
Александр Андреевич Свечи́н (17 (29) августа 1878, г. Одесса – 29 июля 1938, г. Москва) – один из видных отечественных военных теоретиков и публицистов первой трети ХХ в., генерал Российской императорской армии, перешедший после Октябрьской революции на службу в РККА и достигший в СССР звания комдива.
А.А.Свечин происходил из семьи потомственных военных, его отец был генералом, старший брат Михаил, блестящий лейб-кирасир и боевой офицер, сделал успешную карьеру и встретил конец Первой мировой войны генерал-лейтенантом с утверждением в должности начальника корпуса.
Александр Свечин получил отличное для своего времени военное образование – он окончил 2-й Кадетский имп. Петра Великого корпус (1895 г.), Михайловское артиллерийское училище (1897 г.) и, наконец, Николаевскую академию Генерального штаба (Санкт-Петербург), высшую ступень российской военной учености, из которой он был выпущен в 1903 г. по первому разряду с производством в штабс-капитаны и причислением к Генштабу.
В начале своей военной карьеры Александр Свечин служил в артиллерии, затем в 22-м Восточно-Сибирском стрелковом полку, а по окончании академии положенный ценз командования ротой выслужил в 3-м Финляндском стрелковом полку.
Первый боевой опыт ему довелось получить на полях неудачной Русско-японской войны 1904-05 гг., на которую капитан Свечин отправился добровольцем. Он служил как в качестве полевого офицера (командир роты 22-го Восточно-Сибирского стрелкового полка), так и на штабной работе (офицер для поручений при штабе 16-го армейского корпуса, затем при управлении генерал-квартирмейстера 3-й Маньчжурской армии). За Русско-Японскую войну был награжден орденами Св.Анны 4-й степени, Св.Станислава 2-и и 3-й степеней.
В период с 1905 по 1914 гг. А. А. Свечин находился на различных ответственных штабных должностях в Главном штабе, Осовецкой крепости, Варшавском военном округе и Главном управлении Генерального штаба, ценз командования батальонам прошел в 8-м Финляндском стрелковом полку. В 1907 г. находился с военно-дипломатической миссией в Германии. Профилем его службы являлось преимущественно крепостное дело, в котором, также как в тактике и в артиллерии, он зарекомендовал себя отличным специалистом. В этот период Александр Свечин выпустил ряд печатных трудов по военному искусству, обобщивших его опыт участия в войне с Японией, а также военно-мемуарного характера.
В Первую мировую войну полковник Александр Свечин вступил в должности офицера для поручений при начальнике штаба Верховного главнокомандующего. Затем последовали командование 6-м Финляндским стрелковым полком, который он водил в сражения на Северном фронте с июля 1915 по январь 1917 гг. «За отличное командование полком» в бою 17 августа 1915 г. у местечка Дукшты (ныне Дукштас, Литва) А. А. Свечин получил Георгиевское оружие. В 1916 г. «за боевые отличия» произведен в чин генерал-майора и награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.
В начале 1917 г. генерал-майор Александр Свечин был переведен на Юго-Западный фронт на должность начальника штаба 7-й пехотной дивизии. Затем некоторое время командовал находившейся в стадии формирования отдельной Черноморской морской дивизии, исполнял должность начальника штаба 5-й армии. Октябрьскую революцию и «самодемобилизацию» Российской императорской армии он встретил, находясь в распоряжении штаба Северного фронта в чине генерал-лейтенанта. Кстати, в период Временного правительства генерал Свечин обвинялся «в косвенной поддержке Корниловского мятежа».
В марте 1918 г. Александр Свечин добровольно вступил в Рабоче-Крестьянскую красную армию. Мотивация этого решения бывшего царского генерала неизвестна, однако на службе в РККА его отличали принципиальность и высокая работоспособность.
Учитывая нехватку квалифицированных командных кадров в создающихся вооруженных силах Советской России, Александр Свечин первое время совмещал сразу несколько ответственных постов, среди которых – участие в комиссии военного руководителя Высшего военного совета М. Д. Бонч-Бруевича (еще одного бывшего генерала) по организации обороны Петрограда, помощник начальника Петроградского укрепрайона и начштаба войск Западной завесы. С августа по ноябрь 1918 г. он возглавлял Всероссийский главный штаб (Всероглаштаб), фактически выполнявший функции прежнего Генштаба. Однако острые противоречия с назначенным командующим всеми военными силами РСФСР Иоакимом Вацетисом (также бывшим императорским офицером, полковником) привели к тому, что Александр Свечин был отстранен от своей должности.
Однако высоко ценивший его председатель Реввоенсовета Лев Троцкий, учитывая огромный багаж военно-теоретических и практических знаний Александра Свечина, спустя несколько дней поспособствовал его переводу на военно-преподавательскую работу. В сфере советского военного образования Александр Андреевич работал на протяжении всей своей последующей службы в РККА. С конца 1918 г. по конец 1920-х гг. он являлся штатным преподавателем Военной академии РККА (до 1921 – Академия Генерального штаба) и руководителем военно-исторической комиссии. Дважды, в 1919 и 1920 гг., включался в списки Генштаба РККА. За это время увидели свет его труды «Стратегия» и «Эволюция военного искусства» (Т. 1-2), ставшие хрестоматийными для своего времени и, по мнению ряда исследователей, не утратившие актуальности и по сей день.
Кстати, во время Гражданской войны старший брат А. А. Свечина генерал-лейтенант Михаил Андреевич Свечин пробрался на Дон и вступил в Добровольческую армию, затем служил в Донской армии атамана Н. П. Краснова, а после войны разделил судьбу белой эмиграции. Насколько известно, братья после 1917 г. не общались.
Выдвинутая профессором А. А. Свечиным концепция «стратегической обороны» как залога успеха в войне ближайшего будущего, которая, как он справедливо предсказал, будет вестись на истощение военных и экономических ресурсов участников, была встречена «в штыки» знаменитым советским военачальником Михаилом Тухачевским (сторонником наступательной стратегии). В свою очередь бывший генерал Свечин резко отозвался о полководческих способностях бывшего подпоручика Тухачевского в ходе провального для РККА заключительного этапа Советско-Польской войны 1919-20 гг. По его словам, предпринятое Тухачевским в августе 1920 г. «наступление к нижней Висле представляло собой идеальную подготовку польского контрудара».
Сложно сказать, насколько эта военно-теоретическая дискуссия повлияла на череду арестов Александра Свечина советскими органами госбезопасности в 1930-х гг. Однако волна репрессий, обрушившихся в то время на целый ряд «военспецов» из числа бывших офицеров Российской императорской армии, стала для него роковой.
В 1930 г. он был впервые арестован по делу т. н. «Национального центра», однако по мере разбирательства отпущен. Второй арест последовал 21 февраля 1931 г. по делу «Весна», когда ОГПУ развернуло кампанию против лиц, ранее служивших офицерами в Российской императорской армии и войсках белогвардейцев (свыше 1 тыс. чел. были расстреляны). Находясь под следствием, Александр Свечин отказался признать себя виновным и давать показания против кого бы то ни было. После 5-месячного следствия он был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание 53-летний военный педагог отбывал в только что организованном СвирьЛАГе, работая на строительстве.
В период заключения Свечина Тухачевский повел себя неэтично, выступив с рядом докладов и брошюр, в которых резко критиковал своего оппонента («О стратегических взглядах профессора Свечина», «Против реакционных теорий на военно-научном фронте (Критика стратегических и военно-научных взглядов профессора Свечина)».
Однако постановлением Коллегии ОГПУ от 7 февраля 1932 г. А. А. Свечин был досрочно освобожден. Вскоре с него были сняты обвинения, и с марта 1932 г. он вернулся на службу в РККА. В последний период своей жизни он преподавал в Военной академии им. Фрунзе и Академии Генерального штаба, занимая относительно скромную должность помощника начальника кафедры военной истории. Проживал в Москве. После введения в РККА персональных воинских званий в 1935 г. профессор Свечин был произведен в комбриги, а в 1936 г. – в комдивы. В этот период были выпущены его труды «Клаузевиц» и «Стратегия ХХ века на первом этапе».
В третий раз он был арестован накануне нового 1938-го года. Обвинение было стандартным для сталинско-ежовских репрессий против командных кадров РККА: «участие в офицерско-монархической организации и военно-фашистском заговоре». Пожилой комдив снова твердо отстаивал свою невиновность, но это его не спасло. Исследователи полагают, что список лиц, подлежащих «осуждению по 1-й категории», в котором находилось и имя Александра Свечина, был подписан лично Сталиным и Молотовым.
29 июня 1938 г. Александр Андреевич Свечин был приговорен Военной коллегией верховного суда СССР к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян в поселке Коммунарка под Москвой (ныне в Новомосковском АО).
В 1956 г. Александр Свечин был полностью реабилитирован.
М.Кожемякин
См.: https://foto-history.livejournal.com/10257272.html