Аркадий
Северный (настоящее имя – Аркадий Дмитриевич Звездин; 12 марта 1939, Иваново –
12 апреля 1980, Ленинград) – исполнитель песен современного городского
фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. Обладал очень
оригинальным тембром голоса и экспрессивной артистической подачей песни. Мог
ярко обыграть песню в любой стилистике, от романсовой до джазовой.
Родился 12
марта 1939 года в городе Иваново (Ивановской области).
Отец, Дмитрий
Иосифович, был руководящим работником в Иваново. Мать, Елена Макаровна, –
домохозяйкой. Семья была большая, дружная – пять детей (дочь Людмила и сыновья
Валентин, Лев, Михаил и средний – Аркаша).
В 1956 году
окончил среднюю школу № 25 города Иваново.
В 1957 году
Аркадий уехал в Ленинград и поступил на лесоинженерный факультет
Лесотехнической академии имени С. М. Кирова (ЛТА). Жил в студенческом общежитии
на ул. Пархоменко. Проходил студенческую производственную практику в Лужской
лесотехнической школе (май-июль 1960
г.) На военной кафедре получил специальность штурмана.
Играл в хоккей в студенческой команде ЛТА. После третьего курса обучения
перевелся на планово-экономический факультет.
В 1965 году
Аркадий Звездин закончил Лесотехническую академию и начал работать экономистом
в ленинградской конторе объединения «Экспортлес».
В 1968—1969
годах служил в Советской Армии, лейтенантом ВВС в вертолётном полку под
Ленинградом. Позже об этом периоде своей жизни сам Аркадий запустил в народ
легенду, что службу ему якобы пришлось проходить в небе Вьетнама.
В декабре 1969
года Аркадий заключил брак с Валентиной Бойцовой. 14 июня 1971 года у них
родилась дочь Наталья.
Поскольку
Аркадий не особо лояльно относился к советской Системе, то за время учёбы он
близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи – со
стилягами, фарцовщиками, диссидентами, и, наконец, с музыкальными
коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного института
Рудольф Фукс. Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу загорелся
идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом 1963 года
Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организует домашнюю
запись Аркадия под ансамбль. В соответствии с модой тех лет, в репертуаре были,
в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним
Аркадия – «Северный».
В начале 1970-х
годов судьба вновь сводит Аркадия Звездина и Рудольфа Фукса. Фукс решает
возобновить записи песен в исполнении Аркадия, а вскоре приходит к мысли
сделать из Аркадия Северного легендарную личность советского магнитиздата в
амплуа «старого одессита».
Рудольф Фукс
сочиняет сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен,
миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года производит её запись в исполнении
Аркадия Северного. Запись получила название «Программа для Госконцерта» и очень
быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР.
Вдохновленный
успехом, Фукс осуществляет запись ещё одной «одесской программы», написанной по
его же сценарию, а затем ещё целый ряд сценарных концертов, открывая, по
существу, новый жанр в магнитиздате, своего рода «театр у микрофона». Кроме
того, в этот же период, в 1972—74 годах, Аркадий записывает под гитару немало
других домашних концертов, состоящих не только из блатных песен, но и из
уличной лирики, романсов, студенческих, и прочих «неподцензурных» песен. Особо
следует выделить запись известной скабрёзной поэмы XIX века «Лука Мудищев»,
которую сделал знакомый Фукса, известный ленинградский коллекционер Сергей
Иванович Маклаков.
В 1974 году
Фукс снова организует запись Аркадия Северного под небольшой ансамбль, а вскоре
начинает подготовку к новому грандиозному проекту – концертам Аркадия Северного
с «одесским джазом». Первая пробная запись состоялась в январе 1975 года на
квартире басиста ВИА «Поющие гитары» Владимира Васильева, а в феврале была
произведена запись концерта Аркадия Северного с ансамблем в актовом зале
института «Ленпроект», по месту работы Рудольфа Фукса. Запись получила название
«Первый одесский концерт», быстро разошлась по всей стране и имела большой
успех.
В апреле 1975
года запись Аркадия Северного с ансамблем организует и Сергей Маклаков.
Ансамбль состоял из музыкантов ресторана «Парус», которые под именем «Братья
Жемчужные» уже записывались у Маклакова в конце 1974 года. Запись Жемчужных с
Северным, получившая впоследствии название «Ой, мамочка!», была произведена на
квартире коллекционера Дмитрия Михайловича Калятина.
У Аркадия с
Калятиным завязывается дружба, а с осени того же 1975 года Аркадий поселяется у
него на квартире. Дело в том, что к этому времени Аркадию было негде жить, он
ушёл из семьи и из дома, лишился работы в «Экспортлесе». У Калятиных Северный
прожил около полутора лет. За это время Д. М. Калятиным было произведено много
записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные, так и
лирические песни и романсы.
В свою очередь
С. И. Маклаков и Р. И. Фукс продолжают свои проекты оркестровых записей
Аркадия. В 1976 году произведены записи с ансамблями «Братья Жемчужные»,
«Четыре брата и лопата», «Альбиносы», «Светофор», «Крёстные отцы».
Концептуально выдержанными можно назвать, пожалуй, лишь несколько записей,
организованных Фуксом – «Памяти Вертинского», «На проспекте 25 Октября»,
концерты на одесскую тематику – «Памяти Кости-аккордеониста», «Третий
одесский». Остальные концерты были весьма эклектичны, как в музыкальном, так и
в репертуарном плане. Как, впрочем, и весь жанр «улично-ресторанной» эстрады, в
котором и выступал тогда Аркадий Северный.
В 1976 году
Аркадий предпринимает несколько попыток избавиться от своего уже развившегося
недуга – алкогольной зависимости. К сожалению, лечение и в ленинградском
Институте имени Бехтерева, и в московской клинике на Каширском шоссе приводит
лишь к кратковременной ремиссии. Примерно с середины 1976 года Аркадий уже
нигде не работает и полностью переходит на богемный образ жизни подпольного
артиста. Его личные отношения с семьёй Калятиных всё более и более осложняются.
В начале 1977
года происходит непонятная история с ленинградским коллекционером Виктором Набокой.
В январе он записывает два концерта Аркадия Северного с ансамблем «Обертон»,
один из которых был сделан в оригинальном рок-н-ролльном стиле. Но вскоре вдруг
в адрес Аркадия звучат обвинения, что он украл у Набоки оригиналы записей. Что
на самом деле лежало в основе этой истории – до сих пор остается неизвестным.
Вскоре после этого Аркадий уезжает из Ленинграда, но есть ли связь между его
отъездом и этой историей – тоже неизвестно.
Как раз в это
время киевскому коллекционеру Фреду Ревельсону удается через Р. Фукса найти
Аркадия и пригласить его на гастроли в Киев, куда Аркадий и прибывает в апреле
1977 года. Здесь была произведена запись концерта с ансамблем Григория
Бальбера. А вскоре Северный получает приглашение от одесского коллекционера
Владислава Коцишевского и в конце апреля приезжает в Одессу.
В Одессе
Аркадий записывается у Коцишевского под ансамбль «Черноморская чайка»,
собранный специально для этих записей. Сначала в трех концертах совместно с
омским автором-исполнителем Владимиром Шандриковым, а позже, летом 1977-го, – в
двух сольных концертах. Один из них – «Тётя Шура» – многими признан как образец
классики в жанре уличной лирики.
Осенью 1977
года Аркадий вновь направляется на лечение в московскую клинику. На этот раз
удаётся добиться ремиссии на год.
После лечения
Аркадий возвращается в Ленинград, где С. И. Маклаков вновь организует его
записи с братьями Жемчужными. Теперь они осуществляются на более солидном
музыкальном уровне (концерты «Диксиленд», «Проводы 1977 года»), а также более
оригинальны в репертуарном плане. В основном исполняются не фольклорные песни,
а песни на стихи самодеятельного питерского поэта Владимира Раменского, друга
Аркадия Северного и Сергея Маклакова.
Из стихов
Владимира Раменского составлен репертуар и других концертов этого периода – с
ансамблями «Чайка» и «Химик». Два концерта с «Химиком» были организованы и
записаны в феврале-марте 1978 года Владимиром Тихомировым и Владимиром
Раменским. Перед этим Северный совершил непродолжительную гастрольную поездку в
Нарву, где выступал в «Старом кафе» с исполнением песен на стихи В. Раменского.
Вскоре
Северный вновь уезжает в Одессу к своей новой гражданской жене Зинаиде. Весной
и летом этого года Аркадий вновь плодотворно сотрудничает с В. Коцишевским,
записывается у него под гитару, а также с ансамблями «Черноморская чайка» и
«Шесть плюс один».
Осенью Аркадий
оказывается в Москве, и в это же время происходит рецидив его болезни. В
столице организуется несколько ресторанных выступлений Северного, одно из них –
для игроков хоккейной сборной СССР. Вскоре Аркадий расстается с Зинаидой, что,
видимо, ещё более усугубляет его недуг. Записей в этот период производится
совсем немного – с ансамблем «Аэлита» в Феодосии (?) и концерт песен на стихи
Есенина в Одессе.
К этому
времени Северный окончательно становится профессиональным «подпольщиком» и
бродягой. Его образ жизни, в сущности, совершенно невероятен для советской
действительности. Не имея ни прописки, ни паспорта, не говоря уже об
официальном месте работы, Северный свободно разъезжает по стране и практически
открыто участвует в записях с репертуаром, совершенно неприемлемым для
Советской власти.
В начале 1979
года Аркадий возвращается в Ленинград. Здесь он тесно сходится с компанией
«деловых» знакомых В. Раменского и В. Тихомирова, занимающихся обивкой дверей,
довольно выгодным в советские времена бизнесом. На квартире одного из них,
Валерия Шорина, Аркадий живёт несколько месяцев.
Весной С. И.
Маклаков организует очередную его запись с «Братьями Жемчужными»; правда,
ансамбль на этот раз выступает под названием «Божья обитель». Примерно в это же
время Аркадия находит и его первый «импресарио» – Рудольф Фукс. Он организует
выступление Северного с Георгием Ордановским и рок-группой «Россияне» (запись,
к сожалению, не сохранилась). Вскоре Аркадий получает приглашение на гастроли в
город Тихорецк, куда и отправляется в начале лета.
В Тихорецке
руководитель местной студии звукозаписи Станислав Сафонов организует запись
Северного с ансамблем «Встреча» при участии хорошо известного в жанре певца и
органиста Анатолия Мезенцева. После Тихорецка Северный едет в станицу
Кущёвскую, где местным коллекционером Н. Пушкарским производится запись с
ансамблем «Казачок», а затем в Ростов-на-Дону. Там Аркадий дает несколько
ресторанных концертов. В конце лета он приезжает в Одессу, где записывается его
«золотой диск» – большой концерт с «Черноморской чайкой» из одесской классики,
так называемый «херсонский концерт».
Затем Аркадий
уезжает в Москву. Во время пребывания в Москве Северный вновь выступает с ресторанными
концертами, которых, по воспоминаниям разных людей, было довольно много. Молва
приписывала Северному и специальные концерты для высокопоставленных советских и
партийных деятелей, но точных подтверждений этому нет. Живёт он в этот период
на разных квартирах, пока, наконец, не поселяется у Анатолия Писарева. Здесь он
живёт до самой весны 1980 года, записывая много домашних концертов, в том числе
– с песнями, сочиненными самим А. Писаревым.
В феврале по
приглашению С. И. Маклакова Аркадий ненадолго приезжает в Ленинград, где
записывается концерт с «Братьями Жемчужными» («Олимпийский концерт», или
«Трезвость»), а также домашний концерт у Владимира Раменского. После чего
возвращается в Москву, но в начале апреля вновь приезжает в Ленинград. Здесь на
квартире В. Шорина у него неожиданно происходит обширное кровоизлияние в мозг.
12 апреля 1980
года, в 1 час 35 минут Аркадий Дмитриевич Звездин скончался в больнице имени
Мечникова. Похоронен на кладбище Ленинградского крематория.
Творческое
наследие А. Северного состоит из более чем ста магнитофонных альбомов. Их
список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи
Северного можно считать разысканными на настоящий момент. Неизвестные ранее
записи время от времени «всплывают» до сих пор.
Джордж Гамов (George
Gamow) (1904-1968) (также Георгий Антонович Гамов), американский физик и
астрофизик. Создатель явления "утечка умов".
Родился 4 марта 1904 года в Одессе. В 1922-1923 годах учился в
Новороссийском университете в Одессе, затем — в Петроградском (Ленинградском). В
1926 году окончил Ленинградский университет, а в 1928 году — аспирантуру. В 1928-1931
годах был стипендиатом в Гёттингенском, Копенгагенском и Кембриджском
университетах. В 1931-1933 годах работал старшим научным сотрудником Физико-технического
института АН СССР и старшим радиологом Государственного радиевого института в
Ленинграде. В 1933 году принимал участие в работе Сольвеевского конгресса в
Брюсселе, после которого не вернулся в СССР. В 1934 году эмигрировал в США. До 1956
года — профессор университета Джорджа Вашингтона, с 1956 года — университета
штата Колорадо.
Работы Гамова
посвящены квантовой механике, атомной и ядерной физике, астрофизике, космологии,
биологии. В 1928 году, работая в Гёттингенском университете, он сформулировал
квантовомеханическую теорию a-распада (независимо от Р. Герни и Э. Кондона), дав
первое успешное объяснение поведения радиоактивных элементов. Показал, что
частицы даже с не очень большой энергией могут с определенной вероятностью
проникать через потенциальный барьер (туннельный эффект). В 1936 году совместно
с Э.Теллером установил правила отбора в теории b-распада. Заинтересовавшись
связью между ядерными процессами и космологией, в 1937-1940 годах построил
первую последовательную теорию эволюции звезд с термоядерным источником энергии.
В 1942 году совместно с Теллером предложил теорию строения красных гигантов. В 1946-1948
годах разработал теорию образования химических элементов путем
последовательного нейтронного захвата и модель "горячей Вселенной" (Теорию
Большого Взрыва), в рамках которой предсказал существование реликтового
излучения и оценил его температуру.Эта теория Гамова была подтверждена американскими исследователями А. Пензиасом и Р. Вильсоном, которые в 1978 году стали Нобелевскими лауреатами.
В 1954 году интересы Гамова переместились в
область биологии. Он первым предложил концепцию генетического кода, постулировав,
что в его основе лежат триплеты нуклеотидов. Эта гипотеза получила дальнейшее
подтверждение с последующим развитием молекулярной генетики. В октябре 1968 года Роберту Холли (Robert W. Holley), Xар Коране (Har Gobind Khorana) и Маршаллу Ниренбергу (Marshall W. Nirenberg) была присуждена Нобелевская премия за расшифровку генетического кода. Но Георгий Антонович Гамов об этом уже не узнал.
Гамов является
автором научно-популярных книг — "Мистер Томпкинс в Стране Чудес"
("Mr. Tompkins in Wonderland", 1939); трилогии "Рождение и
смерть Солнца" ("The Birth and Death of the Sun", 1940); "Биография
Земли" ("Biography of the Earth", 1941); "Создание
Вселенной" ("The Creation of the Universe", 1952); "Раз, два,
три… бесконечность" ("One, Two, Three… Infinity", 1947); "Тридцать
лет, которые потрясли физику" ("Thirty Years that Shook Physics",
1966); "Моя мировая линия: неофициальная автобиография" ("My
World Line: An Informal Autobiography", 1970). В 1956 году он получил от
ЮНЕСКО премию Калинга за вклад в популяризацию науки. Умер Джордж Гамов в
Болдере (штат Колорадо) 19 августа 1968 года.
Саша Чёрный (1880-1932)
(псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия Александр Михайлович Гликберг; другие
псевдонимы - Сам по себе, Мечтатель), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился
1 (13) октября 1880 года в Одессе в семье еврея-провизора. Крещенный отцом в
возрасте 10 лет, чтобы иметь возможность поступить в гимназию вне "процентной
нормы", обучения не закончил (неоднократно отчислялся за неуспеваемость). В
1902-1904 годах служил в Новоселицкой таможне, с 1905 года - чиновник в
Петербурге, где благодаря женитьбе на ученице видного профессора философии А. И.
Введенского и родственнице известных купцов Елисеевых получил возможность
заняться самообразованием.
В 1906-1907
годах прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. На Первой мировой
войне был санитаром. В марте 1917 года Временным правительством назначен
заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую
Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в
Вильно) осенью 1918 года уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о "Литве"
и цикл "Русская Помпея", впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо
звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 году - в Берлин; со второй
половины 1923 до начала 1924 года - в Италии, в семье Л. Н. Андреева (впечатления
от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах "Из
римской тетради" и "Римские офорты"). С 1924 года жил в Париже, сотрудничал
в газетах "Последние новости", парижском "Сатириконе" и
других периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции
и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.
Начал
печататься в Житомире в 1904 году. В 1900-е годы активный сотрудник
прогрессивных сатирических журналов "Зритель", "Молот", "Маски",
"Сатирикон" и др. Дерзкая политическая сатира Черного "Чепуха"
(1905; "Трепов - мягче сатаны") принесла ему известность. Первый
сборник стихов поэта "Разные мотивы" (1906), содержащий наряду с
лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник "Сатиры"
(1910) с ироническим посвящением "всем нищим духом", представивший
оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность,
пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах
общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма. Во
втором сборнике, "Сатиры и лирика", проявилось тяготение Черного к "чистой"
лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам.
Уйдя весной 1911
года из "Сатирикона", где он был одним из поэтических лидеров с 1908
года, Черный печатается в газетах "Киевская мысль", "Русская
молва", в журналах "Современный мир", "Аргус", "Солнце
России", "Современник" и др. Выступает как детский писатель (книги
"Тук-Тук", 1913, "Живая азбука", 1914). Щемящей тоской по
утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны книга стихов
Черного "Жажда" (1923), поэма "Кому в эмиграции жить хорошо"
(1931-1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине - малыша в
кроватке. Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий
стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Черного, его принципиальная
антибуржуазность (стихотворение "На могилах", 1912, после посещения
Веймара: "Гете и Шиллер на мыле и пряжках, / На бутылочных пробках, / На
сигарных коробках / И на подтяжках... / Мещане торгуют титанами..."), повлиявшие
на формирование В. В. Маяковского, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных
художников Серебряного века.
Среди других
его произведений - поэма "Ной" (1914), печально предрекающая
современному поколению новый "всемирный потоп"; стихотворный цикл "Война"
(1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи, повести,
рассказы (кн. "Сон профессора Патрашкина", 1924; "Дневник фокса
Микки", 1927; "Кошачья санатория", 1928; "Белка-мореплавательница",
1933 и др.) и пьеса "Возвращение Робинзона" (1922) для детей; произаический
сборник "Несерьезные рассказы" (1928), с "легкой улыбкой, беззлобным
смехом, невинной проказливостью" (А. И. Куприн) воскрешающий петербургский,
московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному
безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть "Чудесное
лето" (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных
лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни.
Особое место в
творчестве Черного занимают "Солдатские сказки" (опубл. в 1933 году),
написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к
сказу Н. С. Лескова и М. М. Зощенко. Оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля,
К. Гамсуна и др. Цикл музыкальных произведений на слова Черного создал Д. Д. Шостакович.
Умер Черный в
Ла Фавьер, близ местечка Лаванду (Франция) 5 августа 1932 года.
Руденко Людмила
Владимировна(27.07.1904 —
26.02.1986). Вторая чемпионка мира (1950—1953) и первая советская шахматистка,
завоевавшая это звание.
Людмила
Владимировнародилась 27 июля
1904 в городе Лубны Полтавской губернии. Ее отец, Владимир Андреевич был
действительным статским советником. Девочка училась в гимназии. После
гражданской войны ее отец был прокурором города Николаева, боролся с
беспризорностью, а потом стал священником.
Революция
разбросала семью по России.Людмила
Владимировнаоказалась в Одессе,
где училась в институте, получив профессию экономиста — инженера по
нормированию. Там сформировался круг ее друзей — известных писателей и
литераторов, с которыми она поддерживала связь всю свою жизнь. У нее было много
разных друзей, поскольку Людмила Владимировнабыла
разноплановым человеком. В Одессе она занималась не только шахматами, но и
плаванием, причем стала чемпионкой города в стиле «брасс» в открытой воде.
Жизнь ее
складывалась непросто. Из Одессы она переезжает в Москву, а потом и в Ленинград.
Там она выходит замуж за очень известного ученого, Льва Давидовича Гольдштейна.
В 1931 году у них родился сын Владимир. Она играет в шахматы, растит сына,
работает в типографии. Время было суровое. Наборщик вместо слов «купить книги
Ленина и Сталина» набрал «курить…". Это стоило ему жизни,Людмила Владимировна срочно
увольняется из типографии.
Начинается война
и она поступает на военный завод, который эвакуируется в Уфу. Однако дети
многих сотрудников завода остались в Ленинграде. Директор даетЛюдмиле Владимировнемандат на проезд в Ленинград, чтобы
она вывезла детей на большую землю. Как она это сделала — она сама не могла
объяснить: нечеловеческими усилиями сформировала эшелон и успела вывезти детей
до того, как кольцо блокады сжалось вокруг города, а потом свалилась с нервным
истощением. Подробно об этом ее подвиге было написано в книге «Роль женщины в
Великой отечественной войне». Сама Людмила Владимировна считала спасение детей
самым главным делом своей жизни.
После войны
Л.В.Руденко полностью отдается игре в шахматы. Ее тренерами были
известнейшие шахматисты и колоритнейшие личности гроссмейстеры Левенфиш и
Толуш. Принимала участие в первых женских турнирах в нашей стране, начиная с
1926. В 1928 — чемпионка Москвы, затем, переехав в Ленинград,
совершенствовалась под руководством П.Романовского и Г.Левенфиша. Чемпионка
Ленинграда 1932, становилась чемпионкой города на Неве еще 6 раз(1936, 1947,
1957, 1958, 1962, 1963 гг.).
В чемпионатах
страны 1936, 1945, 1947—1948 гг. была второй. В турнире на первенство мира
(Москва, 1949/50) завоевала звание чемпионки, опередив шахматисток из 12 стран
с результатом 11,5 из 15 (+9-2=5). В 1952 впервые стала чемпионкой страны.
Однако в 1953 проиграла матч на первенство мира победительнице турнира
претенденток Е.Быковой со счетом 6:8 (+5-7=2). Международный гроссмейстер
(1976), международный мастер среди мужчин(1953).
Умерла 26 февраля
1986 в Ленинграде. В ее память с 1987 года в Санкт-Петербурге проводят шахматный
женский турнир .
Евгений
Адольфович Левинсон (1894—1968) родился в Одессе. Учился в Петербурге в
Институте гражданских инженеров (1915—1916) и на архитектурном факультете
Академии художеств у И. А. Фомина (1924—1927).
В юности
Евгений активно занимался спортом, особенно футболом. Участвововал в
соревнованиях (весенний и осенний кубки) Петроградской футбольной лиги,
выступая
за первые команды «Путиловского кружка спортсменов-любителей» (1914) и
"Павловско-тярлевского
кружка любителей спорта (1915-16).
В 1932—1945
преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте, в 1945—1968 — в
Институте живописи, скульптуры, и архитектуры им. И. Е. Репина.
В 1920-1930-х
годах активно участвовал в архитектурных конкурсах на проекты Дома
правительства Бурят-Монгольской АССР в Верхнеудинске (Улан-Удэ), здания
Центросоюза в Москве, жилмассивов для Ленинграда — «Совторгслужащий» и
«Ленинградский печатник», здания Дома Промкооперации и гостиницы «Интурист» для
Ленинграда, планировки города «Новый Мурманск» и др. Многие конкурсные проекты
Е. А. Левинсона были удостоены первой премии.
К началу 1930-х
годов Е. А. Левинсон — один из крупнейших архитекторов Ленинграда. В этот
период по его проектам были построены Дом культуры Промкооперации (ныне Дворец
культуры имени Ленсовета), жилгородок «Соцстрой», жилой дом Совторгслужащих и
гостиница «Интурист» на Песочной набережной. В 1931 году в содружестве сИ. И. Фоминым
им был разработан проект знаменитого жилого дома Ленсовета на набережной реки
Карповки. Начав свою творческую деятельность, как конструктивист, к концу 1930-х
годов Е. А. Левинсон создал целый ряд проектов, выполненных в духе так
называемого сталинского неоклассицизма.
В годы войны
Левинсон возглавил группу архитекторов, строившую оборонительные сооружения на
ближайших подступах к Ленинграду. В декабре 1941 года он был эвакуирован в
Свердловск и включен в Уральскую группу Академии строительства и архитектуры
СССР. В 1942—1943 годах Левинсон совместно с А. А. Олем и Г. А. Симоновым
спроектировал новые кварталы в г. Магнитогорске, ставшие первым опытом
капитального городского малоэтажного строительства.
Участвовал в
послевоенном восстановлении Пушкина и Павловска. Проект железнодорожного
вокзала в Пушкине, выполненный Е. А. Левинсоном в соавторстве с А. А. Грушке
был отмечен Сталинской премией третьей степени в 1951 году. Е. А. Левинсон
выполнил и проект нового вокзала в Павловске. В эти же годы по проекту
Левинсона был созданы один из кварталов малоэтажного строительства на
Московской улице (ныне ул. Крупской) в Невском районе. Помимо этого Е. А. Левинсон
участвовал в конкурсах на проекты восстановления и реконструкции Киева, Минска,
Петрозаводска, Риги и других городов.
Е. А. Левинсон
— соавтор проекта станции метро «Автово». Соавтор архитектурной части мемориала
на Пискаревском мемориальном кладбище (1960).
В 1950—1960-е
годы Левинсон активно работал в области массового жилищного строительства. Созданные
под его руководством проекты кварталов 122—123 на Щемиловке стали первым в
Ленинграде примером массового крупнопанельного жилищного строительства.
На доме (Каменноостровский
проспект, дом 55), где в 1931—1968 жил Евгений Левинсон и где он оборудовал
свою творческую мастерскую, в 1990 году установлена мемориальная доска (автор —
арх. В. В. Исаева).
Вера Инбер родилась 28 июня (10 июля) 1890 года в
Одессе. Её отец Моисей (Моня) Филиппович (Липович) Шпенцер был владельцем
типографии и одним из руководителей научного издательства «Матезис»
(1904—1925). Мать её, Фанни Соломоновна Шпенцер (Бронштейн), двоюродная сестра
Л. Д. Троцкого, была учительницей русского языка и заведующей казённым
еврейским девичьим училищем.
В их семье жил и воспитывался Лев Троцкий в пору
своей учёбы в Одессе в 1889—1895 годах.
Вера Инбер краткое время посещала историко-филологический
факультет на одесских Высших женских курсах. Первая публикация появилась в
одесских газетах в 1910 году («Севильские дамы»).
Вместе с первым мужем, Натаном Инбером, жила в Париже и
Швейцарии в течение четырёх лет — в 1910—1914. В Париже она издала за свой счёт
первый сборник стихов.
В 1914 году переехала в Москву. В ранних двадцатых
годах, как и многие другие поэты, принадлежала к литературной группе, в её
случае, к «Литературному центру конструктивистов». В 1920-е годы работала
журналистом, писала прозу и очерки, ездила по стране и за рубеж (в 1924—1926
годах в качестве корреспондента жила в Париже, Брюсселе и Берлине).
Второй раз с 1920 года была замужем за знаменитым
электрохимиком профессором А. Н. Фрумкиным. В 1927 году приняла участие в
коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
Проведя три года в блокадном Ленинграде во время Великой
Отечественной войны, Инбер отобразила жизнь и борьбу жителей в стихах и прозе.
Во время блокады в 1943 году стала членом ВКП(б). Третий её муж, профессор
медицины Илья Давыдович Страшун, работал в 1-м Медицинском институте в
осаждённом городе.
После войны Вера Инбер получила Сталинскую премию 1946
года за блокадную поэму «Пулковский меридиан».
Переводила поэтические произведения Т. Г. Шевченко и М.
Ф. Рыльского с украинского, а также таких зарубежных поэтов, как П. Элюар, Ш.
Петефи, Я. Райнис и других.
В. М. Инбер умерла 11 ноября 1972 года. Похоронена на
Введенском кладбище в Москве.
Родился 1
(13) июля 1894 года. Его главные произведения - "Конармия" и "Одесские
рассказы". Он стал одним из немногих советских прозаиков, популярных и за
рубежом.
Исаак Бабель был из тех людей, которым
свойственно создавать о себе мифы. В своей автобиографической прозе он привел
массу фактов из своей жизни, вступавших в явное противоречие с официальными
свидетельствами.
Так, например, в "Автобиографии"
он пишет о том, что привлекался к уголовной ответственности царскими властями, однако
подтверждения этому в документах царской охранки не найдено. Образ бедного
мальчика из еврейского гетто явно не согласуется с тем, что известно о Бабеле
из других источников.
Детство писателя прошло отнюдь не
в бедности. Отец его был крупным купцом, занимавшимся торговлей
сельскохозяйственным оборудованием. Мальчик получил великолепное образование, владел
несколькими языками (французским, английским, немецким, изучал иврит) даже
первые свои рассказы, пятнадцатилетним, он написал на французском.
Рассказы "История моей
голубятни" и "Первая любовь" посвящены теме еврейских погромов и
автор выдает их за автобиографические, но это тоже часть мифологизации. Известно,
что - в отличие от героев рассказов - семьи Бабеля погромы не коснулись. Личность
писателя предстает перед нами как бы в двойном свете: с одной стороны, его
собственные представления о себе, а с другой, свидетельства современников (как
устные, так и письменные), вступающие в противоречие с утверждениями самого
Бабеля.
До революции будущий литератор
успевает получить коммерческое образование и даже защитить диссертацию на
соискание ученой степени кандидата экономических наук. Но перспектива сидения
за конторкой не прельщала пылкого юношу. И в 1915 году он уехал из Одессы в
Петроград с фальшивым паспортом и без гроша в кармане. В столице ему удалось
поступить сразу на четвертый курс юридического факультета Петроградского
психоневрологического института, что дало возможность получить вид на
жительство. Там же произошло его знакомство с Горьким, который поначалу
поддерживал способного юношу и помог опубликовать два рассказа: "Илья
Исаакович и Маргарита Прокофьевна" и "Мама, Римма и Алла". Однако
последующие литературные опыты Горький не одобрил и, по словам самого писателя,
отправил его "в люди".
В революционные годы Бабель
сражался на румынском фронте, служил в Чека, в Наркомпроссе, в
продовольственных экспедициях, затем - в Северной армии, в Первой конной. Потом
работал в Одесском губкоме, был выпускающим редактором 7-ой советской
типографии, репортером в Тифлисе и Одессе, в Госиздате Украины. Позднее в "Автобиографии"
он будет утверждать, что тогда ничего не "сочинял", но это тоже миф. Доподлинно
известно, что за эти годы им было написано несколько новелл: "Вдохновение",
"Справедливость в скобках" и другие, в том числе и те, которые дали
начало циклу "Одесских рассказов" - "Иисусов грех" и "Король".
Центральными персонажами "Одесских рассказов" являются легендарные
герои Молдаванки (одесской окраины) - Беня Крик, Фроим Грач, Любка Казак.
Еще одним большим циклом рассказов
стал "Конармия". В ее основу лег жизненный опыт писателя, накопленный
во время службы в Первой конной. В этих произведениях показана неприкрытая
правда о войне - вся ее грязь и жестокость. Повествование в них ведется от лица
корреспондента Лютова (под этим именем в Первой конной служил сам Бабель): он
наблюдает страшные перипетии войны, восхищается храбростью, ужасается при виде
беспощадного взаимоистребительного процесса. Рассказы разрушали привычный
плакатный образ борца за справедливость. Сам С. М. Буденный, командир Первой
конной, резко критиковал писателя. Он усмотрел в рассказах "клевету" на
бойцов, свидетельство "дегенеративности" старой интеллигенции. Горький,
вступаясь за Бабеля, напротив, высказал мнение, что писатель наоборот "украсил
изнутри" казаков "лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев".
"Конармия" была переведена на несколько иностранных языков, и вскоре
писатель стал одним из самых популярных за рубежом советских авторов.
В 1930-е годы Бабель написал еще
ряд рассказов, где попытался отразить реалии новой действительности. В
рассказах "Конец богадельни" (1932) и "Фроим Грач" (1933) он
описывает жестокую расправу чекистов над жителями старой Молдаванки. Подобные
произведения, конечно же, не могли найти одобрения у властей. Несмотря на
ходатайство Горького, рассказ "Фроим Грач" не был опубликован. Над "ненадежным"
писателем постепенно сгущались тучи. Он был вынужден разрываться между Францией
и Москвой из-за того, что за границей жила его семья, но это вызывало еще
большее раздражение властей. В конце концов, несмотря на постоянные публичные
заявления о поддержке Советской власти, в мае 1939 года Бабеля арестовали на
даче в Переделкино по вымышленному обвинению. Он был расстрелян как агент
французской и австрийской разведок 27 января 1940 года.
При аресте у него изъяли несколько
рукописей, которые едва не оказались навсегда утраченными.
20 лет произведения опального
писателя были недоступны читателям. Лишь в 1957 году произошло его возвращение
в литературу: был издан сборник "Избранное" с предисловием И. Эренбурга,
который назвал Исаака Бабеля одним из выдающихся писателей XX века, блестящим
стилистом и мастером новеллы. Его безвременная гибель стала одной из самых
больших потерь не только для отечественной, но и для мировой литературы.
В настоящее время Всемирный клуб
одесситов собирает средства на установку памятника Исааку Бабелю в Одессе.
Родился 12
июля (30 июня по ст. ст.) 1876 в Одессе. Отец, Исай Козьмин Уточкин, принадлежал
ко 2-й купеческой гильдии, был строительным подрядчиком. Родители Сергея
Уточкина рано ушли из жизни, и он с двумя братьями воспитывались в разных
семьях на деньги, оставленные родителями.
Сергей Уточкин
был одним из первых русских футболистов, выступал за любительскую команду
Одесского британского атлетического клуба. В то время футбол культивировался в
основном среди иностранцев.
Одним из
первых в России освоил роликовые коньки. Занимался джиу-джитсу и боксом.
Будучи
спортсменом, наибольших успехов добился как велогонщик. В течение 17 лет
неоднократно завоевывал призы как в России, так и за границей. В дальнейшем
стал еще и мото- и автогонщиком.
29 июля 1908
года впервые в Одессе совершил полет на воздушном шаре. Высота полёта - 1200 м. Затем
гастролировал в Египте, летал над Сахарой (8 полетов). Испытывал
планеры.
31 марта 1910
года Уточкин впервые поднялся в воздух, стал вторым авиатором в России (первым
был одессит Михаил Ефимов). Свой первый полет он осуществил на биплане "Фарман-4", принадлежавшем
барону С. Ксидиасу.
В августе 1910 года - летчик-испытатель
завода "Дукс" (Москва). Построил биплан по типу "Фармана", на
котором в декабре 1910 года совершил десятки полетов над Одессой и морем. В 1910-11
годах первым показал полет самолета во многих городах России и за рубежом. Полеты
Уточкина наблюдали видные впоследствии авиаконструкторы и летчики В. Я. Климов (в
Москве), Н. Н. Поликарпов (в Орле), А. А. Микулин (в Киеве), П. О. Сухой (в
Гомеле), П. Н. Нестеров (в Тбилиси), С. П. Королев (в Нежине) и др.
В общей сложности Сергей Уточкин совершил
около 150 полетов. Неоднократно самолеты Уточкина терпели крушение, самая
тяжелая авария произошла в июле 1911 года во время перелета из Санкт-Петербурга
в Москву. Сергей Уточкин получил многочисленные травмы. Тем не менее, через
полтора месяца после аварии Сергей Уточкин снова вернулся в авиацию.
Перенесенные
события сказались на душевном здоровье Сергея Уточкина и с 1913 года он
проходит лечение в разных клиниках Санкт-Петербурга.
В последние
годы жизни С. Уточкин жил в Санкт-Петербург, постоянных заработков не имел, периодически
зарабатывал игрой на бильярде. В «Синем журнале», издаваемом А. И. Куприным
были опубликованы воспоминания С. Уточкина.
Умер в январе 1916
года от кровоизлияния в лёгкие.
Похорон на
Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Именем Сергея
Уточкина в Одессе назван кинотеатр «Уточ-кино» (основанный братьями авиатора), установлен
памятник. В Санкт-Петербурге именем Уточкина названа улица.
Франц Алексеевич Рубо (1856-1928),
русский художник, мастер панорамной живописи.
Родился в Одессе 3 (15) июня 1856
в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. Учился в Одесской
рисовальной школе (1865-1877), а в 1878-1883 годах - в мюнхенской Академии
художеств. Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие
баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих,
благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом, иллюзию исторического события,
свершающегося на глазах у зрителя.
По возвращении в Россию получил от
тифлисского музея "Храм Славы" заказ на серию картин из истории
кавказских войн. Помимо этих картин (написанных в 1885-1895 годах) масштабным
результатом его кавказских этюдов явилась панорама "Штурм аула Ахульго"
(1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем
Новгороде (1896; сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в
краеведческом музее Махачкалы). В 1902-1904 годах под его началом в предместье
Мюнхена группой немецких художников была создана панорама "Оборона
Севастополя", открытая в 1905 году в Севастополе в возведенном для нее
здании (сильно пострадавшая при обороне города в 1941-1942 годах, отреставрирована
и открыта вновь в 1954 году). Другой известнейшей его панорамой стала "Бородинская
битва". Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И. Г. Мясоедова (была
открыта в 1912 году в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве; после
длительной реставрации ее воссоздали в 1962 году в новом здании на Кутузовском
проспекте). Среди характерных батальных полотен Рубо - "Атака
Новочеркасского полка в бою на реке Шахе" (1907) и "Бородинский бой"
(1913; обе - в Артиллерийском историческом музее, Петербург).
С 1903 года - профессор-руководитель
батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был
Греков). В 1912 году окончательно обосновался в Германии. Не имея в последние
годы значительных заказов, жил почти в полном забвении.