Франц Алексеевич Рубо
Франц Алексеевич Рубо (1856-1928),
русский художник, мастер панорамной живописи. Родился в Одессе 3 (15) июня 1856
в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. Учился в Одесской
рисовальной школе (1865-1877), а в 1878-1883 годах - в мюнхенской Академии
художеств. Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие
баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих,
благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом, иллюзию исторического события,
свершающегося на глазах у зрителя. По возвращении в Россию получил от
тифлисского музея "Храм Славы" заказ на серию картин из истории
кавказских войн. Помимо этих картин (написанных в 1885-1895 годах) масштабным
результатом его кавказских этюдов явилась панорама "Штурм аула Ахульго"
(1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем
Новгороде (1896; сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в
краеведческом музее Махачкалы). В 1902-1904 годах под его началом в предместье
Мюнхена группой немецких художников была создана панорама "Оборона
Севастополя", открытая в 1905 году в Севастополе в возведенном для нее
здании (сильно пострадавшая при обороне города в 1941-1942 годах, отреставрирована
и открыта вновь в 1954 году). Другой известнейшей его панорамой стала "Бородинская
битва". Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И. Г. Мясоедова (была
открыта в 1912 году в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве; после
длительной реставрации ее воссоздали в 1962 году в новом здании на Кутузовском
проспекте). Среди характерных батальных полотен Рубо - "Атака
Новочеркасского полка в бою на реке Шахе" (1907) и "Бородинский бой"
(1913; обе - в Артиллерийском историческом музее, Петербург). С 1903 года - профессор-руководитель
батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был
Греков). В 1912 году окончательно обосновался в Германии. Не имея в последние
годы значительных заказов, жил почти в полном забвении. Умер Рубо в Мюнхене 13 марта 1928 года. |
Франц Павлович де Воллан
Франц Павлович де Воллан (Франц-Павел Деволан, Де-Волант, Сент-Деволан) (фр. François Sainte de Wollant) (20 сентября 1752, Антверпен — 30 ноября 1818, Петербург) — первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова, первый архитектор Вознесенска, Одессы, Новочеркасска, Тирасполя, Овидиополя и др. городов, строитель первого чугунного моста в Петербурге, первый инженер во главе Ведомства путей сообщения, первый член Комитета министров от этого ведомства, первый русский гидротехник, создавший самую большую водную систему в Европе, связавшую Петербург с Волгой и Белым морем. По происхождению брабантский
дворянин, родился 20 сентября Молодые годы провёл в
голландских селениях в Северной Америке, где впервые ознакомился с
военно-инженерным делом: принимал участие в постройке укреплений и сражался с
англичанами. С По протекции российского посла в
Гааге С. А. Колычева вступил в русскую службу инженер-майором 30 октября На южных границах России Деволан сначала состоял в распоряжении Комитета строения города и порта Николаева. Приняв в звании исполняющего дела первого инженера армии участие кампании против турок он находился в осаде и взятии Каушан, Паланки, Аккермана и Бендер, был при осаде Килии, штурме Измаила и других крепостей на Дунае, а также в сражениях при Бабадаге, Браилове и Мачине. 25 марта 1791 года он был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени (№ 434 по списку Судравского и № 821 по списку Григоровича—Степанова) "За отличную храбрость, оказанную при штурме крепости Измаила, с истреблением бывшей там армии". Тогда же он был награждён орденом св. Владимира 4-й степени. В В звании старшего инженера, в В рескрипте графу П. А. Зубову
от 4 декабря Таким пунктом была избрана
крепость Гаджибей, которая только что завоевана была у турок; по приказанию Екатерины,
в Между прочим, по плану Франца
Павловича, устроены были огромные соляные магазины для поддержания мены хлеба,
привозимого чумаками, на таврическую соль, что продолжалось, однако, недолго
вследствие трудности доставки соли; он велел учредить и биржу для купцов. На
него же выпала печальная обязанность объявить жителям вновь созидавшегося им
города о кончине императрицы Екатерины II, после смерти которой произошли
весьма важные перемены в судьбе Одессы. Деволан должен был покинуть её и
переехать в Санкт-Петербург. Лишь в Некоторое время Деволан был «не у дел»; тем не менее крупный талант инженера сказывался в нем и тогда. Третий раздел Польши изменил положение наших пограничных укрепленных пунктов и повлиял на сам характер и силу их расположения, вследствие чего правительство поручило разным лицам разработку вопроса о крепостях на нашей западной границе. В числе других выдающихся инженеров, и генерал-майор Деволан высказал свое мнение: определив направление операционных линий, он располагал крепости в три линии; в тех же участках, где возможна малая война, требовал нескольких крепостей — плацдармов и систему укрепленных постов (фортов-застав). Эта его работа, а также разработка вопроса — о расположении крепостей на границе с Турцией и на южной границе, — представляют, без сомнения, ценный вклад в материалы для учения о значении крепостей вообще. Его проницательный военный взгляд на будущее нашего южного побережья и систему его укреплений, между прочим, выразился в замечательной «Записке», в которой он указал все особенности защиты Крымского полуострова и удивительно точно предсказал, более чем за полвека, осаду Севастополя, её направление, место высадки неприятеля и прочее. 24 июля Однако, при образовании
Департамента водяных коммуникаций в Немедленно знакомится он с
искусственными сооружениями на водных путях и представляет выработанный им план
обходных каналов Онежского и Ладожского озер. За эти труды Деволан 18 февраля В это же время было обращено внимание на почти забытый проект Петра Великого об устройстве канала в Вытегорском крае. Франц Павлович был командирован сюда, чтобы найти место, удобное для сооружения канала. По исследовании местности, он отыскал на ней верное и краткое направление, предположенное еще гидрографом Перри (при Петре І), для соединения рек Ковжи и Вытегры. Благодаря ссуде из Сохранной казны, бывшей под ведением императрицы Марии Фёдоровны, немедленно начато было сооружение канала, в честь государыни названного Мариинским. Деволану принадлежит также
проект и постройка Тихвинской водной системы, оконченной в Во время службы в департаменте водяных
коммуникаций Деволан имел в своей инспекции системы Мариинскую и Тихвинскую,
нижнюю часть Волги от Рыбинска, с Окою, Камою и другими реками; заведовал
работами по рекам Цне и Суре, чисткою днепровских порогов и построением шлюзов
с обводными каналами, из которых главнейший, при Ненасытецком пороге с двумя
шлюзами, совершенно окончен в При новом образовании
управления, его определили в корпус инженеров путей сообщения
генерал-инспектором и членом совета, а 6 сентября В За время 1812—1816 гг.
деятельность управления, к сожалению, была незначительна, ввиду недостаточности
бывших в его распоряжении сумм вследствие Отечественной войны В Прежняя совместная служба сблизила Деволана с принцем Ольденбургским, супруга которого, великая княгиня Екатерина Павловна, также относилась весьма дружелюбно к Францу Павловичу и состояла в переписке с ним до самой смерти. Из её писем видно, с каким участием относилась она не только к обширному ведомству путей сообщения, но и к его главному директору, которому сообщала все заграничные новости, касавшиеся близкого ему дела, и просила его сообщать ей свои мысли «насчет этой интересной отрасли управления», дабы при случае делиться ими с императором Александром I. Энергичный и талантливый Деволан оставил заметные следы своей полезной деятельности в России на поприще строительного искусства. Многие крупные сооружения и целые города говорят о его почтенном имени, и следует лишь сожалеть, что не все эти сооружения ему удалось лично довести до конца. Среди прочих наград Деволан имел
ордена св. Иоанна Иерусалимского ( Франц Павлович Деволан скончался
30 ноября
Просмотров: 497 |
|
Дата: 21.12.2010
|
Александр Иванович Маринеско
(2 (15) января
1913,
Одесса —
25
ноября 1963,
Ленинград) — командир Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок
Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по «Атаке века». Родился в
Одессе в семье румынского рабочего Иона Маринеску, мать — украинка. Окончил 6 классов трудовой школы, после чего
стал учеником матроса.
За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по
окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1
класса. В 1930 году поступил в Одесский
мореходный техникум и, окончив его в 1933 году,
плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». В ноябре 1933 года
по путёвке комсомола
(по другим данным, по мобилизации) был направлен на специальные курсы
комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ Щ-306
(«Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года
в связи с введением персональных воинских званий А. И. Маринеско получил
звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы
переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова, он служил помощником
командира на Л-1, затем командиром ПЛ М-96,
экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 занял первое место, а
командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта. В первые
дни Великой Отечественной войны подлодка М-96
под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин,
стояла на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. В августе
1941 года
подлодку планировали перебросить на Каспийское море в качестве учебной, затем от
этой идеи отказались. В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в
члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе ПЛ азартных
карточных игр (комиссар дивизиона, допустивший подобное, получил десять лет
лагерей с отсрочкой исполнения приговора и был направлен на фронт). 14 февраля 1942 года
подлодка во время обстрела была повреждена артиллерийским снарядом, ремонт
занял полгода. Лишь 12 августа 1942 года М-96 вышла в очередной боевой поход. 14 августа 1942 года лодка атаковала немецкую тяжёлую
плавбатарею (нем. schwerer Artillerie-Träger) SAT-4 «Хелене» (400 брт).
По наблюдению командира Маринеско, в результате атаки корабль пошёл на дно. Но
в 1946 году «потопленный» корабль был передан Балтийскому флоту.
Возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивались топливо и патроны
регенерации), Маринеско не предупредил советские дозоры, а при всплытии не
поднял военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили
собственные катера. В ноябре 1942 года
М-96 вышла в Нарвский залив для высадки группы разведчиков в
операции по захвату шифровальной машины «Энигма»
в штаб немецкого полка. Но шифровальной машины в нём не оказалось. Тем не
менее, действия командира на позиции оценили высоко, и А. И. Маринеско
наградили орденом Ленина. В конце 1942 года А. И. Маринеско
было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены
ВКП(б),
но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона
капитан 3-го ранга Сидоренко всё же отметил, что его подчинённый «на берегу
склонен к частым выпивкам». В апреле 1943 года
А. И. Маринеско назначен командиром ПЛ С-13,
на которой он прослужил до сентября 1945 года.
В 1943 году С-13 в боевые походы не выходила, а командир попал в
очередную «пьяную» историю. В поход подлодка под его командованием вышла только
в октябре 1944 года. В первые же сутки похода, 9 октября, Маринеско обнаружил и атаковал транспорт «Зигфрид»
(553 брт).
Атака четырьмя торпедами с небольшой дистанции не удалась, по транспорту
пришлось вести артиллерийский огонь из 45-мм и 100-мм орудий подлодки. По
наблюдению командира, в результате попаданий корабль (водоизмещение которого
Маринеско в докладе завысил до 5000 тонн) начал быстро погружаться в воду.
В действительности, повреждённый германский транспорт был позднее отбуксирован
противником в Данциг
и к весне 1945 года восстановлен. За данный поход Маринеско получил орден
Красного Знамени. С 9 января по 15 февраля 1945 года
А. И. Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение
которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». Перед этим походом командующий
Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц решил предать
Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке
(в предновогоднюю ночь командир на двое суток покинул корабль, экипаж которого
за это время «отличился» выяснением отношений с местным населением), но
исполнение этого решения задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить
вину в боевом походе. Таким образом, С-13 стала единственной «штрафной»
подлодкой советского флота. 30 января 1945 года С-13
атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлофф», на котором
находилось 10582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного
дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из
состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых
военнослужащих и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей.
Транспорт, бывший океанский лайнер «Вильгельм Густлофф», шёл без конвоя
(торпедолов учебной флотилии TF-19 вернулся в порт Готенхафен, получив
повреждение корпуса при столкновении с камнем, в сопровождении второго судна из
состава приданного «Густлову» эскорта — лёгкого миноносца «Löwe».)
Из-за нехватки топлива лайнер шел прямым курсом, без выполнения
противолодочного зигзага, а повреждения корпуса, полученные ранее при
бомбардировках, не позволяли развить ему большую скорость (корабль шёл на
скорости всего 12 узлов). Ранее
считалось, что немецким ВМС был нанесён серьёзный урон. Так, по свидетельству
журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблём погибли 1 300
подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи
подводных лодок и их командиры. По мнению командира дивизиона капитана
1 ранга А. Орла, погибших немецких подводников хватило бы для
укомплектования 70 ПЛ среднего тоннажа. Впоследствии советская печать
потопление «Вильгельма Густлоффа» назвала «атакой века», а Маринеско —
«подводником № 1», что не совсем обоснованно (подводники других стран
топили значительно более крупные корабли, в том числе и боевые, например,
американская подводная лодка «Арчерфиш» уничтожила японский авианосец «Синано» водоизмещением 71 890 брт, а
немецкая лодка U-47 14 октября 1939
потопила английский линкор «Royal Oak» водоизмещением
29 150 брт прямо в гавани Скапа-Флоу). По
современным данным, с «Густлоффом» погибло 406 матросов и офицеров 2-й
учебной дивизии подводных сил, 90 членов собственного экипажа,
250 женщин-военнослужащих немецкого флота и 4600 беженцев и раненых
(из них почти 3 тыс. детей). Существуют и иные оценки численности
жертв, вплоть до 9343 человек. Из числа подводников, погибло
16 офицеров (в том числе 8 медицинской службы), остальные
малообученные курсанты, нуждавшиеся ещё, как минимум, в полугодичном курсе
подготовки. Вопреки
утверждениям ряда военных и историков, трёхдневный траур по потопленному
теплоходу в Германии не объявлялся (за всю войну он объявлялся только по
уничтоженной в Сталинграде 6-й армии вермахта) и Гитлер не объявлял Маринеско своим личным врагом
(на тот момент Германия несла тяжелейшие потери на фронтах, и Гитлер
сообщение о гибели «Вильгельма Густлоффа» воспринял довольно равнодушно). «Вильгельм
Густлофф» был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным советскими
подводниками, и вторым по числу жертв (лидирует теплоход «Гойя», потопленный 16
апреля 1945 года подводной лодкой «Л-3»; на нём погибло около
7000 человек). Оценки
действиям Маринеско и экипажа С-13 сильно разнятся, от чрезвычайно
положительных (в советских источниках) до осуждающих. В
некоторых немецких публикациях в годы холодной войны, потопление «Густлоффа»
называется преступлением против мирного населения, таким же, как бомбардировка Дрездена союзниками. Однако
исследователь катастрофы Гейнц Шён заключает, что лайнер представлял собой
военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как: суда,
предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны были быть обозначены
соответствующими знаками — красным крестом, не могли носить камуфляжную
окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. На их борту не
могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые
орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства. Говоря
юридическим языком, «Вильгельм Густлофф» был вспомогательным кораблём ВМС, на
который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их
жизнь, с того момента как они поднялись на боевой корабль, лежала на
соответствующих должностных лицах немецкого военного флота. Таким образом,
«Густлофф» являлся законной военной целью советских подводников, ввиду
следующих фактов: 1. «Вильгельм Густлофф» не являлся
безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно
было бороться с кораблями и авиацией противника; 2. «Вильгельм Густлофф» являлся
учебной плавучей базой для подводного флота Германии; 3. «Вильгельм Густлофф» шёл в
сопровождении боевого корабля флота Германии (миноносец «Лёве»); 4. Советские транспорты с
беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для
германских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году
в Чёрном море, вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и
раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, «Армения», как и «Вильгельм
Густлофф», нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной
целью). Тем не
менее, в любом случае утверждение, что гибель «Вильгельма Густлофа» нанесла
существенный ущерб вооруженным силам Германии - не имеет достаточно оснований.
Из личного состава школы подводного плавания, находившихся в ту роковую ночь на
борту, невозможно было укомплектовать ни одного экипажа подводной лодки,
поскольку там были, главным образом, младшие специалисты, не имевшие опыта службы
на боевых субмаринах. 10 февраля 1945 года последовала новая победа — на
подходе к Данцигской (Гданьской) бухте С-13
потопила санитарный транспорт «Штойбен» (14 660 брт), на
борту которого находились 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900
беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна. Из них
спаслось 659 человек, из которых раненые составляли около 350. Надо отметить,
что Маринеско идентифицировал атакованное судно как лёгкий крейсер «Эмден». Командиру
С-13 не
только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако, вышестоящее
командование Золотую Звезду заменило орденом Красного Знамени. Шестой
боевой поход с 20 апреля по 13 мая 1945 года
был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ
капитана 1 ранга Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения
транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования
и нерешительности сблизиться для атаки не смог… Действия командира ПЛ на
позиции неудовлетворительные. Командир ПЛ не стремился искать и атаковать
противника… В результате неактивных действий командира ПЛ „С-13" боевую задачу
не выполнила…». 31 мая командир дивизиона ПЛ подает рапорт вышестоящему
командованию, в котором указывает на то, что командир подлодки все время пьёт,
служебными обязанностями не занимается и его дальнейшее пребывание в данной
должности нецелесообразно. 14 сентября 1945 года
вышел приказ № 01979 наркома ВМФ адмирала флота Н. Г. Кузнецова, где говорилось:
«За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство
и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13
Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота
капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой
должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение
военного совета этого же флота» (В 1960 году
приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность
А. И. Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную
пенсию). С 18 октября 1945 года по 20 ноября 1945 года А. И. Маринеско был командиром тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой
бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521
старший лейтенант Маринеско А. И. уволен в запас. Из шести
боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, три были
безуспешными, но он первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его
счету два потопленных транспорта водоизмещением в 42 557 брутто-регистровых тонн. После
войны в 1946—1949 годах
А. И. Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского
государственного торгового пароходства, в 1949 году —
заместителем директора Ленинградского НИИ
переливания крови. В 1949 году был осужден на три года лишения
свободы по статье «За разбазаривание социалистической собственности»
наказание отбывал в 1949—1951 годах
в Ванино.
В 1951—1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с
1953 года — руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе
«Мезон». А. И. Маринеско
скончался в Ленинграде после тяжёлой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года.
Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Звание Героя Советского Союза Александру Ивановичу
Маринеско присвоено посмертно 5 мая 1990 года.
Награждён 2 орденами Ленина (1942, 1990), 2 орденами Красного Знамени,
медалями. Памятники А. И.&nb
Просмотров: 566 |
|
Дата: 21.11.2010
|
Борис Житков
Борис Степанович Житков (30 августа (11 сентября) 1882,
Новгород — 19 октября 1938, Москва) — русский и советский писатель, прозаик,
педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих
рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) После гимназии поступил на естественное отделение
Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета
сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на
парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом,
рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и
черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по
В Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». Работал корреспондентом в Дании. Широкий жизненный опыт и впечатляющие познания во многих отраслях деятельности отражаются в повествованиях писателя — о науке. Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал и такие черты как компетентность, усердие, а самое главное — чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам — было его величайшим источником вдохновения. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: цикл «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др. Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября Роман о революции 1905 года «Виктор Вавич», который Житков считал своим главным произведением, был напечатан в 1941, но затем, по настоянию А. Фадеева, списан в макулатуру. См.: http://ru.wikipedia.org
Просмотров: 904 |
|
Дата: 21.11.2010
|
Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков, в ряде источников - Васильевич)) родился 19 (31) марта 1882 в Санкт-Петербурге. Писатель долгие годы страдал от того, что был «незаконнорожденным». Отцом являлся Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского. Отец оставил их, и его мать — полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова — переехала в Одессу. Там он был отдан в гимназию, но в пятом классе его отчислили из-за низкого происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было. Заработки матери были настолько мизерными, что их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб». Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил в дом к Житкову, где пользовался богатой библиотекой, собранной родителями Бориса. Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних
лет: писал стихотворения и даже поэмы. А 1901 году появилась его первая статья
в газете "Одесские новости". Он писал статьи на самые разные темы –
от философии до фельетонов. Кроме этого, будущий детский поэт вел дневник,
который был его другом в течение всей жизни. В 1904 году Чуковский вернулся в Россию и стал литературным критиком, печатая свои статьи в петербургских журналах и газетах. В конце 1905 он организовал (на субсидию Л. В. Собинова) еженедельный журнал политической сатиры "Сигнал". За смелые карикатуры и антиправительственные стихи он даже подвергался аресту. А в 1906 году стал постоянным сотрудником журнала "Весы". К этому времени он уже был знаком с А. Блоком, Л.Андреевым А. Куприным и другими деятелями литературы и искусства. Позднее Чуковский воскресил живые черты многих деятелей культуры в своих мемуарах ("Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания", 1940; "Из воспоминаний", 1959; "Современники", 1962). И ничто, казалось, не предвещало, что Чуковский станет детским писателем. В 1908 году он выпустил в свет очерки о современных писателях "От Чехова до наших дней", в 1914 - "Лица и маски". В 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты "Речь" в Великобритании, Франции, Бельгии. Вернувшись в Петроград в 1917 году, Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства "Парус". Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга "От двух до пяти", которая впервые вышла из печати в 1928 году под названием "Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы" и только в 3-ем издании книга получила название "От двух до пяти". Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась. Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жар-птица". Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство", Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А.М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем. Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий
ритм делали его стихотворения быстро запоминающимися. За "Крокодилом"
стали появляться все новые и новые стихотворения : "Мойдодыр" ( Но Чуковский не ограничился только собственными сочинениями, он стал переводить для детей лучшие произведения мировой литературы: Киплинга, Дефо, Распэ Уитмена и др., а также библейские сюжеты и греческие мифы. Книги Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени, что делало их еще более привлекательными. В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом. Там он собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники "Здравствуй, лето!" и "Прощай, лето!" В 1952 году Чуковский опубликовал
монументальный литературоведческий труд "Мастерство Некрасова", который
был удостоен Ленинской премии. А в 1962 году стал почетным доктором литературы
Оксфордского университета.
Просмотров: 915 |
|
Дата: 20.11.2010
|