Главная » 2011 Январь 11 » Одесситы в Санкт-Петербурге. Сергей Рубинштейн
20:43 Одесситы в Санкт-Петербурге. Сергей Рубинштейн |
Сергей Леонидович Рубинштейн Сергей
Леонидович Рубинштейн (1889—1960) – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из
создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и
отделения психологии факультета философии МГУ, а также сектора психологии
Академии наук СССР. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии». С.
Л. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката, где витал дух
интеллигентства. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию.
Категорически отверг идею поступления в местный Одесский (Новороссийский)
университет (считая его «кулацким»). Высшее образование поехал получать в
Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра
перевелся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в
1914 г., и сразу защитил докторскую диссертацию по философии на тему «К
проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые учёные, как Г. Коген и П.
Наторп. В 1914 началась Первая мировая война и Рубинштейну пришлось вернуться в
Одессу. По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в
университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно.
В 1917 г. Рубинштейн становится преподавателем в гимназии, но продолжает
научную деятельность. Благодаря
отзывам Н. Н. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран
приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это
время переименовывают в Одесский институт народного образования). После смерти
Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором
кафедры психологии. В 1922 г. он сформулировал важный в психологии и педагогике
принцип единства сознания и деятельности. C 1925 г. Рубинштейн занимает
должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие
в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. – внештатный
профессор ИНО. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период
его становления как психолога». В
1930 г. переехал в Ленинград и возглавил кафедру психологии ЛГПИ им. Герцена. В
разные годы преподавал также в ЛИФЛИ, в ЛГУ читал курс психологии на кафедре
физиологии труда. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических
наук (без защиты диссертации) и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию
педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В
1939 году коллективом сотрудников ЛГПИ был выдвинут депутатом Ленсовета. До
октября 1942 г. работал в ЛГПИ. Во время блокады Ленинграда оставался в городе
до марта 1942 г., когда Ленинградский педагогический институт был частично
эвакуирован в разные города страны: с марта по октябрь 1942 г. живёт и работает
в Кисловодске. В 1942 году за работу «Основы общей психологии» (1940) был
удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки (премия
за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года). Директор
Института психологии (с 1 октября 1942 г. по 1945 г.), профессор кафедры
психологии МГУ (с 13 октября 1942 г.). Oрганизатор и первый заведующий кафедрой
психологии (1942), а затем отделения психологии (1943) на философском
факультете МГУ им. М. В. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на
филологическом факультете. Член-корреспондент Академии Наук СССР (избран 29
сентября 1943 г.). Oрганизатор и руководитель сектора психологии в Институте
философии АН СССР (с 1945 г.). В 1949 г. в ходе кампании по борьбе с
космополитизмом освобожден от руководящих должностей заведующего кафедрой
психологии МГУ (приказом по МГУ № 159 от 27 апреля 1949 г.) и заведующего
сектором психологии Института философии АН СССР, но при этом был оставлен в
штате обеих этих организаций. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозданный
заново сектор психологии в Институте философии. Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов – теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности – центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А. В. Брушлинским, К. А. Абульхановой-Славской и др.). |
|