Лидия Георгиевна Атманаки
Атманаки Лидия Георгиевна (1912, Одесса –
1963, Ленинград). Эстрадная актриса. Заслуженная артистка Казахской ССР.
Родилась в 1912 году в Одессе.
Студентка технического вуза, она в 1931 г. оказалась в труппе одесского
Театра Красной Армии имени Сивашских боёв.
В 1935 г. театр расформировали, юная Лидия Атманаки стала артисткой
Одесской филармонии. Скоро почувствовала, что эстрада - её призвание. Вокруг
неё образовался ансамбль, с которым актриса проработала двенадцать лет. Играла
с партнёрами сценки, интермедии, исполняла пародии, куплеты, пела сатирические
и шуточные песенки, читала рассказы. Но наиболее любимым жанром у актрисы на
долгие годы стал музыкальный фельетон.
В годы войны Атманаки выступала в городах и сёлах Казахстана, в составе
концертных бригад выезжала на фронт. В 1947 г. приехала на гастроли в Ленинград
с коллективом Одесской филармонии и сразу была приглашена в Ленгосэстраду. К
этому времени она уже выросла в яркую комедийную, синтетическую актрису,
прекрасно двигалась, пела, владела мастерством перевоплощения, покоряла
зрителей непосредственностью, задором, темпераментом, умением вызвать и смех и
слёзы.
В Ленинграде в 1950-е годы Лидия Георгиевна выпустила несколько
концертных программ с партнёрами А. Астаховым, Б. Львовичем, пианистом С.
Каганом. Монологи, песенки, фельетоны, сатирические куплеты, зрительные номера
составляли программы этих популярных эстрадных спектаклей с названиями «Не проходите мимо», «По разным адресам» и тому подобными, где главным
содержанием были миниатюры, или, более точное название, скетчи. Наиболее удачной оказалась программа В. Полякова «Один день» в постановке одного
из лучших театральных режиссёров страны Г. Товстоногова. В них она
создала множество сатирических образов: разного рода обывательниц, сплетниц,
бездельниц и др. Наряду с этим в её репертуаре были и произведения лирические,
героические (так, в течение многих лет она исполняла большой театрализованный
музыкальный рассказ Виктора Типота «Четыре встречи»). Лидия
Георгиевна любила резкую смену костюмов, мгновенные перевоплощения и
легко скользила от женских к мужским ролям, щеголяя разными очками,
паричками, накладными носами и т. п. Основной ее стиль определялся
парадной черной юбкой и черным смокингом с блестящими атласными
отворотами.
Лидия Атманаки успешно сотрудничала со многими известными писателями и
драматургами, в первую очередь с А. Хазиным, В. Поляковым, В. Кресловым, В.
Массом и М. Червинским и др. Снималась в кино.
Умерла в 1963 г. в Ленинграде, в расцвете творческих сил.
См.: "Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия"