Готенхафен, получив
повреждение корпуса при столкновении с камнем, в сопровождении второго судна из
состава приданного «Густлову» эскорта — лёгкого миноносца «Löwe».)
Из-за нехватки топлива лайнер шел прямым курсом, без выполнения
противолодочного зигзага, а повреждения корпуса, полученные ранее при
бомбардировках, не позволяли развить ему большую скорость (корабль шёл на
скорости всего 12 узлов). Ранее
считалось, что немецким ВМС был нанесён серьёзный урон. Так, по свидетельству
журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблём погибли 1 300
подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи
подводных лодок и их командиры. По мнению командира дивизиона капитана
1 ранга А. Орла, погибших немецких подводников хватило бы для
укомплектования 70 ПЛ среднего тоннажа. Впоследствии советская печать
потопление «Вильгельма Густлоффа» назвала «атакой века», а Маринеско —
«подводником № 1», что не совсем обоснованно (подводники других стран
топили значительно более крупные корабли, в том числе и боевые, например,
американская подводная лодка «Арчерфиш» уничтожила японский авианосец «Синано» водоизмещением 71 890 брт, а
немецкая лодка U-47 14 октября 1939
потопила английский линкор «Royal Oak» водоизмещением
29 150 брт прямо в гавани Скапа-Флоу). По
современным данным, с «Густлоффом» погибло 406 матросов и офицеров 2-й
учебной дивизии подводных сил, 90 членов собственного экипажа,
250 женщин-военнослужащих немецкого флота и 4600 беженцев и раненых
(из них почти 3 тыс. детей). Существуют и иные оценки численности
жертв, вплоть до 9343 человек. Из числа подводников, погибло
16 офицеров (в том числе 8 медицинской службы), остальные
малообученные курсанты, нуждавшиеся ещё, как минимум, в полугодичном курсе
подготовки. Вопреки
утверждениям ряда военных и историков, трёхдневный траур по потопленному
теплоходу в Германии не объявлялся (за всю войну он объявлялся только по
уничтоженной в Сталинграде 6-й армии вермахта) и Гитлер не объявлял Маринеско своим личным врагом
(на тот момент Германия несла тяжелейшие потери на фронтах, и Гитлер
сообщение о гибели «Вильгельма Густлоффа» воспринял довольно равнодушно). «Вильгельм
Густлофф» был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным советскими
подводниками, и вторым по числу жертв (лидирует теплоход «Гойя», потопленный 16
апреля 1945 года подводной лодкой «Л-3»; на нём погибло около
7000 человек). Оценки
действиям Маринеско и экипажа С-13 сильно разнятся, от чрезвычайно
положительных (в советских источниках) до осуждающих. В
некоторых немецких публикациях в годы холодной войны, потопление «Густлоффа»
называется преступлением против мирного населения, таким же, как бомбардировка Дрездена союзниками. Однако
исследователь катастрофы Гейнц Шён заключает, что лайнер представлял собой
военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как: суда,
предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны были быть обозначены
соответствующими знаками — красным крестом, не могли носить камуфляжную
окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. На их борту не
могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые
орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства. Говоря
юридическим языком, «Вильгельм Густлофф» был вспомогательным кораблём ВМС, на
который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их
жизнь, с того момента как они поднялись на боевой корабль, лежала на
соответствующих должностных лицах немецкого военного флота. Таким образом,
«Густлофф» являлся законной военной целью советских подводников, ввиду
следующих фактов: 1. «Вильгельм Густлофф» не являлся
безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно
было бороться с кораблями и авиацией противника; 2. «Вильгельм Густлофф» являлся
учебной плавучей базой для подводного флота Германии; 3. «Вильгельм Густлофф» шёл в
сопровождении боевого корабля флота Германии (миноносец «Лёве»); 4. Советские транспорты с
беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для
германских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году
в Чёрном море, вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и
раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, «Армения», как и «Вильгельм
Густлофф», нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной
целью). Тем не
менее, в любом случае утверждение, что гибель «Вильгельма Густлофа» нанесла
существенный ущерб вооруженным силам Германии - не имеет достаточно оснований.
Из личного состава школы подводного плавания, находившихся в ту роковую ночь на
борту, невозможно было укомплектовать ни одного экипажа подводной лодки,
поскольку там были, главным образом, младшие специалисты, не имевшие опыта службы
на боевых субмаринах. 10 февраля 1945 года последовала новая победа — на
подходе к Данцигской (Гданьской) бухте С-13
потопила санитарный транспорт «Штойбен» (14 660 брт), на
борту которого находились 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900
беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна. Из них
спаслось 659 человек, из которых раненые составляли около 350. Надо отметить,
что Маринеско идентифицировал атакованное судно как лёгкий крейсер «Эмден». Командиру
С-13 не
только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако, вышестоящее
командование Золотую Звезду заменило орденом Красного Знамени. Шестой
боевой поход с 20 апреля по 13 мая 1945 года
был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ
капитана 1 ранга Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения
транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования
и нерешительности сблизиться для атаки не смог… Действия командира ПЛ на
позиции неудовлетворительные. Командир ПЛ не стремился искать и атаковать
противника… В результате неактивных действий командира ПЛ „С-13" боевую задачу
не выполнила…». 31 мая командир дивизиона ПЛ подает рапорт вышестоящему
командованию, в котором указывает на то, что командир подлодки все время пьёт,
служебными обязанностями не занимается и его дальнейшее пребывание в данной
должности нецелесообразно. 14 сентября 1945 года
вышел приказ № 01979 наркома ВМФ адмирала флота Н. Г. Кузнецова, где говорилось:
«За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство
и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13
Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота
капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой
должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение
военного совета этого же флота» (В 1960 году
приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность
А. И. Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную
пенсию). С 18 октября 1945 года по 20 ноября 1945 года А. И. Маринеско был командиром тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой
бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521
старший лейтенант Маринеско А. И. уволен в запас. Из шести
боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, три были
безуспешными, но он первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его
счету два потопленных транспорта водоизмещением в 42 557 брутто-регистровых тонн. После
войны в 1946—1949 годах
А. И. Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского
государственного торгового пароходства, в 1949 году —
заместителем директора Ленинградского НИИ
переливания крови. В 1949 году был осужден на три года лишения
свободы по статье «За разбазаривание социалистической собственности»
наказание отбывал в 1949—1951 годах
в Ванино.
В 1951—1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с
1953 года — руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе
«Мезон». А. И. Маринеско
скончался в Ленинграде после тяжёлой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года.
Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Звание Героя Советского Союза Александру Ивановичу
Маринеско присвоено посмертно 5 мая 1990 года.
Награждён 2 орденами Ленина (1942, 1990), 2 орденами Красного Знамени,
медалями. Памятники А. И.&nb |
|