Главная » Статьи » Редакционные статьи |
Знакомьтесь – Елена Ильичева Клуб одесситов Санкт-Петербурга обретает новых друзей. Случилось так, что уже известной в Одессе деятельностью КОСП, в том числе, по увековечению памяти одесских первостроителей, заинтересовалась почитаемая в широких творческих кругах одесская художница Елена Ильичева. Близкая ей тема – сохранение историко-художественного наследия – плотно перекликается с её практическими шагами по формированию общественного мнения и благотворительными мероприятиями. В Концертно-выставочном зале «Смольный собор» – филиале Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» – 23 марта 2011 г. в 14.30 открывается персональная выставка живописи Елены Ильичевой. Художник из Одессы представит работы из серии «Манускрипты старых мастеров». Картины не написаны, в привычном смысле этого слова, а созданы. Стиль и манера письма художницы необычны. Живопись Ильичевой – скорее движение цвета и линий, чем воспроизведение того или иного предмета. И создается это непосредственно пальцами художницы… Впрочем, обо всём этом мы узнаем из первоисточника. 25 марта, в 19.00 всё по тому же адресу – на Караваной, дом 5, в арт-кабачке «Одесса-мама» состоится творческий вечер Елены Ильичёвой с питерскими земляками – членами и гостями КОСП. Добро пожаловать на встречу с прекрасным и вечным!
А что говорят искусствоведы? Дмитрий Корсунь, искусствовед При первом взгляде на холст в душе невольно возникает ощущение неожиданного великолепия – и от присущего им общего полуденного колорита, и от любовно выписанных лиц, предметов, фруктов, цветов, атрибутов искусства, и от смутного предчувствия близкого открытия, долгожданного события, путешествия, знакомства, счастья. Этому способствуют еще и ренессансная густота, многоукладная вязкость среды, и теплый колорит, где, кажется, еще рдеют, не остывая, угли душевной страсти. И еще эта благородно построенная композиция, состоящая из предметов, будящих фантазию, чувство поэзии, и той меланхолии, которая охватывает поэта перед будущими строфами. Казалось бы, откуда это ориентальное видение, эта предельно натянутая нить традиции, пронизывающая, как у Байрона, Делакруа, Бодлера романтическая энергия, сгущенная материя неутолимой страсти, тяга к открытию, тайнам, метаморфозам? Или патристическое присутствие Микеланджело, Леонардо, высокий недосягаемый настрой Чинквеченто, и яркость метафоры, и ответная благодарность вещей и явлений, вырванных из небытия, и парение духа, так пленяющие в старых итальянских мастерах? Здесь покоится чувство длительности времени, и здесь, легко разветвляясь, время идет к неисчислимым вариантам будущего. И волнующая патина времени, которой подернут колорит ее картин, относится не только к предметам прошлого, но и к вещам будущим одновременно. Каждая деталь здесь кажется плодом счастливых воспоминаний, расцвеченных воображением. Художница поставила перед собой нелегкую цель – познать подлинную сущность предметов и явлений интуитивным путем. Иногда ее картины напоминают реализованный сон; это потому, что в них происходит отбор и использование реальных элементов, взятых для создания особого настроения. Это настроение любования природой, возвышенного мечтания, мистического визионизма. Ильичева выработала особый подход к изображаемому, ведь она твердо верит в то, что картина – это не просто сочетание линий и красок, не слепое копирование природы, а иной порядок значений. Каждый образ зритель должен наполнить своим собственным пониманием. Как художник, она призвана познать подлинную суть предметов интуитивным путем. Она всей своей душой постигла мировой закон вечного возвращения, присутствие самого дорогого и сокровенного рядом с собой и невидимые формы бытия. Поэтому работы пронизывает взволнованный монолог, желание поделится увиденным и пережитым, призыв к пониманию у людей, способных к собеседованию, ответному чувству. Формы предметного мира плотны, как у старых мастеров, отчетливо выписаны; но в эти формы влита собственная духовная субстанция; уже не формы смещены, а сам мир смещен по отношению к миру реальному, и потому живопись насыщена глубоким подтекстом. Таков этот мир художника – не разбросанный, не потерявшийся в пустоте, а центростремительный, плотно свернутый, в каких-то заданных спасительных пеленах, эссенциальный. При этом классическая скульптурность, отчетливая пространственность в самих вещах натюрмортов как будто находятся под пристальным изучающим взглядом первооткрывателя. Эти вещи, будто на безлюдном острове Робинзона, приобретают жизненную драгоценность, выразительную силу, спасительную пользу, и потому являют собой всю материальную красоту цивилизации. Картины Елены обладают удивительной способностью передавать затаенные мысли и чувства. Даже изображениям цветов в натюрмортах присуща таинственность. Это только кажется, что она обращается к букету, а на самом деле она стремится всегда остаться с людьми. И органический мир лепестков, стеблей и трав, их растительная телесность трансформируют свое бытие в сферу духа. Букеты духовны. И всегда есть свет, волнующие всполохи белого, или скатертной ткани, или бумаги, блюда, вносящие в атмосферу порыв чистоты, торжественной каймы, высшего мира. Предметы натюрмортов часто взаимно сочетаются с человеческой фигурой. Это всегда идеальные объекты для колористических и пластических изысканий. Взаимодополняющая красота, присущая женщине и цветку, толкают зрителя на поиски глубокого смысла. И эта красота, вечная и самодостаточная, отказывается дать разгадку! С творчеством Елены Ильичевой можно познакомиться на сайте www.artodessa.com.ua Мы приветствуем нашего нового друга и ожидаем в гости – как гласит девиз Всемирного клуба одесситов – «Одесситы всех стран – соединяйтесь!». Одесса не заканчивается на берегах Невы. Наоборот, здесь ее предместье.
| |||||
Просмотров: 4111 | Рейтинг: 5.0/2 |