Во время морской практики
«Чтобы фамилия де-Рибас сохранилась во флоте»
В 1854 году в одесском семействе произошло долгожданное событие. У Михаила де-Рибаса и Елизаветы Ван-дер-Шкруф «мая 19-го дня родился законных супругов сын». А спустя полгода, согласно обычаю, «в Римско-католической Приходской церкви окрещен младенец по именам Рафаил-Николай-Эдуард, с совершением всех обрядов святого таинства». Наконец-то одесская ветвь де-Рибасов обрела желанного наследника, продолжателя рода.
Следует отметить, что неаполитанский вице-консул Михаил Феликсович де-Рибас сделал весьма удачную партию. Его супруга Елизавета Людвиговна принадлежала к старинной голландской фамилии Ван-дер-Шкруфов, которые располагали, к слову, третьим по величине состоянием в Одессе. Кроме того, идя к алтарю 22 лет от роду, Елизавета была ровно вдвое моложе жениха. А потому нетрудно было представить себе ликование Михаила, впервые ставшего отцом в 47 лет. Тогда никто не мог предположить, что у Рафаила будут еще три брата и три сестры, причем последний ребенок в семье – Иван-Артюр – родится, когда Михаилу Феликсовичу будет 63 года!
Есть основания полагать, что Михаил, будучи любвеобильным мужем, не был примерным отцом. Его многочисленное потомство воспитывала и, что не менее важно, содержала скорее именно родня жены, ибо скромный доход редактора газеты «Журналь д'Одесса» (спустя год после брака де-Рибас сменил дипломатическую стезю на издательскую) не покрывал расходов постоянно прирастающего семейства. Однако он, безусловно, любил своих детей и чувствовал себя обязанным обеспечить их будущее. Подтверждением тому является следующее письмо:
«В Морское училище. Потомственного дворянина, титулярного советника Михаила Феликсова сына де-Рибаса. Прошение. Желая определить на воспитание в Морское училище сына моего Рафаила, я, нижеподписавшийся, имею честь препроводить при сем документ о рождении и крещении его, о получении коего прошу уведомить. Означенный сын мой явится в училище к установленному приемному сроку. Если он по медицинском освидетельствовании не окажется способным к морской службе или не удовлетворит условиям приема, а также если и в последующее время начальство училища признает нужным, вследствие дурного учения или поведения, исключить его из числа воспитанников, то я обязываюсь по первому требованию училища без замедления взять его обратно на свое попечение. Жительство имею в городе Одессе. Состою в Цензурном Комитете. Июля 29-го дня 1871 года».
Но вот еще один документ, показывающий, что идея посвятить сына морю принадлежала не только, или не столько Михаилу Феликсовичу. Предоставим слово самому Рафаилу: «Адмирал Иосиф де-Рибас… имел двух дочерей. Первая была замужем за Гвардии поручиком князем Михаилом Михайловичем Долгоруковым, вторая за генералом Иваном Саввичем Горголи – бывшим С.-Петербургским обер-полицмейстером. Линия в последнем случае со смертью Светлейшего князя Е.А.Витгенштейна прекратилась. Мужской линии после адмирала не осталось. Лейтенант флота Рафаил Михайлович де-Рибас есть представитель этой фамилии, происходя от родного брата адмирала, и таким образом приходится ему внучатым племянником.
Поступление мое во флот было выражено покойным Государем Императором (Александром II – авт.) желанием, чтобы фамилия де-Рибас сохранилась во флоте. Желание это было высказано бывшему Новороссийскому генерал-губернатору графу П. Е. Коцебу, доложившему Его Величеству Всеподданнейшее прошение отца моего о принятии меня в военно-учебное заведение на казенный счет. Лейтенант де-Рибас. 8 декабря 1890 г.»
По-видимому, примерное послушание Михаила де-Рибаса, без проволочек исполнившего пожелание (читай – приказ) Государя, произвело наилучшее впечатление. Почтительность вообще всегда дорого ценилась монархами. А насколько дорого, мы знаем из эпизода, приведенного в книге Александра де-Рибаса «Старая Одесса»:
«Дела отца пошли совсем плохо, увеличились долги… как вдруг, совершенно для него неожиданно, он получает из канцелярии Новороссийского генерал-губернатора бумагу с предложением пожаловать в канцелярию для получения присланных на его имя двух тысяч рублей… Зная стесненные обстоятельства отца и его нежелание обращаться к кому бы то ни было с просьбами о помощи, Коцебу сообщил об этом Государю Александру II, удостоившему своим проездом Одессу в 1873 году. Государь изволил тотчас повелеть выдать моему отцу две тысячи рублей негласно из собственной Его Величества шкатулки… Такая высокомилостивая Монаршая помощь глубоко тронула отца».
И была весьма кстати, добавим мы, хотя в данном случае важен был более факт, нежели сумма, впрочем, очень солидная по тем временам…
Между тем, по окончании училища Рафаил был выпущен во флот гардемарином. В кампаниях 1875–1881 гг. состоял в экипажах плавучей батареи «Кремль», затем эскадренного броненосца «Петр Великий», далее – фрегатов «Севастополь» и «Рюрик» в Балтийском море, занимал должность адъютанта 6-го флотского экипажа.
В 1876 году Рафаил вырос до мичмана. А в следующем – сочетался законным браком с Анной Мордвиновой, дочерью инженер-полковника Павла Мордвинова. Спустя положенный срок семья была скреплена рождением первой (и, как выяснится впоследствии, не последней) дочери – Ариадны, названной Рафаилом в честь своей младшей сестры.
Времена стояли мирные, и продвинуться по службе было возможно лишь благодаря исполнительности и ревностному несению службы. По-видимому, молодому офицеру удалось сполна проявить эти качества, наградой чему стал чин лейтенанта, обретенный де-Рибасом в начале 1881-го. В этом же году Рафаил Михайлович в качестве начальника вахты отправляется на «Петре Великом» (под командой капитана 1 ранга В. Г. Басаргина) в заграничное плавание. В походе он был командирован в распоряжение вице-адмирала И. А. Шестакова для осмотра некоторых европейских портов и выполнил порученное с присущим ему усердием.
По итогам кампании, в начале 1883-го, лейтенант получает первый свой орден – св. Станислава 2-й степени. Есть основания полагать, что эту награду он обрел благодаря представлению адмирала Ивана Алексеевича Шестакова, занявшего в январе 1882 года должность Управляющего Морским министерством (морского министра) России. В целом же необходимо отметить, что встреча с этим выдающимся государственным и военным деятелем, дипломатом, ученым-гидрографом (составителем «Лоции Черного моря») кораблестроителем, преобразователем российского флота весьма существенно изменила судьбу нашего де-Рибаса. Адмирал забирает лейтенанта в министерство и последовательно приближает к себе. Насколько доверительны были отношения начальника и подчиненного мы можем судить по тому факту, что в сентябре 1883 года Рафаил Михайлович был в числе трех морских офицеров, которые засвидетельствовали своими подписями завещание Шестакова.
В скором времени мы обнаруживаем де-Рибаса сначала чиновником особых поручений при Управляющем (в этом статусе он отмечен кавалерским крестом шведского ордена Меча), а с осени 1885-го – адъютантом адмирала. К концу 1885 года грудь лейтенанта украшает еще одна награда – турецкий орден Меджидие, к слову весьма высокой – 3-й степени, кавалером которой являлось не более 800 человек.
Между тем супруга Рафаила в очередной раз оказывается в интересном положении. Воодушевленный муж рассчитывает, что в результате этой «попытки» он к осени обретет все же наследника. Анна Павловна на большом сроке и младенцу уж придумано имя – Борис.
Но… 31 августа (12 сентября по новому стилю) 1886 года из Кронштадта вышел в кругосветное плавание корвет «Витязь» под предводительством капитана 1 ранга Степана Осиповича Макарова. Курс корабля лежал в Тихий океан вокруг Америки через Магелланов пролив. Обратно «Витязь» предполагал вернуться через Суэцкий канал.
На борту корабля находился и лейтенант де-Рибас. Мы можем предположить, что участие Рафаила Михайловича в экспедиции было не случайным – не исключено, что ему предстояла негласная миссия доверенного лица морского министра. Но в любом случае – попасть в число наиболее образованных, инициативных и смелых офицеров (а именно такие моряки привлекались к знаменательным предприятиям), являлось для министерского чиновника большой удачей и, если хотите, высокой наградой.
Строго говоря, в 80-х годах XIX столетия мало кого можно было удивить морскими вояжами. Уже первые русские кругосветные мореплаватели – командиры парусных шлюпов «Надежда» и «Нева» капитан-лейтенант И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский – обогатили географическую науку открытием множества неизвестных островов, главным образом в Тихом океане, произвели обширные этнографические, океанографические и метеорологические исследования и наблюдения. Следом в дальние плавания отправились другие российские корабли. В период с 1803 по 1849 год русскими военными моряками было совершено более двадцати пяти кругосветных путешествий. Почти все они замечательны тем, что внесли в географию ценные вклады. Так, например, в 1815 году в кругосветное плавание на небольшом парусном корабле «Рюрик» отправился лейтенант О. Е. Коцебу. Корабль побывал и у берегов Северной Америки и в южных районах Тихого океана. Это путешествие закончилось в 1818 году и по своим научным результатам оказалось одним из самых замечательных, поскольку Коцебу открыл и обследовал в Тихом океане триста девяносто девять островов.
Заметим, однако, что главной целью ранних кругосветных экспедиций оставалась доставка грузов Российско-американской компании – обеспечение всем необходимым русских портов и поселений на Дальнем Востоке, Камчатке и Аляске. Кроме того, поскольку плавания совершались кораблями морского флота под предводительством военных офицеров, перед моряками ставились и задачи разведывательного характера.
Как мы увидим ниже, путешествие «Витязя» также не было свободно от снабженческих забот и секретных поручений, тем не менее, основным заданием кампании являлась именно научная деятельность – проведение комплекса метеорологических, гидрологических и океанографических исследований.
По пути на Дальний Восток «Витязь» посетил Киль, Брест, Лиссабон, Рио-де-Жанейро. Здесь де-Рибаса настигают две новости – одна приятнее другой. Во-первых, наш лейтенант теперь трижды «кавалер» – дома его дожидается орден св. Анны 3-й степени. Однако месяцем ранее, а именно 30 сентября, Рафаил Михайлович еще более «вознагражден» рождением Бориса Рафаиловича…
В декабре 1886 года «Витязь» через Магелланов пролив вышел в Тихий океан. После захода в чилийский порт Вальпараисо он направился к Маркизским островам, зашел в Гонолулу и в апреле 1887 года прибыл в японский порт Иокогаму, чем и закончился первый этап кругосветного плавания.
По прибытии в Иокогаму корвет присоединился к Тихоокеанской эскадре во главе с вице-адмиралом В. П. Шмидтом, находящейся здесь. В составе эскадры «Витязь» посетил ряд портов Японии, а в июне 1887-го прибыл во Владивосток. Здесь С. О. Макаровым были выполнены работы по описи и снабжению портов Охотского моря, в котором, к слову, «Витязь» перенес два жесточайших шторма (во время одного из них волной, перекатившейся через корабль, сорвало и унесло катер), но экипаж с честью выдержал испытание разбушевавшейся стихией.
В последней четверти XIX века заметно обострилась борьба между Россией и Японией за господство на Дальнем Востоке. События разворачивались так, что не исключалось и военное столкновение. В связи с этим капитану Макарову было дано конфиденциальное поручение – осмотреть и описать некоторые редко посещаемые русскими порты на островах Тихого океана, чтобы выяснить, в какой мере они могли бы быть использованы кораблями России для ведения крейсерских действий в случае войны. Выполняя это задание, «Витязь» в течение полугода ревизовал тридцать портов и доставил командованию обстоятельные сведения «на заданную тему».
Однако документ, который мы приводим, обязан своим появлением, пожалуй, не столько военным факторам и заслугам Рафаила, а скорее – «рачительности» командира корвета. Степан Осипович Макаров, уже возвращаясь из кругосветного плавания, депешей от 7 апреля 1889 года докладывал в Главный Морской штаб из Пирея:
«В бытность мою в минувшем году в Маниле для собрания некоторых порученных мне сведений, я откомандировал на берег лейтенанта Дерибаса, назначив ему суточные деньги в размере одного фунта стерлингов в день. Пребывание лейтенанта Дерибаса на берегу было не только полезно в смысле собирания сведений, которые частью вошли в мое донесение… но и еще полезно было в том отношении, что дало мне возможность познакомиться с необходимыми людьми. Кроме того, Дерибас, знакомый с испанским языком, составил подробную статью о Филиппинском архипелаге… и я осмеливаюсь еще раз просить Вашего ходатайства об утверждении расхода в размере 12 фунтов стерлингов, который в противном случае мне придется внести из собственных денег. Покорнейший слуга С.Макаров».
В декабре 1887 года «Витязь» покинул Владивосток и отправился в обратный путь. По пути в Кронштадт корвет посетил Гонконг, Камранг, Сайгон, Сингапур, Ачин, Коломбо, Аден. Пройдя через Суэцкий канал, корвет в марте 1889 года прибыл в греческий порт Пирей, где простоял около месяца в связи с заменой сломанного вала вспомогательной машины.
Оставив Пирей, корвет направился вокруг Европы в Кронштадт. На последнем этапе кругосветного плавания он посетил Мальту, Алжир, Гибралтар, Кадис, Шербур, Копенгаген и 20 мая (1 июня) 1889 г. прибыл на Кронштадтский рейд.
Подводя итог уникальному кругосветному путешествию, следует отметить, что оно продолжалось 993 дня и покрыло неувядаемой славой его участников. За это время корабль прошел под парами и под парусами около 60 тысяч миль. На протяжении своего почти трехлетнего плавания русские моряки побывали в десятках портов различных морей и стран, дважды пересекли экватор, боролись со штормами и ураганами, наблюдали интересные и необычайные явления природы. Командир корвета и его помощники провели огромное число наблюдений, опытов и изысканий, совершили немало научных открытий. Все исследования впоследствии были тщательно проанализированы и составили капитальный труд С. О. Макарова «Витязь» и Тихий океан»…
Итак, наш лейтенант возвращается домой. На причале супруга и отца с распростертыми объятиями встречают Анна Павловна и три подросшие дочери. Трехлетний Борис остался дома с нянькой – ребенок нездоров и слаб.
Нехорошо обстоят дела и на службе. «Патрон» де-Рибаса – адмирал, генерал-адъютант Шестаков вот уже семь месяцев как «почил в бозе». В министерстве новый Управляющий и «свято место» его адъютанта ныне занято.
Были бы служебные неприятности самым худшим, что ожидало моряка! За несколько недель до нового года семейство де-Рибас теряет сына, так и не оправившегося от горячки…
Орден св. Станислава 2-й степени (последняя награда) становится слабым утешением для Рафаила Михаловича, вынужденного в марте 1890 года принять под командование скромный пароход «Посыльный», состоящий в охране петергофского рейда и совершающий «походы» от Кронштадта до Петербурга. Безусловно, за плечами еще далеко не старого, 36-летнего офицера безупречный послужной список, реноме «покорителя морей» и весьма приличное, как для невоенных лет, число знаков отличия.
Но в прошлом, увы, и радужные надежды на блестящие перспективы, а в настоящем – серые каботажные рейсы, большая семья и небогатое лейтенантское жалование…
Выше мы ознакомили вас с определяющей ролью императора Александра II в судьбе Рафаила Михайловича. Но, оказывается, наш де-Рибас был также хорошо известен и Александру III и цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II. К сожалению, об этом факте узнаем из письма, содержащего трагическое известие. Отец обращается к наследнику:
«Коттедж, 31 Мая 1891 г. Милый Ники… В Петергофе в Субботу 25 Мая случилось большое несчастие: Лейтенанты де-Рибас и Перелешин с двумя матросами утонули, опрокинувшись под парусами на четверке с лодки «Щит». Тела их до сих пор не отысканы. Они возвращались домой с лодки «Щит», где обедали, и утонули как раз против Александрии (дворцово-парковый ансамбль – авт.) севернее брандвахты. Страшно грустно!»
Мы, безусловно, присоединяемся к этим чувствованиям государя…
22 октября 1894 года в Одесскую Думу поступило письмо из Кронштадта:
«Милостивый государь Григорий Григорьевич (Маразли – авт.)! Основание города Одессы, отпраздновавшего свое столетие, связано с именем адмирала де-Рибаса, которое и я имею честь носить по мужу моему лейтенанту флота Рафаилу Михайловичу де-Рибасу, погибшему при исполнении служебных обязанностей на Петергофском рейде в 1891 году и оставившему меня с тремя детьми, Ариадной, Ксенией и Кирой, без всяких средств к существованию, кроме весьма ограниченной пенсии, не хватающей на насущные потребности. Возраст же детей моих требует уже воспитания. Озабоченная этим важным вопросом в их жизни, я беру на себя смелость обратиться к Вам, милостивый государь, как к лицу издавна руководящему судьбой Одессы и знакомому с пожертвованиями, сделанными городу дедом нашим Феликсом де-Рибасом, и просить Вашего ходатайства и содействия перед Одесской Думой с просьбой не оставить меня с сиротами в беспомощном положении, испросив у Думы пособие на воспитание детей, дабы они тем самым сохранили в сердцах своих память о Вашем доброжелательстве и благодарность городу за данную возможность сделаться достойными представительницами имени основателя его. Анна де-Рибас».
Ответа городского головы на послание вдовы в архиве не обнаружено, однако не следует сомневаться – было сделано все для удовлетворения прошения. В те годы память о первоустроителях Одессы была еще священна…
Заключая нашу статью, заметим, что именно желание Александра II продолжить фамилию де-Рибас во флоте погубило представителя семейства, родившегося и ушедшего из жизни в один и тот же весенний месяц, 37 лет от роду. Так или иначе, Рафаил был вторым после знаменитого деда-адмирала и последним военным моряком из знаменитой семьи. Жизнь последующих де-Рибасов была в большинстве своем связана с сушей, а если и с флотом – то только с торговым.
Олег Де-Рибас, Одесса