Народный артист Российской Федерации М.С.Светин на праздновании 220-летия города Одессы, кабачок "Одесса-мама"
Секрет успеха этого актера кроется исключительно в его врожденном таланте. Михаил Светин никогда не учился в театральном вузе, но он исполнил столько ролей на сцене театра и съемочной площадке, что обошел многих, кто постигал актерское мастерство у лучших педагогов. Его путь в искусство был очень трудным, но никто никогда не слышал от артиста ни одной жалобы – на лице всегда была очаровательная «светинская» улыбка.
Популярность к Михаилу Светину пришла после съемок в комедиях «Афоня», «Двенадцать стульев», «Чародеи».
Родился Михаил Светин 11 декабря 1929 года в столице Украины Киеве. Настоящая фамилия актера Гольцман, родители мальчика были зажиточными евреями. Мать работала в детсадике воспитателем, папа был простым рабочим. Родители отца имели в Крыжополе бакалейную лавку, поэтому Гольцманы были достаточно обеспеченными людьми.
Задатки актерского таланта у сына родители заметили очень рано. Миша постоянно юморил, мог часами копировать Чаплина, чем вызывал смех у всех зрителей. В основном он показывал свои пародии родным и близким, но иногда свидетелями его выступлений были и просто прохожие, которые останавливались посмотреть на забавного паренька. Михаил совершенно не стеснялся незнакомых людей, ему нравилось всеобщее внимание. Когда мальчику исполнилось одиннадцать, доктора поставили ему неприятный диагноз – туберкулез, и выхлопотали ему путевку в крымский санаторий. Но вылечиться Мише не довелось, грянула война, и санаторий эвакуировали в Ташкент, куда потом приехала его мама и брат.
Гольцманы вернулись в Киев после его освобождения от фашистов – в 1944-м. Миша сразу пошел в школу, но едва закончив восемь классов, как был отчислен. Причиной такого решения педагогов стали хулиганские поступки парня и его неуемное чувство юмора.
Миша никак не мог угомониться, и на каждой перемене устраивал небольшие концертики, но самое главное, что он юморил и во время уроков, срывая таким образом учебный процесс. Ученики хохотали, и призвать их к порядку было практически нереально.
После ухода из школы парня взяли в музыкальное училище по классу гобоя. В 1955-м он получил повестку в армию, но службу проходил в военном оркестре артиллерийского полка под Уманью.
Отслужив положенный срок, Миша Гольцман восстановился на третьем курсе музыкального училища, вскоре получил диплом об его окончании. Михаила приняли на работу в школу, где он учил детей музыке.
Очень быстро Миша понял, что ему хочется чего-то большего, чем преподавание музыки, и решил развивать свои актерские способности. С этой целью он уехал в Москву, и пытался стать студентом ГИТИСа и Щукинского училища. Но обе попытки не увенчались успехом, помешали молодому дарованию небольшой рост и явные дефекты речи.
Москва не спешила раскрывать перед Гольцманом свои радушные объятия. Но парень и не думал сдавать свои позиции, и по-прежнему мечтал об актерской карьере. Михаил устроился в театр к Аркадию Райкину, правда оказался во вспомогательном составе, но это уже было хорошим началом. Вскоре Светина с треском выгнали из театра за его безответственность и взбалмошность. По прошествии многих лет Светин признавался, что и в театре пытался играть по своим правилам, даже указывал самому Райкину, как нужно правильно ставить ту или иную сценку.
Началом творческой биографии Михаила стал театр в городе Камышине, потом была служба в кемеровском, петропавловском, иркутском и пензенском театрах. Когда объявляли его фамилию перед выходом на сцену, Гольцман чувствовал внутренний дискомфорт, да и видел реакцию публики на актера-еврея, поэтому он решился взять псевдоним. Фамилия Светин возникла как производное от имени его дочери Светланы. Долгие годы она служила ему просто псевдонимом, пока в 1983-м актер не решился сменить паспорт и получить официальное имя Михаил Семенович Светин.
В 60-х Михаил Светин был принят в Киевский театр музыкальной комедии. Через шесть лет он уехал в Ленинград, актера пригласили в Малый драматический театр. В 1980-м Михаил Светин попал в поле зрения Петра Фоменко – худрука Ленинградского театра комедии, который пригласил его в свою труппу. В жизни Михаила Светина наступили отличные времена, он был задействован в нескольких постановках, которые всегда проходили при полных залах, его любили зрители, и ценили театральные критики.
Светина заметили кинорежиссеры, и стали звать на съемочную площадку. Дебютной работой актера стала картина «Ни пуха, ни пера», которая вышла в 1974-м. Светин стал доктором Семеном Семеновичем. Вместе с ним в комедии снимались Аркадий Аркадьев, Николай Гринько, Александр Леньков. В том же 74-м Светина позвали еще в один фильм под названием «Агония», о пребывании на престоле царя Николая I. Роль Распутина досталась Алексею Петренко, а Светин перевоплотился в Терехова. Режиссер задействовал в картине Леонида Броневого, Анатолия Ромашина, Алису Фрейндлих.
Но роль в этой картине не стала звездной для Михаила Светина. Настоящую славу принесла актеру следующая работа, которая стала доказательством незаурядности его комедийного таланта. В 70-х Георгий Данелия снял комедию «Афоня», которая стала настоящим шедевром отечественного кино. Благодаря отличной режиссерской работе и удачно подобранному актерскому составу, картина прошла с оглушительным успехом, завоевав не только сердца зрителей, но и положительные отзывы критиков.
В 1976-м Светин получил приглашение от Марка Захарова, который собирался снимать картину «12 стульев». В главной роли был задействован неподражаемый Андрей Миронов, а Светин стал инженером Брунсом. Михаил снова оказался в окружении настоящих звезд советского кино. На одной площадке с ним можно было увидеть Анатолия Папанова, Лидию Федосееву-Шукшину, Александра Абдулова.
Михаил Светин стал очень востребованным в кинематографе. Ежегодно его фильмография становилась больше на несколько картин. В 80-м зрители могли увидеть любимого актера в фильме «Копилка». Скромный рантье, который сумел сохранить в копилке все выигрыши от игры в карты, а потом потратить их на отдых с друзьями, тоже очень понравился зрителям. В этой комедии Светин снимался вместе с Зиновием Гердтом, Игорем Дмитриевым, Эрнстом Романовым.
В 1981-м вышло целых шесть картин с участием настоящего комедианта Светина. Среди самых заметных лента «Будьте моим мужем», в которой главную роль снова сыграл Андрей Миронов. Потом была музыкальная лента «Сильва», и мелодрама «Любимая женщина механика Гаврилова». Главную роль в ней сыграла Людмила Гурченко, а Светин стал театральным музыкантом Виктором Михайловичем.
Настоящая слава и всеобщая любовь настигли Светина после сорока лет. В 1982-м вышла картина «Чародеи», в которой Светин получил роль Фомы Брыля. Его выражение «главное, чтобы костюмчик сидел» моментально стало крылатым, его повторяли все, к месту и не очень, особенно в примерочных кабинках магазинов одежды. Картина стала культовой, и приравнивается к рязановской «Иронии судьбы». «Чародеев» стали показывать накануне празднования Нового года, картина стала своеобразным символом этого праздника.
Герои Светина были добрыми, наивными и слегка нелепыми. Но это не раздражало, а скорее наоборот, нравилось зрителям, которые выражали им искреннюю симпатию. Михаил Светин не оставил театр даже в преклонном возрасте. На театральных подмостках он блистал в постановках «Тень», «Двенадцатая ночь», «Трудные люди». В 1996 актеру присвоили звание Народного артиста РФ.
Такой же насыщенной была и кинематографическая биография Светина. Его позвали в картину «Человек с бульвара Капуцинов», потом были ленты «Дон Сезар де Базан» и «Светлая личность». После этого он стал председателем колхоза Зозулиным в ленте «Про бизнесмена Фому».
В новом веке Михаил Светин снялся в комедии «Золотой теленок», музыкальной картине «Первый дома», в фильме «Парадокс» и сказочной истории «Правдивая история об Алых парусах».
В 2010-м из-под пера Михаила Светина вышла книга под названием «Разговоры по телефону: Мемуары». Соавтором актера стала известный кинокритик Елена Алексеева. В книге автор описывает курьезные ситуации, которыми была богата его насыщенная творческая жизнь, взятые из отдельных монологов и разговоров по телефону. Сборник содержит и уникальные фотографии, которые до этого не печатались нигде.
Последней работой в кино для Михаила Светина стала лента «Линия Марты», режиссера Олега Газе. Действие переносит зрителя сразу в два временных отрезка – блокадный Ленинград и настоящее время. Главные роли в картине достались Алисе Фрейндлих и Василию Лановому. Михаил Светин стал Георгием Галанчиком.
Личная жизнь актера сложилась очень счастливо. В 1959-м он стал мужем Брониславы Проскуриной, с которой познакомился в ленинградском Малом драмтеатре. Девушка тоже была актрисой этого театра. Разница в возрасте влюбленных составляла двенадцать лет, но это не помешало им прожить счастливую семейную жизнь длиною в 57 лет.
В 1965-м у них родилась дочь Светлана. Она стала их единственным любимым ребенком. Девочка выросла, вышла замуж за программиста и эмигрировала в США. Там родились две внучки Светина – Анна и Александра, которых дед просто обожал и постоянно скучал. Девочки тоже стали творческими людьми, наверняка сказались гены дедушки и бабушки. Анна закончила художественную академию, Александра обладает отличным музыкальным слухом, хорошо поет, виртуозно играет на фортепиано и гитаре. Девушку зовут в различные постановки и мюзиклы. У Светина есть брат, который так и остался Гольцманом. Его зовут Леонид, он в свое время уехал в Израиль, где работает концертмейстером и педагогом по классу гобоя.
В конце лета 2015-го Михаил Светин вместе с супругой были на своей даче в Вырице. Внезапно ему стало плохо, он упал без сознания, и перепуганная жена немедленно вызвала неотложку. Актер оказался в Гатчинской районной больнице, где доктора поставили предварительный диагноз – инсульт, и немедленно отправили его в реанимацию.
Из Санкт-Петербурга срочно был вызван специалист-нейрохирург, который сделал операцию Михаилу Светину. Но после операции состояние стало намного хуже. До этого актера наблюдали специалисты из института им. Поленова, и супруга хотела перевезти его туда, но доктора категорически запретили транспортировку тяжелобольного. Родные надеялись, что все образуется и Михаил поправится, но этим надеждам сбыться не суждено. Михаил Светин умер 30 августа 2015 года от геморрагического инсульта. Актеру было 84.
Похоронили великого комика 2 сентября 2015-го. Прощание с актером состоялось в театре им. Акимова, который был для него родным все эти годы. Местом упокоения Михаила Светина стало Серафимовское кладбище в Санкт-Петербурге. На могиле актера установлен памятник, эскиз которого разработала внучка Анна – талантливая художница. Постамент украшает маленькая фигурка клоуна, обхватившего руками грустно склоненную голову.
См.: https://biographe.ru/znamenitosti/mihail-svetin/