21 августа (2 сентября) 1908 года в Одессе родился Валентин Петрович Глушко – крупнейший советский ученый в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения; академик Академии Наук СССР, дважды Герой Социалистического Труда!
Одесситу Валентину Глушко космонавтика обязана очень многим – от проектирования двигателей корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин совершил первый полет в космос, до создания орбитальной космической станции «Мир» и комплекса «Энергия-Буран». Основоположник отечественного ракетного двигателестроения, Глушко является конструктором первого в мире электротермического двигателя и первых серийных отечественных жидкостных ракетных двигателей.
В своей автобиографии Валентин Глушко писал: «В Одессе я родился и провел половину детства, в этом близком моему сердцу городе, на Ольгиевской улице, в доме номер 10 прошло мое отрочество и наступила юность, здесь сложилось все, однозначно определившее цель моей жизни… Весной 1921 года я прочел «Из пушки на Луну», а затем «Вокруг Луны». Эти произведения Жюля Верна меня потрясли. Во время их чтения захватывало дыхание, сердце колотилось, я был как в угаре и был счастлив. Стало ясно, что осуществлению этих чудесных полетов я должен посвятить всю жизнь без остатка…».
По путёвке Наркомпроса УССР в 1925 году был послан на учёбу в Ленинградский государственный университет. Одновременно с учёбой он работает в мастерских Научного института имени П. Ф. Лесгафта рабочим, а в 1927 году – геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда. Весной 1929 года В. П. Глушко подготовил дипломную работу, в которой предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан». Этот корабль должен был использовать солнечную энергию; генерируемый электрический ток направлялся в камеры сгорания двигателей, где под воздействием сильных электрических разрядов происходил тепловой взрыв подававшегося в камеры рабочего вещества – твёрдого (металлические проволочки) или жидкого (ртуть или электропроводящие растворы); расчёты показывали, что при этом обеспечивалась во много раз более высокая скорость истечения рабочего вещества, чем при химических реакциях. 18 апреля 1929 года Глушко сдал в отдел при Комитете по делам изобретений третью часть этой работы, которая называлась «Металл как взрывчатое вещество» и была посвящена электрическому ракетному двигателю (ЭРД) ракетоплана, после чего ему предложили начать экспериментальные работы по практической реализации данного двигателя.
Университет же В. П. Глушко так и не окончил: в феврале 1929 года, уже после сдачи государственных экзаменов, студент-пятикурсник Глушко (который не получал стипендию, живя за счёт случайных заработков, и не смог внести плату за обучение в первом полугодии) был отчислен из ЛГУ.
15 мая 1929 года В. П. Глушко был зачислен в штат Газодинамической лаборатории (ГДЛ), которую в то время возглавлял её основатель Н. И. Тихомиров, где стал руководителем подразделения по разработке электрических и жидкостных ракетных двигателей и ракет. Позднее В. П. Глушко рассматривал многочисленные проектно-конструкторские организации, которые он возглавлял вплоть до 1974 года, как этапы развития единой организации, которая вошла в историю космонавтики под названием ГДЛ — ОКБ; в настоящее время её преемником является НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко.
В подразделении, руководимом Глушко, были созданы опытные образцы первого в мире электротермического ракетного двигателя, которые в 1930–1931 годах успешно выдержали испытания. Однако практическое применение ЭРД в космонавтике возможно лишь после выведения космического аппарата на орбиту, и уже с начала 1930 года Глушко основное внимание сосредоточивает на разработке жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). В качестве окислителя для таких двигателей он предложил использовать азотный тетроксид, жидкий кислород, азотную кислоту, а в качестве горючего – толуол, бензин, керосин, бензол. В ГДЛ под руководством Глушко были разработаны конструкции и испытаны ЖРД серии ОРМ: ОРМ (испытан летом 1931 года), ОРМ-1 (испытан в том же году) и другие двигатели той же серии, включая использующие азотнокислотно-керосиновое топливо и испытанные в 1933–1934 гг. двигатели ОРМ-50 с тягой 1500 Н (предназначался для ракеты 05 конструкции ГИРД) и ОРМ-52 с тягой 3000 Н – самые мощные тогда ЖРД в мире. Двигатель ОРМ-52 предназначался для установке на морских торпедах, самолёте И-4 (в качестве вспомогательной силовой установки) и спроектированных в ГДЛ ракетах РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100.
В камерах двигателей серии ОРМ Глушко применил теплозащитное керамическое покрытие из диоксида циркония, которое позднее широко использовалось в практике ракетостроения, а с 1933 года использовал ещё и внутреннее охлаждение, при котором поток компонента топлива омывал оребрённую внутреннюю стенку камеры.
21 сентября 1933 года был издан подписанный М. Н. Тухачевским приказ Реввоенсовета СССР о формировании Реактивного научно-исследовательского института РККА (РНИИ) путём объединения ГДЛ и московского ГИРД (в конце 1936 года РНИИ был переименован в НИИ-3[18])[19]. 3 января 1934 года В. П. Глушко и его сотрудники переехали в Москву для продолжения своих работ по ЖРД в составе РНИИ; Глушко был назначен начальником сектора «Азотнокислотные ЖРД» отдела № 2 этого института.
Валентину Глушко еще предстоял арест и работа в «шарашке», где он, кстати был главным конструктором, а Сергей Королев – его заместителем. В истории обоим «врагам народа», было суждено стать главными конструкторами.
А за запуск в 1957 году первого в истории искусственного спутника Земли Валентин Глушко получил свою первую Государственную премию и приобрел небольшую коллекцию картин – работы Ивана Айвазовского, Джозефа Бозе и Константина Коровина. Четыре полотна кисти Айвазовского он завещал Одесскому художественному музею – там их сейчас и можно найти.