Главная » 2011 Март 7 » Одесситы в Санкт-Петербурге. Всеволод Абрамович
20:04 Одесситы в Санкт-Петербурге. Всеволод Абрамович |
Всеволод Михайлович Абрамович Всеволод Михайлович Абрамович (11 августа 1890, Одесса – 24 апреля 1913, Санкт-Петербург) – лётчик и изобретатель, один из пионеров русской авиации, член Всероссийского аэроклуба. Родился в Одессе 11 августа 1890 года в семье Михаила Соломоновича Абрамовича (1859–1940), русско-еврейского поэта и сына классика еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорима (Соломона Моисеевича Абрамовича). Окончил Шарлоттенбургский политехникум в Германии. 9 октября 1911 года окончил авиационную школу «Общества аппаратов Райт» (диплом № 122) под руководством известного инструктора капитана Энгельгардта, в скором времени погибшего во время одного из его необычайно смелых полетов. Был оставлен при школе инструктором. С 1911 года шеф-пилот Общества Райт. Работал в «Flugmaschinen Wright-Gesellschaft» в Йоханнистале (Германия). Между тем дела «общества аппаратов Райта» пошли неважно, так как аппараты этой системы уже устарели. Следует иметь в виду, что аппараты «Райт», особенно немецкого производства, отличались малой прочностью. У В. М. Абрамовича не раз ломались в полете части самолета, а однажды внезапно стали ломаться нервюры одна за другой и аппарат явно стал разваливаться в воздухе. В. М. Абрамович едва успел произвести посадку, как самолет рассыпался на части. Поэтому Абрамович занялся усовершенствованием аэропланов «Райт». В 1911 году изобрёл прибор для определения воздушной скорости. 21-летний Абрамович уже тогда признавался одним из лучших инструкторов Германии. Многие его ученики приобрели имя. В 1912 году установил несколько авиационных рекордов на усовершенствованных им самолётах «Райт» во время авиационных соревнований в Берлине (рекорд высоты с пассажиром – 2100 м). Тогда же в Германии был установлен приз имени Абрамовича в 1000 марок тому, кто совершит полет при сильном ветре. 1 – 24 июля 1912 года совершил перелёт Берлин – Петербург, предпринятый в первую очередь с рекламными целями. Этот перелёт был выдающимся для своего времени достижением – его дальность составляла более полутора тысяч километров. Самолет, на котором Абрамович прилетел в Россию, сильно отличался от «классического» «Райта». По инициативе Абрамовича на нём ликвидировали передний руль высоты, удлинили хвостовую ферму и на ней, за рулем направления, установили горизонтальный стабилизатор и руль высоты. Была изменена также система управления самолетом, вместо полозьев поставлено колесное шасси, применен новый 90-сильный двигатель немецкой фирмы NAG. Самолет стал более устойчивым, а для взлета больше не требовались катапульта, деревянный рельс и отделяемая тележка, как на первых «Райтах». Модифицированная машина получила обозначение «Абрамович-Райт». 18 августа 1912 г. в Царское Село на военное учебное поле около Гусарского полка прилетел из Петербурга по приглашению высоких особ авиатор Абрамович с пассажиром бароном Эльсоном. Авиатор красиво опустил свой усовершенствованный «Райт» около палаток войск и был ласково встречен высокими особами. 11 сентября 1912 г. он поставил мировой рекорд продолжительности полета с четырьмя пассажирами, продержавшись в воздухе 45 мин 57 с., что на 27 минут превышало предыдущий рекорд немецкого лётчика Райтцеля. В России В.Абрамович принял участие во втором конкурсе военных самолётов, проходившем на Корпусном аэродроме. Его «Абрамович-Райт» не был официальным участником состязаний, но летал много и успешно. Используя свои достижения как рекламу, Абрамович направил военному министру В. А. Сухомлинову письмо: «Приемлю смелость обратиться к Вашему Высокопревосходительству с покорнейшей просьбой милостиво разрешить мне войти в подведомственное Вам Военное министерство с предложением приобрести у меня потребное количество летательных аппаратов системы „Wright". Непоколебимо веря в то, что мои аппараты сослужат верную службу отечественной армии в соответствующий момент, имею намерение воспитать и надлежащий кадр военных пилотов…». Принимая во внимание, что сделанные Абрамовичем усовершенствования заметно улучшили пилотажные свойства аэроплана, военные решили принять это предложение. Было решено приобрести шесть боевых и два учебных самолёта и запасные части к ним. Осенью 1912 года уехав в Германию, Абрамович сначала долго возился со своим переломом, а потом заболел воспалением легких. К лету 1913 года заказанные самолёты изготовили, запаковали в ящики и отправили в Гатчину. Предполагалось, что после постройки самолётов Абрамович приедет в Петербург для подготовки русских пилотов. Но этому не суждено было случиться. 24 апреля 1913 года талантливый лётчик и изобретатель погиб по вине княгини Е.Шаховской (на фото - слева), выполнявшей самостоятельный полёт с инструктором. Сама Шаховская при этом не пострадала. Похоронен Всеволод Михайлович в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Всеволод Михайлович Абрамович, несмотря на свою недолгую жизнь, оставил о себе память как о выдающемся летчике – новаторе и изобретателе. |
|