Вера Инбер, Ленинград, 1942 г. (фото Б. П. Кудоярова "Росфото")
48 лет назад, 1 февраля 1973 г. – Купальный переулок переименован в пер. Веры Инбер.
Это советская писательница родом из Российской империи. Веру Инбер сравнивали с Анной Ахматовой, противопоставляли другим поэтам Серебряного века, а она сказала свое слово в литературе – по-девичьи нежное и по-женски сильное.
Вера Михайловна Инбер из еврейской семьи Шпенцер (именно такой была ее девичья фамилия). Родилась в Одессе, на закате XIX века, в 1890 году. Ее отец занимался типографским делом – издавал бланки и литографии, а еще председательствовал в товариществе научного издательства и был купцом. Мать преподавала русский язык и литературу и заведовала еврейским училищем для девочек.
С самого детства Вера была окружена книгами, разговорами об издательствах и литераторах, погружена в пучину типографской и купеческой жизни.
Образование Инбер получила на Высших женских курсах – слушала лекции на историко-филологическом факультете. В это же время появилась и ее первая публикация в местной газете – рассказ «Севильские дамы». Вера много писала, читала, создавала сценарии для студенческих капустников, а Александр Вертинский пел песни на ее стихи.
Женщина трижды была замужем. Первый муж появился еще во время учебы в университете, в 1910 году. Вместе с Натаном Инбером Вера уехала во Францию, Париж и Швейцарию и пробыла там вплоть до 1914-го, тогда пара распалась, брак был недолгим.
От первого мужа у нее появилась дочь Жанна. Рождение ребенка стало стимулом для юной поэтессы – из-под ее пера начали появляться детские стихи. Позже произведения заработали такую популярность, что даже советские дети 60-х знали их наизусть. Многие шутливые стихотворения переросли в веселые детские и взрослые песни (например, «Песня о девушке из Нагасаки»).
Расставшись с мужем, Вера вернулась в Одессу. Она активно писала сценарии, стихи, участвовала в спектаклях, печаталась, переводила зарубежную классику. Вместе с семьей в 1920 году женщина переехала в Москву. Там она продолжила писать для детей. Автор приняла революцию, поэтому в каждом ее произведении звучит тема долга, чести, гражданской ответственности, как у Владимира Маяковского, который настаивает, что гражданином ты «быть обязан». Однако как бы там ни было, на родине поэтессе пришлось устраивать свою жизнь заново. В биографии Инбер был пункт, который служил как предметом зависти для других, так и источником страха для самой поэтессы – она была племянницей Льва Троцкого. Хотя Троцкий не испытывал восторга по отношению к одесской родне, Инбер удалось добиться у него «аудиенции». Вероятно, он помог ей, так как Вера Михайловна стала корреспондентом одного из печатных изданий, часто бывала за границей, печаталась в самых известных отечественных журналах. После того как Троцкий попал в опалу, ей чудом удалось сохранить не только жизнь, но и свободу. При этом она очень боялась репрессий и старалась выглядеть как можно благонадежнее, писать то, чего от нее ждут.
Второй муж у Веры Михайловны появился как раз в 1920-е годы, им стал электрохимик – профессор Александр Фрумкин. Возможно, такое покровительство и самоотверженная работа женщины как журналиста и писателя на благо родины спасли ее во время расправы над троцкистами: имя Веры Инбер не было даже упомянуто в этом деле. В итоге она рассталась и со вторым мужем.
Третий брак выпал на начало Великой Отечественной войны – Вера вышла замуж за историка медицины, академика Илью Давыдовича Страшуна. С супругом она переехала в Ленинград, а дочь и родившегося к этому времени внука отправила в эвакуацию. Годовалый ребенок умер, что стало сильным ударом для Веры Михайловны. С третьим мужем писательница прожила до конца его жизни.
Свой первый сборник Инбер выпустила в Париже. На издательства она не надеялась, поэтому книга «Печальное вино» вышла за ее средства. Позже об этой работе высказались Александр Блок и Илья Эренбург – и тому, и другому она понравилась.
Потом появились книги «Горькая услада», «Цель и путь», «Рассказы» и другие. Есть среди них сборники для детей, для взрослых, о любви, смелости и дружбе. Многие произведения Веры того периода наполнены советской идеологией – повествуют о силе духе, несломленной вере, чести и правде.
Инбер была не только писателем, но и корреспондентом – в середине 1920-х она отправилась в зарубежную командировку, посетила Брюссель, Париж и Берлин. Ее статьи публиковались в таких знаковых журналах, как «Огонек», «Прожектор», «Красная Нива». Она один из авторов книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934).
Великую Отечественную войну Вера Инбер пережила в Северной столице. Блокада Ленинграда оставила свой отпечаток в биографии и творчестве писательницы. Она вела дневник, старалась вносить в него события каждого дня (затем он перерос в книгу «Почти три года»). В это время написаны такие работы, как «Душа Ленинграда», «О Ленинграде», «Пулковский меридиан». За последнюю книгу и ленинградский дневник Вера Михайловна удостоена Сталинской премии.
Залпы победы Вера услышала тоже в Ленинграде, а после войны писала все меньше. Наступили трудные времена. Из-за проходившего в то время «дела врачей» ее муж попал в психиатрическую больницу.
В последние годы жизни писательница занималась переводами, работала с поэтическим творчеством Тараса Шевченко, Максима Рыльского, Поля Элюара, Шандора Петёфи и др.
Умерла Вера Инбер 11 ноября 1972 года. Похоронена в Москве, на Введенском кладбище.
Вспомним. Александр Вертинский на слова Веры Инбер. "Джонни":