Сегодня, 23 декабря, выпускнику Ленинградского театрального института Михаилу Григорьевичу Водяному исполнилось бы 95 лет.
Советский актер театра и кино, артист оперетты, театральный режиссёр, певец, конферансье, Заслуженный артист Украинской ССР (1957). Народный артист Украинской ССР (1964), Народный артист СССР (1976) Михаил Григорьевич Водяной (по некоторым данным, настоящая фамилия – Вассерман) родился 23 декабря 1924 года в Харькове в еврейской семье. Отец – Григорий Михайлович Водяной, начальник по снабжению. Мать – Анна Львовна Водяная, домохозяйка. Старший брат – Роберт Григорьевич Водяной (умер от ран в госпитале 25 ноября 1943 года). Племянница – Людмила. Его мать Анна Львовна хорошо пела, обладала даром перевоплощения. Позже они жили в Ашхабаде. С 1938 года семья обитала в Кисловодске.
С 12 лет участвовал в театральных студиях Ашхабада и Кисловодска. В школьные годы Михаил активно выступал в самодеятельности. В 1941 году он поступил сразу на 2-й курс актёрского факультета Ленинградского театрального института, где проучился до 1943 года. Во время войны институт был эвакуирован в Томск.
С легкой руки Леонида Утесова, увидевшего в концерте талантливых молодых исполнителей Михаила Водяного и Евгению Дембскую, попробовал себя в жанре оперетты. В 1943–1945 годах был актером Пятигорского театра музыкальной комедии (ныне Ставропольский театр оперетты), среди его работ: «Подвязка Борджиа» С. Краузе – граф фон Принквил; «Свадьба Марион» В. Броммэ; «Баядера» Имре Кальмана.
С 1946 года выступал во Львове – сначала как эстрадный актёр Львовской филармонии, а в 1947–1953 годах – как актёр Львовского театра музыкальной комедии, среди его работ: «Вольный ветер» Исаака Дунаевского – Микки; «Одиннадцать неизвестных» Никиты Богословского; «Сорочинская ярмарка» по Николаю Гоголю – Попович; «Весёлая вдова» Франца Легара – Негош; «Мечтатели» Константина Листова – Очкастый; «Любовь актрисы» К. Бенца (по рассказу «Пышка» Ги де Мопассана) – адвокат; «Дочь фельдмаршала» Оскара Фельцмана – Павел І. Визитной карточкой Львовского театра стала оперетта И.О. Дунаевского «Вольный ветер».
В 1953 году вместе с театром переехал в Одессу, где театр стал Одесским театром музыкальной комедии. Одесская публика сразу приняла Водяного – выразительного, музыкального, умеющего создавать образ, а не оставаться в тесных рамках опереточного амплуа. На сцене он являл собой воплощение легкости и элегантности. По выражению самого артиста, он ощущал себя в Одессе «Колумбом, открывающим новый и удивительный мир, выявляя в нем дорогие для себя и неповторимые черты».
Работы Михаила Водяного в Одесском театре музыкальной комедии: «Сердце моё здесь» Г. Г. Цабадзе – Агабо; «Сто чертей и одна девушка» Тихона Хренникова – Агафон; «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу – Альфред Дулиттл; «Четверо с улицы Жанны» Оскара Сандлера – Андрей; «Сильва» Имре Кальмана – Бони; «Кому улыбаются звёзды» («В степях Украины») Бориса Александрова по Александру Корнейчуку – Галушко; «У родного причала» Василия Соловьёва–Седого – Гаркуша; «Мадемуазель Нитуш» Флоримона Эрве – Флоридор; «Мой безумный брат» Г. Г. Цабадзе – Гарольд / Джордж; «Вольный ветер» Исаака Дунаевского – Георг Стэн; «Дарите любимым тюльпаны» Оскара Сандлера – Зажигалкин; «Поздняя серенада» В. Г. Ильина – Костя Гусятников; «На рассвете» Оскара Сандлера – Мишка Япончик; «Трёхгрошовая опера» Бертольта Брехта и Курта Вайля – Мэкки–Нож; «Белая ночь» Тихона Хренникова – Николай II; «Свадьба в Малиновке» Бориса Александрова – Попандопуло; «Человек из Ламанчи» М. Ли – Санчо Панса; «Кин» Александра Дюма – Соломон; «Летучая мышь» Иоганна Штрауса – Фальк; «Русский секрет» Владимира Дмитриева – Царь; «Белая акация» Исаака Дунаевского – Яшка Буксир; «Скрипач на крыше» Джерри Бока – Тевье; «Свадебное путешествие» Никиты Богословского; «Марица» Имре Кальмана – Зупан; «Принцесса цирка» Имре Кальмана – Тони.
За сорок лет работы он сыграл порядка ста пятидесяти ролей. В роли Мишки Япончика в спектакле «На рассвете» выходил на сцену 500 раз. Леонид Утесов писал в своем дневнике: «Я много лет являюсь консультантом по "одесским вопросам". Работа трудная, так как каждый одессит по любому поводу имеет свое мнение. Единственный случай, когда мнения всех одесситов совпадают, – это исполнение Водяным роли Мишки Япончика... Я видел настоящего, живого Япончика, и считаю, что Михаил Водяной больше похож на него, чем он сам».
В 1979–1983 годах одновременно – художественный руководитель и директор Одесского театра музыкальной комедии. Выступал как режиссёр. Водяной серьезно и сосредоточенно работал над каждым новым спектаклем. Требовательный к себе и другим, он тщательно продумывал для каждой роли свои актерские приемы, штрихи, чтобы потом на сцене играть легко, весело, заразительно, с импровизационной раскованностью.
С 1972 года – председатель правления Одесского межобластного отделения Украинского театрального общества. Член ВКП(б) с 1947 года. В 1976 году стал первым артистом оперетты, получившим звание народного артиста СССР. Благодаря энергии и авторитету Михаила Водяного в Одессе было построено современное здание театра, куда и переехала оперетта (ул. Пантелеймоновская, 3). По инициативе артиста в городе появилась улица имени Леонида Утёсова. На экране впервые появился в 1957 году – в роли Яшки "Буксира" в фильме-спектакле «Белая акация».
Всенародную известность ему принесла роль Попандопуло в комедии «Свадьба в Малиновке». До этого он играл эту роль в спектакле. Многие фразы его героя стали крылатыми: "Гриша, и шо я в тебя такой влюбленный?!"; "Что смотришь? Деньги настоящие! Видишь, написано: "Министр финансов Попандопуло"? Бери, бери! Я себе еще нарисую"; "Хлопцы у нас абсолютно мировые. Форменные звери! Вроде меня"; "Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера"; "Я такой фасон не ношу! Я себя не обделил, по-честному?"; "Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь!"; "Ты наблюдал как эта врангельская морда била меня у морду?"; "Ты что делаешь, разбойник, своих грабишь! Гадский папа!"; "У пана-атамана нэма золотого запасу, я чувствую, что я скоро разбегусь в разные стороны".
Заметной стала роль Сосина в фильмах «Инспектор уголовного розыска» и «Будни уголовного розыска».
Также стоит отметить его работы в лентах «Одиннадцать надежд» (Сан Саныч), «12 стульев» (репортер газеты "Станок" Персицкий), «Особо опасные...» (Арнольд), «Опасный возраст» (Иван Христофорович), «Вольный ветер» (Георг Стэн).
Умер Михаил Григорьевич Водяной 11 октября 1987 года в Одессе. Похоронен на Втором Христианском кладбище, на его могиле установлен памятник работы скульптора Алексея Копьева и архитектора Евгения Оленина. На фасаде дома по ул. Екатерининской, 17, где жил артист, установлена мемориальная доска.