Главная » 2010 Декабрь 26 » Ленинградцы в Одессе. Аркадий Северный
22:56 Ленинградцы в Одессе. Аркадий Северный |
Аркадий Северный (Аркадий Дмитриевич Звездин) Аркадий Северный (настоящее имя – Аркадий Дмитриевич Звездин; 12 марта 1939, Иваново – 12 апреля 1980, Ленинград) – исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. Обладал очень оригинальным тембром голоса и экспрессивной артистической подачей песни. Мог ярко обыграть песню в любой стилистике, от романсовой до джазовой. Родился 12 марта 1939 года в городе Иваново (Ивановской области). Отец, Дмитрий Иосифович, был руководящим работником в Иваново. Мать, Елена Макаровна, – домохозяйкой. Семья была большая, дружная – пять детей (дочь Людмила и сыновья Валентин, Лев, Михаил и средний – Аркаша). В 1956 году окончил среднюю школу № 25 города Иваново. В 1957 году
Аркадий уехал в Ленинград и поступил на лесоинженерный факультет
Лесотехнической академии имени С. М. Кирова (ЛТА). Жил в студенческом общежитии
на ул. Пархоменко. Проходил студенческую производственную практику в Лужской
лесотехнической школе (май-июль В 1965 году Аркадий Звездин закончил Лесотехническую академию и начал работать экономистом в ленинградской конторе объединения «Экспортлес». В 1968—1969 годах служил в Советской Армии, лейтенантом ВВС в вертолётном полку под Ленинградом. Позже об этом периоде своей жизни сам Аркадий запустил в народ легенду, что службу ему якобы пришлось проходить в небе Вьетнама. В декабре 1969 года Аркадий заключил брак с Валентиной Бойцовой. 14 июня 1971 года у них родилась дочь Наталья. Поскольку Аркадий не особо лояльно относился к советской Системе, то за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи – со стилягами, фарцовщиками, диссидентами, и, наконец, с музыкальными коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного института Рудольф Фукс. Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу загорелся идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом 1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организует домашнюю запись Аркадия под ансамбль. В соответствии с модой тех лет, в репертуаре были, в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним Аркадия – «Северный». В начале 1970-х годов судьба вновь сводит Аркадия Звездина и Рудольфа Фукса. Фукс решает возобновить записи песен в исполнении Аркадия, а вскоре приходит к мысли сделать из Аркадия Северного легендарную личность советского магнитиздата в амплуа «старого одессита». Рудольф Фукс сочиняет сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года производит её запись в исполнении Аркадия Северного. Запись получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР. Вдохновленный успехом, Фукс осуществляет запись ещё одной «одесской программы», написанной по его же сценарию, а затем ещё целый ряд сценарных концертов, открывая, по существу, новый жанр в магнитиздате, своего рода «театр у микрофона». Кроме того, в этот же период, в 1972—74 годах, Аркадий записывает под гитару немало других домашних концертов, состоящих не только из блатных песен, но и из уличной лирики, романсов, студенческих, и прочих «неподцензурных» песен. Особо следует выделить запись известной скабрёзной поэмы XIX века «Лука Мудищев», которую сделал знакомый Фукса, известный ленинградский коллекционер Сергей Иванович Маклаков. В 1974 году Фукс снова организует запись Аркадия Северного под небольшой ансамбль, а вскоре начинает подготовку к новому грандиозному проекту – концертам Аркадия Северного с «одесским джазом». Первая пробная запись состоялась в январе 1975 года на квартире басиста ВИА «Поющие гитары» Владимира Васильева, а в феврале была произведена запись концерта Аркадия Северного с ансамблем в актовом зале института «Ленпроект», по месту работы Рудольфа Фукса. Запись получила название «Первый одесский концерт», быстро разошлась по всей стране и имела большой успех. В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организует и Сергей Маклаков. Ансамбль состоял из музыкантов ресторана «Парус», которые под именем «Братья Жемчужные» уже записывались у Маклакова в конце 1974 года. Запись Жемчужных с Северным, получившая впоследствии название «Ой, мамочка!», была произведена на квартире коллекционера Дмитрия Михайловича Калятина. У Аркадия с Калятиным завязывается дружба, а с осени того же 1975 года Аркадий поселяется у него на квартире. Дело в том, что к этому времени Аркадию было негде жить, он ушёл из семьи и из дома, лишился работы в «Экспортлесе». У Калятиных Северный прожил около полутора лет. За это время Д. М. Калятиным было произведено много записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные, так и лирические песни и романсы. В свою очередь С. И. Маклаков и Р. И. Фукс продолжают свои проекты оркестровых записей Аркадия. В 1976 году произведены записи с ансамблями «Братья Жемчужные», «Четыре брата и лопата», «Альбиносы», «Светофор», «Крёстные отцы». Концептуально выдержанными можно назвать, пожалуй, лишь несколько записей, организованных Фуксом – «Памяти Вертинского», «На проспекте 25 Октября», концерты на одесскую тематику – «Памяти Кости-аккордеониста», «Третий одесский». Остальные концерты были весьма эклектичны, как в музыкальном, так и в репертуарном плане. Как, впрочем, и весь жанр «улично-ресторанной» эстрады, в котором и выступал тогда Аркадий Северный. В 1976 году Аркадий предпринимает несколько попыток избавиться от своего уже развившегося недуга – алкогольной зависимости. К сожалению, лечение и в ленинградском Институте имени Бехтерева, и в московской клинике на Каширском шоссе приводит лишь к кратковременной ремиссии. Примерно с середины 1976 года Аркадий уже нигде не работает и полностью переходит на богемный образ жизни подпольного артиста. Его личные отношения с семьёй Калятиных всё более и более осложняются. В начале 1977 года происходит непонятная история с ленинградским коллекционером Виктором Набокой. В январе он записывает два концерта Аркадия Северного с ансамблем «Обертон», один из которых был сделан в оригинальном рок-н-ролльном стиле. Но вскоре вдруг в адрес Аркадия звучат обвинения, что он украл у Набоки оригиналы записей. Что на самом деле лежало в основе этой истории – до сих пор остается неизвестным. Вскоре после этого Аркадий уезжает из Ленинграда, но есть ли связь между его отъездом и этой историей – тоже неизвестно. Как раз в это время киевскому коллекционеру Фреду Ревельсону удается через Р. Фукса найти Аркадия и пригласить его на гастроли в Киев, куда Аркадий и прибывает в апреле 1977 года. Здесь была произведена запись концерта с ансамблем Григория Бальбера. А вскоре Северный получает приглашение от одесского коллекционера Владислава Коцишевского и в конце апреля приезжает в Одессу. В Одессе Аркадий записывается у Коцишевского под ансамбль «Черноморская чайка», собранный специально для этих записей. Сначала в трех концертах совместно с омским автором-исполнителем Владимиром Шандриковым, а позже, летом 1977-го, – в двух сольных концертах. Один из них – «Тётя Шура» – многими признан как образец классики в жанре уличной лирики. Осенью 1977 года Аркадий вновь направляется на лечение в московскую клинику. На этот раз удаётся добиться ремиссии на год. После лечения Аркадий возвращается в Ленинград, где С. И. Маклаков вновь организует его записи с братьями Жемчужными. Теперь они осуществляются на более солидном музыкальном уровне (концерты «Диксиленд», «Проводы 1977 года»), а также более оригинальны в репертуарном плане. В основном исполняются не фольклорные песни, а песни на стихи самодеятельного питерского поэта Владимира Раменского, друга Аркадия Северного и Сергея Маклакова. Из стихов Владимира Раменского составлен репертуар и других концертов этого периода – с ансамблями «Чайка» и «Химик». Два концерта с «Химиком» были организованы и записаны в феврале-марте 1978 года Владимиром Тихомировым и Владимиром Раменским. Перед этим Северный совершил непродолжительную гастрольную поездку в Нарву, где выступал в «Старом кафе» с исполнением песен на стихи В. Раменского. Вскоре Северный вновь уезжает в Одессу к своей новой гражданской жене Зинаиде. Весной и летом этого года Аркадий вновь плодотворно сотрудничает с В. Коцишевским, записывается у него под гитару, а также с ансамблями «Черноморская чайка» и «Шесть плюс один». Осенью Аркадий оказывается в Москве, и в это же время происходит рецидив его болезни. В столице организуется несколько ресторанных выступлений Северного, одно из них – для игроков хоккейной сборной СССР. Вскоре Аркадий расстается с Зинаидой, что, видимо, ещё более усугубляет его недуг. Записей в этот период производится совсем немного – с ансамблем «Аэлита» в Феодосии (?) и концерт песен на стихи Есенина в Одессе. К этому времени Северный окончательно становится профессиональным «подпольщиком» и бродягой. Его образ жизни, в сущности, совершенно невероятен для советской действительности. Не имея ни прописки, ни паспорта, не говоря уже об официальном месте работы, Северный свободно разъезжает по стране и практически открыто участвует в записях с репертуаром, совершенно неприемлемым для Советской власти. В начале 1979 года Аркадий возвращается в Ленинград. Здесь он тесно сходится с компанией «деловых» знакомых В. Раменского и В. Тихомирова, занимающихся обивкой дверей, довольно выгодным в советские времена бизнесом. На квартире одного из них, Валерия Шорина, Аркадий живёт несколько месяцев. Весной С. И. Маклаков организует очередную его запись с «Братьями Жемчужными»; правда, ансамбль на этот раз выступает под названием «Божья обитель». Примерно в это же время Аркадия находит и его первый «импресарио» – Рудольф Фукс. Он организует выступление Северного с Георгием Ордановским и рок-группой «Россияне» (запись, к сожалению, не сохранилась). Вскоре Аркадий получает приглашение на гастроли в город Тихорецк, куда и отправляется в начале лета. В Тихорецке руководитель местной студии звукозаписи Станислав Сафонов организует запись Северного с ансамблем «Встреча» при участии хорошо известного в жанре певца и органиста Анатолия Мезенцева. После Тихорецка Северный едет в станицу Кущёвскую, где местным коллекционером Н. Пушкарским производится запись с ансамблем «Казачок», а затем в Ростов-на-Дону. Там Аркадий дает несколько ресторанных концертов. В конце лета он приезжает в Одессу, где записывается его «золотой диск» – большой концерт с «Черноморской чайкой» из одесской классики, так называемый «херсонский концерт». Затем Аркадий уезжает в Москву. Во время пребывания в Москве Северный вновь выступает с ресторанными концертами, которых, по воспоминаниям разных людей, было довольно много. Молва приписывала Северному и специальные концерты для высокопоставленных советских и партийных деятелей, но точных подтверждений этому нет. Живёт он в этот период на разных квартирах, пока, наконец, не поселяется у Анатолия Писарева. Здесь он живёт до самой весны 1980 года, записывая много домашних концертов, в том числе – с песнями, сочиненными самим А. Писаревым. В феврале по приглашению С. И. Маклакова Аркадий ненадолго приезжает в Ленинград, где записывается концерт с «Братьями Жемчужными» («Олимпийский концерт», или «Трезвость»), а также домашний концерт у Владимира Раменского. После чего возвращается в Москву, но в начале апреля вновь приезжает в Ленинград. Здесь на квартире В. Шорина у него неожиданно происходит обширное кровоизлияние в мозг. 12 апреля 1980 года, в 1 час 35 минут Аркадий Дмитриевич Звездин скончался в больнице имени Мечникова. Похоронен на кладбище Ленинградского крематория. Творческое наследие А. Северного состоит из более чем ста магнитофонных альбомов. Их список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи Северного можно считать разысканными на настоящий момент. Неизвестные ранее записи время от времени «всплывают» до сих пор. |
|