На 85-м году жизни скончался Михаил Светин – актер театра и кино, народный артист России. На прошлой неделе он был госпитализирован в Гатчинскую центральную районную больницу с подозрением на инсульт. Светин перенес операцию, в реанимации был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. Прощание предположительно состоится 2 сентября, в Театре комедии им. Акимова. Актер будет похоронен на Серафимовском кладбище.
В начале 1950-х 22-летнего Михаила Светина не приняли ни в один театральный вуз Москвы; менее упорный человек после такого мог бы и отказаться от актерской карьеры. Но только не Светин – добившись личной встречи с Аркадием Райкиным и согласия на прослушивание, он сумел убедить великого артиста эстрады в том, что достоин стать его учеником.
В училищах Светину отказывали по разным причинам – и прикус неровный, и рост маленький, и актерского дара бог не дал.
Но Райкин сумел разглядеть талант в действительно невысоком юноше; правда, ученичество длилось не очень долго – Светина выгнали из театра, как он сам вспоминал, за советы учителю, как надо играть.
Дальше началось путешествие по всей стране. Он играл в театрах Камышина, Петропавловска, Иркутска, Пензы, уже в 60-е вернулся в свой родной Киев в театр оперетты. В начале 1970-х снова приехал в Ленинград – но уже не к Райкину, а в малый драматический театр (сейчас – Театр Европы). Через 10 лет, когда актеру исполнилось полвека, его пригласили в труппу Ленинградского театра комедии имени Акимова – вместе с Александром Демьяненко, Анатолием Равиковичем и Игорем Дмитриевым.
В кино Светин начал сниматься после переезда в Ленинград.
Роли ему доставались небольшие, но зато в самых популярных фильмах того времени. Он сыграл в школьной драме «Не болит голова у дятла» – соседа главного героя, которому не дает покоя игра на барабанах, в «Афоне» Георгия Данелии – шофера Воронкова, в «Двенадцати стульях» Марка Захарова – инженера Брунса, за гарнитуром которого охотился несчастный отец Федор.
Свою самую, пожалуй, известную роль Михаил Светин сыграл в 1982 году – в новогодней комедии Константина Бромберга «Чародеи» (Одесская киностудия, сценарий братьев Стругацких).
Это был волшебник и бывший домовой Фома Брыль – один из двух сотрудников НУИНУ (вторым был Ковров в исполнении Эммануила Виторгана).
Светин снялся более чем в ста фильмах. Почти всегда он играл слегка неловких, иногда добродушных, иногда злых, но неизменно комических героев, которые находились на втором плане по отношению к главному сюжету, придавали экранному пространству глубину.
Светин – один из последних актеров той удивительной и сегодня, к сожалению, почти исчезнувшей породы, которых даже после эпизодов запоминают и любят едва ли не больше главных героев.
В последние годы он играл немного, но вряд ли найдется человек старше тридцати, который моментально не вспомнит светинские глаза, невероятно характерный, какой-то уютный голос. Михаил Семенович создал поразительно российский и при том совершенно интернациональный образ, ведущий родословную одновременно от героев Зощенко, жуликов О’Генри, сказок Евгений Шварца и добродушных пройдох Ильфа и Петрова.
Михаил Семенович неоднократно бывал в Одессе. И на съемках, и на гастролях. Причем два фильма вообще конкретно об Одессе. А всего Михаил Светин снимался на киностудии приблизительно в двадцати картинах, таких, как «Любимая женщина механика Гаврилова», «Ребёнок к ноябрю» или «Зефир в шоколаде». Когда-то актер приезжал в Одессу с творческими встречами, здесь жили его родственники. Сейчас почти никого не осталось, многие уехали.
В 2006 году Михаил Светин вновь снялся в Одессе, в новой экранизации «Золотого телёнка». Остапа там сыграл Олег Меньшиков, а Михаилу Светину дали роль Фунта. «Это одна большая сцена. Отказаться я не мог, хотя моя роль – это Паниковский. Конечно же! Ничего не хочу сказать плохого о режиссёре. Фунт, так Фунт», – делился впечатлениями актер.
Много раз он посещал кабачок «Одесса-мама», приветствовал членов Клуба одесситов Санкт-Петербурга с юбилеем города Одессы...
Михаил Семенович Светин на праздновании 220-летия г. Одессы. 2 сентября 2014 г.