
– И что за манера непрестанно всё переименовывать?
– Это ж и есть совок, из которого нас типа патриоты типа выводят в типа светлое будущее.
– Есть другие способы отдавать должное: поддержите семью, издайте книгу, снимите фильм, учредите именную премию, стипендию, организуйте мемориальные чтения, фестиваль, конференцию, установите памятный знак, скиньтесь на обелиск и т. д. и прочее. Вместо того, чтобы за чужой счет переименовать улочку на задворках. Хороших людей много, и число их всегда растет, а улиц мало: так и будем бесконечно переименовывать?
Главный критерий топонимической практики – функциональность, а не произвольная мемориализация. Если же ставить во главу угла второе, то логично сперва обратить внимание – в нашем случае – на реальный вклад увековечиваемого в становление и развитие Одессы. Мы часто предлагаем новые имена лишь на том основании, что это НАШИ СОВРЕМЕННИКИ, что МЫ ЗНАЛИ ИХ ЛИЧНО. Пусть даже вклад их несоразмерен с вкладом тех, кого МЫ НЕ ЗНАЕМ, НЕ ПОМНИМ, не хотим знать и не хотим помнить. А ведь город обязан им всем, даже самим фактом своего существования.
Джованни Капелло, Жан-Мари Дюпон и многие их коллеги погибли, спасая горожан от чумных и холерных эпидемий. Супруги Харламовы построили храм Живоносного Источника. Княгиня Гика финансировала постройку женского монастыря. Анисья Крамарева – сооружение Сретенской церкви на Новом рынке. Не щадивший живота своего городской голова Мигунов и почти вся его семья стали жертвами чумной эпидемии. Купец Лашин основную часть своего полуторамиллионного состояния оставил благотворительным организациям. Боевой флотский офицер Марангопуло завещал свой роскошный дом Греческому училищу. Дмитрий Инглези – ликвидатор трех чумных эпидемий (1812, 1829, 1837). Выдающийся благотворитель Янкель Рублев – основатель Еврейской больницы. Голландский гидротехник Фан-дер-Флис – один из главных строителей Одесского порта. Военный инженер Ферстер и братья Фраполли – авторы генплана Одессы, первостроители. Поджио, Железцов, Клёнов, Ростовцев, Андросов, Амвросио, Дестуни, Рено, Россет, Гаюи, Трегубов, Волконский, Бларамберг, Зонтаг, Достанич, Лучич, Жевахов (Джавахишвили), Андрияш, Чехненко, Аргутинский-Долгоруков, Даллаква, Потье, Дигби, Круг, Боффо, Козлов, Черкунов, Торичелли, Моранди – сотни и сотни имен тех, кто сделал Одессу Одессой. Но даже им, ушедшим и забытым, улиц не хватило. И не могло хватить. Именно поэтому они и будут увековечены мемориалом в Преображенском парке. И это правильно. А первичные названия улиц оставим в покое – все они говорящие, повествующие, живые.
Олег Губарь
См.: https://vk.com/odessatypical?w=wall-65082015_550575