Художник Франц Алексеевич Рубо является одним из основателей русской школы панорамной живописи, автор большого количества (более 200) действительно монументальных полотен и просто огромного количества эскизов, рисунков и не столь масштабных картин, академик и руководитель мастерской батальной живописи в Академии художеств (Санкт-Петербург).
Франц Рубо родился [5]17 июня 1856 года, в городе Одессе, в семье французского коммерсанта, который принял российское подданство. Он учился в Одесской рисовальной школе с 1865 года по 1877 год, а с 1878 по 1883 годы в Мюнхенской Академии художеств. В академии Франц Александрович увлекся батальной живописью и особенно созданием широкоохватных панорам.
Во время обучения в академии молодой художник часто приезжал в Россию и писал огромное количество этюдов с натуры, создавал жанровых композиций и работы с батальными сценами. В эти годы были написаны картины «Атака запорожцев в степи», «Кавказец-кавалерист» и ещё целая галерея работ, которые показали, что в России появился талантливый художник-баталист.
В 1886 году Франц Рубо получил серьезный правительственный заказ – он должен был написать девятнадцать картин о боевых действиях русской армии на Кавказе, в Турции, Средней Азии для тифлисского «Храма Славы». Художник своим творчеством охватил почти 150 лет русской истории: от «Вступления войск Петра I в Тарки 13 июня 1722 года» до «сражения на реке Кушке 18 марта 1855 года». Семь лет работал художник над картинами для «Храмы Славы». Увы, после революции 1917 года музей был ликвидирован и практически все картины Рубо были впоследствии утрачены.
Изначально работы художника представали перед глазами зрителей и как величественное зрелище, и как не менее огромная трагедия. Критики говорят, что Рубо не удалось достигнуть глубины образов, созданных Верещагиным, однако мастерство Франца Алексеевича нашло выражение в огромном количестве мелких деталей. А ещё художнику всегда удавалось передать внутреннюю атмосферу сражения, невероятное напряжение всех человеческих сил, когда явно прочерчена и отчетливо видна граница между жизнью и смертью.
С таким же мастерством и эмоциональным взрывом Рубо создавал и свои просто великолепные панорамы. В России и до Рубо были художники, которые создавали панорамы, однако именно Франц Алексеевич поднял искусство создания панорам на такую высоту и такой художественный уровень, что сегодня мы можем говорить с большой долей уверенности, что искусство панорамы в России появилось вместе с Францем Рубо.
Первую свою панораму художник создал на тему «Штурм аула Ахульго». До наших дней дошли только фрагменты этого труда Рубо.
С 1901 года по 1904 год, в предместье Мюнхена, художник работал над созданием панорамы «Оборона Севастополя». Панорама была открыта в 1905 году в Севастополе, привлекла большое количество зрителей и стала значимым событием в мировой батальной живописи.
С 1903 года Франц Рубо трудился в должности профессора в Петербургской Академии живописи, написал несколько значительных батальных полотен, а в 1910 году приступил к созданию панорамы «Бородинская битва». Панорама открылась в 1912 году в специально построенном для панорамы здании на Чистых прудах в Москве.
В том же году Рубо уезжает в Германию и в Россию уже не возвращается. Вскоре началась Первая мировая война, за ней – Октябрьская революция.
Франц Рубо не смог приспособиться к художественной жизни в Германии, очень быстро прожил всё, что было заработано ещё в России. Умер в 1928 году, в забвении и бедности.
https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-rubo-franc-alekseevich.html