Главная » 2011 Февраль 10 » Одесситы в Санкт-Петербурге. Натан Мильштейн
21:32 Одесситы в Санкт-Петербурге. Натан Мильштейн |
Натан Миронович Мильштейн Мильштейн Натан Миронович (1904, Одесса – 1992, Лондон), скрипач. В 1908–15 гг. гг. В учился у П. Столярского в Одессе, в 1916–20 гг. – у Л. Ауэра в Петрограде, а в конце 1920-х брал уроки у Э. Изаи в Брюсселе. В 1920 г. дебютировал в Петрограде в труднейшем концерте А. Глазунова для скрипки с оркестром под управлением автора. В 1921–25 гг. концертировал во многих городах СССР в группе одаренных юных музыкантов под руководством П. Когана (1894–1973). В 1921 г., во время первых гастролей в Киеве познакомился с В. Горовицем и его сестрой, пианисткой Региной Горовиц (1900–85), с которыми много выступал в ансамблях до 1925 г. Вместе с В. Горовицем впервые в Советском Союзе исполнил 21 октября 1923 г. в Москве Первый скрипичный концерт С. Прокофьева в версии для скрипки и фортепьяно. Мильштейн также был одним из первых исполнителей произведений К. Шимановского (Первый концерт, пьесы для скрипки и фортепиано). Впоследствии он отдавал предпочтение классическому скрипичному репертуару. В 1925 г. Мильштейн покинул Советский Союз, выступал в Германии, Франции, Испании и других странах Европы и в Южной Америке. В 1926 г. в Париже он восстановил дуэт с В. Горовицем. Впоследствии ансамбль, расширившийся до трио (в него вошел виолончелист Г. Пятигорский), дал ряд концертов в Европе и Америке. В 1929 г. Мильштейн в сопровождении Филадельфийского оркестра под управлением Л. Стоковского дебютировал в США, где и поселился в 1934 г., приняв гражданство США в 1942 г. Мильштейн – один из самых ярких воспитанников русской скрипичной школы. Его игру отличали красивый серебристый звук и совершенная техника, а интерпретации – вкус и безупречное чувство формы. Репертуар Мильштейна состоял в основном из классических и романтических сочинений, а также сочинений для скрипки соло Баха. Биограф Мильштейна, французский музыковед Б. Гавоти охарактеризовал его искусство словами: «Виртуозность, точность, разнообразие». Мильштейн выступал с лучшими оркестрами мира и ведущими дирижерами – С. Кусевицким, Л. Стоковским, Б. Вальтером, В. Фуртвенглером, В. Гольшманом (1893–1972) и другими, гастролировал по всему миру, в том числе неоднократно выступал в Израиле. После эмиграции из СССР никогда не был на родине. Мильштейн сделал ряд звукозаписей, среди которых концерты для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона, М. Бруха, П. Чайковского и А. Глазунова, пьеса «Ниггун» из цикла «Ба‘ал-Шем» Э. Блоха и другие. Среди сочинений Мильштейна – «Паганиниана» для скрипки соло (фантазия на темы Паганини, 1954, входит в репертуар ряда выдающихся скрипачей), каденции к скрипичному концерту Бетховена и другие. Воспоминания Мильштейна «Из России на Запад» записаны С. Волковым (родился в 1944 г.). См.: http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12770&query=%CE%C4%C5%D1%D1 |
|