Владимир Самойлов и Михаил Водяной в фильме "Свадьба в Малиновке", "Ленфильм", 1967.
Вряд ли на территории постсоветского пространства найдется хоть один зритель, который не был бы знаком с творчеством народного артиста СССР Владимира Самойлова. Сыграв более 250 ролей в театре и около 100 в кино, он неизменно поражал исполнением любой, даже самой незначительной роли. При этом далеко не каждый знает о том, что жизнь этого актера вполне могла бы послужить неплохим сюжетом для увлекательного киноромана о войне и мире, творчестве и любви.
Этот невероятно харизматичный актер настолько завораживал окружающих своей виртуозной игрой, что многие его коллеги долго поражались, насколько быстро обаятельная улыбка Самойлова превращалась в хищнический оскал, а ласковый голос становился жестким и непреклонным.
В качестве яркого примера подобного мастерства можно привести незабываемый эпизод из культовой киноленты «Свадьба в Малиновке», когда его герой, сбрасывая с себя солдатскую шинель, молниеносно превращался в холенного породистого офицера-белогвардейца. И это не единственный случай. Зачастую даже в эпизодических ролях актер играл убедительнее некоторых главных героев.
В реальной жизни Владимир Яковлевич также умел удивлять. Будучи популярной и довольно заметной персоной в артистическом бомонде, он ни при каких условиях не принимал участия в актерских дрязгах и склоках, не подписывал кляузных писем и не состоял во всевозможных общественных организациях. Его, как настоящего лицедея, интересовала лишь сцена или съемочная площадка.
По официальной версии Владимир Самойлов появился на свет 15 марта 1924 года, в «жемчужине у моря» – Одессе. Если же верить неофициальным источникам, то местом его рождения и первых лет жизни является родина его матери – небольшая деревня Егоровка неподалеку от Одессы.
О детских и юношеских годах актера известно немного. В своих воспоминаниях друзья и близкие единодушно отмечали, что основными чертами характера молодого Самойлова были здоровое упрямство и живой интерес, которые проявлялись практически во всем. Увлекающийся юноша довольно долго разрывался между профессиональным спортом и художественной самодеятельностью и в конечном итоге остановил свой выбор все-таки на искусстве.
Однако его планы были нарушены войной. Он воевал на берегах Днестра, прошел Польшу и Германию, а под Бреслау получил серьезное ранение, до конца жизни напоминавшее ему о себе болезненной хромотой. Сам же актер о своих военных доблестях не любил распространяться. «Подвигов никаких не совершал, но и спину врагу не показывал», – признавался он своим одногруппникам, студентам Одесского государственного театрального училища, в которое поступил в первое же послевоенное лето.
Пытаясь наверстать упущенное в годы войны, Самойлов вышел на театральную сцену еще в студенческие годы. Благодаря этому талантливого студента сразу после блестящего выпуска из театрального училища пригласили в Одесский театр Советской армии. После трех лет службы он стал звездой местной сцены, после чего продолжил свою карьеру сначала в Кемеровском областном драмтеатре, а затем переехал в Горький.
С горьковской театральной труппой Владимир Яковлевич исколесил весь Советский Союз. И как отмечали его коллеги, от него ни разу никто не слышал жалоб ни на скверные бытовые условия, ни на необходимость смены театров. Все знали, что его главной целью и страстью была только актерская игра. И она действительно не осталась незамеченной.
Правда, на это потребовалось около десяти лет после окончания театрального вуза.
Первым пригласил одаренного исполнителя в свой фильм «Неоплаченный долг» кинорежиссер Владимир Шредель, предоставивший возможность молодому актеру поработать рядом с такими мэтрами, как Всеволод Санаев и Борис Новиков.
И хотя роль, предложная Самойлову, была совсем небольшой, именно она стала его своеобразным «киношным» стартом. Уже на следующий год зрители увидели еще две киноленты с его участием, одной из которых был фильм «Секретарь обкома». В 1968 году во время успешных московских гастролей созданный им образ Ричарда III в постановке по пьесе Шекспира произвел фурор среди столичной публики.
Владимира Яковлевича начали наперебой приглашать к себе режиссеры лучших театров. Он же выбрал Московский академический театр имени Маяковского, где и прослужил большую часть своей жизни. И лишь спустя годы последним его творческим пристанищем стал Театр имени Гоголя, в котором он пережил немало счастливых дней и сыграл несколько замечательных ролей.
Однако серьезный успех пришел к актеру не сразу. Делая ставку на фактурную внешность талантливого одессита, режиссеры доверяли ему образы волевых и решительных героев, будь то большевики или белогвардейцы. Образы Шаумяна, Подвойского, Наримана Нариманова, Шадурова, были настолько ярко воплощены на экране, что фильмы «Двадцать шесть бакинских комиссаров», «Шестое июля», «Звезды не гаснут», «Особо важное задание» надолго запомнились зрителям.
Впрочем, всесоюзную популярность Самойлову принесли вовсе не эти картины. Его звездным фильмом стала всем известная музыкальная комедия «Свадьба в Малиновке», имеющая довольно интересную историю своего создания. Дело в том, что в преддверии 50-й годовщины Великого Октября перед Госкино была поставлена задача снять зажигательную и веселую киноленту.
Сделать это поручили актеру и режиссеру Андрею Тутышкину, дебютировавшему в свое время с легендарным советским фильмом «Волга-Волга». Он и предложил взять за основу одноименную оперетту композитора Бориса Александрова. И поскольку сюжет будущей комедии должен был разворачиваться на Украине, то и снимать фильм планировалось на киностудии имени Довженко.
Однако руководство студии, сочтя сценарий несерьезным и несоответствующим торжественному случаю, отказалось приступать к работе. По этой причине павильонные съемки и подготовку картины режиссеру пришлось проводить на «Ленфильме», а натурные съемки с мая по октябрь 1966 года – в нескольких украинских селах, одно из которых, кстати, называлось Малиновкой.
Зарекомендовавшему себя «истинным киноэкранным большевиком» Самойлову без проб предложили в этой картине одну из главных ролей – красного командира Назара Думы. И даже несмотря на присутствие в картине двух великих комиков – Михаила Водяного, игравшего Попандопуло, и Михаила Пуговкина в роли Яшки-артиллериста, одесский артист сумел раскрыть всю палитру своего таланта.
Создатели с честью выполнили поставленную перед ними задачу: в «юбилейном» 1967 году, после того как фильм посмотрело около 75 миллионов зрителей, «Свадьба в Малиновке» была единодушно признана лидером кинопроката. А год спустя на Всесоюзном фестивале в Ленинграде актеры Зоя Федорова, Владимир Самойлов, Михаил Водяной и Михаил Пуговкин получили награды за лучший комедийный ансамбль.
Комедия за короткий срок разошлась на цитаты, и вскоре весь Союз повторял фразы «Сто пудов и вся власть Советам», «И шо я в тебя такой влюбленный?», «Кони пьяны, хлопцы запряжены», «Трубка 15, прицел 120, бац, бац… и мимо!», «Сыграй что-нибудь такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!».
Актер всю свою жизнь был постоянным в двух вещах – в любви к лицедейству и к своей единственной женщине. Свою любовь Владимир Яковлевич встретил еще в Горьковском областном театре. Причем Надежда, поразившая сердце одесского красавца, не просто блистала на этой сцене – она была ведущей актрисой.
Но, несмотря на это, девушка оставила любимый театр и, не задумываясь, отправилась вслед за супругом, как только его пригласили в Москву. И хотя в дальнейшем ее актерская судьба так и не сложилась, она на протяжении всей их совместной жизни ни единого раза не упрекнула мужа. А он, чувствуя свою вину перед женой, считал ее своим ангелом-хранителем и многократно просил у нее прощения за несостоявшуюся карьеру.
Наверное, благодаря ее любви и поддержке, надежному семейному тылу Самойлов не потерялся в мире кинематографа. Будучи уникальным мастером перевоплощения, он постоянно пополнял свой актерский арсенал образами классических литературных персонажей и революционных героев, белогвардейских офицеров и идейных большевиков, прокуроров и воров в законе, следователей и подследственных.
Сегодня сложно определить, какая из сыгранных этим замечательным артистом ролей лучшая, ведь их за годы его творчества было около четырехсот. К тому же неимоверная выносливость и работоспособность Владимира Яковлевича, продолжавшего играть и сниматься до глубокой старости, просто поражала. В отличие от многих своих коллег, он и в «роковые 90-е», после распада СССР был достаточно востребован и популярен.
Среди лучших фильмов артиста можно назвать картины «Визит к Минотавру», в котором он сыграл прокурора, и «Сукины дети», где по задумке Леонида Филатова Самойлов предстал перед зрителями в образе директора театра. А в реальности он буквально разрывался между театром и съемочной площадкой. И сердце его не выдержало.
Владимир Яковлевич умер прямо на театральной сцене, вернувшись со съемок в киноленте «Рейнджер из атомной зоны». Он репетировал роль, о которой всегда мечтал – короля Лира в трагедии Шекспира. А спустя полгода не стало и его верной половинки. Они не могли жить в одиночестве, потому и ушли друг за другом.
https://www.weekly-news.info/single-post/2019/03/13/samoilov