На рубеже 19 — 20 веков одной из самых ярких личностей в России был граф Сергей Юльевич Витте. Современники признавали, что своей одарённостью Витте как государственный деятель превосходил всех сановников трёх последних русских самодержцев, включая Николая II. Об этом человеке и пойдёт сегодня речь. Сергей Юльевич Витте родился 17 (29) июня 1849 года в Тифлисе. Его отец был крупным чиновником на Кавказе, потомком выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику. Мать, урождённая А.Е. Фадеева, по женской линии происходила от старинного княжеского рода Долгоруких. Со времён отмены крепостного права семейство Витте не имело связи с землёй, и все его члены состояли на казённой службе. Детство и юность С. Ю. Витте провёл в доме дяди генерала Р.А. Фадеева, от которого унаследовал любовь к славянофилам, «ультрарусский» дух и культ самодержавного монархизма. Витте получил домашнее образование и экстерном закончил кишинёвскую гимназию. В 1866 году он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета (г. Одесса), где обнаружил неординарные способности к математике. Некоторое время находился в одной компании с будущим народовольцем А. И. Желябовым, но революционером не стал. Витте мечтал о карьере профессора. Он получил степень кандидата наук. Однако его диссертация по высшей математике была признана неудачной. Витте изменил направление жизни и, как и положено «настоящему» дворянину, поступил на государственную службу. В 1869 году он был зачислен в канцелярию новороссийского и бессарабского губернатора по части службы движения железных дорог. Одновременно Витте устроился в управление казённой Одесской железной дороги. Он быстро вник в суть дела, освоил все «звенья аппарата, начиная с кассирской должности» и вскоре уже числился начальником конторы движения. Обладая незаурядными способностями, за сравнительно короткий срок Витте уже в 1877 году занял пост начальника эксплуатации Одесской железной дороги, ставшей к тому времени частным предприятием. Вскоре Одесская дорога вошла в состав Общества Юго-западных железных дорог. Таланты Витте и здесь не остались без внимания. В 1880 году он становится начальником отдела эксплуатации, а в 1886 году — 37-ми лет от роду — назначается управляющим этими дорогами. В 1890-е годы Витте, как крупный специалист, был приглашён в правительственную комиссию графа Э. Т. Баранова, изучавшую состояние железнодорожного дела в России. Витте написал для неё проект «Общего устава российских железных дорог», публикацией которого в 1895 году комиссия закончила своё существование. Ещё в 1883 году Витте опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», принёсшую ему широкую известность в узких кругах специалистов. Этой книги и работы в комиссии Э. Т. Баранова было достаточно, чтобы молодой теоретик и практик железнодорожного дела привлёк внимание министра финансов И. А. Вышнеградского. Министр попросил Витте разобраться в вопросе дефицитности казённых железных дорог. «Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла — в хаосе, царившем в области тарифов», — пишет историк А. П. Корелин. Встал вопрос о создании департамента тарифов и назначения Витте его главой. Препятствием было то, что у Витте не имелось нужного для этой должности высокого чина. Кроме того, переходя на государственную службу, он сильно терял в жаловании, которое на железной дороге составляло около 60 тысяч рублей в год. Обе проблемы были разрешены благодаря вмешательству Александра III, который лично знал Витте и по достоинству оценил его предупреждение и вероятности крушения царского поезда, сделанное в Борках 17 октября 1888 года за несколько часов до катастрофы. 10 марта 1890 года Витте был назначен директором департамента с производством в чин действительного статского советника и доплатой жалования из средств Кабинета. С этого момента Витте стремительно движется вперёд. В 1892 году он становится управляющим министерства путей сообщения, а в 1893 году — министром финансов с производством в чин тайного советника. При этом Витте брызжет идеями и тут же претворяет их в жизнь. При его активном участии разрабатывается покровительственный тариф 1891 года, «сыгравший исключительную роль во внешнеторговой политике России и ставший защитительным барьером для развивающейся отечественной промышленности». Витте занимается проблемами торгового мореплавания и судоходства, мелиорации и мелкого кредита. Осенью 1890 года после поездки вместе с Вышнеградским в Среднюю Азию он выступает с предложением расширить производство хлопчатника и создать в Азии собственную сырьевую базу для отечественной текстильной промышленности. В рамках министерства финансов Витте кроме финансов руководил промышленностью, морской и сухопутной торговлей, коммерческим и аграрным кредитом и даже отчасти народным образованием. И на всех этих сферах отражался недюжинный талант Витте как администратора и организатора. Витте пользовался поддержкой Александра III и на посту министра финансов вёл себя совершенно не так, как это было принято у других. Он ввёл необычную для госаппарата кадровую политику. При приёме на работу он отдавал предпочтение не чинам и выслуге, а «профессиональной подготовке, знаниям и деловитости» соискателя. Он резко изменил стиль работы своих подразделений. Его отношения с подчинёнными шокировали своей демократичностью. Витте разрешал им спорить и не соглашаться с собой. Ценил самостоятельность и инициативу. «Сам он, - пишет А.П. Корелин, — чрезвычайно гордился тем, что из круга его сотрудников вышло немало государственных деятелей, таких, например, как министры финансов Э. Д. Плеске, И. П. Шипов, В. Н. Коковцов, а также видных представителей делового мира — А. И. Путилов, П. Л. Барк и др.» Своей деятельностью Витте старался создать в России самостоятельную национальную индустрию. Не случайно, что на первых порах, он защитил её от иностранной конкуренции таможенными барьерами. Витте считал необходимым присутствие в экономике сильной регулирующей (но не руководящей, конечно) роли государства. Это должно было, по его мысли, в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене. Витте умер в 1915 году от простуды. Черносотенное «Русское знамя» злобно откликнулось на его смерть фразой: «Одним вредным для России человеком стало меньше». Так было выражено вслух отношение к Витте императора Николая II. Последний русский царь не переносил около себя умных людей, и в этом была его большая проблема. Он и Столыпина собирался прогнать по той же причине. В 1914 — начале 1915 года Витте, буквально, рвался к власти, чтобы спасти Россию от надвигающейся катастрофы. Но даже у Распутина не хватило авторитета, чтобы вернуть его в совет министров. Царь был непреклонен. А жаль. Витте заключил Портсмутский мир, мог бы заключить и другой. См.: https://dzen.ru/a/YbjVV1MgviKua-sS |
22 июня 1941 года. Мы - помним!
Просмотров:
5
|
|
Дата:
22.06.2025
|
Ради Бога! слово живое об Одессе – скажите мне, что у вас делается... Если бы Пушкина спросили, какой у него любимый город, он бы непременно ответил: Одесса. У молодого поэта было особенное созвучие с молодым городом – Одесса всего на пять лет старше Пушкина. Здесь его согрело южное солнце. Не то, жаркое и слепящее, под каким родились его африканские предки, но ласковое, смешанное со степными ветрами и морскими брызгами. Но солнце южное, но море... Это здесь, в Одессе, он бесконечно влюблялся и был любим, а однажды в припадке ревности бежал пять верст, куда глаза глядят, с непокрытой головой под палящим солнцем. В Одессе задумана «Полтава», дописан «Бахчисарайский фонтан», а потом и «Цыганы» – вскоре после того, как Пушкину сообщили из Кишинева о том, что знакомую ему цыганку Земфиру зарезал ее возлюбленный. В Одессе родились первые три главы «Евгения Онегина». Фамилия главного героя – Онегина – пришла на ум поэту именно здесь, на юге, где нельзя было не воскликнуть: «О, нега...» Одесские строфы из «Путешествия Онегина» пушкинские современники-одесситы называли «грамотой на бессмертие нашего города». В Одессе появился один из первых в России памятников Пушкину. Средства на него собирали одесситы. На пьедестале памятника, поставленного на Приморском бульваре, выбиты слова «А.С. Пушкину – граждане Одессы». Пушкин жил поначалу в Hotel du Nord на улице Итальянской. 4 августа поэт перебрался на Дерибасовскую, в гостиницу барона Рено. Тут же, на Дерибасовской, стоял дом ресторатора Цезаря Отона, куда Пушкин переехал в феврале 1824 года. Почти каждое утро Пушкин ходит пить кофе в кофейную Пфейфера на Дерибасовской, а вечером ужинает в греческой ресторации Димитраки. Гуляет у моря. Возвращается под утро. Тихо спит Одесса, Вся тогдашняя Одесса была исхожена поэтом вдоль и поперек. Пушкинских адресов в Одессе десятки. Но чаще всего Александр Сергеевич направлялся к белоснежному строению, напоминавшему античные храмы, – городскому театру, построенному в 1810 году по проекту итальянца Франческо Фраполли. В театре дает представления труппа итальянских актеров с примадонной Аделиной Каталани. Но уж темнеет вечер синий, Оказавшись через год в Михайловском, Пушкин более всего страдал, что в псковской деревне «нет ни моря, ни неба полудня, ни итальянской оперы». В Одессе Пушкин навсегда полюбил музыку «упоительного Россини». Он называл итальянского композитора представителем рая небесного. Получив предписание покинуть Одессу и отправиться в Псков, Пушкин спешит в театр, чтобы как-то утешиться, в последний раз послушать Россини. За год жизни в Одессе Пушкин написал совсем немного стихотворений, и все они – мятущиеся, все связаны одним – поиском смысла жизни. Он тщетно ищет истину в атеизме, подолгу беседуя с англичанином Уильямом Хатчинсоном, «единственным умным афеем». Одновременно Пушкин вчитывается в Библию. Душа принимает Христа, но – «мой ум упорствует, надежду презирает. Ничтожество меня за гробом ожидает... Мне страшно!.. И на жизнь гляжу печален...» Пушкина душит уныние, и он бежит от него, закручивая один роман за другим. Устав от своего униженного поднадзорного положения и слежки, он дерзит начальству и нарывается на дуэли. Он любит свою страну, но любит ее не по-аркачеевски. Он согласен отдавать кесарю кесарево, но категорически не готов раболепствовать. Будущее России, да и всей Европы представляется ему в самом мрачном свете. Паситесь, мирные народы! Он всерьез готовится к побегу из России и для этого ему приходится влезть в долги. Три дня он кутит с иностранными моряками в одесском порту, разрабатывая маршрут будущего путешествия. Пускает слух о своем готовящемся самоубийстве, и он быстро долетает до столицы. Весь Петербург обсуждает новость о том, что Пушкин застрелился. В конце концов от побега Пушкин отказывается. Какое-то важное и нам до сих пор неведомое событие кардинально меняет настроение поэта. Что-то произошло в душе его. Все внешние события вокруг становятся не такими уж и важными. Покидает поэт Одессу 1 августа 1824 года глубоко сосредоточенным и спокойным, будто получив свыше уверение в том, что его талант – поручение от Бога. И это поручение надо исполнить. Всё остальное – суета. Пушкин полон замыслов и надежд. «Долго жить хочу...» И вовсе не уныло, а пронзительно светло прощание поэта с морем: Прощай же, море! Не забуду Только человек, живший у моря, может вполне понять эти пушкинские строки. Вспоминаю бабушку Веру Елисеевну. Она родилась в Керчи. Отрочество и юность провела в Одессе. Война навсегда оторвала ее от родных берегов. Полвека ей пришлось прожить на Урале, но и эта пропасть лет не заглушила в ней тоску по морю. В последние годы ее жизни эта тоска была и вовсе нестерпимой. Когда моя мама спрашивала: «Мамуся, почему ты такая печальная? Что бы тебе хотелось?...» – Я бы хотела увидеть море. Или хотя бы услышать...» Прощай, свободная стихия! Дмитрий Шеваров М. Н. Воробьев. Одесса. Вид мола и берега моря у дворца Воронцовых. 1827 г.
Просмотров:
9
|
|
Дата:
06.06.2025
|
День рождения Санкт-Петербурга в 2025 году отмечается 27 мая. В этот день в 1703 году Пётр I заложил на Заячьем острове Петропавловскую крепость — здание, с которого началась история города. Праздничные мероприятия продлятся с 22 по 31 мая. Петербуржцев и гостей города ждут премьерные спектакли, новые выставки в музеях, музыкальные программы в лучших залах города, в парках и скверах. Некоторые ключевые события: Церемония открытия. 27 мая, 10:00, Сенатская площадь — торжественное возложение цветов к памятнику Петру I. После церемонии — полуденный выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, ознаменующий начало празднования. Книжный салон на Дворцовой. 22–25 мая, 11:00–20:00, Дворцовая площадь и Главный штаб — выставка новинок от издательств, автограф-сессии, мастер-классы и интерактивные мероприятия для детей. Фестиваль тюльпанов. 24–25 мая, 10:00–18:00, ЦПКиО на Елагином острове — десятки сортов тюльпанов, живая музыка, фотозоны и тематические экскурсии. Праздничный салют. Ночь с 27 на 28 мая, 00:00, акватория Невы, запуск с Петропавловской крепости — масштабный фейерверк в честь Дня города. Однако! 27 мая 1794 года произошло и вовсе знаменательное событие и для Одессы: Екатерина II утвердила план де-Волана — первостроителя и, вместе с тем, распорядителя казенными суммами, внеся от себя лишь небольшие поправки в смету. Повелев использовать на строительство порта и города 1 993 025 рублей 68 и 3/4 копейки, Императрица издала рескрипт «О строительстве порта и города в Хаджибее».
Просмотров:
11
|
|
Дата:
27.05.2025
|
Биография Романа Карцева — это история блестящего юмориста и талантливого человека. Он родился в Одессе в 1939 году. Его дед по материнской линии был синагогальным кантором, и разговорным языком в семье был идиш. Бабушка же по отцовской линии торговала на Привозе пирожками. Отец Карцева — Аншель Залманович Кац — был футболистом, но после ранений, полученных на фронте, уже не мог играть и работал судьей матчей второй лиги. Мать — Сура-Лея Рувиновна Фуксман работала на обувной фабрике, где занимала должность секретаря отдела технического контроля, а попутно была секретарем партийной организации. Послевоенная жизнь семьи была необычной — мать выступала на партийных собраниях, а отец по ночам слушал «Голос Америки». Вечерами, по воспоминаниям Карцева, родители зачастую жарко спорили о политике. До войны Роман жил вместе с родителями в Тирасполе, где его отец выступал за местную команду, затем была эвакуация в Омск, а после победы семья вернулась в Одессу. Возвращение было печальным: бабушки и дедушки, оставшиеся в городе, погибли при немцах. С самого раннего детства маленький Рома обожал выступать и очень радовался, когда внимание окружающих было сосредоточено на нем. В своем одесском дворе он постоянно устраивал какие-то концерты и выступления, смешил соседей и был очень доволен собой. С юных лет за ним закрепилось прозвище Ромка-актер. В школе мальчик продолжал радовать всех окружающих своим талантом и играл в драмкружке. Учился Роман неплохо, особенно хорошо ему давались иностранные языки. К десятому классу он свободно владел французским и удивлял педагогов отличным французским произношением. Правда, с поведением у будущего сатирика было не очень — он обожал пародировать преподавателей и смешил на уроках одноклассников. После окончания школы Карцев пошел работать на фабрику наладчиком швейного оборудования. Но мысль о сценической карьере не оставляли его — все четыре года своей работы наладчиком Роман Карцев с большим успехом выступал в драмкружке Дома культуры моряков. Его актерские достижения в драмкружке не остались незамеченными, и в 1960 году Карцева пригласили в студенческий театр «Парнас», который организовали при одесском институте инженеров морского флота. Худрук театра считал, что у молодого человека великолепные данные, и он может стать прекрасным комедийным актером. В театре «Парнас» Роман Карцев познакомился со своим многолетним партнером по сцене Виктором Ильченко и писателем-сатириком Михаилом Жванецким. Через некоторое время Карцев и Ильченко переехали в Ленинград и стали артистами Театра миниатюр, художественным руководителем которого был великий Аркадий Райкин. Следом за ними в ленинградский театр перешел и Михаил Жванецкий. Сотрудничество с Театром миниатюр продолжалось восемь лет, после чего Карцев, Ильченко и Жванецкий вернулись в Одессу, где создали свой собственный театр. Дуэт Карцева и Ильченко — один из самых ярких тандемов в истории нашей сатиры, их диалоги мгновенно растаскивали на цитаты. Бешеной популярностью пользовалась миниатюра «На складе», где обычный человек попадал на склад, где все есть. Во времена советского дефицита это смотрелось особенно колоритно и смешно. Еще одна грандиозная работа Карцева — это монолог о раках, которые «вчера были по пять, но большие, а сегодня по три, но очень маленькие». Говорить одну и ту же фразу в разных тонах, переставлять при этом слова в течение четырех минут и держать переполненный зал в напряжении, заставляя зрителей буквально рыдать от смеха — такое под силу было только Карцеву. После смерти Виктора Ильченко Карцев начал выступать с монологами по произведениям Зощенко, Жванецкого и Чехова. Его концерты всегда проходили с огромным успехом. Несмотря на удачную карьеру юмориста, Роман Карцев всегда мечтал сниматься в кино. Ради этого он даже окончил ВГИК. Первый раз он появился на экране в документальном фильме «Аркадий Райкин», где сыграл самого себя. Потом были ленты «Волны Черного моря», «Волшебный голос Джельсомино» и «Дюма на Кавказе». Но настоящим прорывом для Карцева-киноактера стала роль Швондера в фильме «Собачье сердце». Пусть эта роль была небольшой, но именно Швондер в исполнении Карцева запомнился зрителям. За свою кинокарьеру Роман Карцев работал на съемочной площадке с такими звездами советского кино как Олег Басилашвили, Людмила Гурченко, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Светлана Крючкова… Карцев выступал и в роли писателя, его книги пользовались успехом у читателей. В 2001 году вышла в свет книга «Малой, Сухой и Писатель», в которой юморист рассказал о своей жизни. А в 2011 году Роман Карцев написал книгу «Приснился мне Чаплин», в которой собраны воспоминания, лучшие диалоги и миниатюры из богатой творческой биографии автора. Роман Андреевич также принял участие в подготовке «Большой книги одесского юмора». Ведь он знал толк в хороших шутках и кому, как не Карцеву, принимать участие в его составлении. В 1970 году Карцев женился на Виктории Кассинской, бывшей танцовщице кордебалета, с которой прожил всю жизнь. У него двое детей: дочь Елена Кассинская и сын Павел Кассинский. Роман Карцев был близок и много общался со своими внуками — Вероникой Кассинской (Гурдус) и Леонидом Кассинским. Сам Роман Карцев нередко говорил, что общение с внуками для него чрезвычайно важно. Он очень любил своих родных и считал, что семья — это самое главное в жизни человека. В последние годы у Романа Карцева были серьезные проблемы со здоровьем. Но, несмотря на предостережения врачей, он много работал, давал интервью, принимал участие в различных телепередачах. 2 октября 2018 года сердце великого юмориста остановилось. Карцева похоронили на Троекуровском кладбище. См.: https://jcc.ru/article/roman-karcev-biografiya/
Просмотров:
14
|
|
Дата:
23.05.2025
|