Главная » Архив материалов
Екатерина Зелёная родилась 7 ноября 1901 года в Ташкенте. А театральную школу окончила в Одессе. Однажды на улице она увидела объявление: «Прием в театральную школу». Она вошла и прочитала стихотворение Никитина «Выезд ямщика», насмешив актеров Певцова и Шатрову. Из восьмидесяти юношей и девушек они приняли в школу двадцать два человека, и в том числе и Зеленую. Театральное училище Екатерина окончила в 1919 году. Дебютировала на сцене она во время гражданской войны, выступив со своей театральной школой перед красноармейцами под Царицыном. Первыми театральными подмостками Екатерины Зеленой в 1921 году стал старый подвал в Одессе, где разместилась любительская труппа под названием «КРОТ» – «Конфрерия Рыцарей Острого Театра». Ей руководил Виктор Типот, химик по образованию, а в будущем – знаменитый режиссер и автор первых советских оперетт «Свадьба в Малиновке» и «Вольный ветер». Екатерина много пела, танцевала и играла по пять ролей в один вечер. Программа менялась каждую неделю, и приходилось много работать. Деньги Кате были очень кстати, так как ей нужно было кормить семью. Правда, вскоре в «КРОТе» нашлось место и для Зинаиды, которая стала выступать как балерина. Итак, начинала она на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Работала в театрах (с 1921 года) «Балаганчик» (Петроград), «КРОТ» (Одесса), кабаре «Нерыдай». Актриса играла эксцентрические роли в пародийных пьесах, исполняла монологи в стихах, частушки, песенки, написанные на музыку М. Блантера, С. Каца, Ю. Милютина. Уже в 1923 году публика специально приходила к номеру актрисы, что давало повод конферансье С. Тимошенко («Балаганчик») представлять её так: «Это современная актриса, актриса сего дня, актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица, плясунья, певица – всё сие проделывающая с иронически лукавой улыбкой, блеском глаз и мгновенной реакцией на окружающее». В 1924 году стала актрисой Московского театра сатиры. С 1928 года перешла в труппу Театра обозрений при Доме печати. Работала в Московском и Ленинградском мюзик-холлах (1929–1931), Московском театре миниатюр (1938–1941). В 1930-е годы выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио. Виталий Вульф рассказывал: «Её выступления пользовались огромным успехом, она танцевала, пела, читала незатейливые стихи. Много шутила. Например, сдергивала с себя сарафан со словами: «Юбки – не надо, все будут рады!» Тогда же Екатерина стала Риной. На первой в ее жизни афише имя «Екатерина» не поместилось, и актриса его сократила. Получилось коротко и удобно – Рина. Вскоре Рина Зеленая решила переехать в Москву, где появились в огромном количестве новые театры. Приехав в Москву, Рина сняла шестиметровую комнатку, куда со временем перевезла из Одессы маму, Зинаиду и режиссера Типота с женой. Однажды на улице ей бросилась в газа нарядная и нелепая табличка: «Театр «Нерыдай!» Театр оказался самым популярным в Москве ночным кабаре. Артистам в кабаре полагался бесплатный ужин, и когда после выступления Зеленая выходила во дворик отдышаться, повар шептал ей: «Ну, дорогая, сегодня я угощу вас ужином! Пальчики оближете! Обратите особое внимание – пирожки с нутром телка». Зеленая пела там песенки на тексты Веры Инбер и Николая Эрдмана. Музыку к ним писали Матвей Блантер и Юрий Милютин. Дальнейшая театральная карьера Рины Зеленой представляла собой калейдоскоп из встреч, театров и событий. Вера Инбер, Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Ольга Пыжова, Виктор Шкловский, Эдуард Багрицкий были ее партнерами или друзьями. Зеленая работала в театре «Летучая мышь» и Театре Сатиры. Ее очень любили зрители, и в парикмахерских Петрограда дамы просили постричь их под Рину Зеленую. В «Гостином дворе», куда Рина как-то зашла за покупками, приказчик сказал ей: «Товарищ Зеленая! Я вам, конечно, уступлю, но с условием – выходите побольше на «бис», а то больно скупы». На одном из концертов произошла осечка: аккомпаниатор, с которым должна была выступать Зеленая, не приехал. Администратор уговорил актрису «исполнить что-нибудь». Она вышла на сцену и неуверенным детским голосом прочитала «Мойдодыр» Чуковского. Так в 1929 году родилось ее новое амплуа, породнившее ее с миллионами зрителей и слушателей. Амплуа называлось: «Риназеленая». Именно так писали ей письма малыши. И Зеленая записывала все, что удавалось подслушать и узнать в письмах. Ее авторами стали Агния Барто, Сергей Михалков и Самуил Маршак. Многие тексты себе она сочиняла сама. Совместно с Агнией Барто Рина Зеленая написала сценарий фильма «Подкидыш» и сборник пьес для школьной самодеятельности. Сценарий «Подкидыша» был принят и без единой поправки. По ходу съемок выяснилось, что необходим еще один персонаж – домработница. Рина Васильевна буквально на съемочной площадке написала несколько сцен с участием несуразной тараторки Ариши и сыграла эту роль сама. Потом Зеленая уговорила Григория Александрова отдать ей мужскую роль гримера в комедии «Весна», и актриса переписала ее на женскую. Она часто переписывала совершенно безликие, проходные роли, и импровизировала перед камерой, оживляя, вкладывая душу, характер в очередную секретаршу, поэтессу, тетку в автобусе, гувернантку, певичку, просто старушку, и роли эти становились маленькими шедеврами, персонажи оказывались крайне интересными, а реплики мгновенно разлетались в народе. О создании «Подкидыша» Рина Зеленая рассказывала: «Сценариев ни я, ни Барто до этого не писали, как это делается, не знали, может быть, поэтому мы ничего не боялись и нас не пугали никакие трудности. Когда мы писали сценарий, было твёрдо решено, что роли взрослых должны исполнять самые замечательные актёры. Например, я предложила Ростислава Плятта и Фаину Раневскую, моих любимых актёров, хотя они ещё ни разу до тех пор не снимались в кино. На съемках «Подкидыша» Рина Зеленая познакомилась с Раневской. Некоторые сцены фильма снимались на улице Горького, и толпа постоянно окружала съемочную группу. Через много лет Фаина Георгиевна вспоминала об этом: «У меня лично было такое впечатление, что я моюсь в бане, и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний». Слова «Муля, не нервируй меня», придуманные Риной Зеленой, стали мучением Раневской на всю жизнь. С того фильма Зеленая с Раневской подружились. Но даже после съемок в «Подкидыше» Зеленую мало приглашали сниматься в кино. «Мне говорили «Рина, Рина», а снимали других, – вспоминала она. – Наверное, надо было выйти замуж за кинорежиссера, но мне это не приходило в голову. Да и им, наверное. Никита Михалков перед Домом кино однажды упал на колени: «Рина, ты моя любимая актриса». Я сказала: «Так дай мне роль, какую-нибудь самую плохую». Но он только поклялся в вечной любви, поцеловал. И так всю жизнь. А я страдала, как голодный человек». Во время войны Рина Зеленая много раз бывала с выступлениями на фронте. В Москве фашисты каждый вечер устраивали налеты на город, и на крыше дома, где жила Рина Зеленая, появилась зенитная батарея. Немцы старались попасть именно в нее. Дружинниками в доме были все оставшиеся мужчины: режиссеры, актеры и писатели. Они тушили зажигалки и убирали осколки снарядов от зенитки, установленной на крыше. Шлемы дружинникам не полагались, и Рина Васильевна просила мужа: «Ты надень хоть кастрюлю, а то тебе голову пробьет». На что супруг отвечал: «Я дворянин. Я не могу умирать с кастрюлей на голове!» А осенью 1945 года в Берлине Зеленая расписалась на рейхстаге. Она рассказывала: «Мне удалось втиснуться между фамилиями бойца-пехотинца и матроса на одной из колонн». Вся жизнь Рины Васильевны прошла рядом с архитектором Константином Топуридзе, они прожили вместе сорок лет. Они почти не расставались. Если Рине случалось ехать на гастроли или съемки, Котэ просил: «Чтобы каждый день было письмо! Читать его я, может, и не буду, но оно должно лежать у меня на столе». Сам же писем не писал, отправлял только открытки. И Рина ежедневно писала мужу обо всех новостях. Себя Топуридзе называл «тираном с очень мягким и отзывчивым характером». Пока был жив Котэ, она своих лет не чувствовала. Потеряв Константина Тихоновича, Рина от переживаний почти ослепла. «Никто не знал, что с Риной происходит, какие гадости или болезни, – говорил Гердт. – О них знала только она сама и не отвлекала человечество на свои проблемы». Поразительно легкий характер! Она даже находила в себе силы по–прежнему шутить. «Если у вас бессонница, считаете до четырех. Можно до половины пятого». Последней ролью, которую актриса сыграла в кино, стала миссис Хадсон. Работа над образом растянулась на семь лет, последний из фильмов о приключениях Шерлока Холмса был снят в 1986 году, когда Зеленой исполнилось восемьдесят пять лет, и по такому случаю она сказала режиссеру Игорю Масленникову: «Теперь называйте меня Руина Зеленая». Выступая по телевидению в посвященной ей передаче, актриса предположила, что этим образом ее кинокарьера и завершится. Только по традиции сетовала – «была таким же предметом мебели, как шкаф». В дальнейшем об этой роли Зеленая почти не вспоминала. «Об этой роли и говорить-то особо нечего, – сетовала Зеленая. – Вот если бы фильм назывался «Шерлок Холмс и миссис Хадсон» – это другое дело». На исходе 1980-х годов Рина Зеленая лишь изредка выезжала на творческие встречи, записи на радио или озвучание мультфильмов. Она почти ничего не видела из–за астигматизма, с трудом передвигалась после перелома шейки бедра, каждое утро делала «лежачую» гимнастику. Ее раздражала старость, но чувство юмора ей не изменяло. «Бог покарал меня долголетием», – часто повторяла актриса. Однажды во время прогулки Рина Зеленая оступилась и упала в кусты рядом с дорожкой. Встать самостоятельно не смогла и стала дожидаться, когда кто–нибудь пройдет мимо. А дождавшись, сказала: «Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая! Она упала!» Одним из последних ее появлений на публике был творческий вечер Марии Мироновой. Хозяйка вечера стояла у микрофона, а Рина безучастно сидела рядом на стуле и дремала. Только однажды, когда подруга пустилась в какие–то совсем уж неправдоподобные воспоминания, приговаривая: «Вот Рина не даст соврать», Зеленая встрепенулась: «Ну почему же… Врите на здоровье!». До последнего дня Рина Зеленая была окружена любящими родными и близкими. Она скончалась 1 апреля 1991 года и была похоронена в Москве, на Введенском кладбище. Марина Данилова |
В Одессе объявлен траур...
Просмотров: 139 |
|
Дата: 07.11.2020
|
Ушел Михал Михалыч Жванецкий… Наверное, нужно хлопать, как провожают великих артистов – аплодисментами. Есть такая традиция. Сквозь слёзы. Моряк, ну, портовик, – для моряков. Вряд ли писатель – для писателей. А на самом деле – последний классик великой русской литературы. Даже не южно-русской её школы, а всей. Органичный продолжатель дела Бабеля, Олеши, Катаева, Ильфа, Петрова, Багрицкого, Кирсанова, Славина. Но и Паустовского, но и Куприна. Да, и поэтов, и драматургов. Потому, что выразить всё, да ещё и минимумом слов, – это нужно было уметь. Для одесситов он – Одессит! «Полномочный представитель Одессы в Москве», как ранее был Леонид Утёсов. А знаете, что есть неуловимо-общее у Жванецкого и Утёсова? Отсутствие однофамильцев!.. Не замечали? А для нас, оленинградившихся, он – такой как мы. «Нужно закончить Одессу, поступить в Ленинград…» Собственно, так мы и сделали на этой дороге. Не свернули на юг (сами знаете куда), не понеслись на запад (сами знаете куда). И только потом – опять не свернули на юг. В Москву. Поэтому есть Питер Ахматовой, есть Питер Жванецкого. Красносельский район, проспект Ветеранов, Ульянка, улица Стойкости, улица Солдата Корзуна, проспект Народного Ополчения…. а также – весь блистающий Петербург-Петроград-Ленинград с театрами, музеями и дворцами. И огромной, на всю жизнь, прививкой вкуса и такта… И Всемирный клуб одесситов с его нашим филиалом. Почетным Президентом которого (филиала) он тоже является. И резидентом, ибо лично был, вскоре после нашего открытия, и благословил. Как и благословил, также лично, на наше пятилетие. Разумеется, эта должность остаётся за ним – навсегда. Страшное слово «навсегда» уже применимо.
Просмотров: 172 |
|
Дата: 06.11.2020
|
Лучший портрет Чайковского стал и последним прижизненным, написанным за девять месяцев до смерти гениального композитора. Его автор - художник-передвижник из Одессы Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1930). «Художник Кузнецов написал в Одессе удивительнейший портрет мой. Портрет писался спешно, и потому в нём, может быть, нет желательной законченности в деталях, но по экспрессии, жизненности, реальности он, если не ошибаюсь, в самом деле, замечателен». С мнением Петра Ильича, вероятнее всего, согласился Павел Михайлович Третьяков, иначе как бы портрет оказался вместо фойе Одесского театра у знаменитого мецената?… «Никогда я ещё не испытывал ничего подобного тому, что испытываю теперь. Меня чествуют здесь, как какого-то великого человека, чуть ли не спасителя Отечества». П. И. Чайковский об Одессе и одесситах
Пётр Ильич Чайковский приехал в Одессу 12 января 1893 года по приглашению директора одесского отделения Императорского Российского Музыкального общества Льва Куперника и антрепренёра одесского Городского театра Ивана Грекова. Композитор согласился участвовать в подготовке премьеры своей оперы «Пиковая дама» и дирижировать двумя симфоническими концертами. Одесситы с большим нетерпением ждали приезда маэстро. «Билеты на концерты брались с бою, несмотря на высокую цену, назначенную Музыкальным обществом, которое нуждалось в средствах и хотело поправить их. Интервьюеры взапуски бегали за Чайковским и осаждали его вопросами, на которые он, для вящей точности, давал письменные ответы», – писал в своих мемуарах журналист Абрам Кауфман. Музыканты одесского Городского театра с энтузиазмом ожидали первой репетиции «Пиковой дамы», шли на неё, как на праздник. «Задолго до назначенного часа все оркестранты были на своих местах… Как только Пётр Ильич вышел из-за кулис на сцену, раздался гром аплодисментов и крики «Ура!», оркестр грянул туш, и композитор, к немалому своему изумлению, был подхвачен на руки. Его долго качали. Все присутствующие в театре встали, аплодисменты продолжались около 15 минут. Пётр Ильич прошёл в первый ряд кресел, оттуда наблюдая за репетицией и делая замечания», – рассказывал оркестрант Сергей Левин. Во время репетиций в зале находился одесский художник Николай Кузнецов, рисовавший Чайковского, который чутко реагировал на происходящее на сцене. Пётр Ильич случайно увидел наброски и согласился позировать для портрета на парадной лестнице театра. Картина кисти Кузнецова стала единственным написанным с натуры прижизненным портретом Чайковского. Премьера «Пиковой дамы», состоявшаяся 19 января 1893 года, имела огромный успех. «Вся публика, как один человек, поднималась с мест при каждом выходе Чайковского и благодарила за музыку, а он, растроганный до слёз, в свою очередь, благодарил её», – писали газеты. После премьеры Иван Греков подарил композитору клавир оперы в плюшевом переплёте с двумя серебряными досками. На одной из них размещалась надпись «Пиковая дама», серебряный венок и карта дамы пик, на другой – три карты веером: тройка треф, семерка бубен и туз пик. В Одессе Петр Ильич дирижировал не двумя, как было условлено, а пятью симфоническими концертами. Три выступления были благотворительными – в пользу бедных учащихся Ришельевской гимназии, музыкантов оркестра и «Славянского общества». «Благодаря любезности композитора и небогатые люди будут иметь возможность услышать его произведения под его личным управлением», – писала газета «Одесские новости». На концертах исполнялись: фантазия «Буря», Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, Andante cantabile из Первого квартета, сюита из балета «Щелкунчик», элегия памяти Самарина, вальс из «Серенады» для струнного оркестра, увертюра «1812 год» и романсы. Оркестранты и члены Музыкального общества Одессы в благодарность подарили маэстро лавровый венок и дирижёрскую палочку из чёрного дерева с золотой рукояткой-лирой и бриллиантом. Артистка Мария Заньковецкая от имени труппы Украинского драматического театра преподнесла композитору венок с позолоченными листьями и надписью «Смертные – бессмертному». «Никогда мне не приходилось так уставать от дирижирования, как в Одессе... Но зато никогда и нигде меня не возносили, не фетировали, как там», – признавался Пётр Чайковский в письме брату Модесту. Уезжая из Одессы 25 января 1893 года, композитор обещал вернуться осенью, чтобы принять участие в постановке оперы «Иоланта». Но этим планам не суждено было осуществиться. Менее чем через год Чайковского не стало. «В 1893 году пришла печальная весть о смерти Чайковского. Как громом поразило нас это известие», – вспоминал Сергей Левин. Одесса искренне почтила память композитора. Были организованы концерты, на которых исполнялись произведения Чайковского, состоялась премьера «Иоланты». «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», – писал П. И. Чайковский. Желание композитора сбылось. Прошло более ста лет со дня его смерти, а музыка Петра Ильича звучит, вдохновляет и завораживает слушателей до сих пор. Использованы материалы книг В. С. Максименко «Городской театра Одессы: 1809-2009», С. М. Когана «Дирижер И. В. Прибик и Одесский оперный театр», И. С. Волощука «Возрождаем театр-сказку». См.: https://opera.odessa.ua/ru/repertuar/arhiv/vechir-romansiv-petra-chaykovskogo/chaykovskiy-v-odesi/
Просмотров: 150 |
|
Дата: 06.11.2020
|
Добрый день, Уважаемая администрация Клуба одесситов Санкт-Петербурга! Пишет вам одесская команда Зеленого театра! Сейчас мы работаем над реализацией городского литературного проекта. Проект назвали «Чтение на дом». Если коротко описать проект, то, наверное, стоит начать с того, что отчасти этот проект появился из-за существующей боли понимания того, что есть закоренелый имидж Одессы, который показывает наш город через призму пляжных клубов, летних развлечений, высоких цен и прочего. Мы стараемся сохранить и передать интересные и важные истории литературной Одессы, которые стали уходить на второй, третий и даже четвертый план из-за засилья в городе новостроек, ночных клубов и ресторанов. Мы верим, что наш проект уже меняет восприятие города и его ценность в глазах жителей и приезжих. Это проект о любви к литературе и истории Одессы. Вместе с историками и краеведами мы находим и фиксируем здания, улочки и прочие места о которых когда-либо упоминали писатели и поэты. На этих местах устанавливаем информационные таблички. Установка каждой таблички сопровождается выставкой иллюстраторов, публичными лекциями и чтениями. А еще команда Зеленого своими силами приводят в порядок и убирает зоны, в которых устанавливает знаки. Мы уже установили 5 табличек в городе и продолжаем собирать средства на дальнейшую разработку целого туристического литературного маршрута, который изложим в вот таком сборнике-путеводителе, а перед началом следующего сезона Зеленого театра постараемся все реализовать еще и в онлайн-приложении. Сейчас нам очень нужна информационная поддержка, чтобы об этом проекте узнало больше людей и кому проект откликнется – смог поддержать нас любой суммой. Заранее спасибо! С ув.! Зеленый театр!
Итак: Сегодня мы бы хотели обратить внимание на литературный проект одесского Зеленого театра. Удивительно, как молодое поколение одесситов изо всех сил старается сберечь историю города и память о тех, кто в нем творил! Суть проекта заключается в разработке литературного туристического маршрута. Команда театра, вместе с историками и краеведами находит и фиксирует здания, улочки, и прочие места о которых когда-либо упоминали писатели и поэты. Установка каждой таблички сопровождается приведением в порядок места, в котором будет установлен знак, выставкой иллюстраторов, публичными лекциями и чтениями. Уже установлены 5 табличек в городе и продолжаются собираться средства на дальнейшую разработку маршрута. Давайте поможем собрать необходимую сумму: https://biggggidea.com/ Читання доДому from Alexandra Iliashenko on Vimeo.
Просмотров: 197 |
|
Дата: 02.11.2020
|