Главная » 2010 Декабрь 26 » Одесситы в Санкт-Петербурге. Саша Чёрный
22:34 Одесситы в Санкт-Петербурге. Саша Чёрный |
Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) Саша Чёрный (1880-1932)
(псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия Александр Михайлович Гликберг; другие
псевдонимы - Сам по себе, Мечтатель), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился
1 (13) октября 1880 года в Одессе в семье еврея-провизора. Крещенный отцом в
возрасте 10 лет, чтобы иметь возможность поступить в гимназию вне "процентной
нормы", обучения не закончил (неоднократно отчислялся за неуспеваемость). В
1902-1904 годах служил в Новоселицкой таможне, с 1905 года - чиновник в
Петербурге, где благодаря женитьбе на ученице видного профессора философии А. И.
Введенского и родственнице известных купцов Елисеевых получил возможность
заняться самообразованием. В 1906-1907
годах прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. На Первой мировой
войне был санитаром. В марте 1917 года Временным правительством назначен
заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую
Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в
Вильно) осенью 1918 года уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о "Литве"
и цикл "Русская Помпея", впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо
звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 году - в Берлин; со второй
половины 1923 до начала 1924 года - в Италии, в семье Л. Н. Андреева (впечатления
от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах "Из
римской тетради" и "Римские офорты"). С 1924 года жил в Париже, сотрудничал
в газетах "Последние новости", парижском "Сатириконе" и
других периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции
и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями. Начал
печататься в Житомире в 1904 году. В 1900-е годы активный сотрудник
прогрессивных сатирических журналов "Зритель", "Молот", "Маски",
"Сатирикон" и др. Дерзкая политическая сатира Черного "Чепуха"
(1905; "Трепов - мягче сатаны") принесла ему известность. Первый
сборник стихов поэта "Разные мотивы" (1906), содержащий наряду с
лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник "Сатиры"
(1910) с ироническим посвящением "всем нищим духом", представивший
оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность,
пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах
общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма. Во
втором сборнике, "Сатиры и лирика", проявилось тяготение Черного к "чистой"
лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам. Уйдя весной 1911
года из "Сатирикона", где он был одним из поэтических лидеров с 1908
года, Черный печатается в газетах "Киевская мысль", "Русская
молва", в журналах "Современный мир", "Аргус", "Солнце
России", "Современник" и др. Выступает как детский писатель (книги
"Тук-Тук", 1913, "Живая азбука", 1914). Щемящей тоской по
утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны книга стихов
Черного "Жажда" (1923), поэма "Кому в эмиграции жить хорошо"
(1931-1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине - малыша в
кроватке. Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий
стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Черного, его принципиальная
антибуржуазность (стихотворение "На могилах", 1912, после посещения
Веймара: "Гете и Шиллер на мыле и пряжках, / На бутылочных пробках, / На
сигарных коробках / И на подтяжках... / Мещане торгуют титанами..."), повлиявшие
на формирование В. В. Маяковского, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных
художников Серебряного века. Среди других
его произведений - поэма "Ной" (1914), печально предрекающая
современному поколению новый "всемирный потоп"; стихотворный цикл "Война"
(1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи, повести,
рассказы (кн. "Сон профессора Патрашкина", 1924; "Дневник фокса
Микки", 1927; "Кошачья санатория", 1928; "Белка-мореплавательница",
1933 и др.) и пьеса "Возвращение Робинзона" (1922) для детей; произаический
сборник "Несерьезные рассказы" (1928), с "легкой улыбкой, беззлобным
смехом, невинной проказливостью" (А. И. Куприн) воскрешающий петербургский,
московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному
безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть "Чудесное
лето" (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных
лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Особое место в
творчестве Черного занимают "Солдатские сказки" (опубл. в 1933 году),
написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к
сказу Н. С. Лескова и М. М. Зощенко. Оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля,
К. Гамсуна и др. Цикл музыкальных произведений на слова Черного создал Д. Д. Шостакович. Умер Черный в Ла Фавьер, близ местечка Лаванду (Франция) 5 августа 1932 года. Энциклопедия "Кругосвет" |
|