Главная » Архив материалов
3 марта 1931 года родилась Ирина Марковна Попова – основатель одесской социологической школы В 1948 году Ирина Попова поступила на философский факультет Ленинградского университета, который закончила с отличием. Сначала работала в Ленинграде, затем с мужем переехала в Одессу. В ОГУ имени Мечникова прошла путь от старшего лаборанта до заведующей кафедрой философии, профессора кафедры социологии Института социальных наук. Ирина Марковна Попова приняла активное участие в создании социологического подразделения при Одесском университете. Она стала основателем и многолетним председателем Бюро Одесского филиала Украинского отделения Советской социологической ассоциации. Ее можно с полным основанием назвать основателем одесской социологической школы. Основной вклад И. М. Поповой в социологию состоит в использовании системного подхода для различения объективно-предметной и субъективно-ценностной методологии, а также в обосновании плодотворности этого для решения основополагающих социологических проблем. Ирина Марковна Попова является автором концепции стимулирования как качественно отличного от ценностно-нормативного способа регулирования человеческого поведения и деятельности. Использование разработанной ею концепции «двойственности человеческого опыта» (предметно-практического и символического) явилось основой для интерпретации опросов населения, теоретического осмысления целого круга актуальных прикладных проблем – легитимации парадоксов сознания, эволюции идеологии, оценок идеологии и практики социального реформирования. И. М. Попова ввела понятие «повседневная идеология», показав его эвристичность и целесообразность при социологическом анализе проблемы эволюции обыденного сознания. |
Есть имя, которое особенно дорого каждому одесситу. Это один из первостроителей города, градоначальник Одессы в 1803-1814 гг., и одновременно Новороссийский генерал-губернатор с 1805 г., герцог Арманд-Эмманюэль де Ришелье, уму и таланту которого так многим был обязан юный город на берегу Черного моря. Арманд-Эмманюэль, София-Септимани дю Плесси Ришелье родился 25 сентября 1766 недалеко от Бордо, во Франции, в одной из наиболее известных во всей Европе аристократических семей. Уже сам по себе факт его появления на свет принес ему третий наследственный титул – граф де Шинон. Смерть деда в 1788 г., а затем отца в 1791 г. принесли Арманду-Эмманюэлю соответственно второй и первый фамильные титулы, герцог де Фронсак и герцог де Ришелье. Являясь пятым представителем герцогского дома Ришелье, берущего свое начало с 1631 г., Арманд-Эмманюэль приходился правнучатым племянником основателю этого дома, кардиналу Арманду Жану дю Плесси Ришелье, знаменитому министру Людовика XIII. Рано потеряв мать. Арманд-Эмманюэль в детстве воспитывался под присмотром своих тетушек. В юности он получил блестящее образование: вначале домашнее под руководством аббата Лабдана, а затем в коллегии дю Плесси, основанную, как известно, его знаменитым предком, кардиналом. Обладая отменной памятью и соответствующими наклонностями, Ришелье получил в стенах коллегии основательное классическое образование. Он не только свободно владел латинским и древнегреческим языками, но и благодаря своей натренированной памяти в совершенстве овладел немецким, английским и итальянским. Несколько позднее, находясь уже на русской службе, он поразил своего близкого друга и соратника графа Ланжерона тем, что за каких-то несколько месяцев овладел русским языком, чего тот не сумел сделать за сорок лет нахождения в России. Вообще следует подчеркнуть, что основные черты характера Ришелье отчетливо проявились уже в его юности. Ум, природная доброта, широкая образованность и, вместе с тем твердость, решительность, верность слову и преданность друзьям, сочетались в нем с какой-то трогательной застенчивостью и доходившего почти до пуританского аскетизма неприятие роскоши. Даже в юные годы, когда в силу его положения перед ним открывались самые соблазнительные искушения, он не любил великосветского общества и под любым предлогом старался избегать посещений Версальского двора, где пышная, но праздная жизнь высших французских аристократических кругов претила ему своей пустотой нравов. Для современников это было вдвойне удивительно, так как дед Арманда-Эмманюэля, маршал Ришелье, который взял на себя всю полноту заботы о будущем внука, имел репутацию прямо противоположную. Надо сказать, что маршал Ришелье был, пожалуй, одной из наиболее колоритных и известных фигур в истории Франции на протяжении почти всего ХVIII в. Введенный в пятнадцатилетнем возрасте, еще в начале столетия, в придворную жизнь, он, по словам герцога Сен-Симона, «показал столько элегантности, а в своем поведении столько ума, свободы и воспитанности, что вскоре стал идолом двора». В своей жизни маршал отличился на поле брани, занимался дипломатической деятельностью, трижды сидел в Бастилии за любовные похождения, о которых ходили легенды, трижды был женат. Причем, в последний раз женился на юной красавице, и дожил до 93 лет, сохранив до конца дней любовь к верховой езде, балам и азартным играм. Впрочем, маршал являлся членом Французской академии, почетным членом Академии надписей, уважал и покровительствовал просветителям и был в дружеских отношениях с Вольтером, обширная переписка с которым говорит о его изящном вкусе и наличии острого ума. Между тем маршал Ришелье фанатично любил внука, внешнее сходство с которым, по свидетельству многих, было просто поразительно. Однако сам маршал заявлял о своем внуке: «Он унаследует мои достоинства без моих недостатков». И оказался совершенно прав.
Просмотров: 12 |
|
Дата: 24.02.2024
|
Одесса очень похожа на Питер. И непохожа тоже очень. Наверное, в Одессе гораздо больше витальности – питерцу с непривычки покажется в зашкал, а одессит через какое-то время начнёт слабеть в Питере – ему мало, очень мало... В Одессе гораздо меньше дистанция между людьми – это не невоспитанность, это южные, другие рамки. Одесса ярче Питера – по краскам, южности, солнца много-много-много. Питерцу это может показаться безвкусицей – нет, это другой вкус, другой стиль жизни. Не чёрно-белый, а с красными бантиками на боку зелёной кофточки. Это тоже бывает красиво. Одесса ленивей Питера – летом. Просто потому, что очень жарко. Но когда жара хоть чуть–чуть спадает – Одесса становится куда шустрей. Да, кошельки надо беречь куда больше, чем в Питере. И на деньги играть не надо. Вообще не надо. И на цыганок просто не обращать внимания. Солнце в Одессе куда злее. Осторожней, особенно если ветер ветреный и покажется, что не так и жарко. И влажность совершенно другая – солёная, йодистая; даже когда холодно, влажности не надо так стеречься, как в Питере, где кажется, что она заползает в кости... И воздух в Одессе гуще. В Питере думается легче и прозрачнее – как плыть легче в морской в воде, нежели в пресной. А в остальном – похожи. В неравнодушии. В стержневом чувстве собственного достоинства. В поэтическом, музыкальном слухе. Только в Одессе он более обращён к миру, в Питере – к себе. Экстраверт и интроверт. В сказочности, фантастичности, мистике. Это города, которых не бывает. Выросшие благодаря властному: «Управляет миром "я хочу!"», совсем недавно, в восемнадцатом веке – и ушедшие впереди куда более древних городов. За каждым поворотом, в каждом проходном дворе, булыжнике, срезанном косой крышей куске неба – сказка. Завороженность города. «Здесь порой уходят сутки на дорогу домой, здесь ломаются деревья за моею спиной»». Это города-укрытия – прошлого и только вошедшего. Одесса морочит со смехом, Питер гипнотизирует – но подчиняешься городу, идёшь за ним, от знака к знаку. Если доверишься – увидишь куда больше. А может, совсем пропадёшь. В верности и дружбе. В архитектуре – преломлении Италии, Греции, на-рассохшейся-скамейке-старший-Плиний. Ложноклассическая шаль и вполне реальный плющ поверх. В отношении к власти. Фрондёрство. С иронией. С некоторой поправкой на южность\северность только. Да, в чувстве юмора, конечно. В Одессе поискромётней, в Питере холодней, изящней – но и там, и там отточенное слово живёт. В глазах людей. Утонуть. И понять, что знал всегда. И никуда не исчезнет связь. Танда
Просмотров: 16 |
|
Дата: 22.02.2024
|
План Ахтиярской гавани, с указанием древних городов Ахтиара и Херсонеса, постов российской армии. Снимал и сочинял премьер-майор С.Бурнашев. 1772 г. РГАДА. Предназначение и весь смысл существования Севастополя (в переводе с греческого – величественный, славный город) – это корабли и море, ведь строился он именно как военный порт Российской империи. Весь город повернут к морю, главный его фасад – морской. 8 апреля 1783 г. императрица Екатерина II подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Документ был обнародован 28 июня того же года. 6 февраля 1784 г. состоялся указ Екатерины II из Военной коллегии о присоединении Крыма и учреждения губернии под именем Таврической области во главе с генерал-губернатором князем Г.А. Потемкиным. Включение Крымского полуострова в состав Российской империи коренным образом изменило положение на юге страны. Новороссийская и Азовская губернии стали уже внутренними областями, границы государства сместились к морю, Россия получила возможность иметь на Черном море военный флот. Для поднятия обороноспособности страны естественной задачей становилось создание новых городов на территории Крыма и Новороссии. Потемкин лично, несмотря на свирепствовавшую эпидемию (чума), сразу после присоединения осмотрел Крым с целью найти наилучшие места для создания городов. В письме от 29 июля 1783 г. генерал-губернатор Потемкин писал императрице: «По отправлении курьера поеду в Ахтияр для положения, как укреплять; и как о сем месте, равно и о всей пограничной системе, представлю мое мнение». Подобрав подходящее место для нового города Севастополя, Потемкин взял опеку над строительством базы для молодого российского Черноморского флота. На юго-западном берегу Крымского полуострова, близ татарской деревушки Ахтияр, у развалин древнего Херсонеса, находился обширный глубокий залив, в котором мог спокойно поместиться огромный флот, а небольшие бухты, вдающиеся из залива в берег, представляли полное удобство для устройства при них адми¬ралтейства, верфи и других портовых сооружений. План Ахтиярской гавани, с указанием древних городов Ахтиара и Херсонеса, постов российской армии был составлен еще в 1772 г. премьер-майором С. Бурнашевым. Значительная глубина этих бухт предоставляла возможность большим линейным кораблям подходить к самому берегу, а широкий проход давал удобный при всех ветрах выход с рейда в море, круглый год не замерзающее. Укрепления, возведенные на береговых возвышениях, могли защищать рейд от нападения неприятеля, а прекрасный теплый климат и отсутствие болот свидетельствовали о здоровом положении местности. К середине XVIII в. на территории вокруг будущего Севастополя имелись лишь монастырь и села Инкерман и Ахтияр. По имени последнего иногда называли самую большую бухту. Военно-стратегическое значение этого места еще до присоединения Крыма привлекло внимание русских моряков, которые в 1782 г. сделали первый промер глубин. Екатерина писала в это время Потемкину: «Присоединение, сея гавани поставляем Мы выше всякого сомнения или спора с чьей бы то стороны не было». Потемкин уделял строительству Севастополя особое внимание, и 10 (по новому стилю 21) февраля 1784 г. был издан указ об основании военного порта с верфями, портом и военным поселением. Севастопольская крепость должна была быть «со внутренним строением, Адмиралтейством, морскими магазеинами, с каменною плотиной и с тремя отдельными зданиями». В 1785 г. Потемкин докладывал императрице: «Главная и одна только крепость должна быть – Севастополь – при гавани того же имени, которой описание и сметы у сего прилагаются.» Большую роль в строительстве города сыграл инженер Николай Иванович Корсаков – человек из знатной, но небогатой семьи, получивший прекрасное образование. План Севастополя был разработан Корсаковым в 1785 г. С 1786 г. Севастополь строился под руководством капитана, а затем вице-адмирала графа М.И. Войновича, назначенного на место умершего Ф.Ф. Мекензи ((Томас МакКензи, MacKenzie)). О состоянии города первых лет его жизни свидетельствуют «Записки “севастопольского старожила”»: “Севастополь за три года со время основания до путешествия императрицы Екатерины II, имел всех строений не более сорока, казенных и партикулярных; в порту не было еще никаких укреплений, и адмиралтейство только еще устраивалось…” На низменном берегу в 1785 г. была возведена каменная лестница, названная Екатерининской пристанью. Со временем она получила название Графской, в честь графа Войновича. Слева от нее располагалась одноэтажная караульня, сохранившаяся до наших дней. Напротив лестницы размещались дома Мекензи и капитанов кораблей. С другой стороны площади находилась офицерская казарма, от которой начиналась обсаженная тополями, сливами и вишнями Балаклавская дорога. Вдоль нее находилось несколько жилых строений и Николаевская церковь, отличавшаяся гармоничностью и стройностью пропорций. В 1787 г. императрица Екатерина II посетила Севастополь, где ей и сопровождавшим ее послам был представлен созданный Г.А. Потемкиным Черноморский флот, который с 13 августа 1785 г. находился в его подчинении. Знаменитый парадный обед в Инкерманском дворце, из окон которого открывался великолепный вид на севастопольский рейд, поразил путешественников. По знаку, данному Потемкиным, занавеси были отдернуты и стоявший на рейде черноморский флот салютовал Екатерине и ее гостям. На рейде находилось 27 военных судов и 8 транспортов. Особое значение приобрел город в период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. После окончания войны Севастополь превратился в один из крупнейших городов Крыма. В 1792 г. здесь проживали 15 тыс. человек. Сохранились документы о греках, желающих переселиться из Архипелага в Таврическую область, об учреждении для них народных школ и училищ; списки переселенцев и греческих чиновников, просящих об отводе земли вокруг Севастополя и Балаклавы. Труды основателей и строителей города увенчались скорым успехом, спустя всего двадцать лет после основания – 23 февраля 1804 г. Севастополь указом Александра I был назначен «главным военным портом» России на Черном море, а купеческим кораблям разрешалось заходить в него только во время шторма или поломки. Н. Ю. Болотина, План города Севастополя с казенной землей и окружающими владельческими дачами. 1806 г. Чертил и описывал помощник губернский секретарь Овчинников. РГАДА.
Просмотров: 17 |
|
Дата: 21.02.2024
|
По приказу де Рибаса была учреждена специальная Экспедиция для строения города и порта, начальником которой вице-адмирал назначил де Волана. Ближайшими помощниками Франца Павловича были назначены инженер-капитан Федор Кейзер, капитан-лейтенант Николай Дзивович и секунд-майор Петр Небольсин – люди деятельные, энергичные и знающие. Приступая к строительству портовых сооружений, Де Волан прежде всего поставил задачу возвести мол, чтобы «доставить убежище и потребные выгоды для судов, которые только от западных, восточных и северо-восточных ветров терпели беспокойства». Собственно город с 1794 г. делился на два форштадта – Военный и Греческий, сами названия которых говорят о первоначальном их смысле. Военный форштадт включал в себя 52 квартала, поделенных на 560 участков; Греческий состоял из 65 кварталов, включавших в себя 720 участков. Естественно, что улиц, а тем более их названий, еще не было. Поэтому кварталы обозначались цифрами. Например, де Рибас первым получил открытый лист на владение 1-ым и 5-ым кварталом в Военном форштадте. Благодаря взаимопониманию де Рибаса и князя Волконского для казенных работ ежедневно выделялось около тысячи солдат. Сама природа благоприятствовала первостроителям, когда ранняя и суровая зима сковала льдом прибрежную полосу моря, что значительно облегчало проведение работ в Хаджибейском заливе. Но на строительство в 1794 г. было выделено всего 38 тыс. руб., да и те были по большей части из сэкономленных де Рибасом сумм, предназначенных для флотилии. Всего на строительство порта по представлению Платона Зубова было ассигновано 1 993 025 руб. 68 3/4 копейки. Причем, данная сумма разделялась сроком на пять лет и последнее ассигнование предполагалось произвести в 1799 году. Однако со смертью Екатерины в октябре 1796 г. финансирование было прекращено, и Одесса должна была обустраиваться за счет собственных ресурсов...
Просмотров: 16 |
|
Дата: 17.02.2024
|