C Еленой Евгеньевной Терновой, заслуженной артисткой РФ, ведущей солисткой Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье», лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска», в августе отметившей свой юбилей, мы встретились в перерыве между репетициями. Голосом Елены Евгеньевны говорят центральные персонажи анимационных фильмов студии «Уолта Диснея» — «Геркулес», «Тарзан», «Тачки», «Красавица и Чудовище», сериалов о Микки Маусе и Софии Прекрасной и др., художественных фильмов, дублированных на студии дубляжа «Нева-фильм», среди которых «Другие», «Астерикс, Обеликс, миссия Клеопатра», «Хроники Нарнии» и др., а также спектаклей театра «Опера кукол».
— Елена Евгеньевна, глядя на вас на сцене и в жизни, ощущаешь, что вы — человек-праздник. Это действительно так? Как вам удается поддерживать в себе такой душевный настрой?
— Самой о себе мне сложно судить, но друзья и коллеги считают именно так. В этом году я отметила юбилей и получила такое количество поздравлений, что читала их на протяжении нескольких месяцев. Все писали о моем позитиве и желали оставаться такой же еще много лет. Конечно, бывает, что дома я плачу в подушку, но этого никто не видит. Жизнь и так сложная, зачем докучать другим своими проблемами? Хочется, наоборот, чтобы вокруг царили любовь, взаимопонимание, радость, солнечный свет… Чем больше будет этой любви между людьми, тем всем будет комфортнее. Любовь и красота правят миром. Это не пустые слова, я это точно знаю.
— Что вас радует и вдохновляет?
— Я нахожу радость и вдохновение в каждой прожитой минуте. Очень люблю жизнь! Я бы с удовольствием попробовала средство Макропулоса и прожила бы лет 300, а может и больше. Радуюсь жизни, солнцу, снегу, человеку, идущему навстречу.
У меня есть девиз: относись к людям так, как хотела бы, чтобы они относились к тебе, вот и весь секрет позитива.
— Ваш творческий путь начинался в Одессе, городе юмора и солнца. Что привело вас в Северную столицу, и смогли ли вы привыкнуть к ее меланхолии?
— Поначалу было сложновато, ведь Одесса — очень яркий, солнечный город, а Петербург бывает суров. Но когда занимаешься любимым делом, забываешь обо всем. Правда, каждый год летом я выбираюсь в Одессу. Родной город дает мне душевные и физические силы. Здесь мои родственники, друзья и, так сказать, родовое гнездо. Обожаю разговаривать с морем и греться на солнышке. Параллельно со школой я закончила студию киноактера при Одесской киностудии. Мне повезло: у меня были очень хорошие педагоги — по речи, сценическому движению, актерскому мастерству. Еще я участвовала в агитбригадах. Потом меня взяли в Одесский театр кукол, и я освоила кукловождение, это очень интересно. Начинала я со вспомогательного состава и потом уже доросла до больших ролей. Я приезжала поступать учиться в разные города — в Москву, Киев, Кишинев. Но когда приехала в Петербург, почувствовала, что это мой город. Мои бабушка, мама и тетя из небольшого городка под Тихвином — Шугозеро. Получилось так, что я вернулась сюда по зову крови.
В 1982 году я поступила на курс начинающего педагога Александра Васильевича Петрова в Ленинградский государственный институт музыки, театра и кинематографии им. Н. К. Черкасова (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), который закончила в 1987. Александр Васильевич создал театр «Зазеркалье» на базе нашего курса, и по сей день я служу в этом театре, который считаю одним из лучших в городе и стране. У нас чудесная труппа и замечательные руководители — Александр Петров и Павел Бубельников. Театр «Зазеркалье» для меня родной дом.
— С какими еще творческими коллективами вы сотрудничаете?
— Так сложилось, что во второй половине жизни судьба свела меня с мюзиклами. В последние годы этот жанр стал очень популярным. Моими первыми работами в нем стали «Пола Негри» и «Джульетта и Ромео» в постановке известного польского режиссера Януша Юзефовича, который в свое время создал нашумевший мюзикл «Метро». Многие проекты связывают меня с театром «Мюзик-Холл»: спектакль «Опасные связи» (режиссер — В. Заржецкий) и мюзикл «Веселые ребята» (режиссер — В. Высоцкий). Сейчас я репетирую «Алису в Стране чудес» (режиссер — И. Фокина), это моя любимая сказка с детства. Удивительно! Я даже не думала, что когда-нибудь сыграю Герцогиню. И еще один интересный проект, идущий на сцене «Мюзик-Холла», — мюзикл «Чудо-Юдо» (режиссер и продюсер — И. Афанасьева), очень яркий и увлекательный.
— В вашем репертуаре более 200 произведений русских и зарубежных композиторов, арии из опер, оперетт и мюзиклов. Есть ли любимые произведения и образы? А есть роли, которые мечтаете исполнить?
— Каждая роль — это как ребенок, поэтому они все любимые для меня. Когда-то хотела сыграть Элизу Дулиттл из «Моей прекрасной леди», однако мюзиклы в то время не ставили. Всё, что дает мне судьба, и надеюсь, будет давать еще долго, мне нравится.
— Вы записали в аудиоформате сказку А. С. Пушкина на муз. Д. Шостаковича «Сказка о попе и работнике его Балде», а также целую серию русских народных сказок для детей. Планируете ли вы продолжать проект?
— К сожалению, с уходом из жизни народного артиста РФ А. Толубеева проект приостановился. Возможно, нечто подобное мы сделаем в «Мюзик-Холле».
— Детский театр «Зазеркалье» — это семейный театр. Разделяете ли вы публику на взрослую и детскую? Для кого интереснее творить?
— Народный артист РФ А. В. Петров умеет поставить спектакль так, чтобы он был одинаково интересен всем. У нас есть прекрасный спектакль, который идет уже около 20 лет, — «Страсти по Каштанке». Сложно определить, для кого эта постановка, потому что дети видят в ней что-то свое, а взрослые — свое. Не хочется, чтобы спектакль представлял собой поучение, что такое хорошо, а что такое плохо. Он должен способствовать душевному и духовному развитию всех пришедших на спектакль, ведь как интересно, придя домой, обсудить увиденное всей семьей.
У нас есть чудесный «Детский альбом» на музыку П. И. Чайковского, который о многом и в том числе — о том, что нужно беречь своих близких. Взрослые плачут во время монолога Матери, дети тоже глубоко переживают какие-то моменты, но другие, более близкие их пониманию.
— А кто более строгий критик?
— Конечно же, дети. Важно не заискивать перед ними, а общаться, помня, что перед тобой личность, но еще маленькая.
— А с какого возраста можно приводить ребенка в театр?
— Лет с трех уже можно, когда ребенок готов воспринимать информацию. На спектакле «Любимая игрушка» нет разделения между сценой и зрителем, действо проходит в игровой форме. Взрослые с таким же интересом, как и их дети, принимают в нем участие. Почему наши дети должны быть обделены вниманием со стороны театра и ждать достижения более взрослого возраста? Да сейчас и дети другие, они быстрее взрослеют.
— Для вас специально была написана роль в спектакле «Страсти по Каштанке», не так ли?
— Прекрасный драматург Е. Фридман и композитор И. Пономаренко в содружестве с Александром Васильевичем создали этот спектакль для конкретных артистов. Это была очень серьезная работа, мы репетировали 9 месяцев (к вопросу о ролях как детях), готовили цирковые номера, продумывали, как показать отношения между животными. Каждый артист искал человеческие качества в своем персонаже. Этот спектакль актуален и до сих пор. В 1999 году я удостоилась высшей театральной премии «Золотая маска» за роль Хавроньи Ивановны. И это еще один мой «самый дорогой ребенок». И, конечно, хочу сказать, что не представляю свою жизнь без театра.
— А Петербург стал родным?
— Конечно, это родной до счастья город. Особенно он мне нравится летом, когда нет дождя, светит солнце, величавые здания, переливающаяся водная гладь Невы, набережные, Петропавловка, Летний сад, в общем — чудо из чудес. Я горжусь тем, что живу здесь. Этот город подарил мне друзей и поклонников.
Я благодарна петербуржцам за их внимание и любовь. В преддверии Нового года хочу пожелать всем благополучия, мира, любви и душевной теплоты.
Беседовала Ксения ИВАНОВА
Источник: http://nstar-spb.ru/