Главная » 2011 Январь 20 » Одесситы в Санкт-Петербурге. Михаил Минкус
16:43 Одесситы в Санкт-Петербурге. Михаил Минкус |
Михаил Адольфович Минкус Известный советский архитектор Михаил Адольфович Минкус прожил яркую творческую жизнь. Он родился 25 декабря 1905 г. в Одессе и, как чрезвычайно одаренный от природы и талантливый человек, прошел путь, который неоднократно повторяли многие отмеченные Богом одесситы, выдающиеся писатели и художники, музыканты и артисты — переезд и учеба в Ленинграде, в Академии художеств, с последующим переездом и работой в Москве и с заслуженным всесоюзным и международным его признанием. Отец Михаила — известный архитектор Адольф Борисович Минкус (1870-1947 гг.) — много строил в Одессе, Николаеве, Херсоне, Киеве и Харькове. Профессор Б. Минкус, старший брат Михаила, вспоминает, что, едва начав ходить, Миша пробирался в мастерскую отца, наблюдал за его работой, рассматривал архитектурные книги и альбомы и жадно впитывал все, что видел вокруг. «Эта атмосфера, — писал Б. Минкус, — дала вскоре обильные, плодотворные всходы. Рано овладев основными профессиональными навыками, уже в 15-16 лет Миша мог не только помогать отцу, но даже часто критиковать его , и жаркие споры возникали в особенности в совместных работах». В детстве рисование Мише преподавал П. В. Сабсай (скульптор, действительный член Академии художеств СССР). Он сразу оценил художественные способности ученика, и их взаимное понимание стало основой дружбы, длившейся до самой смерти М. Минкуса. Будучи еще ребенком Миша удивительно серьезно относился к любой работе, заранее обдумывал все, и непременно выполнял предварительно маленький рисунок-эскиз — манера работать, сохранившаяся на всю жизнь. Безусловно, наиболее сильное воздействие на юного Минкуса оказала архитектура родной Одессы. Он с увлечением рисовал пейзажи старой Одессы: дворики, крыши, старые здания. А с поступлением в Одесский институт изобразительных искусств это стало его систематическим занятием. Он делает обмерные чертежи ампирных зданий Одессы и других городов Причерноморья. Понимая неизбежность вечного хода времен в архитектурном облике города, Минкус торопился зафиксировать как можно больше архитектурных ансамблей. С 1922 по 1925 гг. он зарисовал и обмерил около 80 объектов, и среди них такие замечательные образцы одесского ампира, как здания Старой Биржи, 5-й оборонительной казармы на Пишоновской улице, бывшей дачи Лагиной на 16-й станции Большого Фонтана, ансамбль Старого базара и др. Для тех зданий, которые должны были неминуемо исчезнуть, он выполнил проекты реставраций. Наиболее значительна в то время его работа по обмеру и зарисовкам на 40 листах ансамбля Старого базара (1922 г.), утраченного в те годы. Ансамбль состоял из пяти павильонов, построенных по углам квадратной в плане площади. Пятый павильон, сооруженный по проекту архитектора Г. Торичелли (1830 г.), был расположен в центре площади и завершался башней с часами. В 1922 г. на месте Старого базара городские власти решили разбить сквер. Площадь расчищалась, строения сносились. Юный Минкус целыми днями находился на площади, делая ее зарисовки, обмеры, фиксируя стадии разборки каменных павильонов. Отдельные фрагменты и камни он приносил в музей «Старой Одессы» на хранение. Так как на площади Старого базара еще долгое время стояла одинокая часовая башня, в 1937 г. Минкус по собственной инициативе сделал проект нового архитектурного решения площади, сохранив в ее центре эту башню. Но его проект не был реализован, а башню снесли. 5 ноября 1922 г. Московское архитектурное общество объявило конкурс на проект Дворца Труда — грандиозного сооружения, которое предполагалось построить в Москве. Среди 47 конкурсных проектов был и проект А. Б. и М. А. Минкусов. Заслуживший поощрительную премию, проект был первым значительным архитектурным выступлением 17-летнего Миши. В течение последующих четырех лег он совместно с отцом участвует в архитектурных конкурсах на проектирование крупных общественных объектов, таких, как здание акционерного общества «Аркос» в Москве, здание Промбанка в Свердловске (3-я премия), Дом Текстилей в Москве. Занимался Михаил и мемориальной архитектурой. В 18-19 лет его можно было видеть на старом Христианском кладбище, делающим зарисовки памятников и старых надгробий. В эти же годы Минкус принял участие во Всесоюзном конкурсе на проект памятника В. И. Ленину и Павшим за дело революции в Одессе (1924 г.). Проект был отмечен первой рекомендацией к приобретению. В 1926 г. Минкус сделал конкурсный проект памятника на месте дуэли А. С. Пушкина (4-я премия). Первая постройка Минкуса — подпорная стенка с воротами под Воронцовским дворцом в Одессе (1924 г.), в архитектуре которой отражены традиции классицизма. Много и плодотворно работая затем в Москве, куда он был направлен после окончания Ленинградской Академии художеств, Минкус всегда считал, что одесский период оставил в его дальнейшем образовании и жизни глубокий след, т. к. именно в эти годы были заложены основы его понимания архитектуры как искусства, а также мастерства и профессионализма. См.: http://www.odessapassage.com/passage/magazine_details.aspx?lang=rus&id=36665 |
|