Главная » 2011 Январь 26 » Одесситы в Санкт-Петербурге. Михаил Врубель
22:03 Одесситы в Санкт-Петербурге. Михаил Врубель |
Михаил Александрович Врубель Михаил Александрович Врубель (польск. Wróbel; 5 (17)
марта 1856, Омск – 1 (14) апреля 1910, Санкт-Петербург) – выдающийся русский
художник рубежа XIX–XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший
своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства:
живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был
известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных
иллюстраций. Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856
года в Омске, в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который
впоследствии стал военным юристом. Предки со стороны его отца были выходцами из
прусской Польши («wróbel» по-польски – воробей). По службе его отец должен был часто переезжать – Омск,
Астрахань, Петербург, Одесса. В учебных заведениях этих городов он проявлял
разнообразные склонности к наукам: С начала января 1864 года по апрель 1867 года семья
Врубелей жила в Саратове, где отец Михаила был командиром Саратовского
губернского батальона. В эти годы юный Михаил Врубель занимался у известного в
Саратове художника, выпускника Академии художеств А. С. Година. Предметы
гимназического курса ему преподавал Н. А. Песков, исключённый из Казанского
университета«за участие в студенческих беспорядках». В мае 1867 года семья
Врубеля вновь переезжает в Петербург. В 1874 году окончил Ришельевскую классическую гимназию
в Одессе. Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного
будущего, успешной карьеры, и потому после гимназии 18-летний Михаил поступил
на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он был совершенно
равнодушен к юридическим наукам. Все его интересы были за университетскими
стенами. Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис,
спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого
«чистого искусства», и много рисовал. Он посещал в Академии художеств вечерний
класс П. П. Чистякова, который учил Василия Поленова и Валентина Серова, Репина
и Сурикова, и Виктора Васнецова. От университетских лет сохранились его
иллюстрации к Тургеневу и Толстому, и среди них – знаменитая сцена свидания
Карениной с сыном – изящная и красивая, но в которой Анна получилась больше
похожей на роковую и демоническую женщину, чем на простую и милую Анну Льва
Толстого. В 1879 году в возрасте 23 лет Михаил окончил
университет с золотой медалью. После этого отбыл воинскую повинность, получив
чин бомбардира запаса. Недолго работал в главном военно-судном управлении. Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем
в Императорскую Академию художеств, где занимался опять же в классе Павла
Чистякова. Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля
и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) – достаточно
посмотреть на его первые акварели – «Введение во храм» и «Пирующие римляне». Из
рассеянного и легкомысленного студента он превратился в фанатика своей работы.
«Надо работать и работать», – с какой-то незнакомой прежде педантичностью
обращался он к сестре. Познакомится и сблизился с Валентином Серовым. Наравне с
Серовым, Врубель был одним из самых преданных и одним из самых отличаемых
учеников Чистякова, который надолго стал его кумиром. Именно от него он
унаследовал любовь к натуре, к рисунку, к обнажению формы и к классике. В 1884 году профессор А. В. Прахов по рекомендации
Павла Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией
Кирилловской церкви XII века. Для мраморного иконостаса храма Михаил написал
иконы «Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл». Кроме того он создал стенные
росписи. Также реставрировал росписи в куполе собора Св. Софии. Были выполнены эскизы росписи для Владимирского
собора, однако их не позволили осуществить по причине «нерелигиозности». Работы
в Киеве с перерывами продолжались до 1889 года. В 1886 году состоялось знакомство с Константином
Коровиным. В том же году во время очередного приезда в Киев Врубель написал
картину «Девочка на фоне персидского ковра» (КМРИ). На портрете изображена дочь
владельца ссудной кассы в Киеве. С сентября 1889 года жил в Москве, поселившись у
Коровина. Работает в мастерской в доме Черненкона Долгоруковской улице вместе с
Серовым и Коровиным. Осенью Врубель познакомился с предпринимателем и известным
меценатом Саввой Мамонтовым. С декабря переехал жить в его дом на Садовой-Спасской
улице. Врубель выступал в роли архитектора и мастера
прикладного искусства – создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на
Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве –
декоративную скульптуру «Маска льва». В 1894 году получил заказ на оформление особняка Саввы
Морозова. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В.
Морозова в Подсосенском переулке Врубель работал вместе с самым значительным
архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем. В 1895 году стал членом Московского товарищества
художников и участвовал в 3-й выставке объединения. Участвовал в оформлении спектаклей Русской частной
оперы Саввы Мамонтова, а в конце декабря 1895 вместе с труппой уехал на
гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской
набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель»
Михаил познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой. 28 июля 1896 года в Женеве Михаил Врубель и Надежда
Забела обвенчались. После этого молодожёны уехали в Люцерн, где Врубель
продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова. С февраля по апрель 1898 года участвовал вместе с
женой в гастролях Русской частной оперы С. И. Мамонтова в Санкт-Петербурге.
Сблизился с композитором Н. А. Римским-Корсаковым. Тогда же Врубель
познакомился с группой художников будущего объединения «Мир искусства». Его
пригласили участвовать в выставке «Русские и финляндские художники», которая
состоялась в начале года в Музее центрального училища техники рисования барона
А. Л. Штиглица. 1 сентября 1901 года у Михаила и Надежды родился сын.
Его назвали Саввой, в честь мецената Саввы Мамонтова, так помогавшего
художнику. В это время Врубель начал писать второй вариант картины «Сирень» (не
окончена, ГТГ) и картину «Пасхальные годы», которую он сам же уничтожил. В начале 1902 года у художника появились признаки
психического, или как говорили в то время, душевного расстройства. 11 марта знаменитый психиатр Владимир Бехтерев
поставил диагноз, сказав, что болезнь неизлечима. Жена увезла Врубеля на дачу в
Рязанскую губернию. С апреля до конца августа он лечился в Москве в
клинике Ф. А. Свавей-Могилевича, а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года – в
клинике В. П. Сербского при Московском университете. 9 июля 1904 году Врубеля доставили в клинику Ф. А.
Усольцева в Петровском парке. Он был в столь буйном состоянии, что его с трудом
могли удержать четверо санитаров. В клинике он провёл два месяца. В 1905 году болезнь обострилась. В марте Врубель
перешёл на лечение в клинику Ф. А. Усольцева. При этом продолжал работать над
картинами «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля» (ГРМ), «После концерта» (ГТГ),
графическим автопортретом (ГТГ). В ноябре 1905 года Врубель был удостоен звания
академика. В декабре у него резко ухудшается зрение. Последняя картина, которую
он смог написать – портрет поэта В. Я. Брюсова (ГТГ). В конце февраля 1906 года
художник полностью потерял зрение. После этого 6 марта из клиники Усольцева
Врубеля перевели в Санкт-Петербург в клинику Конасевича и Оршанского. В 1906 году Михаила Врубеля перевезли в клинику
доктора Бари на Васильевском острове, где он провёл последние годы жизни. В том же году С. П. Дягилев устроил ретроспективу
произведений художника на выставках «Мира искусства» в Санкт-Петербурге и
русского искусства на Осеннем салоне в Париже, где произведениями Врубеля
восхищался Пабло Пикассо. Лето 1908 года провёл на даче под наблюдением доктора
Морозова. Сестра читала ему, жена пела. 1 (14) апреля 1910 года в клинике доктора Бари Врубель
скончался. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Новодевичьего
монастыря в Санкт-Петербурге. Вдохновенную речь на похоронах произнёс Александр
Блок, назвав художника «вестником иных миров». А. Блок над могилой Врубеля
сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла,
против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству
раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не
видим». В Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества в тот
день была совершена панихида по скончавшемуся художнику. На заупокойном
богослужении присутствовали: директор училища князь А. Е. Львов, профессор
живописи В. М. Васнецов, художники К. Н. Горский, А. Е. Архипов, А. М.
Васнецов, Л. О. Пастернак, С. В. Иванов, С. М. Волнухин, А. С. Степанов и
учащиеся. В 1913 году рядом похоронили его жену, Н.И.
Забелу-Врубель. В 1935–1936 годах предполагался перенос могилы Врубеля
в музейный некрополь Александро-Невской лавры, однако этот план не был
осуществлён. Примерно в 2000 году фотограф Валерий Плотников нашёл заброшенную могилу Михаила Врубеля и стал ухаживать за ней, привёл в порядок. |
|